Диагностическая методика №4. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая методика №4.



Автор: Г.А.Урунтаева и Ю.А.Афонькина.

Цель: Определить у младших школьников уровень усвоения социальных норм поведения.

Условия проведения: данная беседа проводилась изолированно, с каждым ребёнком индивидуально в вечерние часы.

Описание проведения:

Педагог задавал школьнику вопросы разработанные ранее (приложение №15)

Результаты проведённой беседы были оценены в качественной и количественной характеристиках.

Отвечая на первый вопрос дети отвечали:

“Правило – это то, что нельзя делать (Кирилл Ф.. Таня П..)”

“Нужно вести себя хорошо, помогать товарищу” (Артем Щ.,Руслан Ж.)

“Не бегать, не кричать, (Олеся П.., Алина К.)”

Отвечая на второй вопрос Влад Щ., Камилла А., Кирилл П., назвали многие из правил, которые они изучали на формирующем этапе эксперимента и достаточно четко рассказали то, что запомнили, приводили примеры из литературных произведений: “Нужно делится игрушками, всегда говорить вежливые слова, уважать старших, мыть руки, беречь игрушки и вещи убирать игрушки на свои места, помогать другу, не обижать животных.” Кирилл Ф., Таня Ш. вспомнили правила личной гигиены, назвали слова приветствия и прощания. Они говорили быстро, перечисляли тех детей, которые когда либо эти правила не выполняли, вспоминали так же ситуации не относящиеся к вопросу. Остальные дети достаточно свободно называли по 6-7 изученных правила поведения.

При ответе на третий вопрос, все дети согласились, что правила нужны, чтобы был порядок, не было драк.

Отвечая на четвертый вопрос дети вспоминали случаи когда и кто из группы правила не выполнял

Многие дети вспомнили персонажей из литературных произведений: «Федора не мыла посуду, поступала не правильно (Алина К.)» «Федя не хотел делиться игрушками (Кирилл П.)» «Мальчик не кому не говорил пожалуйста, когда что – то просил (Артем Щ.)» «Мальчик не хотел умываться, был грязнулей (Таня Ш.)»

Почти все дети. считают, что правила не выполняют только невоспитанные, невежливые, неаккуратные, недобрые люди.

Отвечая на пятый вопрос в основном все дети ответили, что в группе, конечно, правила есть это: «Мыть руки перед едой,, здороваться, прощаться, извиняться (Кирилл Ф., Камилла А.)» «Не обижать друг друга (Алена А., Артем Щ., Олеся П.)» «Внимательно слушать учителя и воспитателя, заботиться о животных, беречь игрушки и вещи, книги (Настя В.. Таня Ш.)»

При ответ на шестой вопрос шесть детей ответили, что смеяться над чужим горем нельзя, ребенку больно, он расстроен, (Таня П., Алина К., Руслан Ж., Кирилл П.) – считают, что иначе над тобой будут смеяться.

Отвечая на седьмой вопрос дети единодушно признали, что обижать животных нельзя,. «они живые, им будет больно», «жалко животных, они хорошие»

На восьмой вопрос в основном все дети ответили, что делиться игрушками с другими детьми нужно, потому что: «вместе интересней играть» «нельзя быть жадным, а другой ребенок поиграет и отдаст» Лишь Кирилл Ф. и Олеся П. считают, что делиться игрушками нужно, но потому, что тебе дадут поиграть другими игрушками.

Отвечая на девятый вопрос, Таня П. понимает, что нужно сказать правду, что это я сломал игрушку, но только если за это не будут ругать. Остальные дети ответили, что нужно сказать правду, ведь другого ребенка будут наказывать не за что и он расстроится.

При ответе на десятый вопрос, Артем Щ., Руслан Ж. считают, что шуметь не хорошо когда другие отдыхают, но потому,что их будут сильно ругать. Алина К.. Камилла А. просто ответили, что этого делать нельзя, не объяснив почему. Другие дети сказали, что нужно вести себя тихо, когда спят другие иначе они могут проснуться, расстроится, они не отдохнут, их надо пожалеть.

