Тема 1. Понятие креативности и творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие креативности и творчества.



Место и значение творчества в жизни человека. Потребность общества в творческих людях. Потребность человека быть творческим. Креативность в профессиональной деятельности специалистов художественно-творческой сферы.

Творчество как вид деятельности. Креативность как способность к творчеству. Соотношение понятий «творчество» и «креативность». Подходы в изучении творчества. Наиболее распространенные заблуждения и стереотипы в отношении творчества и творческих способностей. Мифы о креативности.

Виды и типы барьеров креативности.

Основные понятия

Творчество, креативность, барьеры креативности, стереотипы, привычки, установки, конформизм, ригидность.

Тема 2. Психические процессы и творчество.

Ощущение и восприятие в творческом процессе. Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета. Воображение (представление) и творчество. Память и внимание в творческом процессе. Эмоции и воля в творчестве. Речь и мышление в творчестве.

Основные понятия

Ощущение, восприятие, воображение, представление, память, внимание, эмоции, воля, речь, мышление.

Тема 3. Понятие творческого мышления.

Конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление. Продуктивное и репродуктивное типы мышления. Дивергентное и конвергентное виды мышления. Логика и интуиция. Соотношение логики и интуиции в творческом мышлении. Понятие «центрального звена» творческого мышления. Нейропсихологические основы творческого мышления. Латеральное мышление Эдварда де Боно.

Основные понятия

Конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление. Продуктивное мышление, репродуктивное мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление, логика, интуиция, «центральное звено» творческого мышления.

Тема 4. Воображение как психический процесс создания нового.

Активное и пассивное воображение. Артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее воображение. Произвольное и непроизвольное воображение. Механизмы воображения.

Основные понятия

Воображение, антиципация, эмпатия, агглютинация, гиперболизация, заострение признаков, схематизация, типизация.

Тема 5. Этапы творческого процесса.

Фазовый характер решения творческих задач. Классификации этапов творческого процесса П.К. Энгельмейера и П.М.Якобсона, Г.Селье. Этапы творческого процесса по А.Пуанкаре, Ж.Адамару, Г. Уоллесу, Дж.Дьюи, Д.Россмэну. Три стадии в решении творческой задачи по Г.С. Альтшуллеру. Четыре фазы творческого процесса по Я.А. Пономареву. Этапы художественного творчества.

Основные понятия

Инсайт, фрустрация, инкубация, «интуитивные прозрения».

Тема 6. Типы проблемных ситуаций и специфика их решения.

Критерии выделения типов проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций по В.Ф.Спиридонову. Личностно - рефлексивный аспект творческих решений

Основные понятия

Пробема, проблемная ситуация, изначальная структурированность, неопределенность, «дункеровские задачи», «коаны».

Тема 7. Методы и технологии диагностики и развития креативности (творческих способностей).

Методики диагностики продуктивности, гибкости и оригинальности мышления. Методики диагностики творческих способностей. Методики Дж. Гилфорда и П. Торранса. "Генерирование вариантов значений" (тест Гетзельса и Джексона).

Опросник креативности Джонсона. Методика «Словесный лабиринт».

Основные понятия

Качества мышления, продуктивность мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, точность мышления.

 

Тема 8. Методы решения творческих задач

Индивидуальные и групповые методы решения творческих задач. Метод свободных ассоциаций. Метод инверсии. Сущность и основные преимущества комбинаторных методов развития креативности. Метод морфологического анализа: его краткое описание, основные принципы, преимущества и недостатки (Ф.Цвики). Метод «дневников». АРИЗ и ТРИЗ как методы решения изобретательских задач. «Мозговой штурм». Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Синектика. Метод аналогий и виды аналогий. Дискуссия. «Шесть шляп мышления» Э.Де Боно.

Основные понятия

Ассоциация, инверсия, морфологический анализ, АРИЗ, ТРИЗ, метод «дневников», «мозговой штурм», ФСА, синектика, аналогия.

Тема 9. Способности, одаренность, талант, гениальность.

Генетические и социальные детерминанты творческих способностей. Задатки и творческие способности. Общие и специальные способности. Одаренность и талант. Природа художественного таланта. Природа гениальности: концептуалисты и экспериментаторы (Дэвид Гэленсон). Гениальность и сумасшествие (Г.Ламброзо). Дети «индиго». «Люди дождя»: секрет «савантов».

Основные понятия

Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность, дети «индиго», «саванты».

