III. «Чувства. Симпатия. Спор. Конфликт». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. «Чувства. Симпатия. Спор. Конфликт».



Цель этого этапа – дальнейшее раскрытие и закрепление социально-психологических умений, усиление психологического проникновения в мир значимого другого (коллеги, руководителя, подчиненного, близкого человека).

Ролевая игра, ее ситуации направлены на демонстрацию и формирование следующих умений:

1) Умение выражать свои чувства.

2) Умение участвовать в споре.

3) Умение вызвать симпатию.

4) Умение разрешать конфликтные ситуации.

Возможно конструирование и проигрывание примерных ситуаций: «Жалоба», «Межличностный конфликт в коллективе». «Телефон доверия» и др.

 

Литература

 

1. Андреева Т.М. Социальная психология. М., Изд-во Моск. ун-та. 1990.

2. Атватер И. Я Вас слушаю… М., 1985.

3. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Прага. 1981.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека. М., 1982.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Лениздат. 1992.

7. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. М., 1993.

8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. М., «Просвещение». 1991.

9. Войскурский А.Е. Я говорю, мы говорим. М., 1990.

10. Грелов И. и др. Умеет ли Вы общаться? Просвещение. 1991.

11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л. Изд-во ЛРУ. 1984.

12. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М., «Высшая школа». 1993.

13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с анг. М., 1991.

14. Курбатов В.И. Переговоры; аргументация в деловом общении. Ростов н/Д. 1993.

15. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1994.

16. Лабунская В.А. Невербальные поведения. Ростов н/Д. 1986.

17. Лабунская В.А Психология экспрессивного поведения. М. «Знание», 1989.

18. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д. 1992.

19. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д. 1991.

20. Лабиринты одиночества (пер. с англ.) М., «Пресс». 1991.

21. Мелибруда Е.Я. Я-ТЫ-МЫ (пер. с польского). М., 1986.

22. Ниренбур Д. Читать человека как книгу. (Пер. с анг.). М., 1990.

23. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличного общения. М. «Знание». 1991.

24. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат. 1991.

 

Основные понятия: общение, функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффектно-коммуникативная), трансактный анализ Э. Берна, вербальное общение, невербальное общение, деловое общение, трудности в общении.
Семинарское занятие № 3

ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1. Понятие малой группы, их классификация.

2. Динамические процессы в малой группе.

3. Социально-психологические признаки коллектива.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Лидер и стили руководства.

2. Методы психологического исследования межличностных отношений.

3. Поэтапное развитие группы как коллектива.

4. Социально-психологический климат в коллективе.

 

Практические задания:

Первое задание

Условия выполнения задания:

Из приведенных ниже социально-психологических характеристик малых групп выберете семь признаков, которые взятые вместе, наиболее точно и полно раскрывают понятие «коллектив» и семь признаков, которые характеризуют группу низкого уровня развития:

1. Наличие личных целей, тождественных целям других членов группы.

2. Наличие общей, значимой для группы цели деятельности.

3. Наличие общей, социально значимой цели деятельности.

4. Личные цели и задачи превышают значимость общих целей деятельности группы.

5. Совместная деятельность, мотивированная общественными и личными интересами, целями.

6. Совместная деятельность мотивирована, главным образом, личными интересами»

7. Соответствие формальной и неформальной структур группы.

8. Отсутствие соответствия формальных и неформальных структур группы.

9. Формальные и неформальные структуры функционируют как единство, дополняя друг друга.

10. Отношения деловой зависимости и личные отношения уравновешены.

11. Деловые отношения определяются личностными.

12.Определявшими являются отношения деловой зависимости, личностные. Отношения характеризуются доброжелательностью и заботой.

13. Наличие деловых и личных контактов.

14. Полная бесконфликтность как в деловых, так и в личностных отношениях.

15. Взаимоотношения симпатии, взаимопомощи и взаимодействия.

16. Отношения не только сотрудничества, но и подчинения.

17. Единые для всех членов группы социальные ценности, традиции, нормы, стандарты поведения.

18.Социальный контроль осуществляется группой и ее членами.

19. Расхождение в группе во взглядах, оценках, понимании социальных ценностей.

20. Наличие действенного высоконравственного группового общественного мнения, сопереживания.

21. Требования предъявляет руководитель, члены группы их выполняют.

22. Требования руководителя, предъявляемые группе, поддерживаются активом группы.

23. Каждый член группы сам к себе предъявляет требования, соответствующие целям группы, имеющим общественную значимость.

24. Связь, взаимодействие группы с другими группами осуществляется на основе принципа сотрудничества, взаимопомощи.

