Кафедра политологии и этнополитики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра политологии и этнополитики



И.В. Великодная

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Ростов-на-Дону, 2011
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра политологии и этнополитики

 

 

Великодная Ирина Викторовна,

доцент, кандидат политических наук

 

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Учебно-методический комплекс содержит материалы, необходимые для изучения курса «Психология»: учебно-тематический план, программные требования к лекциям, планы и рекомендации семинарских и практических занятий, творческие задания студентам для индивидуальной и групповой работы, тематику курсовых и дипломных работ, тесты, вопросы к зачету, библиографию.

Материалы учебно-методического комплекса предназначены для преподавателей и студентов СКАГС, а также могут быть использованы в системе повышения квалификации государственных служащих.

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № _____ от «___» ____________ 2011 г.

Великодная И.В.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»

 

№ п/п Наименование тем занятий Количество часов
лекции семинары
ПСИХОЛОГИЯ
1. Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.   -
2. Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века.   2-
3. Личность как социально-психологический феномен.   -
4. Индивидуально-типологические особенности личности.    
5. Деятельность.     -
6. Общение как социально-психологический аспект управленческой деятельности.   2-  
7. Познавательные процессы.   -
8. Социальные группы, их классификация, характеристики и особенности управления.   -
9. Группы и коллективы, межличностные отношения и взаимодействия.   -  
10. Психологические факторы управленческой деятельности.    
Всего:    
Итого: 54 часа

 

Примечание: Тематика, план и количество часов могут корректироваться с учётом планов факультетов и отделений.
В В Е Д Е Н И Е

 

Работа современного руководителя невозможна без знания основ человековедения. Являясь человековедческими науками, психология и педагогика играют все большую роль в управленческой деятельности, а также любая политическая и социальная теория, любая концепция общества, формы правления и справедливости покоятся на определенном понимании человеческой природы. Настоящий учебно-методический комплекс опирается на теоретические и экспериментальные исследования общей и социальной психологии, психологии управления, психологии политики, общих основ педагогики, теории воспитания, дидактики, социальной педагогики.

При отборе содержания учебного материала авторы руководствовались требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом современных достижений в области психолого-педагогических наук, опираясь как на теоретико-методологические основы, так и на прикладные аспекты психологии и педагогики.

Среди основных целей, выдвигаемых при изучении курса общей психологии и педагогики можно отметить следующие:

ü овладение студентами категориальным аппаратом психологии;

ü ознакомить студентов с основными направлениями развития психологии, теоретическими системами, технологиями;

ü убедить студентов в важном значении психологической науки для управленческой деятельности, самообразования и повышения профессиональной культуры руководителя;

ü сформировать представление о возможностях современной психологии;

ü научить основным методам психологического исследования личности и коллектива, умению квалифицированно оценивать и отбирать факты и ситуации социального опыта для социализации и формирования личности;

ü развить у студентов интуитивное чувство и профессиональный навык оценивать психическое состояние личности, ее эмоциональное благополучие и на основе собственных заключений вносить коррективы в систему работы;

ü научить работать с психологической литературой, справочниками, периодикой, источниками и документами, составлять библиографию по проблеме;

ü получить навыки анализа и сравнения концептуальных оснований психологической теории.

Выполнение поставленных задач зависит не только от усвоения общей психологии, но и связь этих наук с другими профилирующими предметами.

Изучение курса может осуществляться в следующих формах: аудиторно (лекции, семинары и практические занятия) и самостоятельно (изучение учебных пособий, научных трудов отечественных и зарубежных психологов и педагогов, написание рефератов и курсовых работ), выполнение индивидуальных и групповых заданий творческого характера. Какую бы форму обучения студент не избрал (аудиторную, самостоятельную или их сочетание), он должен трудиться под руководством преподавателя и проработать содержащийся в программе материал.

Предлагаемый вариант программы включает следующие разделы:

Психология.