Тема 10. Типологии творчества

Понятие типв и стиля творческой деятельности. Типологии творчества В.Освальда, Луи де Бройля, А.Пуанкаре Д. Прайса, М. Фарадея, Гоу и Г. Вудвортса.

Основные понятия

Тип творчества, стиль творческой деятельности.

Тема 11. Мотивация и творчество.

Мотивационная основа творчества. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация различных этапов творчества. Индивидуальный мотивационный профиль личности и творчество.Интерес, любопытство и любознательность как мотивационные компоненты творчества.

Основные понятия

Мотивация, закон Йеркса-Додсона, интерес, любопытство, любознательность..

Тема 12. Индивидуальная и социальная природа творчества.

Творчество как самоактуализация, самовыражение. Вдохновение и его истоки. Творчество как нравственное наследие. Творчество как выражение настроения своего поколения. Гуманистическая психология о творческой личности-актуализаторе.

Основные понятия

Самоактуализация, вдохновение.

Тема 13. Бессознательное и творчество.

Индивидуальное и коллективное бессознательное. «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоаналитической теории З.Фрейда. Архетипы (К.Г.Юнг) и художественное творчество. Образы и символы. Мифы, сказки – творчество коллективного бессознательного (К.Г.Юнг).

Основные понятия

Индивидуальное и коллективное бессознательное, «Ид», «Эго», «Супер-Эго», психоанализ, архетип, миф

Тема 14. Взаимоотношения субъекта и объекта художественного творчества.

Творец и продукт творчества. (Шоу Б. Пигмальон, Уайлд О. Портрет Дориана Грея). Персонажи творчества как субличности автора (Флобер Г. Мадам Бовари). Творчество как катарсис: сущность и ипостаси («… Над вымыслом слезами обольюсь»). Арт-терапия. Театротерапия. Кинотерапия.

Основные понятия

Творческий продукт, катарсис, арт-терапия, театротерапия, кинотерапия.

Тема 15. Жизнь как творчество.

Творческая составляющая человеческой жизни. Психологические игры как творческая составляющая жизни человека. Игры как творчество. Транзактный анализ Э.Берна.

Основные понятия

Транзактный анализ.

Тема 16. Развитие и активизация внутреннего ресурса – креативности.

Техники Бернетта для стимулирования творческих идей (шесть принципов). Упражнения на развитие креативности: «комбинаторика, нахождение общего», «безумный генетик», «сумасшедший архитектор», «десять плюс десять», «нейминг».

Метод «ожидание вдохновения», «метод Меттчета», методика «ликвидация безвыходных ситуаций».

Основные понятия

Техники, технологии, методы.

 

 

4.2. Тематика контрольных работ по дисциплине "Психология творчества"

1. Место и значение творчества в жизни человека: потребность общества в творческих людях, потребность человека быть творческим.

2. «Творчество» и «креативность»: подходы в изучении творчества.

3. Наиболее распространенные заблуждения и стереотипы в отношении творчества и творческих способностей.

4. Мифы о креативности.

5. Барьеры креативности.

6. Ощущение и восприятие в творческом процессе.

7. Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета.

8. Воображение (представление) и творчество.

9. Память и внимание в творческом процессе.

10. Эмоции и воля в творчестве.

11. Речь и мышление в творчестве.

12. Соотношение логики и интуиции в творческом мышлении.

13. Латеральное мышление Эдварда де Боно.

14. Этапы творческого процесса.

15. Проблемные ситуации и их место в творческой деятельности.

16. Диагностика продуктивности, гибкости и оригинальности мышления.

17. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) и морфологический анализ в решении творческих задач.

18. АРИЗ и ТРИЗ как методы решения изобретательских задач.

19. «Мозговой штурм» и синектика – групповые методы решения проблем.

20. Генетические и социальные детерминанты творческих способностей.

21. Одаренность и талант, природа художественного таланта.

22. Природа гениальности: концептуалисты и экспериментаторы (Дэвид Гэленсон).

23. Гениальность и сумасшествие (Г.Ламброзо).

24. Дети «индиго», «люди дождя» (секрет «савантов»).

25. Понятие типа и стиля творческой деятельности.

26.Мотивационная основа творчества. Закон Йеркса-Додсона.

27. Индивидуальный мотивационный профиль личности и творчество.

28.Интерес, любопытство и любознательность как мотивационные компоненты творчества.

29. Творчество как самоактуализация, самовыражение, нравственное наследие, выражение настроения поколения.

30. Вдохновение и его истоки.

31. Гуманистическая психология о творческой личности-актуализаторе.

