Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент социальной защиты населения города Москвы

Поиск

Департамент социальной защиты населения города Москвы

 

 

Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП, нарушениями слуха и зрения в условиях семьи

Научно-методическое пособие

 

 

Москва, 2010


Департамент социальной защиты населения города Москвы

 
 


Учреждение Российской академии образования

«Институт коррекционной педагогики»

Авторы:

Малофеев Н.Н. (ред.), Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Бондаренко М.Б., Выродова И.А., Головчиц Л.А., Денискина В.З., Коваленко Ю.Ю., Кудрина Т.П., Лысенко А.Е. (ред.), Любимов А.С., Николаева Т.В., Подколзина Е.Н., Приходько О.Г., Солнцева Л.И., Шматко Н.Д., Фильчикова Л.И.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП в условиях семьи ……………………………………6

1.1. Характеристика целевой группы…………………………………………6

1.2. Реабилитационная диагностика………………………………………..17

1.3. Комплексная реабилитация и работа с семьёй……………………...52

ГЛАВА 2. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с нарушениями слуха в условиях семьи ……………129

2.1. Характеристика целевой группы………………………………………129

2.2. Реабилитационная диагностика……………………………………….139

2.3. Комплексная реабилитация и работа с семьёй……………………. 172

ГЛАВА 3. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с нарушениями зрения в условиях семьи ………….223

3.1. Характеристика целевой группы………………………………………223

3.2. Реабилитационная диагностика……………………………………….229

3.3. Комплексная реабилитация и работа с семьёй…………………….238

ГЛАВА 4. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов ………………………………………………………………….289

4.1. Основы психологической помощи семье ребёнка-инвалида………………………………………………………..289

4.2. Методики психологической диагностики взаимодействия в паре «родитель — ребенок-инвалид» и детско-родительских отношений…………………………………………………………………298

4.3. Основные направления психологической помощи семье ребенка-инвалида………………………………………………………..301

ГЛАВА 5. Организация комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи …………………………..310

Заключение …………………………………………………………………………344

Приложения …………………………………………………………………………345

Рекомендуемая литература …………………………………………………….351

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Численность детей-инвалидов в Российской Федерации на август 2009 года, составляет 545 тыс. человек, численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек[1]. В Москве на сентябрь 2009 года, проживают 26,012 тысяч детей-инвалидов[2], что составляет 1,4% детского населения столицы. Анализ состояния здоровья детского населения за последние 5 лет свидетельствует о высокой степени инвалидизации детской популяции: ежегодно инвалидами в России признаются 80-90 тыс. детей.

В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией; наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями органа зрения[3]. По данным статистики, в структуре причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств – 52,45 на 10 тыс. детей в возрасте до 15 лет, причем в эту группу болезней входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей.

Создавшаяся ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной социальной политики действия по предупреждению детской инвалидности, а также по интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества детей-инвалидов с тяжёлыми ограничениями в передвижении, нарушениями слуха и зрения — развитие системы их эффективной реабилитации и социальной адаптации.

Актуальность решения данной задачи, помимо высокого уровня инвалидности в Российской Федерации, обусловлена также интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой — сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. В современных условиях человек вынужден обновлять своё видение мира, взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы времени. В то же время всё более отчётливой становится тенденция к признанию ценности человеческой индивидуальности и, соответственно, возможности самореализации человека в условиях продуктивного взаимодействия с социальной средой.

Самую значимую роль в формировании социально адаптированной личности играет семья. Около 533 тыс. детей-инвалидов проживают в семьях, при этом 63,3 тыс. из них обучаются в специализированных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Семейное окружение, безусловно, в тесном союзе с учреждениями социальной защиты населения, образования, культуры, спорта, семьи и детей и т.п. должно помочь ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, адаптироваться к складывающимся социальным отношениям, выработать устойчивую систему представлений о важнейших ценностях бытия человека, помочь ему обрести опыт строительства отношений с окружающими его людьми. В этой связи возникает острейшая потребность в разработке новых методик комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с тяжёлыми ограничениями в передвижении, с нарушениями слуха и зрения, которые направлены на решение задачи формирования социально адаптированной личности, способной успешно функционировать в новых социальных отношениях.

