Развитие социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социальной психологии



 

Дальнейшее развитие социальной психологии происходило следующим образом. В Европе и Америке оно уже в конце XIX — первые десятиле­тия XX века пошло различными путями. В центре внимания европей­ских ученых — социологов и социальных психологов — оказалась про­блематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Си-геле в Италии, В. М. Бехтерев в России. В 1895 году публикуется книга Г. Лебона «Психология народов и масс».

Если Г. Тард, Г. Лебон и С. Сигеле обсуждали проблемы психоло­гии масс в основном в теоретическом плане, то В. М. Бехтерев ставил и проводил эксперименты на эту тему (в его трудах все объединения людей, большие и малые, в то время назывались коллективами).

В течение первых трех десятилетий XX века, когда в Европе ак­тивно разрабатывались учения, касающиеся психологии народов, масс и толпы, в Соединенных Штатах социальная психология как тако­вая не существовала (в это время американские ученые-психологи были увлечены идеями бихевиоризма и психоанализа). Кроме того, социально-политическая обстановка в США в начале XX века была иной, чем в Европе, и данная страна в основном была заинтересова­на в разработке социально-психологических идей, касающихся, на­пример, личных и деловых (экономических, политических и других) взаимоотношений между людьми в малых группах. Экономический кризис, безработица, распространение нервных заболеваний, расовая проблема поставили перед учеными этой страны иные задачи, чем перед европейскими учеными.

Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление ряда ра­бот, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология». Это были: труд американского философа и психолога Дж. Болдуина «Исследования но социальной психологии» (1897), книга английского ученого У. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в 1908 году и работа американского социолога Э. Рос­са под название «Социальная психология». Считается, что именно с этого времени за данной наукой не только закрепляется ее совре­менное название, но и она сама получает признание как вполне само­стоятельная область научных психологических знаний.

Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX сто­летия экспериментальные исследования в области социальной психо­логии фактически не проводились, за исключением, пожалуй, един­ственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Трипплетом в 1897 году. В современную, экспериментальную на­уку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в 10-20-е годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бех­теревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).

Только в 30-е годы XX века социально-психологическая проблема­тика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Во­лей судьбы это произошло в США и оказалось связанным со следую­щими событиями.

Во-первых, прагматическая ориентация науки, господствовав­шая в этой стране, потребовала от ученых и соответственно от на­учных социально-психологических разработок стать полезными для практики.

Во-вторых, в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских ученых, в первую очередь из Германии, где в 30-е годы зарождался фашизм. Среди ученых-эмигрантов оказались, напри­мер, известные, талантливые немецкие психологи М. Вертгеймер и К. Левин.

В-третьих, в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологи­ческой помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капита­лизма). Помощи простые люди ждали не от врачей или клинических психологов, а от социальных психологов. Эти люди не были больными, они переживали серьезные жизненные трудности, находясь в состоя­нии психологического кризиса, и им необходимо было как-то приспо­сабливаться к новым для них условиям жизни1.

В связи с этим особенно актуальной в эти годы становится социаль­но-психологическая проблематика малых групп, причем поначалу именно в ее прикладном аспекте.

К. Левин, оказавшись в Соединенных Штатах, переключает свое вни­мание с проблем общей психологии (личности и мотивации), которы­ми он занимался, находясь еще в Германии, на социальную психоло­гию. Это же делает и известный американский врач-психотерапевт, социолог и психолог Я. Морено. Оба ученых практически одновремен­но приступают к разработке социально-психологической проблемати­ки малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в сере­дине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп.

Я. Морено сосредоточивает свое внимание на взаимоотношениях в группе и называет свою теорию социометрией. Аналогичное название получает и предложенная им методика экспериментального изучения взаимоотношений в малых группах. Он разрабатывает и первую груп­повую психотерапевтическую методику, получившую название «пси­ходрама».

К. Левин предлагает общую теорию малых групп, в которой опреде­ляются основные понятия, описывающие структуру и взаимоотноше­ния в малой группе. Им и его последователями предлагаются также и новые методы экспериментального изучения малых групп, органи­зуются и проводятся первые оригинальные лабораторные эксперимен­ты, в которых обнаруживается ряд новых социально-психологических явлений, характеризующих малую группу. ______

1 Примерно то же самое происходило в России в недавнем прошлом. Поэтому и здесь в эти годы резко возрос спрос на услуги психологов вообще и социальных психоло­гов в частности.


Среди них — лидерство, конформизм, групповое влияние и групповые нормы. Так зарождает­ся первое теоретически и экспериментально обоснованное направле­ние в социальной психологии, получившее позже название «группо­вая динамика».

В скором времени новые тенденции в развитии научной и приклад­ной социальной психологии начинают распространяться во всем мире, включая страны Европы. К этому времени проблематика психологии народов и больших социальных групп отходит на второй план, а на

первый в Европе, как и в США, выходят вопросы, касающиеся функ­ционирования и взаимоотношений людей в малых группах. Эти ис­следования, однако, в скором времени прерываются Второй мировой войной, которая временно переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время.

После окончания Второй мировой войны к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны. Это, в первую очередь, вопросы, касающиеся зарождения и распространения фашиз­ма, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в соци­альных и человеческих взаимоотношениях.

В первые годы после войны повышенное внимание к себе привле­кает проблема агрессивности. Затем на некоторое время актуальной ста­новится проблема авторитаризма. Эти две проблемы некоторое время, в течение примерно десяти лет после окончания войны, занимают вни­мание ученых, и вслед за этим интересы исследователей вновь, как и до войны, возвращаются в «мирное» русло.

Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис нача­ла XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гешталътпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказа­лось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологи­ческих явлений, характерных для представителей этих направлений.

Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул — реакция» и с ис­пользованием понятия «подкрепление».

Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Ше-пард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым про­цессам, имеющим бессознательный характер.

Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фе-стингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и ге-штальтгруппы).

Эти направления в социальной психологии преобладали в первой половине XX века. В начале его второй половины интерес к социаль­но-психологической проблематике стал проявляться в России (быв­шем Советском Союзе).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.005 с.)