Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра



Опытно-экспериментальная часть, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, проводилась на базе Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской Области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Одоевского района».

В исследовании приняли участие 12 человек: Кирилл Ф., Настя В., Алена А., Влад Щ., Артем Щ., Руслан Ж., Таня П., Олеся П., Алина К., Таня Ш., Камилла А., Кирилл П.

Целью констатирующего этапа эксперимента является:

- выявить особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей

Задачами констатирующего этапа эксперимента являются:

- подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей;

- выявить качественные показатели, характеризующие особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей;

- выявить уровень социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей, участвовавших в эксперименте.

На основе исследований Г.М. Андреевой были выделены критерии и показатели социальной адаптации младших школьников из неблагополучных семей.

 

 

На основании выделенных критериев и показателей были определены уровни социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей:

Высокий уровень

Спокойное адекватное поведение в различных типичных для ребенка жизненных ситуациях, сопровождающееся доминированием потребности в достижении успехов над потребностью избегания неудач, которое проявляется в повышении активности в случаях неудач, стремление к соревнованию, желании всегда и везде добиваться успехов. А так же адекватные отношения с ближайшим социальным окружением (взрослыми и сверстниками) и высокий социометрический статус в группе, свидетельствующий об удачно сложившейся системе межличностных отношений со сверстниками.

Средний уровень

Повышенный уровень личностной тревожности, свидетельствующий о недостаточно хорошей приспособленности, адаптированности ребенка к каким-то определенным социальным ситуациям, что иногда препятствует стремлению к достижению успехов. Недостаточно высокое положение ребенка в группе сверстников, связанное с некоторыми затруднениями в установлении контактов с другими детьми.

Низкий уровень

Высокая тревожность в типичных для ребенка жизненных ситуациях, сопровождающаяся потребностью в избегании неудач или очень слабой потребностью в достижении успехов, при которой наблюдается снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими детьми, избегание ситуаций, связанных с проверкой способностей. Низкий социометрический статус в группе, свидетельствующий о слабом уровне овладения необходимыми социальными навыками, коммуникативным умениям, обеспечивающими успешное общение со сверстниками.

 

Для изучения сформированности межличностных отношений в коллективе младших школьников экспериментальной группы использовались следующие методики:

Р.С. Немов «Выбор действий».

Рене Жиль «Межличностные отношения ребенка».

Р.С. Немов «Социометрия»

Г.А.Урунтаева и Ю.А.Афонькина«Определение у младших школьни- ков уровня усвоения социальных норм поведения»

Ивашкина В.С. «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников»

Диагностическая методика №1 «Выбор действий»

Автор: Р.С. Немов

Цель: изучение и оценка характера взаимоотношений в группе младших школьников.

Стимульный материал: игрушки, картинки

Условия проведения: Диагностическая методика проводилась с группой, исследуемых младших школьников в вечерние часы.

Проведение методики: Каждому ребенку экспериментальной группы давались по три привлекательных, желанных предмета (игрушки, картинки). Ребенок получал инструкцию следующего содержания: «Оцени эти предметы по степени привлекательности, по тому, на сколько другие дети хотели бы иметь их у себя. На первое место поставь наиболее привлекательный для детей предмет, на второе место чуть менее желанный, на третье – оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть меньше привлекательный – тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний – тому, кого по симпатиям ты поставил бы на третье место».

После того как все дети раздали предметы товарищам по группе, определили кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определился социометрический статус ребенка в группе при помощи, следующей формулы:

Где С – статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; П – количество детей в диагностируемой группе.

Дополнительные данные о наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребенок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребенка служили количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов:

10 баллов – показатель у ребенка равен 100%;

8-9 баллов – показатель в пределах от 80% до 99%;

6-7 баллов – показатель от 60% до 79%;

4-5 баллов – показатель от 40% до 59%;

2-3 балла – показатель от 20% до 39%;

0-1 балл – показатель от 0% до 19%;

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий;

На основе этих данных были определены следующие результаты: (приложение № 1 таблица №1)

- очень высокий и высокий статус – 0 детей;

- средний статус – 3 ребенка; (Кирилл Ф. 5 баллов, Алена А. 4 балла, Руслан Ж. 4 балла)

- низкий статус – 8 человек; (Настя В. 3 балла, Алена А. 3 балла, Влад Щ. 3 балла, Артем Щ. 3 балла, Руслан Щ. 2 балла, Олеся П. 3 балла, Алина К. 3 балла, Таня Ш.)

