Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование понятия «социальная адаптация»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Социальная адаптация, как объект социологического анализа представляет собой активный вид деятельности, основными функциями которой является освоение новой среды и занятие нового статуса. Социальная адаптация пронизывает все сферы адаптационного взаимодействия и является важнейшим компонентом, влияющим на процесс и результат этого явления [37,45-60]. В настоящее время исследователями накоплен большой теоретический материал по данной проблеме. Анализ научной литературы показал, адаптация (от латинского adaption – приспособление) рассматривается, как всеобщее свойство живой материи, являющееся основой существования, развития и взаимосвязи жизненных процессов, в связи с чем изучение адаптации является важной научной междисциплинарной проблемой. Понятие адаптации активно используется во многих областях знания: биологии, медицине, физике, истории, социологии и др. Тем не менее, говорить о сложившемся комплексном исследовании понятия адаптации не приходится, так как каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат. Так в биологии адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды; в медицине проблемы адаптации связаны с понятиями нормы и патологии и связаны с привыканием [40,18-45]. Понятие адаптации рассматривают на различных уровнях: биологическом (Ч. Дарвин, У. Кеннон, Ф.З. Меерсон), психофизиологическом (Б.Ф. Березин, Е.П. Ильин, Г. Селье и др.), социально-психологическом (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, А.В. Петровский, М.В. Ромм и др.). Выживание и успешное функционирование любого биологического вида определяется наличием в его поведенческом репертуаре, с одной стороны, адекватного условиям среды приспособительного механизма, а с другой – использование разнообразных адаптивных стратегий [56,30-70]. Т. Шибутани разделяет понятия «адаптация» и «приспособление», понимая под приспособлением – конформное усвоение требований конкретной ситуации, а под адаптацией – более стабильные решения, хорошо организованные способы преодоления типических проблем, сформированные приемы путем последовательного рядя приспособлений [74,23-196]. Известно, что не всякое изменение, возникающее в организме, можно рассматривать как адаптационное, а лишь только то, которое является специфической защитно-ответной реакцией, требующей специального физиологического механизма [40,81-120]. Процесс адаптации возникает в системе всякий раз, когда она попадает в неадекватные условия среды. При этом под адекватными условиями понимаются такие, которые соответствуют генофенотипическим свойствам организма в данный момент [4,28-67]. Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации на биологическом уровне для удовлетворения витальных потребностей, потом переходит на психофизиологический, а затем на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности. Стресс – это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований [3,90-120]. По своей сути адаптация – качественное новое состояние, характеризующееся повышенной устойчивостью организма к экстремальным воздействиям[40,18-45]. Важнейшим адаптационным механизмом является изменение индивидуальной картины мира сущность, которой состоит в том, что формирование жизненной философии происходит под влиянием уже имеющихся динамических стереотипов, чаще всего детских, определяющих подобное отношение. Адаптация предусматривает ломку прежних стереотипов деятельности и поведения, и формирование новых. В. Квинн отмечает, что в процессе совладания со стрессовой ситуацией, вносятся поправки в «Я-коцепцию» - совокупность представлений человека о себе самом [34,160-439]. Следует отметить, что причиной стресса, помимо условий среды, могут стать и сомнения человека о своем контроле над событиями и ситуацией. В этом случае стресс возникает тогда, когда у людей отсутствует адекватная реакция на ситуацию, и они заранее настроены на отрицательный исход. Отрицательные эмоции вредны организму, причем, если они подавлены, то их вред возрастает. В своих трудах А.Г. Асмолов отмечал, что «в силу многих социальных запретов при эмоциональной оценки ситуации как опасной, человек не всегда может отреагировать бегством или агрессией [8,205]. Между тем механизмы физиологической мобилизации, выработанные в ходе эволюции, срабатывают, что и приводит в начале к стойкому вегетативному возбуждению, а затем к органическому поражению внутренних органов». Понимание стресса было дифференцированно Г. Селье который, исследуя взаимосвязь между стрессами и физическим состоянием человека, помимо понятий «эустресс» (состояние потери равновесия, которое субъект переживает при соответствии выдвинутых ему требований имеющимся в его распоряжении ресурсам по их реализации) и «дистресс» (психическое состояние и процесс, при котором постоянно или временно нарушается равновесие между требованием к индивиду и его ресурсам вследствие недостаточности последних) ввел понятие «адаптационный синдром», в котором выделил три стадии: стадия тревоги от нескольких часов до двух суток и включает фазы шока и противошока, при этом на последней происходит мобилизация защитных реакций организма[58,70-106]. Следующая стадия сопротивляемости – характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям. Далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения. Ф.