I. Наука психология.

II. Личность.

III. Деятельность и общение.

IV. Социальные группы.

V. Познавательные процессы.

VI. Психологические факторы управленческой деятельности.

Курс рассчитан на 54 часа, из них 38 часа лекций, 18 часов семинарских и практических занятий, зачет в конце семестра.

По выбору студента могут быть выполнена дипломная работа.

Психологические знания, умения и навыки, полученные студентами, могут быть полезны как в реализации жизненной стратегии, так и в решении актуальных практических управленческих задач.

В основе структуры программы «Психология» лежит принцип тематического планирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Предмет, состояние, структура и методы

Психологической науки.

Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии в истории науки. Понятие о психике как отражении человеком окружающей действительности. Учение И.М. Семенова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психического.

Кризис психологии на рубеже 20-го столетия. Краткая характеристика новых направлений в науке о человеке: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современное состояние психологической науки за рубежом.

Становление основных принципов психологии в истории отечественной науки. Роль видных отечественных психологов в развитии психологии.

Современная психология, ее место в системе наук. Основные направления развития психологической науки. Принципы классификации отраслей психологии.

Современные представления об этапах развития психики.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики. Психологические особенности восприятия, каналы получения и переработки информации. Эмоционально-волевая сфера. Мышление, память и общение. Внутренний мир и состояние сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.

Психологическое совершенствование – условие профессионального и личностного роста государственного служащего.

 

Методы психологии.

Классификация методов психологии:

- организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, методы коррекции.

Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод срезов, комплексный метод.

Эмпирические методы как способы сбора данных:

- наблюдение и самонаблюдение.

Варианты экспериментального исследования: лабораторный, естественный. Формирующий эксперименты.

Виды психодиагностических методов: тесты, анкеты, интервью, беседа.

Анализ продуктов деятельности.

Биографические методы.

Количественные и качественные методы обработки данных.

Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия.

Тема 2. Личность.

Понятие об индивиде. Философские воззрения на сущность и природу личности. Психологические теории личности, основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности человека. индивидуальность, ее структура и особенности. Проблема исследования психических свойств.

Личность как субъект межличностных отношений, опосредованных деятельностью. Личность как социальное качество индивида и ее системное строение. Сравнительная характеристика различных подходов к структуре личности.

Развитие и характеристика основных факторов развития личности, соотношение биологического и социальных факторов.

 

Семинарское занятие № 1

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

1. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Исследование психологии личности в трудах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анцыферовой, У. Джемса, Э. Фромма, В. Франкла, Г. Оппорта и др.

3. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Формирование и типология характера. Психологические типы акцентуированных характеров (К. Леонгард, А. Личко).

5. Особенности, задатки, индивидуальные различия людей. Представления о способностях и трудах С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина, В.М. Теплова. Понятие одаренности и таланта.

6. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Волевая регуляция поведения. Психологические теории эмоций. Характеристика эмоциональных состояний человека.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Я – концепция личности и ее компоненты.

2. Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.

3. Модус бытия и модус обладания в теории Э. Фромма.

4. Характеристика различных подходов к пониманию структуры личности.

5. Характеристика направленности личности.

6. Характеристика психологической подструктуры личности.

7. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

8. Темперамент и стиль деятельности.

9. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента.

10. Типическое и индивидуальное в характере.

11. Проявления характера и источники его познания.

12. Самовоспитание характера.

13. Профессия и способности.

14. Диагностика способностей.

15. Компенсация способностей.

16. Возрастной аспект проблемы способностей.

17. Наследственность и способности.

Практические задания:

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

1. Выделите особенности поведения человека, которые показывают его как индивида, или как личность. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация рук, эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность, добросовестность, робость, подвижность.

2. Определите к какому научному направлению можно отнести следующие высказывания об активности личности.

- Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека.

- Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания.

- Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям.

