ТЕМА 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация



Основные подходы к дихотомии «норма» и «патология». Проблемы определения. Гипотеза об уровнях психического здоровья Б.С. Братуся. Психическое расстройство как дезадаптивное поведение. Модели классификации анормального поведения (категориальная, многомерная, прототипическая). Подходы различных психологических школ к пониманию психического здоровья. Понятие о характере. Природа проявления характера. Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Личностная деформация: понятие, виды, причины, профилактика. Методики изучения акцентуаций характера.

ТЕМА 9. Эмоции и чувства.Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость

Общее представление об эмоциях. Значение и функции эмоций в общении и поведении человека. Теории эмоций: Ч. Дарвина, Джеймс-Ланге, К. Изарда, П.В. Симонова, Л. Фестингера, П.К. Анохина. Классификация эмоций. Функции эмоций. Основные эмоциональные состояния. Роль настроения, аффекта, стресса, фрустрации в регуляции поведения человека. Методы саморегуляции эмоционального состояния. Чувства и их виды. Закономерности формирования высших чувств. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека. Культурные нормы проявления эмоций и чувств. Методы и методики изучения эмоций и чувств. Место психического состояния в ряду других психических явлений. Взаимовлияние психических явлений. Соотношение понятий: психические состояния и личность. Состояния и уровни психической активности по А.О. Прохорову. Основные характеристики психического состояния. Параметры описания и оценки психических состояний (по В.А. Ганзену, В.Н. Мясищеву). Главные функции психических состояний. Понятие структуры психического состояния. Проблема классификации и систематизации психических состояний. Подходы к классификации психических состояний. Стресс как функциональное состояние (понятие, причины, условия, виды, черты, фазы). Стрессоустрйчивость. Пограничные состояния. Пограничные психические расстройства. Адаптация. Нервно – психическая устойчивость. Диагностика и управление психическими состояниями.

ТЕМА 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность

Общие подходы к определению понятия интеллекта. Модели интеллекта в современной психологии (Спирмен, Терстоун, Кеттелл). Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Структура интеллекта как системы познавательных способностей. Интеллектуальные операции и интеллектуальное поведение. Интеллект и успешность деятельности. Интеллектуальные качества личности. Проблема развития интеллекта. Критерии развития интеллекта. Интеллектуальные способности. Понятие о темпераменте, темперамент как динамическая регулирующая система. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Темперамент и проблемы воспитания. Темперамент и деятельность. Методы и методики изучения особенностей интеллекта и личностных качеств. Понятие о способностях. Различные подходы к пониманию способностей. Структура способностей, их виды. Общие и специальные, познавательные и психомоторные способности. Подходы В. Д. Шадрикова, К. К. Платонова, Е.А. Климова. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки развития способностей. Природа индивидуальных различий. Взаимосвязь задатков, склонностей и способностей человека. Знания, умения, навыки и способности. Проблема развития способностей. Проблема измерения и определения способностей. Реализация способностей и самоуважение. Понятие креативности. Креативные качества личности. Одаренность, талант, гениальность. Методы и методики диагностики способностей и креативности.

 

 

Тематический план

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование модуля / темы лекций, практических занятий, семинаров, СРС в составе модуля Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Компетенции, формируемые в процессе изучения модуля/ лекций, практических занятий, семинаров, СРС в составе модуля Формы текущего контроля / форма контроля освоения компетенции (тест, устный опрос и др.)
Лекции Практические занятия СРС Всего
Всего Из них в интерактив. форме Всего Из них в интерактив. форме
Модуль 1. «Психология»
  Объект, предмет, задачи и методы психологии             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Объективная и субъективная реальность. Структура субъективной реальности             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Познавательные психические процессы             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Эмоции и чувства.Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям.  
  Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность             ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17,. Тестирование. Презентационный проект. Диктант по основным понятиям
  Итого:           (2) ОК – 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ПК-2, 11, 14, 16, 17, 18 зачет (4)

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-272-00062

 

б) дополнительная литература:

1. Гуревич П. С. Психология: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8120.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Владос, 2013. - 687 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.

3. Ступницкий В. П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В. П., Щербакова О. И., Степанов В. Е. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 518 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24808.

 

в) рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование = Psychological Testing / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд.. - СПб.: Питер, 2009. - 687 с.

2. Изард К. Психология эмоций = The Psychology of Emotions: пер. с англ. / К. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 460 с.

3. Крайг Г. Психология развития = Human Development: пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд..- СПб.: Питер, 2008. - 939 с.

4. Лейбин В. М. Психоанализ: учеб. пособие / В. М. Лейбин. - 2-е изд..-СПб.: Питер, 2008. - 586 с.

5. Машков В. Н. Дифференциальная психология человека: учеб. пособие / В. Н. Машков. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

6. Некрасов А. Жизнь без кризисов. Кризис открывает ваши возможности / А. Некрасов. - М.: АСТ, 2009. - 255 с.

7. Немов Р. С.Общая психология: в 3-х т. / Р. С. Немов. - М.: Юрайт Т. 3: Психология личности: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 739 с.

8. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е. А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

9. Столяренко А. М. Психология и педагогика = Psychology and Pedagogy: учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543 с.

г) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронно-библиотечные системы:

http://www.psychiatry.ru/library (библиотека литературы по психиатрии и психологии)

http://www.iprbookshop.ru – электронно-библиотечная система IPRbooks.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Мультимедийные средства.

2. Ноутбук для каждого студента.


Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Психология»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.244 (0.01 с.)