На одиннадцатый вопрос все дети ответили, что драться плохо, даже если у тебя отобрали игрушки.

Настя В. считает, что если из-за этого драться, то могут наказать. Руслан Ж. считает, что нужно не драться, а сказать воспитательнице. Остальные дети сказали, что нужно вежливо попросить, предложить играть вместе.

Отвечая на двенадцатый вопрос в основном все дети ответили, что правила поведения нужны, без них был бы беспорядок, было бы плохо.

Качественный анализ ответов показал, что на вопросы дети отвечали увереннее, с энтузиазмом, охотнее чем в констатирующем этапе эксперимента. Многие дети давали оценку выполнения правил поведения не только литературным персонажем, но и действиям собственным и своим товарищей.

Проведен количественный анализ. Результаты проведенной беседы приведены в таблице №10.(приложение №16)

Диагностическая методика № 5 «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников»

Автор: Ивашкина В.С.

Цель диагностической методики: групповой сплоченности группы.

Описание методики: Испытуемым предлагался перечень из пяти вопросов с вариантами ответов. «Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов». Обработка результатов заключалась в подсчете суммы баллов по всем вопросам. Привлекательность оценивалась от 5 баллов – самая неблагоприятная оценка и до 18 баллов – самая благоприятная.

Рассмотреть распределение по отдельным вопросам.

· Оценка принадлежности к группе;

· Желание перейти в другую группу или остаться в своей;

· Оценка взаимоотношений сверстников в группе;

· Оценка взаимоотношений с педагогом.

Материал: Бланки с вопросами для диагностирования испытуемых

Условия проведения: Для проведения методики была отобрана группа детей младшего школьного возраста.

Диагностическая методика «Определение привлекательности для школьника группы сверстников» Ивашкина В.С. позволила выявить уровень привлекательности для школьника группы сверстников(приложение № 17,таблица № 11).

Высокую оценку привлекательности группы дали два ребенка (Кирилл Ф., Алена А.), выше среднего оценили трое (Руслан Ж., Олеся П., Алина К.), привлекательность сверстников оценили средне семь младших школьника (Кирилл П., Таня Ш., Таня П., Камилла А., Артем Щ., Влад Щ. и Настя В.). Большая часть детей не хотела бы перейти в другую группу, отношения товарищей оценивает как: «лучше, чем в других группах».

По завершению опытно-экспериментальной работы был проведен сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов:

Высокий уровень: не было никого – стало четыре младших школьников.

Алена А. приобрела навыки бесконфликтного общения, как с мальчиками, так и с девочками, умение организовывать совместную деятельность, своих товарищей, жертвовать своими интересами во благо общей цели.

Кирилл Ф.. благодаря проведенной педагогической работе приобрел уверенность в своих силах, исчезла скованность в общении с товарищами, появилось умение поддерживать перспективу в общении.

Средний уровень: было девять детей – стало восемь младших школьников.

Не смотря на то, что результаты контрольного эксперимента не позволили отнести Руслан Ж., Олеся П., Алина К.. на более высокий уровень сформированности межличностных взаимоотношений, за время социально-педагогической работы эти дети приобрели навыки совместной работы, межличностного взаимоотношения, искали новые способы поведения в контактах с людьми, развевали навыки общения.

У Кирилла П., Тани Ш., Тани П., Камиллы А., Артема Щ., Влада Щ. и Насти В. появилось желание участвовать в коллективной творческой деятельности, оказывать помощь товарищам.

Низкий уровень: было трое детей – стало никого.

Динамика в повышении уровня социальной адаптации проявилась в приобретении младшими школьниками навыков совместной работы, взаимовыручки и взаимоуважения, в повышении социального статуса младших школьников в группе, усвоении социальных норм поведения, и в успешном применении этих навыков на практике.

