Возможности социально-реабилитационного центра в повышении социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности социально-реабилитационного центра в повышении социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей



Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.»[67], Указ Президента Р.Ф. от 01.06.2012 г.№ 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,[68] стали юридическими актами создания в стране социальных приютов, центров, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.

В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»[69] реабилитационные центры рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорности.

Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»[54], определялись порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные на­правления деятельности.

Существующие сейчас реабилитационные центры работают по ти­повому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3—18 лет.

Социально-реабилитационный центр - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции - обеспечить без­опасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа центра направлена на коррекцию и реабилитацию детей.

Особенность центра состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в центр реабилитации — сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5—5 лет), так и над девочками 13—15 лет. 9% детей помещаются в центр из-за болезни матери, отсутствия родственников, способных заботиться о них, смерти родителей, на время оформления опеки.

Детей в центр направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в центр сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация реабилитационного центра сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети — круглые сироты (14%), родители — инвалиды (19%) или психически больные.

Обследование детей реабилитационного центр дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы. [28]

Поскольку время пребывания детей в реабилитационном центре ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если дети с трудом забывают о семье, подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательно убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в реабилитационный центр, отличаются крайней психической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют центр, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть определенными психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в центре, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в реабилитационном центре, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники центра: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в реабилитационном центре. При изучении ребенка социальный педагог собирает всю информацию о том, как и откуда он прибыл, сведения о родителях и родственниках, о школе и о воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается полное медицинское освидетельствование о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются рекомендации по реабилитации.

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в социально-реабилитационный центр или детдом. Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков (вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность, раздражительность, неумеренное стремление к удовольствиям, недовольство окружающими, повышенная сексуальность, чрезмерная жажда и неумеренность в еде).

Социальный педагог должен знать причины таких проявлений и следовать тем психолого-педагогическим приемам, которые дадут положительный результат в работе. Например, разговаривая с ребенком, стараться находиться на его уровне — присесть, чтобы разговор был «глаза в глаза»; называть ребенка только по имени, что помогает воспитывать его достоинство; анализируя поведение ребенка, уходить от ярлыка «плохой ребенок», оценивать не личность, а его поступки, чаще хвалить. Не следует делать за ребенка то, что он может сделать сам; предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения.

При соблюдении в реабилитационном центре соответствующих условий процесс социализации личности проходит достаточно эффективно. Ребенок учится выживать, его образ жизни меняется с изменением социального окружения, с помощью взрослых. Попав в реабилитационный центр, ребенок проходит несколько воспитательных этапов — от адаптации к условиям приюта до реабилитации. Поэтапная работа воспитателей дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, четко ставить цели в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку в данный момент. При этом активизируется процесс самовоспитания, самореализации личности ребенка.

Создание новой среды обитания — один из методов воспитания. Адаптация ребенка в центре, это шаг к адаптации его в обществе. К созданию домашней обстановки в центре привлекаются сами дети. Они принимают участие в оборудовании уютных уголков, где бы ребенок мог побыть один, вне сверстников, отвлечься, пофантазировать. Коллективизм и совместная деятельность детей из реабилитационного центра способствуют воспитанию норм поведения в обществе. Подросток усваивает, что нельзя обижать слабого, красть, уходить из приюта, не предупредив воспитателя.

Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:

первый — «накопление согласий»;

второй — поиск нейтральных интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;

третий — анализ сообщений подростка о себе с принятием их на веру;

четвертый — выяснение качеств личности, которые он не принимает;

пятый — совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодоверии.

Положительные качества ребенка, которые выявляет педагог, являются ориентиром в воспитательной работе, так как, опираясь только на них, он может создать нормальные взаимоотношения с детьми в приюте. Вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.016 с.)