Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социальной психологии↑ Стр 1 из 35Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дальнейшее развитие социальной психологии происходило следующим образом. В Европе и Америке оно уже в конце XIX — первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых — социологов и социальных психологов — оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Си-геле в Италии, В. М. Бехтерев в России. В 1895 году публикуется книга Г. Лебона «Психология народов и масс». Если Г. Тард, Г. Лебон и С. Сигеле обсуждали проблемы психологии масс в основном в теоретическом плане, то В. М. Бехтерев ставил и проводил эксперименты на эту тему (в его трудах все объединения людей, большие и малые, в то время назывались коллективами). В течение первых трех десятилетий XX века, когда в Европе активно разрабатывались учения, касающиеся психологии народов, масс и толпы, в Соединенных Штатах социальная психология как таковая не существовала (в это время американские ученые-психологи были увлечены идеями бихевиоризма и психоанализа). Кроме того, социально-политическая обстановка в США в начале XX века была иной, чем в Европе, и данная страна в основном была заинтересована в разработке социально-психологических идей, касающихся, например, личных и деловых (экономических, политических и других) взаимоотношений между людьми в малых группах. Экономический кризис, безработица, распространение нервных заболеваний, расовая проблема поставили перед учеными этой страны иные задачи, чем перед европейскими учеными. Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология». Это были: труд американского философа и психолога Дж. Болдуина «Исследования но социальной психологии» (1897), книга английского ученого У. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в 1908 году и работа американского социолога Э. Росса под название «Социальная психология». Считается, что именно с этого времени за данной наукой не только закрепляется ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний. Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводились, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Трипплетом в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в 10-20-е годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920). Только в 30-е годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и оказалось связанным со следующими событиями. Во-первых, прагматическая ориентация науки, господствовавшая в этой стране, потребовала от ученых и соответственно от научных социально-психологических разработок стать полезными для практики. Во-вторых, в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских ученых, в первую очередь из Германии, где в 30-е годы зарождался фашизм. Среди ученых-эмигрантов оказались, например, известные, талантливые немецкие психологи М. Вертгеймер и К. Левин. В-третьих, в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма). Помощи простые люди ждали не от врачей или клинических психологов, а от социальных психологов. Эти люди не были больными, они переживали серьезные жизненные трудности, находясь в состоянии психологического кризиса, и им необходимо было как-то приспосабливаться к новым для них условиям жизни1. В связи с этим особенно актуальной в эти годы становится социально-психологическая проблематика малых групп, причем поначалу именно в ее прикладном аспекте. К. Левин, оказавшись в Соединенных Штатах, переключает свое внимание с проблем общей психологии (личности и мотивации), которыми он занимался, находясь еще в Германии, на социальную психологию. Это же делает и известный американский врач-психотерапевт, социолог и психолог Я. Морено. Оба ученых практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп. Я. Морено сосредоточивает свое внимание на взаимоотношениях в группе и называет свою теорию социометрией. Аналогичное название получает и предложенная им методика экспериментального изучения взаимоотношений в малых группах. Он разрабатывает и первую групповую психотерапевтическую методику, получившую название «психодрама». К. Левин предлагает общую теорию малых групп, в которой определяются основные понятия, описывающие структуру и взаимоотношения в малой группе. Им и его последователями предлагаются также и новые методы экспериментального изучения малых групп, организуются и проводятся первые оригинальные лабораторные эксперименты, в которых обнаруживается ряд новых социально-психологических явлений, характеризующих малую группу. ______ 1 Примерно то же самое происходило в России в недавнем прошлом. Поэтому и здесь в эти годы резко возрос спрос на услуги психологов вообще и социальных психологов в частности. Среди них — лидерство, конформизм, групповое влияние и групповые нормы. Так зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика». В скором времени новые тенденции в развитии научной и прикладной социальной психологии начинают распространяться во всем мире, включая страны Европы. К этому времени проблематика психологии народов и больших социальных групп отходит на второй план, а на первый в Европе, как и в США, выходят вопросы, касающиеся функционирования и взаимоотношений людей в малых группах. Эти исследования, однако, в скором времени прерываются Второй мировой войной, которая временно переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После окончания Второй мировой войны к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны. Это, в первую очередь, вопросы, касающиеся зарождения и распространения фашизма, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях. В первые годы после войны повышенное внимание к себе привлекает проблема агрессивности. Затем на некоторое время актуальной становится проблема авторитаризма. Эти две проблемы некоторое время, в течение примерно десяти лет после окончания войны, занимают внимание ученых, и вслед за этим интересы исследователей вновь, как и до войны, возвращаются в «мирное» русло. Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гешталътпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений. Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул — реакция» и с использованием понятия «подкрепление». Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Ше-пард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым процессам, имеющим бессознательный характер. Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фе-стингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и ге-штальтгруппы). Эти направления в социальной психологии преобладали в первой половине XX века. В начале его второй половины интерес к социально-психологической проблематике стал проявляться в России (бывшем Советском Союзе).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.120 (0.007 с.) |