Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуально-типологические особенности восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1 Синтетичность (обобщенность) 2 Динамика восприятия 3 Точность восприятия 4 Пороги остроты и глубины зрения 5 Пороги пространственного различения 6 эмоциональность восприятия Тема 4. Память и внимание Внимание. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем. Отвлекаем ость внимания: рассеянность, мнимая рассеянность, подлинная рассеянность. Память. Свойства памяти. Виды памяти. Запоминание. Узнавание и воспроизведение. Забывание. Проблемы, связанные с памятью. Факторы, влияющие на процесс запоминания.
Внимание выполет функцию фильтра, оно направляет нашу перцептивную активность на одни сигналы и игнорирует другие. Однако внимание не ограничивается простым направлением взгляда в сторону определенного объекта; это один из важнейших познавательных процессов, посредством которого отбирается информация для дальнейшей обработки.
Изменения, происходящие на протяжении развития внимания: - с возрастом дети становятся более способными контролировать своё внимание; - внимание детей становится всё более адаптивным: могут держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном; - дети способны к антиципации (предвосхищению). Вместо того, чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать; - улучшается способность детей распределять своё внимание между несколькими видами деятельности. Способность поддерживать внимание к отвлеченным абстрактным вещам формируется только к 9 – 10 годам. Основные функции внимания: 1 активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов 2 способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями 3 обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте при одновременном отключении от другого Классификация внимани я
Основные свойства внимания 1 Избирательность 2 Объем 3 Распределение 4 Концентрация 5 Устойчивость 6 Переключаемость
Одной из основных задач формирования внимания является формирование устойчивости произвольного и после произвольного внимания: Необходимо учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Концентрация внимания требует внимания умения удержать цель, сохранять её при отвлекаемости, довести начатое дело до конца. Объём внимания увеличивать (чем младше дети, тем < V внимания). При воспитании внимания, очень важно учить обнаруживать ошибки в деятельности. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления могут быть зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчиво и не так богаты деталями (сравнить образ куклы, когда на нее смотрят или представить её образ по памяти).
Память- это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
У ребенка вся жизнь насыщенна эмоциональностью. Эмоции не просто вмешиваются в его мыслительную деятельность или в воспоминания, а сливаются с ними, направляя их по своеобразным путям. Это слияние эмоций с другими формами деятельности и вместе с тем организующее их действие с большой наглядностью проявляются в особенностях детской памяти. Процессы памяти: В составе памяти можно выделить отдельные процессы: 1 - запоминание 2 - сохранение 3 - узнавание 4 - воспроизведение 5 - забывание. Ефим Аронович Аркин отмечал еще два процесса памяти замечание, которое предшествует запоминанию и воспоминание, которое следует за воспроизведением. Запоминание: Деятельность памяти начинается с закрепления образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии - это образование и установление временных нервных связей. Узнавание: С точки зрения физиологии – это оживление временных нервных связей в тот момент, когда объект действует на него вторично. Воспроизведение: Это оживление временных нервных связей в том случае, когда объект, воспринятый, ранее отсутствует. Такая боле сложная форма, как воспроизведение, отмечается у детей уже в начале второго года жизни. Воспоминания отличаются от простого воспроизведения своей сложностью и наличием в них указаний на известные взаимоотношения и связи, придающие им некоторую систематичность. Уже в простых процессах памяти проявляется огромное значение эмоционального тона. Так ребенок легче и прочнее замечает, узнает и воспроизводит то, что является для него источником удовольствия, но нигде роль эмоциональности не выступает так ярко, как в детских воспоминаниях.
Забывание: Воспоминания ранних лет при всей своей живости и яркости у детей, впоследствии совершенно стираются и область прошлого, в которую взрослый так любит мысленно иногда погружаться, обычно не простирается на первые четыре года. Эта забывчивость, в которой мы находимся по отношению к ранним годам, уживается с необыкновенной устойчивостью и силой отдельных детских переживаний. Виды памяти.
Различают генетическую (наследственную) память и прижизненную. Генетическая память определяет анатомо-физиологическое строение живого организма, прижизненная является хранилищем знаний, полученных в течении жизни: от рождения до смерти. Все перечисленные характеристики памяти существуют во взаимодействии, подчиняясь скорости протекания её процессов: запоминания. Сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания. Скорость в свою очередь зависит от возраста и индивидуальных особенностей. У каждого человека есть все виды памяти, но какой-то вид бывает более развит и это зависит от доминирующего полушария головного мозга. Образная память. Примерно на 4 месяце жизни у ребенка начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Школьники, которые воспринимают предмет без словесного сопровождения, как правило, воспроизводят его образ неточно, фрагментарно. Словесно-логическая. Запоминание и воспроизведение тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Ошибка, если считать, что детям свойственна механическое запоминание, наоборот, для них характерно более осмысленное запоминание: прежде чем что-либо запомнить дети стараются понять, что от них хотят. К механическому запоминанию они прибегают тогда, когда не могут понять и осмыслить поставленной перед ними задачи. Двигательная память. Все люди обладают двигательной памятью, но проявляется у каждого человека по-разному и зависит эти индивидуальные различия от двух факторов: от врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировке в выработке двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей (врожденных и приобретенных) каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, в труде, игре и др. Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни. Эмоциональная память. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, это важнейшее условие духовного развития человека Эмоциональная память включает такую разновидность, как эйдетическая память, пик которой достигает у детей в возрасте 12-14 лет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.235 (0.009 с.) |