Б. Березин соотнес стадии развития стресса со стадиями протекания адаптации[3,47-50;13,105-108]. Так, первичная адаптация соответствует стадии тревоги (алам-реакция), стадия сопротивляемости – стабильная адаптация, и, наконец, стадия истощения соответствует адаптационному утомлению. Кроме того, на любой стресс, не смотря на степень тяжести ситуации: либо опасность жизни, либо мелкая обида, организм реагирует одинаково. Противодействие стрессу со стороны организма и разума нельзя остановить моментально, сразу же после того, как необходимость в сопротивлении отпадает. Состояние тревоги ослабляет имунную систему. Сильные отрицательные эмоции: гнев, враждебность, беспокойство могут вызывать гипертонию, язвенную болезнь, мигрень, астму – так называемые «болезни адаптации». К этим же болезням С.А. Парцерняк относит и вегетозы, представляющие собой «широкую группу заболеваний, основным звеном патогенеза которых является дисрегуляция взаимовлияний центральной нервной системы с другими системами организма, приводящая к нарушению вегетативного обеспечения функционирования различных эффекторных систем организма в поддержании гомеостаза»[49,207-256]. Чрезмерные физические и нервно-психические перегрузки, несоблюдение режима труда и отдыха, резкие и частые перемены климатических условий. Следствием указанной дисрегуляции является развитие таких заболеваний, как вигетососудистая дистония, респераторный вегетоз, гастроинтестинальный вегетоз (функциональные расстройства желудка, хронический гастрит, язвенная болезнь). Интегративные процессы в науке позволяют ставить вопрос о комплексном рассмотрении феномена адаптации и о выделении особого вида приспособления – социально-психологической адаптации [56,116-200]. Проблема социальной адаптации имеет широкое освещение в научной литературе – вопросы социальной адаптации рассматривались в трудах отечественных (Д. А.Андреева, А.Г.Асмолов, И.К.Кряжева, С.А.Ларионова, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, А.А.Реан, М.В.Ромм и др.) и зарубежных (А.Бандура, Г.Гартман, А.Маслоу, Ж.Пиаже, К.Роджерс, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Эриксон) исследователей. Необходимо отметить отсутствие единой концепции социальной адаптации и её теоретической модели. Концепции социальной адаптации выдвигались многими отечественными и зарубежными психологами. Различные подходы к определению социальной адаптации свидетельствуют о том, что данное понятие рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики. Так в рамках необихевиористических концепций (Г.Айзенк, Б.Скинер, Р.Хэнки) социальная адаптация рассматривается как процесс, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. Э.Толлин, К.Халл и объясняли механизмы построения новых форм адаптивного и целесообразного поведения руководствуясь представлениями о взаимодействиях между организмом и средой и выработке подкрепляемых навыков через когнитивные структуры или «редукцию потребностей». Э.Торндайк считал, что научение методом проб и ошибок и формирование поведения путем последовательных приближений - «оперантное обуславливание» - позволят получать ожидаемый результат от индивида через формирование поведенческих реакций. С точки зрения Скиннера любое поведение человека есть система адаптирующих закрепленных ответов на внешнюю мотивацию через подкрепляющие последствия. Представители интеракционистского подхода (Л.Филлипс и др.) считают, что все разновидности адаптации (дезадаптации) обусловлены как внутренними, так и средовыми факторами [43,38-47].Согласно гуманистической концепции (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт) адаптация состоит в уменьшении той составляющей «Я», которая является нашей внутренней сущностью в стремлении получить положительное отношение со стороны окружения. То есть адаптация представлена как условие формирования реального «Я» под воздействием значимых других. Представители психоанализа предложили в качестве объяснительного принципа адаптации (дезадаптации) инстинкты и влечения - как мощное мотивационное начало, прорывающееся через цензуру сознания: чувство тревожности, обусловленное давлением со стороны бессознательного (З.Фрейд); чувство неполноценности (А.Адлер); базальная тревога (К.Хорни); страх свободы (Э.Фромм) приводят к появлению защитных механизмов в попытке примерить свои импульсы и требования социального окружения. Функциональные психологи (У.Джейм, Дж.Дьюи и др.) рассматривают проблему действия под углом зрения его адаптивного смысла, его направленности на решение важных для индивида проблемных ситуаций [46,63-90]. В экзистенциальном подходе В.Франкл личность в процессе социальной адаптации (дезадаптации) часто переживает нравственный кризис из-за ощущения беспомощности той жизни, которую ей приходится вести, нередко из-за невозможности какого-либо реального выбора, из-за нарушения старых ценностей и традиций. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом, и которое является причиной специфических «ноогенных» неврозов. В современных подходах социальная адаптация понимается как: - особая форма отражения системами организма воздействий внешней и внутренней среды, выражающаяся в тенденции к установлению сними динамического равновесия или состояния гармонии (Г.А.Балл, В.Квин, И.С.Кон и др.); - процесс активного взаимодействия со средой и результат этого процесса (К.А. Абульханова-Славская, Д.А.Андреева, А.Г.Георгиевский и др.) - процесс преодоления проблемных психолого-педагогических ситуаций (А.А. Налчаджян и др.); - момент становления личности индивида, микроцикл ее развития (Д.Б.Парыгин, А.В. Петровский, С.В.