25. Взаимодействие группы с другими группами отсутствует. Результаты выполнения задания обсуждаются всеми студентами и составляется психологический портрет коллектива как высшего уровня развития группы.

Второе задание

Условия выполнения задания:

С помощью метода «Социально-психологическая аттестация коллектива» определить социально-психологический климат учебной группы. Предварительно каждый студент знакомится со списком, перечисленных ниже требований, отвечая на перечисленные вопросы, осуществляет социально-психологическую аттестацию коллектива. Номера суждений обводятся только в том случае, если зафиксированная в суждении форма поведения соответствует всем или большинству членов коллектива.

Например, если считаете, прочитав первое суждение, что все члены Вашего коллектива выполняют свои обязанности как можно лучше, то обведите в опросном листе цифру I. Если Вы не согласны с этим утверждением, или считаете, что выполняют свои обязанности как можно лучше меньшая часть вашего коллектива, то оставьте цифру I не обведенной. (Задание выполняется дома).

Список суждений:

1. Свои слова всегда подтверждают делом.

2. Осуждают проявления индивидуализма.

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

5. Всегда оказывают помощь друг другу.

6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.

7. Знает задачи, стоящие перед коллективом.

8. Требовательны друг к другу.

9. Все вопросы решают сообща.

10. Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом.

11. Доверяют друг другу.

12. Делятся оптом работы с членамиколлектива.

13. Бесконфликтно распределяет между собой обязанности.

14. Знают итоги работы коллектива.

15. Никогда и не в чем не ошибаются.

16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.

17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

18. Занимаются на досуге одним и тем же.

19. Защищают друг друга.

20. Всегда считаются с интересами друг друга.

21. Заменяют друг друга в работе.

22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.

23. Работают с полной отдачей сил.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.

25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.

26. Помогают друг другу.

27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем

членам коллектива.

28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

29. Знают правила поведения в коллективе.

30. Никогда и ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое дело на полпути.

32. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.

33. Одинаково оценивают успехи коллектива.

34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.

35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов, коллектива.

36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.

37. Знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Верят в свой коллектив.

40. Одинаково оценивают неудачи коллектива,

41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.

43. Быстро находят между собой общий язык.

44. Знают основные приемы и методы работы,

45. Всегда и во всем правы.

46. Общественные интересы ставят выше личных.

47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.

48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.

51. Берут на себя руководство, если это требуется.

52. Знают работу товарищей.

53. По-хозяйски относятся к общественному добру.

54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.

55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.

56. Уважают друг друга.

57. Тесно сотрудничают с членами другого коллектива.

58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

59. Знают черты характера друг друга.

60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.

63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.

64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65. Радуются успехам членов другого коллектива.

66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

67. Знают привычки и склонности друг друга.

68. Активно участвуют в общественной работе.

69. Заботятся об успехах коллектива.

70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.

73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

 

Все эти суждения, кроме контрольных: 15, 30, 45, 60, характеризуют поведение и отношения, которые должны присутствовать в идеальном коллективе. В целом они задают современный эталон идеального коллектива, в котором все участники проявляет сверхнормативную активность.
Таблица 1

Показатели уровня развития коллектива
  Ответственность Коллективизм Сплоченность Контактность Открытость Организованность Информированность Контрольные вопросы
номера суждений 1 2 3 4 5 6 7  
               
               
               
               
               
               
               
               
Общее количество выделенных суждений

 

Данные, занесенные в таблицу № I, суммируются (по каждому столбцу) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для анализа коллектива. Если по всем столбцам сумма оказалась в диапазоне 10-8 баллов, то социально-психологический климат коллектива можно считать идеальным; если все признаки коллектива находятся в диапазоне 7-6 баллов, то социально-психологический климат коллектива - оптимальный, если в диапазоне 5-4 балла, то социально-психологический климат коллектива ниже среднего, если в диапазоне 3-2 балла - низкий.

Пример графика

«Социально-психологического климата коллектива»

10 балл     ●  
7   ● ●  
    ● ● ●  
     
     
Ответственность Коллективизм Сплоченность Контактность Открытость Организованность Информированность Признаки коллетива
                   

На основе выполненного задания ответьте на следующие вопросы:

I. Какие методы работы с коллективом Вы можете предложить, если обнаружите низкие показатели социально-психологического климата.

2. Какие рекомендации Вы можете дать руководителю коллектива, в котором «социально-психологический» рельеф свидетельствует о разной степени выраженности показателей социально-психологического климата.

3. В каких условиях существования «трудового коллектива возникает низкий социально-психологический климат.

Третье задание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.036 с.)