3. Укажите к какому виду мотивов относятся приведенные ниже проявления влечений, желаний, интересов и убеждений.

- Рабочий В.Л. по состоянию здоровья попросил путевку в санаторий.

- Услышав первые раскаты грома, ребята быстро приумолкли.

- В своей лекции преподаватели часто используют яркие наглядные пособия, красочные примеры, задают аудитории неожиданные вопросы и т.д. Эти приемы, как правило, способствуют вовлечению студентов в активную мыслительную деятельность и дают желаемые результаты.

- Катя Н. была добросовестной и активной не только в производственной, но и в общественной жизни бригады. У девочки слово никогда не расходилось с делом. Она смело могла критиковать самую лучшую подругу за нарушение правил поведения, никогда не принимала необдуманных решений, первой шла на помощь товарищам.

4. Как называется явление, проявившееся в эксперименте?

Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требующим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и от задачи, гораздо более легкой.

5. Определите какие стороны личности проявились в поведении людей:

- Миша К. всегда активен на занятиях по математике. Если некоторые студенты при решении той или иной математической задачи не могут обходиться без детального развертывания процесса решения, то Миша многие действия делает в уме, не записывая их в тетради или на доске. Также легко и быстро он понимает задачи на только что объясненное правило и правильно решает их.

- Студент I-го курса Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.

6. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительна работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность, слабая эмоциональная возбудимость, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, быстрая приспособляемость к новой обстановке, неуверенность в себе, спокойное настроение.

7. У кого из студентов сдержанность вызвана свойствами темперамента, а у кого - характера.

Наблюдения за жизнью двух студентов 1-го курса показали, что у одного из них сдержанность проявляется лишь в деятельности, имеющей общественное значение (например, на собрании группы), у другого студента сдержанность проявляется и в труде, и в учебе, и в спорте.

8. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

- черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

- черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;

- свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;

- свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий;

- в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

- характер индивидуально своеобразен;

- черты характера социально-типичны и индивидуально своеобразны;

- характер - отражение общественных отношений.

9. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Ответ обоснуйте.

Ира Н. восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро «остывает». Много уделяет внимания своей внешности; часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

3. Психология личности. Хрестоматия. М., 1998.

4. Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.).

5. Леонгард Н. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

6. Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

7. Э. Фромм. Иметь или быть. М., 1988.

8. Р. Вернс. Я – концепция личности и ее воспитание. М., 1983.

9. Психология и педагогика/ Под ред. В.Д. Столяренко. М., 1999.

10. Р.С. Немов Психология в 3 кн.. Кн. 1. м., 1998.

 

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность структура личности, психические процессы, направленность личности. Темперамент. Характер, способности.

 

10.

а) незлопамятны и боязливы;

б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать;

в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня,

системы в работе;

г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11.

а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;

в) легко сдерживаете порыв;

г) впечатлительны до слезливости.

12.

а) неуравновешенны и склонны к горячности;

6) тяготитесь. однообразием будничной кропотливой работы;

в) мало восприимчивы к одобрению или порицанию;

г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

13.

а) бываете агрессивным забиякой;

б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности;

в) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям

в свой адрес;

г) склонны к подозрительности, мнительны.

14.

а) нетерпимы к недостаткам;

б) выносливы и работоспособны;

в) постоянны в своих интересах;

г) болезненно чувствительны и легко ранимы.

15.

а) обладаете выразительной мимикой;

б) обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся

живыми жестами и выразительной мимикой;

в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела

на другое;

г) чрезмерно обидчивы.

16.

а) способны быстро действовать и решать;

б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;

в) ровны в отношениях со всеми;

г.) скрытны и необщительны.

 

17.

а) неустанно стремитесь к новому;

б) обладаете всегда бодрым настроением;

в) любите аккуратность во всем;

г) малоактивны и робки.

18.

а) обладаете резкими порывистыми движениями;

б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

г) безропотны, покорны.

19.