 

Дифференцированный логопедический массаж. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж проводится на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж осуществляется (логопедом-дефектологом) после прохождения специальной подготовки (курсов повышения квалификации). По возможности мать ребенка обучают элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики.

Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа.

Основные задачи логопедического массажа:

1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).

2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).

3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

5. Уменьшение гиперсаливации.

6. Укрепление глоточного рефлекса.

7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, лица, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся, прежде всего, мышцы языка и губ; а также щек и мягкого неба. Именно эти мышцы, прежде всего, обеспечивают речепроизводство.

Логопедический массаж применяется по рекомендации врача, который проводил медицинскую диагностику. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атаксический, спастико-ригидный). Но, даже имея заключение невропатолога, логопедом самостоятельно проводится обследование состояния мышечного тонуса, подвижности и строения органов артикуляции.

Логопед определяет состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса.

У детей с церебральным параличом отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, в связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж (при спапстичности мышц), а в других — стимулирующий (при гипотонии).

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью массаж применяется у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, каждый день или через день. После перерыва от 1-2 до 5-6 месяцев (при амбулаторном лечении) цикл повторяется. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течении более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж проводится в течение нескольких лет (с небольшими перерывами). Длительность одной процедуры варьируется в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 минут до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не превышает 10 минут (а в последующей работе в младшем дошкольном возрасте — 15 минут, в старшем дошкольном возрасте — 20 минут).

Во время массажа ребенок не испытывает боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), другие — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа могут быть очень короткими и ограничиваться только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры.

Соблюдаются следующие требования: руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями, без украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка так же должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи. Массаж проводится не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно при повышенном глоточном рефлексе).

Логопедическая работа начинается с ослабления проявлений расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, мы рассчитываем на их лучшее спонтанное включение в артикуляционный процесс. Средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) используются с учетом характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц - с целью расслабления) или стимулирующий массаж (при гипотонии - с целью активизации мышечного тонуса).

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Применяется в случае повышения мышечного тонуса речевых мышц (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положение, в котором патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понижается.

1. "Поза эмбриона" — в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат-терапии).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, добиваются расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка - на спине, голова несколько свешивается назад: а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой, сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

– поглаживание от середины лба к вискам;

– от бровей к волосистой части головы;

– от линии лба вокруг глаз;

– поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

– от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

– от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

– легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

– надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

– поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

– поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

– поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

– поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

– поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

– точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

– легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлялось большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений их сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторялись 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

– поглаживание лба от середины к вискам;

– поглаживание лба от бровей к волосам;

– поглаживание бровей;

– поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

– поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

– сжимание подбородка ритмичными движениями;

– разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

– перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

– пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

– поглаживание от середины верхней губы к углам;

– от середины нижней губы к углам;

– поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

– пощипывание губ;

– покалывание губ.

Массаж язычной мускулатуры.

При спастичности языка производится расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще у детей с ДЦП, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа могут быть более активные, интенсивные, чем при спастичности.

Массаж языка осуществляется различными способами:

1) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используется как щетина, так и палочка щетки;

2) мануальный массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) зондовый массаж.

Перед началом массажа языка важно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка никогда не проводится после кормления ребенка. Во время массажа языка рот ребенка должен быть приоткрыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем - вне ее.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

– поглаживание языка в различных направлениях: - от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения;

– похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);

– легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд, щетку или шпатель;

– покалывание языка (игольчатым зондом);

– массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);

– "перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

– распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту; кончик - снаружи).

Артикуляционная гимнастика с детьми проводится в пассивной, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции с целью включения в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличения активности ранее включенных мышц. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Но они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация определяется логопедом. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, проходя 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.

Пассивная гимнастика языка:

– выведение языка из ротовой полости вперед;

– втягивание языка назад;

– опускание языка вниз (к нижней губе);

– поднимание языка вверх (к верхней губе);

– боковые отведения языка (влево и вправо);

– придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

– приподнимание кончика языка к твердому небу;

– легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

– собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

– собирание нижней губы (тем же приемом);

– собирание губ в трубочку ("хоботок"), производя движение к средней линии;

– растягивание губ в "улыбку", фиксируя пальцами в углах рта;

– поднимание верхней губы;

– опускание нижней губы;

– смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

– создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Для стимулирования большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений используются следующие упражнения:

· выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);

· удерживание губами различных предметов (пробка, марля).