- очень низкий статус – 1 ребенок (Кирилл П. 0 баллов ).

Диагностическая методика № 2 «Межличностные отношения ребенка»

Автор: Рене Жиль.

Цель: исследование характера межличностных отношений в группе.

Стимульный материал: картинки, изображающие разнообразные социальные ситуации.

Условия проведения: Диагностическая методика проводилась изолированно, с каждым ребенком индивидуально в вечерние часы.

Проведение методики: Экспериментатор предлагал воспитанникам рассмотреть стимульные картинки и поставить себя на то место, где бы он хотел находиться, а затем объяснить свой выбор. По результатам проведения заполнялся регистрационный лист исследования (приложение№2).

Анализ проведения:

Результаты исследования межличностных отношений детей показал, что у этих детей отношения в семье строятся на основе авторитарности родительских установок. Преобладает личностная связь с матерью, а с отцом она возникает только по мере необходимости в ситуациях невозможности избежать этих отношений.

Отношений с младшими детьми в семьях почти нет никаких. Дети только говорят о том, что у них есть сестра или брат, но не рассказывают, как они с ними общаются.

Связи со старшим поколением в семье также неустойчивы.

Отношения с друзьями и подругами отсутствуют совсем, поддерживает отношения только в конфликтных ситуациях и только у небольшого количества детей общение с друзьями занимает больше процентов, чем отношения с родителями.

Отношения с педагогами у девочек на низком уровне, мальчики в этих отношениях чаще сего выступают в роли примерного слушателя, что говорит о построении отношений со стороны воспитателей типа «субъект-объект».

Любознательность у этих детей развита на довольно высоком уровне, что говорит о большом потенциале для их дальнейшего развития.

Стремление к общению в группе детей достаточно велико у 10 детей, а вот 2 ребенка не любят скопления большого количества людей и в одном из предлагаемых рисунков отметили себя за пределами страницы.

Роль лидера для себя предпочли только девочки.

Конфликтность и агрессивность выше нормы у 30% детей. Реакции на фрустрацию и стремление к уединению у всех детей в норме.

Характерным у всех детей было то, что все они с большим трудом и неохотой рассказывали о предложенных ситуациях, чаще всего давались однозначные короткие ответы без обсуждения.

Диагностическая методика № 3. Социометрия.

Автор: Р.С. Немов.

Цель: выявить социально-статусное положение испытуемых в группе.

Описание диагностической методики: Члены экспериментальной группы получают инструкцию: «Дорогие ребята. Ваша группа существует уже давно, за это время вы хорошо узнали друг друга, представьте, что создается новая группа и каждый из вас, по собственному желанию может определить ее состав. Кого из своих приятелей вы бы обязательно включили в новую группу? А кого бы точно не включили? Кого бы из сверстников вы пригласили бы на день рождения?»»

Материал: Ручки, Бланки социометрического опроса (приложение №3)

Условия проведения: Диагностическая методика проводилась в группе, в исследованиях участвовали все члены группы. По результатам исследования составлялась социометрическая матрица (приложение № 4, таблица№ 2).

По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Кирилл Ф.; 2) Влад Щ.; 3) Артем Щ..; 4)Таня П.

К «предпочитаемым»: 1) Руслан Ж.; 2)Олеся П.

К «пренебрегаемым»: 1) Настя В.; 2) Алина К.; 3)Камилла А.; 4) Кирилл П.

К «изолированным»: 1) Алена А.; 2) Таня Ш.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений воспитанников младшего школьного возраста.

Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1 + С2)/n,

где С1 – количество «звезд»,

С2 – количество «предпочитаемых», а n – число воспитанников в группе

КБО = 4 + 2 /12*100% = 50%

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемой группы определяется как высокий.

Коэффициент оптимальности отношений.