а) несобранны, проявляете поспешность в решениях;

б) настойчивы в достижении поставленной цели;

в) инертны, малоподвижны, вялы;

г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.

20.

а) склонны к резким сменам настроения;

б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

 

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали вариант «а», сколько «б», сколько «в» и «г». Умножьте каждую из 4 сумм на 5.

 

НАПРИМЕР:

Вы выбрали вариант «а» 6 раз х 5 = 30;

вариант «б» 3 раза х 5 = 15;

вариант «в» 10 раз х 5 = 50; вариант «г» 1 раз х 5 = 5.

Таким образом, вы получили процентное содержание ответов; в нашем примере — варианта «а» — 30 %, варианта «б»— 15 %, варианта «в»— 50 %, варианта «г»— 5 %.

Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получиться 100 %.

Четыре варианта ответов соответствуют четырем типам темперамента:

«а» — холерический тип темперамента;

«б» — тип сангвиника;

«в» — тип флегматика;

«г» — тип меланхолика.

Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет 40 % — этот тип доминирует (в примере меланхолический — 50 %).

30-35 % — этот тип темперамента ярко выражен;

20-29 % — качество достаточно выражено и надо учитывать;

20 % — слабо выражено;

10 % — не в счет.

 

 

Семинарское занятие № 2

I. «Знакомство».

Целью первого знакомства является знакомство с участниками, с принципами работы группы, с игровым стилем общения. В ходе работы, по мере погружения в ситуацию тренинга, происходит запуск процесса самораскрытия.

Упражнения, выполняемые участниками тренинга, направлены на выявление и формирование следующих умений:

1) Умение представиться;

2) Умение выходить из привычной роли, возраста;

3) Умение воспринимать, анализировать самохарактеристику партнера;

4) Умение воспринимать похвалу и реагировать на нее;

5) Умение работать в группе – «Видение группы».

Примерный перечень упражнений:

1) «Знакомство» («Снежный ком»).

2) «Интервью в парах».

3) Испорченный телефон».

4) «Жизненное кредо».

5) «Ассоциации» («Животный и растительный мир», «Игрушка» и др.).

6) «Телефон доверия».

7) «Полемика».

8) «Незаконченное предложение».

Выполнение упражнений чередуется с различными вариантами психогимпастики.

Обязательным для первого этапа занятия является совместная выработка всеми участниками методов работы внутри группы.

 

II. «Словесная оценка. Предъявление требования. Диалог».

Целью этого этапа тренинга является дальнейшее самораскрытие личности, закрепление игрового стиля общения, открытие в себе «сильных сторон», их углубление и использование в практической деятельности.

Собственно ролевая игра начинается со второго этапа. Ее содержание направлено на демонстрацию и формирование следующих социально-психологических умений:

1) Умение оценивать, формулировать положительную и отрицательную оценку.

2) Умение настаивать на своем, предъявлять требования.

3) Умение наблюдать.

4) Умение четко выражать свои мысли.

5) Умение слушать.

6) Умение «читать» невербальное поведение собеседника и владеть собственным невербальным поведением.

7) Умение вести беседу и прийти к соглашению.

Каждое умение, или группа их демонстрируется в ходе конструирования и разыгрывания студентами ситуаций, игр в соответствии с определенными ролями. (Например: «Прием на работу», «Беседа со служащими не выполнившим задание». «Беседа по кадровым вопросам». «Переговоры». «Создание нового объединения» и др.).

Проигрывание моделей трансактного анализа.

По окончании проводится групповая дискуссия, в ходе которой вырабатываются рекомендации.

 

Литература

 

1. Андреева Т.М. Социальная психология. М., Изд-во Моск. ун-та. 1990.

2. Атватер И. Я Вас слушаю… М., 1985.

3. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Прага. 1981.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека. М., 1982.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Лениздат. 1992.

7. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. М., 1993.

8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. М., «Просвещение». 1991.