Искусственная локальная контрастотермия. Метод искусственной локальной контрастотермии (ИЛК) применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж). В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных - горячая вода или настой трав. Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) применяют поочередно или избирательно. Можно использовать различные варианты их применения:

– Только гипотермия (криомассаж).

– Только гипертермия (тепломассаж).

– Гипотермия, затем гипертермия.

– Попеременное использование крио- и теплоаппликаций.

Искусственная локальная гипотермия осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия длится от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры).

Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, речевой афферентации контрастотермальное воздействие оказывается не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки).

Развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика). Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики включают записанную на магнитофон (или напевали) тихую плавную мелодию, или спокойно, ласково рассказывают что-либо ребенку. Гимнастика проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине — в «рефлекс-запрещающих позициях». Можно использовать следующие дыхательные упражнения:

– В положении на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу, и легко надавливает на грудную клетку (выдох).

– В положении на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение проводят при заведении рук ребенка под голову.

– Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

– Ребенок лежит на животе, руки под грудью, опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»).

– В положении ребенка лежа или сидя, логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

С учетом необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции нарушений развития у детей с ДЦП, реабилитационная работа включает также мероприятия медицинской реабилитации (приём медикаментозных средств, массаж, ЛФК, физиотерапия и т.д.).

Важным направлением работы является раннее включение семьи ребенка с ДЦП в реабилитационный процесс и поэтапное обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям. Необходимо знакомить родителей с особенностями развития детей, формировать у них адекватные способы взаимодействия с ребенком, помогать организовывать среду (быт, воспитание), которая максимальным образом стимулировала бы развитие ребенка, сглаживала негативное влияние заболевания на его психическое развитие. Обязательным условием является присутствие матери ребенка или лица, ее заменяющего, на всех педагогических занятиях. Все родители должны проходить специальное обучение элементам логопедического массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики; они получают различные задания для закрепления результатов, полученных на занятиях. При этом у родителей постепенно формируется система, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков общения, обучения и воспитания детей, адекватная оценка возможностей и перспектив развития ребенка.


Изменение здоровья

 
 


Функции Активность Участие

и структуры организма

       
   
 
 


К методам реабилитационной диагностики относятся:

1. Изучение документации (медицинской, медико-социальной экспертизы и др.).

2. Первичная беседа с ребёнком-инвалидом (если это возможно) и членами его семьи.

3. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование.

4. Формирование плана углублённого реабилитационно-диагностического обследования.

5. Социальное и социально-средовое обследование.

6. Психодиагностическое обследование.

7. Первичное реабилитационное тестирование.

8. Оценка реабилитационного потенциала и формирование реабилитационного диагноза.

9. Формирование реабилитационного прогноза.

10. Формирование индивидуальной программы реабилитации.

11. Повторные углублённые реабилитационно-диагностические обследования, тестирования и динамическое наблюдение.

Изучение документации лучше осуществлять накануне встречи с ребёнком -инвалидом и/или членами его семьи. Для детей-инвалидов процедура реабилитационной диагностики должна быть максимально атравматична и, следовательно, оптимальна по продолжительности. При ознакомлении с медицинской документацией необходимо выделить положения, которые требуют уточнения или дополнительных сведений.

Первичная беседа с ребёнком-инвалидом и членами его семьи должна быть направлена на установление открытых партнёрских отношений, формирование высокой степени мотивации для участия в реабилитационном процессе и достижении реабилитационного результата, информировании о возможностях реабилитационного учреждения и порядке предоставления реабилитационных услуг. У детей следует обратить на такие показатели, как степень обучаемости, эффективность обучения, степень обученности, состояние работоспособности в процессе обучения, наличие и уровень графических навыков и письма, степень освоения учебных программ, посещаемость занятий, взаимоотношения с товарищами. Также представляет важность предварительная информация о развитии познавательной деятельности ребёнка-инвалида, его реакции на инвалидность и жизненную ситуацию, связанную с инвалидностью, изменений мотивационной сферы, круга интересов, потребностей, восприятия себя в этой социальной роли. Выявленные сведения позволят заблаговременно акцентировать внимание коллег по мультидисциплинарной команде на специфике существующих у ребёнка- инвалида проблем и его индивидуальных особенностях.

