Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь основных терминов и понятий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Авторитарность — характеристика личности, стремление утвердить свою власть, авторитет, основанный на беспрекословном подчинении. Акмеология — совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Акцентуация — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирую-щим воздействиям при устойчивости к другим. Аттракция — возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на состояние человека и его поведение. Большие социальные группы — общности людей, характеризующиеся слабыми постоянными контактами (или отсутствием личных контактов) между всеми представителями, объединенные по определенному социальному признаку и оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Воля — свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать в сознании и мысленно манипулировать им. Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду. Восприятие — психический познавательный процесс, это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на ре-цепторные поверхности органов чувств. Вторая сигнальная система — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Генотип — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. Генетическая конституция человека. Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма. Группа малая — группа из двух и более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Детерминация — особым образом организованная структура причинно-следственных взаимодействий, обеспечивающая созидательные стороны развития. Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Дидактика — теория обучения, отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека. Долг — превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации. Достоинство — отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности. Задатки — предпосылки к развитию способностей; анатомо-физиоло-гические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей (особенности развития различных анализаторов, функциональная деятельность мозга. Защита психологическая — регулятивная система личностной стабилизации, направленная на снижение уровня целедостижения в непреодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психо-травмирующих воздействий. Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм и неприятных переживании, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я»-образ. Защищенность психологическая — состояние психической стабильности, возникающее в результате осознания индивидом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей, подкрепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реальным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности. Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физиологических, социальных, психологических и др. Индивид — человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особенностей). Психофизиологическое качество отдельного человека. Индивидуальность — своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, потребностей и способностей; задатков индивида, преобразованных в процессе его развития в социальной среде. Индивидуальность — своеобразное сочетание психики и личности индивида, ее неповторимость. Инстинкт — врожденная, мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеллект — устойчивая структура умственных способностей. Интроверсия — преимущественная обращенность сознания человека внутрь собственных проблем и переживаний, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности). Интроспекция — метод познания психических явлений путем самонаблюдения. Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Коммуникация — передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; взаимодействие, с помощью которого информация передается или принимается; процесс передачи и приема информации. Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений, навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. Комплекс неполноценности — стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах; возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности, а также ошибок воспитания и обучения. Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Личность — системное качество человека, проявляющееся в процессе социализации на базе индивидуальной генетической программы. Малая группа — это немногочисленная по составу(2-40 человек), хорошо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. Маргинал — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; люмпен, бродяга, бомж. Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, при которой обучающиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни. Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мышление — психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; высший психический познавательный процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности; высший психический познавательный процесс отражения бытия в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях; процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. Навык — сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Формируется в процессе многократных повторений (упражнений). Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей, мотивов, интересов, принципов, взглядов, мировоззрения, установок и целей личности, определяющих главное направление ее поведения. Напряженность психическая — психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). Невротизм — состояние эмоциональной неустойчивости, тревожности. Нейротизм — свойство человека, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. Нервная система — совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Нонконформизм — противостояние искушению подчиниться действиям или суждениям большинства. Нормы социальные — правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Образ — субъективная обобщенная картина мира (предметов и явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Образование — относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системы ЗУ Н, отношений к явлениям природы и общественной жизни; процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУ Н в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обучение — целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения. Общая психология — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и закономерности формирования, развития и функционирования психики человека. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, умственный потенциал или интеллект, талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. Онтогенез — процесс индивидуального развития организма. Опыт — результат чувственного эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, умений, навыков. Органы чувств — нервные устройства, служащие приемником сигналов, информирующих субъект об изменениях в окружающей среде и в его организме. Отклоняющееся поведение — поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам. Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Ощущение — простейший психический познавательный процесс субъективного отражения отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы; чувственное отображение объективной реальности. Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность). Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию — информационный фонд психической деятельности. Паника — социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений. Персонализация — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. Перцепция социальная — процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого; его окрашивают и направляют эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия. Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение — система ответных реакций человека в виде более простых и сложных действий, поступков и деяний, обусловленная отражением и оценкой в его психическом мире воздействий, источником которых оказывается окружающая его действительность и он сам. Подсознательное — собирательное понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики. Потребность — состояние нужды организма (индивида, личности) в чем-либо, необходимом для его нормального существования. Представление — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления. Психика — системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека — субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Психодиагностика — область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Реакция — ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде. Рефлекс — опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Бывают условными и безусловными. Рефлексия — самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей. Способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Ригидность — негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее заданной позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность. Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает возможностями наказания и поощрения подчиненных. Руководство в малой группе — процесс управления группой людей, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Самоактуализация — реализация человеком целей, которые он как личность и как субъект деятельности ставил перед собой, исходя из своего понимания смысла жизни и своих способностей. Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей. Сензитивность — способность тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. В основе — глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей (хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей). Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Социализация личности — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. Социометрия — метод социальной психологии, предложенный Дж. Морено, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующийся степенью приверженности к группе ее членов (уровень взаимной симпатии; степень привлекательности группы для ее членов). Способности — индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностеи, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. П. Теплов). Статус — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы. Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Талант — высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Стремление личности на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллективе, определить удовлетворяющую ее степень выполнения тех или иных задач. Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Учение — специально организованная, активная, самостоятельная, трудовая и эстетическая деятельность обучающихся, направленная на освоение ЗУН, развитие психических процессов и способностей. Филогенез — процесс эволюционного развития вида. Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства. Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл. Ценностная ориентация — детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности. Центральная нервная система — часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Эгоизм — черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других. Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Направленность личности на мир внешних объектов. Эмоции — переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмпатия — способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем». Я-концепция — концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.01 с.) |