9. Войскурский А.Е. Я говорю, мы говорим. М., 1990.

10. Грелов И. и др. Умеет ли Вы общаться? Просвещение. 1991.

11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л. Изд-во ЛРУ. 1984.

12. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М., «Высшая школа». 1993.

13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с анг. М., 1991.

14. Курбатов В.И. Переговоры; аргументация в деловом общении. Ростов н/Д. 1993.

15. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1994.

16. Лабунская В.А. Невербальные поведения. Ростов н/Д. 1986.

17. Лабунская В.А Психология экспрессивного поведения. М. «Знание», 1989.

18. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д. 1992.

19. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д. 1991.

20. Лабиринты одиночества (пер. с англ.) М., «Пресс». 1991.

21. Мелибруда Е.Я. Я-ТЫ-МЫ (пер. с польского). М., 1986.

22. Ниренбур Д. Читать человека как книгу. (Пер. с анг.). М., 1990.

23. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличного общения. М. «Знание». 1991.

24. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат. 1991.

 

Основные понятия: общение, функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффектно-коммуникативная), трансактный анализ Э. Берна, вербальное общение, невербальное общение, деловое общение, трудности в общении.
Семинарское занятие № 3

ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1. Понятие малой группы, их классификация.

2. Динамические процессы в малой группе.

3. Социально-психологические признаки коллектива.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Лидер и стили руководства.

2. Методы психологического исследования межличностных отношений.

3. Поэтапное развитие группы как коллектива.

4. Социально-психологический климат в коллективе.

 

Практические задания:

Первое задание

Условия выполнения задания:

Из приведенных ниже социально-психологических характеристик малых групп выберете семь признаков, которые взятые вместе, наиболее точно и полно раскрывают понятие «коллектив» и семь признаков, которые характеризуют группу низкого уровня развития:

1. Наличие личных целей, тождественных целям других членов группы.

2. Наличие общей, значимой для группы цели деятельности.

3. Наличие общей, социально значимой цели деятельности.

4. Личные цели и задачи превышают значимость общих целей деятельности группы.

5. Совместная деятельность, мотивированная общественными и личными интересами, целями.

6. Совместная деятельность мотивирована, главным образом, личными интересами»

7. Соответствие формальной и неформальной структур группы.

8. Отсутствие соответствия формальных и неформальных структур группы.

9. Формальные и неформальные структуры функционируют как единство, дополняя друг друга.

10. Отношения деловой зависимости и личные отношения уравновешены.

11. Деловые отношения определяются личностными.

12.Определявшими являются отношения деловой зависимости, личностные. Отношения характеризуются доброжелательностью и заботой.

13. Наличие деловых и личных контактов.

14. Полная бесконфликтность как в деловых, так и в личностных отношениях.

15. Взаимоотношения симпатии, взаимопомощи и взаимодействия.

16. Отношения не только сотрудничества, но и подчинения.

17. Единые для всех членов группы социальные ценности, традиции, нормы, стандарты поведения.

18.Социальный контроль осуществляется группой и ее членами.

19. Расхождение в группе во взглядах, оценках, понимании социальных ценностей.

20. Наличие действенного высоконравственного группового общественного мнения, сопереживания.

21. Требования предъявляет руководитель, члены группы их выполняют.

22. Требования руководителя, предъявляемые группе, поддерживаются активом группы.

23. Каждый член группы сам к себе предъявляет требования, соответствующие целям группы, имеющим общественную значимость.

24. Связь, взаимодействие группы с другими группами осуществляется на основе принципа сотрудничества, взаимопомощи.

25. Взаимодействие группы с другими группами отсутствует. Результаты выполнения задания обсуждаются всеми студентами и составляется психологический портрет коллектива как высшего уровня развития группы.