 

 

Заключение

Проблема социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей является достаточно актуальной в данное время, в связи с тем, что младший школьный возраст с 6-7 до 9-10 связан с решительными изменениями в деятельности ребенка, общении, отношении с другими людьми. Новая социальная ситуация (школьная среда) вводит ребенка в упорядоченный и строго нормированный мир отношений, требует от него организации собственных действий, ответственности за эти действия. Этот возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Поэтому главная задача социального педагога – способствовать становлению межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста и повышению уровня социальной адаптированности в целом. Многие трудности нашего современного общества кроются именно в этом – неспособности людей строить общение, отношения с окружающими людьми.

Кто? Социальная адаптация трактуется как вхождение в социальную среду, усвоение детьми социального опыта, приобщение к системе социальных связей, новых социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения, которые обеспечивают ему успешную включенность в социальные отношенияПроблема социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей изучается в педагогической и социально-педагогической литературе.

Анализ исследований А.Г.Асмолова, И.К.Кряжевой, С.А.Ларионовой, А.В.Мудрика, А.А.Реан, М.В.Ромм позволил выявить условия повышения уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста, определить критерии и показатели, а также модель уровней сформированности социальной адаптации у младших школьников из неблагополучных семей.

Проведенная социально-педагогическая работа, построенная с учетом закономерностей повышения уровня социальной адаптации, принесла положительные результаты.

Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня социальной адаптации младших школьников была проведена в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Уровень повышения социальной адаптации младших школьников из неблагополучных семей, участвующих в опытно-экспериментальной работе, позволили выявить такие диагностические методики, как: Р.С.Немов «Выбор действия», Рене Жиль «Межличностные отношения»,Р.С.Немов «Социометрия», Ивашкина В.С. «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников»

У детей, участвовавших в эксперименте, были выявлены низкий и средний уровни социальной адаптации.

В соответствии с полученными результатами, на констатирующем этапе в процессе диагностирования, была проведена целенаправленная и систематическая социально-педагогическая работа с группой детей младшего школьного возраста, по повышению уровня социальной адаптации в ходе формирующего эксперимента.

Деятельность по повышению уровня социальной адаптации была направлена на повышение социального статуса ребенка в группе младших школьников, на создание позитивного стиля общения, обеспечение взаимопонимания и взаимоуважения. Это позволило младшим школьникам приобрести опыт совместной, коллективной работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, научиться слушать товарищей, принимать коллективные решения, координировать действия, контролировать друг друга.

Контрольный эксперимент позволил выявить динамику в повышении уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Дети приобрели определенные навыки взаимодействия, усвоили социальные нормы и правила, стали стремиться к выполнению задания совместными усилиями без помощи вмешательства и постоянного контроля взрослого, принимать коллективные решения. Отмечено повышение социального статуса детей младшего школьного возраста в группе.

Динамика повышения социальной адаптации у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей была достигнута благодаря специально созданным социально-педагогическим условиям: Основными социально-педагогическими условиями повышения уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра являются:

- Четкое и целенаправленное планирование деятельности направленной на повышение уровня социальной адаптации.

- Содержательность опытно-экспериментальной работы с учетом личностных особенностей и интересов детей.

- Использование сочетания разнообразных методов и форм повышения уровня социальной адаптации.

- Учет определенных социально-педагогических принципов.

- Использование игровой деятельности как средства повышения уровня социальной адаптации младших школьников.

Наиболее успешно навыки взаимоотношения у младших школьников формируются в общении, во взаимодействии которое интересно детям, от которого они получают удовольствие.

Наиболее интересными для детей были творческие задания, игровые занятия, тренинговые упражнения, способствующие раскрепощению детей, установлению позитивных взаимоотношений в группе, появлению чувства ответственности за свои действия и самостоятельности в принятии решений, формированию опыта совместной, коллективной работы.

Проведенная социально-педагогическая работа может быть интересна практическим работникам: социальным педагогам, воспитателям, учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста, так как она оказалась достаточно эффективна в повышении уровня социальной адаптации у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей в рамках реабилитационного центра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.019 с.)