Семенцева); - формирование наиболее адекватных форм поведения к условиям имеющейся макросоциальной среды (Э.М. Александровская, И. А.Милославова, М.А.Яковлева и др.). В своей работе М.Г.Волкова представляет два основных подхода к пониманию социальной адаптации: Философско-социологический (И.А.Милославова, В.В.Новиков и др.) в рамках которого адаптация понимается как аспект либо производственной (в случае адаптации к профессии), либо социализации (адаптации к социуму). При таком узком подходе выделяется два аспекта – адаптация к условиям труда и к отношениям в коллективе. Социально-психологический (Ж.Г.Сенокосов, Д.А.Глоточкин и др.) как самостоятельный процесс уравновешивания внутренней среды человека как личности и социума, способствующий качественным изменениям взаимодействующих сторон. При очевидном многообразии подходов к определению адаптации обязательным является установление взаимоотношений между «субъектом» и «новой социальной средой». Эти взаимоотношения определяются требованиями, предъявляемые социальной средой субъекту и ресурсам, которыми обладает субъект для реализации этих требований. Достижение баланса между требованиями социума и ресурсами личности обеспечивается широким спектром вариантов: от приспособления до интеграции и активного взаимодействия субъекта и среды [22,729-900]. Социальная адаптация человека обладает целым рядом особенностей. Прежде всего, это процесс приспособления к требованиям социального окружения, характеризующийся активным участием сознания. Социальная среда является не только условием существования, но и условием формирования личности. Кроме этого, человек не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями. К вышеизложенному следует добавить, что социальная адаптация происходит в условиях групп, коллективов. В связи с этим исследователи рассматривают социальную адаптацию не только как приспособление, но и как взаимодействие среды и личности, которые взаимно изменяют друг друга [77,106-208]. В своей работе О.И.Зотова и И.К.Кряжева под социальной адаптацией понимают «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы»[30,106-168].В процессе адаптации достигается соответствие социально одобряемого поведения и деятельности личности её внутренней структуре, интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента. М.В.Яковлева в своем исследовании, ссылаясь на мнение И.А.Милославовой, отмечает, что социальная адаптация - это не просто приспособление индивида к новым условиям, не затрагивающее его внутренних свойств, личностных особенностей, а сложный, противоречивый процесс, включающий момент активности со стороны личности и сопровождающийся определенными сдвигами в её структуре. В.Квинн под адаптацией понимает поведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, перед лицом которой оказался человек [34,160-439]. В.А.Сергеева отмечает, что одним из психологических механизмов социальной адаптации является образное опосредование - использование различных видов репродуктивных и продуктивных образов в качестве средств для решения различных познавательных и поведенческих задач (образы в данном случае выступают в качестве психологических орудий-медиаторов (артефактов): образы, речь, знаки, символы, смыслы). Ведущим психологическим механизмом в формировании этих умений чаще всего становится рефлексивный анализ, то есть знаково-символическое и смысловое опосредование коммуникативной ситуации. Коммуникативная успешность включает в себя правильное понимание смысла вербальных и невербальных сообщений, намерений, установок, переживаний, состояний, на основе которых формируется адекватный образ партнера по общению и осуществляется полноценная коммуникация. У низкоадаптированных людей в качестве неэффективного поведения в первую очередь выделяется искаженное понимание себя и других. Молодые люди с низкой социально-психологической адаптацией не понимают контекстов ситуаций интерперсонального взаимодействия, неадекватно интерпретируют невербальные и вербальные средства общения, искаженно воспринимают внутренний мир партнеров по взаимодействию, их образное опосредование затруднено, малопродуктивно, статично. По мнению А.В.Мудрик социальная адаптация - способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать её потенциал для собственного развития [41,391-558]. Для понимания сущности процесса социальной адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий «социальная адаптация» и «социализация». По мнению И.С.Кона адаптация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Рассматривает адаптацию и развитие личности в единстве как составляющие процесса социализации личности В.Д. Василенко [20,54-60]. Это позволяет рассматривать адаптацию как «постоянный динамичный процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, в ходе которого происходит не только интеграция личности в социум, но и профессиональное, личностное развитие, самореализация, а адаптированность как результат этого процесса». Основной фазой развития личности, представляющей собой активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими нормами и средствами в деятельности, считает адаптацию А.В.Петровский [50,153-179]. По мнению С.В.Семенцевой, социальная адаптация представляет собой ступень социализации, которая определяется достижением соответствия их социопсихологического и психофизиологического статуса требованиям социальной ситуации (обучения и общения). В своих трудах Д.Б.