Второе задание

Условия выполнения задания:

С помощью метода «Социально-психологическая аттестация коллектива» определить социально-психологический климат учебной группы. Предварительно каждый студент знакомится со списком, перечисленных ниже требований, отвечая на перечисленные вопросы, осуществляет социально-психологическую аттестацию коллектива. Номера суждений обводятся только в том случае, если зафиксированная в суждении форма поведения соответствует всем или большинству членов коллектива.

Например, если считаете, прочитав первое суждение, что все члены Вашего коллектива выполняют свои обязанности как можно лучше, то обведите в опросном листе цифру I. Если Вы не согласны с этим утверждением, или считаете, что выполняют свои обязанности как можно лучше меньшая часть вашего коллектива, то оставьте цифру I не обведенной. (Задание выполняется дома).

Список суждений:

1. Свои слова всегда подтверждают делом.

2. Осуждают проявления индивидуализма.

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

5. Всегда оказывают помощь друг другу.

6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.

7. Знает задачи, стоящие перед коллективом.

8. Требовательны друг к другу.

9. Все вопросы решают сообща.

10. Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом.

11. Доверяют друг другу.

12. Делятся оптом работы с членамиколлектива.

13. Бесконфликтно распределяет между собой обязанности.

14. Знают итоги работы коллектива.

15. Никогда и не в чем не ошибаются.

16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.

17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

18. Занимаются на досуге одним и тем же.

19. Защищают друг друга.

20. Всегда считаются с интересами друг друга.

21. Заменяют друг друга в работе.

22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.

23. Работают с полной отдачей сил.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.

25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.

26. Помогают друг другу.

27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем

членам коллектива.

28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

29. Знают правила поведения в коллективе.

30. Никогда и ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое дело на полпути.

32. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.

33. Одинаково оценивают успехи коллектива.

34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.

35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов, коллектива.

36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.

37. Знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Верят в свой коллектив.

40. Одинаково оценивают неудачи коллектива,

41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.

43. Быстро находят между собой общий язык.

44. Знают основные приемы и методы работы,

45. Всегда и во всем правы.

46. Общественные интересы ставят выше личных.

47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.

48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.

51. Берут на себя руководство, если это требуется.

52. Знают работу товарищей.

53. По-хозяйски относятся к общественному добру.

54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.

55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.

56. Уважают друг друга.

57. Тесно сотрудничают с членами другого коллектива.

58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

59. Знают черты характера друг друга.

60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.

63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.

64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65. Радуются успехам членов другого коллектива.

66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

67. Знают привычки и склонности друг друга.

68. Активно участвуют в общественной работе.

69. Заботятся об успехах коллектива.

70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.

73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

 

Все эти суждения, кроме контрольных: 15, 30, 45, 60, характеризуют поведение и отношения, которые должны присутствовать в идеальном коллективе. В целом они задают современный эталон идеального коллектива, в котором все участники проявляет сверхнормативную активность.
Таблица 1

Показатели уровня развития коллектива
  Ответственность Коллективизм Сплоченность Контактность Открытость Организованность Информированность Контрольные вопросы
номера суждений 1 2 3 4 5 6 7  
               
               
               
               
               
               
               
               
Общее количество выделенных суждений

 

Данные, занесенные в таблицу № I, суммируются (по каждому столбцу) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для анализа коллектива. Если по всем столбцам сумма оказалась в диапазоне 10-8 баллов, то социально-психологический климат коллектива можно считать идеальным; если все признаки коллектива находятся в диапазоне 7-6 баллов, то социально-психологический климат коллектива - оптимальный, если в диапазоне 5-4 балла, то социально-психологический климат коллектива ниже среднего, если в диапазоне 3-2 балла - низкий.

Пример графика

«Социально-психологического климата коллектива»

10 балл     ●  
7   ● ●  
    ● ● ●  
     
     
Ответственность Коллективизм Сплоченность Контактность Открытость Организованность Информированность Признаки коллетива
                   

На основе выполненного задания ответьте на следующие вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.238 с.)