КОО = (С2+ С3)/n,

где С2 – количество предпочитаемых в этих, С3 – количество пренебрегаемых

КОО = 4+4/12 = 0,6

Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 4/12 = 0,3

Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 – количество «изолированных» в группе.

КИ = 2/12 = 0,2

Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

Коэффициент взаимности выборов воспитанников характеризуется как низкий.

Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx – число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между воспитанниками в группе распределяются неравномерно.

В данном коллективе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и воспитанники, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом коллективе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества воспитанников; вторая группа составляет 40% от общего количества воспитанников; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

Меньше всего воспитанников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы. В благоприятном положении находится около 53% несовершеннолетних в группе. В неблагоприятном положении оказались 46% воспитанников.

Социометрия показала, что в коллективе воспитанников существуют малые группы, которые не имеют четких границ и младшие школьники переходят из группы в группу в зависимости от вида деятельности. Уровень взаимных выборов, как положительных, так и отрицательных низок. Отвержения происходят в основном по половому признаку ( приложение № 5. Таблица № 3)

Диагностическая методика №4. «Определение у младших школьников уровня усвоения социальных норм поведения»

Автор: Г.А.Урунтаева и Ю.А.Афонькина.

Цель: Определить у младших школьников уровень усвоения социальных норм поведения.

Условия проведения: данная беседа проводилась изолированно, с каждым ребёнком индивидуально в вечерние часы.

Описание проведения:

Педагог задает воспитаннику вопросы разработанные ранее (приложение №6 )

1. Как ты думаешь, что такое правило?

2. Какие правила ты знаешь?

3. Для чего нужны правила?

4. Все ли люди выполняют правила?

5. В нашей группе есть правила? Какие?

6. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

7. Можно ли обижать животных? Почему?

8. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

9. Если ты сломал игрушку, а учитель подумал на другого ребёнка нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

10. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

11. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

12. Как ты думаешь, что было бы, если бы правил не существовало?

Результаты проведённой беседы, были оценены в качественной и количественной характеристиках. (Приложение № 7,Таблица №4)

Качественный анализ ответов детей:

Анализ детских ответов показал, что все дети затрудняются дать ответ на первый вопрос. При ответе на второй вопрос большинство детей перечислили правила дорожного движения, правила подвижных игр, правила личной гигиены. Кирилл Ф. вспомнил правило поведения за столом («Когда кушаешь, нужно спинку держать прямо, не сутулиться »). Ответы на третий вопрос разделились на две группы: Кирилл Ф., Настя В., Руслан Ж., Камилла А., Олеся П. считают «потому, что так надо, так сказала воспитательница», остальные дети думают, что «иначе меня накажут». На четвёртый вопрос дети практически единодушно ответили, что правила выполняют не все. Большинство детей перенесли этот вопрос на конкретных людей, которые что –то, по их мнению сделали неправильно. («Артем дерётся – он не выполняет правила поведения»- говорила Таня П.)

Отвечая на пятый вопрос, дети сказали, что правила в группе есть, но назвать их, за исключением некоторых не могут. (Артем Щ. сказал, что «нельзя громко кричать», Олеся П., Кирилл П. - «нельзя рвать книги», Влад Щ. сказал, «что нельзя драться», другие дети так же называли запрещающие правила поведения. Отвечая на шестой вопрос все дети ответили, что смеяться над чужим горем нельзя. Хотя Кирилл Ф., Алена А., Таня П.- не объяснили почему так думают. Настя В., Камилла А., Руслан Ж. считают «ведь, если ты упадёшь, то над тобой будут смеяться, а это не смешно, товарищу больно». Алина К. и Артем Щ. сказали, что «он обидится и не будет дружить». Остальные дети придерживаются мнения, что «нужно пожалеть товарища, ему грустно». На седьмой вопрос дети ответили, что нельзя обижать животных. Только Кирилл Ф., Настя В.., Таня Ш., Алена А. считают, что нельзя этого делать, потому что они тоже живые существа, им тоже нужна свобода, им неприятно. Остальные дети ответили, что животные могут укусить. При ответе на восьмой вопрос все дети думают, что игрушками делиться нужно, но мотивы такого поведения разные. Кирилл Ф., Настя В., Алена А., Руслан Ж., Камилла А., Таня П. считают, что иначе тебе не дадут поиграть другими игрушками. Таня Ш. ответила: «Олеся сказала спасибо, когда я дала ей куклу». Другие дети считают, что нужно делиться игрушками, чтобы дружить. На девятый вопрос почти все дети ответили, что обманывать нельзя, иначе другого будут ругать. Олеся П., Кирилл П., Таня Ш. не знают почему так нужно сделать. Алина К. не поняла смысла вопроса, ответила: «Я сломала ногу у куклы, а воспитательница починила». Артем Щ.. считает, что воспитатель может наказать, если говорить неправду.