32. Индивидуальное и коллективное бессознательное и творчество.

33. Архетипы (К.Г.Юнг) и художественное творчество.

34. Мифы, сказки – творчество коллективного бессознательного (К.Г.Юнг).

35. Творец и продукт творчества. (Шоу Б. Пигмальон, Уайлд О. Портрет Дориана Грея).

36. Персонажи творчества как субличности автора.

37. Творчество как катарсис: сущность и ипостаси.

38.Психологические игры как творческая составляющая жизни человека.

 

4.3. Рекомендуемая литература для написания контрольной работы по дисциплине "Психология творчества"

а) основная

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

2. Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969, с. 28-36.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск, 1986.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди.- Л.: Лениздат, 1992.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 320 с.

6. Боно Э. Латеральное мышление. - С-Пб.: Питер, 1998.

7. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении.- М., 1976.

8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987.

9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. – 573 с.

10. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2001.

11. Гогац А., Мондехар Р. Бизнес+креатив: Преодолеть невидимые барьеры. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 344 с.

12. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Изд-во «OMS». 1994.

13. Грановская Р.М.Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 1997.

14. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2003. – 187 с.
Джонс Дж. К. Методы проектирования. - М., 1986.

15. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука, 1994. С. 19-68.

16. Дункер К. Качественные (экспериментальные и теоретические) исследования продуктивного мышления. //В кн.: Психология мышления. - М., 1965.

17. Дьюи Д.Психология и педагогика мышления [Текст] // Д.Дьюи; Пер с англ. Н. М. Никольская; Ред. Н. Д. Виноградов. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с. -

18. Кинг Л. Тесты на креативность. - СПб: Питер, 2005. – 96 с.

19. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе.// Журнал практической психологии и психоанализа. № 2 июнь 2005.

20. Кулагин. О.А. Принятие решений в организациях. - СПб: Изд. дом "Сентябрь", 2001, с.102-103.

21. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. – 144 с.

22. Лук А.Н. Психология творчества. - М., 1997.

23. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.

24. Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал.- 1984.- №1.

25. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное.Том 1.//Пер. с итальянского ННБФ "Онтопсихология". — М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001. - 384 с.

26. Мэй Р. Мужество творить. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

27. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.- Минск, 1996.

28. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. - М.: Издательство МПСИ, 2007. - 528 с.

29. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1976.

30. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.

31. Пономарев Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества //Психологический журнал. - М,1986. № 2.

32. Психология в тренинге. //Под ред. Хрящевой Н.Ю. - СПб, 2000.

33. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970.

34. Ребеко Т.А. Динамика творческой мотивации //Психологический журнал.- 1987. № 1. - С.136-140.

35. Розет И.М. Психология фантазии. - М., 1977.

36. Самсонова М. В.Технология и методы коллективного решения проблем: Учеб. пособие. // Самсонова М. В., Ефимов В. В. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 152 с.

37. Семенов И.П. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М., 1980.

38. Силантьева И.И., Клеменко Ю.Г. Актер и его Alter Ego. - М.: Грааль. - 2000.

39. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества: науч.-метод. пособие для аспирантов и молодых преподавателей. - Орел: ОГУ, 2000. - 104 с

40. Спиридонов В.Ф. К исследованию средств творческого мышления в проблемных ситуациях различных типов. //"Вестник Московского университета", серия N 14, N 2, 1991.

41. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 1996.

Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть I. Диагностика и активизация творческих способностей. Учебно-методическое пособие. - СПб: Изд-во СПбГУТ, 2002.

43. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

44. Туник Е.Е. Креативные тесты. - СПб, 2002.

45. Ушаков Д.В. Психология творчества. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2006. -624 с.

46. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

47. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

48. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть.- М., 1997.

49. Халперн, Д. Психология критического мышления.- С.- Петербург: Питер, 2000.

50. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - С.-Пб., 1994.

б) дополнительная

1. Айян Д. Десять способов освободить ваш творческий гений. - СПб., 1997.

2. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. - Минск, 1994.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука.- М., 1979.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994.

5. Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. - Минск, 1997.

6. Ванцвайг П.Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

7. Вуджек Т. Тренировка ума. - СПб: Питер. 1996. 288 с.

8. Вунд В. Фантазия как основа искусства. - СПб., М., 1914.

9. Гиндилис Н.Л., Кедров Б.М. Типология творческой деятельности в зависимости от ступеней познания (сравнительный анализ классификаций творческих личностей) //Психологический журнал.-1981. №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.052 с.)