Первичное реабилитационно-диагностическое обследование предусматривает расспрос (беседу), объективное обследование ребёнка-инвалида и беседу с членами членов его семьи. Процедуры первичного контакта и первичного реабилитационно-диагностического обследования могут быть объединены. В процессе первичного обследования могут быть использованы наиболее информативные инструментальные методы диагностики и элементы тестирования. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование проводится мультидисциплинарной командой (возможно, последовательно каждым из её участников), оно предполагает формирование коллегиального решения о предварительном реабилитационном диагнозе и дальнейшем обследовании.

Формирование плана углублённого реабилитационно-диагностического обследования осуществляется совместно всеми участниками мультидисциплинарной команды и предусматривает конкретные диагностические мероприятия и сроки их проведения. При этом, учитывается, что часть реабилитационно-диагностических мероприятий будет проводиться за пределами реабилитационного учреждения (выезд в семью, детский сад, школу, на место работы, в район проживания инвалида и окружающие его объекты культуры, спорта и т.п.).

Социальное и социально-средовое обследование проводится поэтапно и распространяется на ближайшее окружение, среду взаимоотношений и жизнедеятельности ребёнка-инвалида. Социальное обследование должно предполагать оценку социального статуса и определение социальных ролей ребёнка-инвалида, изучение причин, ограничивающих выполнение задач (действий) и вовлечение в жизненные ситуации, связанные бытовой деятельностью, получением образования, занятиями общественной деятельностью, включением в жизнь сообществ, всего общества, гражданскую жизнь. Необходимо выявить конкретные барьеры физической и социальной среды, мира отношений и установок, в котором живёт ребёнок-инвалид. Требуется выяснить с какими бюрократическими барьерами сталкивается его семья, существуют ли барьеры установок и социальных отношений в различных жизненных ситуациях в семье, ближайшем окружении, обществе, во взаимоотношениях с органами власти, работодателями и т.д.

Задача специалистов, осуществляющих обследование, заключается в том, чтобы сопоставить, проанализировать и установить причинно-следственные связи между анатомо-функциональными дефектами, актуальными социальными факторами, индивидуальными (личностными) факторами, факторами окружающей среды и ограничениями жизнедеятельности, которые испытывает ребёнок-инвалид. Фактически, социальная и социально-средовая диагностика оценивают ребёнка-инвалида, как одного из субъектов социальных отношений, его ближайшее окружение и общество, как другой субъект социальных отношений, наконец, факторы окружающей среды, как внешние условия этих отношений. В процессе с оциального и социально-средового обследования должны быть выявлены возможные нарушения законных прав и интересов ребёнка-инвалида, факты дискриминации.

Психодиагностическое обследование осуществляется с использование основного метода психологического исследования – беседы, а также с помощью различных психодиагностических и психофизиологических методик, анкетирования и интервьюирования, наблюдения за жизнью и деятельностью ребёнка-инвалида, его семьи и ближайшего окружения. В процессе психодиагностического обследования выявляются первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального взаимодействия. Важнейшим принципом проведения психодиагностического обследования является принцип «равнопартнёрства».

Работа психолога не ограничивается обследованием самого инвалида. Для психологической идентификации образа «МЫ», объединяющего ребёнка-инвалида и общество, возможно проведение психологического обследования семьи («МЫ-семья»), друзей и одноклассников («МЫ-класс).

Основными задачами психодиагностического обследования детей-инвалидов является выявление наличия, степени и причин возникновения психологической дезадаптации, снижения уровня мотиваций и степени притязаний, ограничения круга интересов, деформации установок, заниженной самооценки. Полученные результаты должны использоваться для интегральной оценки изменений образа «Я» и образа «МЫ». Необходимо выявить внутренние и внешние психологические барьеры, способствующие разрыву социальных связей, изменению социальных ролей, снижению социального статуса.

Первичное реабилитационное тестирование подразумевает тестирование функциональных способностей ребёнка-инвалида (были приведены в предыдущих главах), способностей выполнять различные виды деятельности, способностей к интерактивному устному общению, использованию обычного и мобильного телефона, компьютера, психологическое тестирование, образовательное тестирование, игровое тестирование, тестирование на преодоление физических барьеров техногенной среды жизнедеятельности, тестирование на выполнение заданных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.012 с.)