Отвечая на десятый вопрос, дети придерживаются мнения, что шуметь нельзя, так как можно разбудить всех, нужно, чтобы тишина была, ведь другие устали. Артем Щ.. и Таня П. сказали: « Иначе будут ругать». На одиннадцатый вопрос дети ответили, что драться нельзя, но Алина К., Артем Щ., Кирилл Ф., Руслан Ж., Камилла А. не объяснили почему.

Настя В., Алена А., Кирилл П., Олеся П. сказали, что «нужно попросить, сказать, пожалуйста». Таня Ш., Таня П. заявили, что расскажут воспитателю. На двенадцатый вопрос большинство детей ответить не смогло, но некоторые дети ответили, что, если бы не было правил, то был бы беспорядок. («Все бы бегали, кричали, обижали друг друга» Олеся П., Кирилл П.; «Никто бы не спал, многие не ели бы кашу» Настя В.

Результаты данной диагностической методики, позволили отнести детей младшего школьного возраста к среднему и низкому уровню социальной адаптации:

Диагностическая методика № 5 «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников»

Автор: Ивашкина В.С.

Цель диагностической методики: групповой сплоченности класса.

Описание методики: Испытуемым предлагался перечень из пяти вопросов с вариантами ответов. «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов».

Обработка результатов заключалась в подсчете суммы баллов по всем вопросам. Привлекательность оценивалась от 5 баллов – самая неблагоприятная оценка и до 18 баллов – самая благоприятная.

Рассмотреть распределение по отдельным вопросам.

- Оценка принадлежности к группе;

- Желание перейти в другую группу или остаться в своей;

- Оценка взаимоотношений сверстников в группе;

- Оценка взаимоотношений с педагогом.

Материал: Бланки с вопросами для диагностирования испытуемых (приложение№ 8 ).

Условия проведения: диагностическая методика проводилась изолированно, с каждым ребенком индивидуально в вечерние часы.

Результаты диагностирования занесены в таблицу ( приложение №9, таблица № 5)

Три испытуемых из двенадцати привлекательность сверстников оценивают ниже среднего, четыре человека дают среднюю оценку, пять – выше среднего. Высокую оценку привлекательности не дает никто. Большинство детей не считают себя активными, полноправными членами коллектива. Взаимоотношения в группе расценивают как: «такие же, как и в других группах». С безразличием бы отнеслись к переходу в другую группу.

Проведенное диагностирование позволило отнести детей младшего школьного возраста к разным уровням социальной адаптации:

К высокому уровнюне был отнесен ни один ребенок.

К среднему уровнюбыло отнесено 9 детей, так как они имеютповышенный уровень личностной тревожности, свидетельствующий о недостаточно хорошей приспособленности, адаптированности ребенка к каким-то определенным социальным ситуациям, что иногда препятствует стремлению к достижению успехов. Недостаточно высокое положение ребенка в группе сверстников, связанное с некоторыми затруднениями в установлении контактов с другими детьми.

К низкому уровню отнесено 3 ребенка,так как у детей отмечена высокая тревожность в типичных для ребенка жизненных ситуациях, сопровождающаяся потребностью в избегании неудач или очень слабой потребностью в достижении успехов, при которой наблюдается снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими детьми, избегание ситуаций, связанных с проверкой способностей. Низкий социометрический статус в группе, свидетельствующий о слабом уровне овладения необходимыми социальными навыками, коммуникативным умениям, обеспечивающими успешное общение со сверстниками.

 

 

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость целенаправленной социально-педагогической работы по социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.009 с.)