Парыгин отмечает, что адаптация - часть социализации, которую он понимает как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно вхождение индивида в социальную среду». Д.А.Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. Наиболее важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальных ролей. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из механизмов социализации личности. Социальная адаптация является средством и одним из путей наиболее эффективной социализации. В то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в конкретной ситуации. Вслед за Д.А.Андреевой, С.В.Семенцевой, Б.Д.Парыгиным мы рассматриваем адаптацию и социализацию как единый процесс. В целом, анализ научной литературы по проблеме позволяет сделать ряд обобщений: социальная адаптация - целенаправленный процесс. Он носит результирующий характер и представляет собой реализацию личностных ресурсов на поведенческом уровне в определенном социуме. Ведущими сферами жизни и деятельности человека, в которых происходит его адаптация, является социальная и профессиональная деятельности. Проблема адаптации в юношеском возрасте актуальна по причине вероятного переформирования мировоззрения личности, изменения ценностных ориентации. В соответствии с этими сферами выделяются основные виды адаптации человека. Исследования фиксируют, что у человека, попадающего в новую среду и начинающего новую деятельность, происходит физиологическая перестройка организма на новый трудовой процесс: меняются ритм труда, отдыха, сна, психические нагрузки, мышечная активность, обмен веществ, появляются новые эмоциональные переживания. Адаптивные способности - это рефлексивно-мотивационные свойства личности, которые посредством деятельности проявляются в успешности и своеобразии приспособительного (в широком смысле) поведения личности. Социальная адаптация включает в себя ознакомление с новой средой, приспособление к ситуации и интеграцию, представляющую собой процессы ассимиляции - процесса включения нового объекта (преобладающей системы) уже в существующие схемы действия индивида и аккомодации - изменение схем в соответствии с новыми задачами. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними в отношениях организма со средой, нарушение которых всякий раз вызывает тенденцию к восстановлению равновесия. В случае, если равновесие достигается - происходит адаптация, в противном случае - дезадаптация. Дезадаптация - это состояние, при котором нарушается нормальное функционирование человека, наблюдается расстройство деятельности, неадекватность поведения, переживание сильного внутреннего напряжения и дискомфорта. В.Квинн [34,160- 439] выделяет внутреннюю адаптацию - изменения в чувствах, эмоциях, мотивациях личности, и внешнюю изменения в наблюдаемом поведении и поступках, в основе которых лежит внутренняя адаптация, а также перемены в социальном положении. Внутренние изменения происходят в результате изменения «Я-концепции» или установок по отношению к себе. В.В.Батаев в своей работе определяет следующие виды социально-психологической адаптации: через преобразование среды; через приспособление к существующим обстоятельствам путём «врастания» в среду, изменения себя; и через самоустранение или уход из ситуации. Д.Г.Климась указывает на следующие типы социально-психологической адаптации: Сравнительно быстрое и эффективное освоение новых условий, установление контактов в новой социальной среде за счет высокой активности, экспансии, использования механизмов саморегуляции. Адаптация с сохранением поведенческих проблем вследствие гиперфункции активных защитных форм поведения (протестные реакции, агрессия) Формальная адаптация за счет преобладания стереотипных форм поведения и избегание контактов. Дезадаптация с сильным регрессом механизмов саморегуляции вследствие острых сепарационных трудностей. Количественные характеристики адаптации. В теоретической психологии выделены количественные характеристики адаптации: уровень, период, этап (фаза). Условность и формальность разделения единого процесса социально-психологической адаптации, на уровни отмечает С.А.Ларионова [39,53-85] является очевидной, но оправдывающей с точки зрения определения степени социальной адаптации личности на основе различных параметров, социальных и индивидуально-личностных. Поэтому выделяет два уровня: поведенческий (социальная адаптация) и внутриличностный (психолого-психическая адаптация). Также выделяют следующие уровни адаптации [43,38-47]: - Целенаправленный конформизм, когда человек знает, как он должен действовать, вести себя, но, внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А.Маслоу). - Взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я.Щепаньский). - Аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я.Щепаньский). - Ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж.Пиаже). П.С.Кузнецов, А.А.Реан, М.Шабанова выделяют три уровня адаптации: творчески-продуктивный, адаптивный, неадаптивный. Творчески-продуктивный уровень включает использование высших психологических защит, исключает проявление агрессивности выше среднего уровня и определяется мотивацией успеха. Адаптивный уровень достигается сочетанием направленности студента на успех с использованием механизма рационализации, через принятие других и высоким уровнем коммуникативности. Неадаптивный уровень предполагает полное принятие себя при низком уровне коммуникативности и отсутствии внутреннего контроля, а также сочетает стиль поведения «избегание» с уровнем притяжений на моментальный успех.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.013 с.) |