Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание, общение, творчествоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь уже общепризнано, что общение нельзя сводить к речевым контактам людей друг с другом и только к обмену их той информацией, которая заключена в речи, обращаемой ими друг к другу. В общении участники его преследуют определенные цели. Их побуждают к нему какие-то мотивы. На характеристики его всегда влияет ситуация, в которой оно протекает. Но, перечисляя все эти относящиеся к общению особенности, безусловно, надо прежде всего помнить: взаимодействуют в общении друг с другом люди, которые являются личностями и, контактируя друг с другом, они выступают друг для друга в качестве объектов и субъектов познания. И от того, какие характеристики, проявляя себя в этом качестве, они обнаруживают, зависит очень многое как в конкретной картине их общения, так и в его результатах. Как объекты познания участвующие в общении люди могут отличаться большей или меньшей открытостью перед другими участниками общения, обладать более богатой или более бедной мимикой, актерскими способностями, чтобы формировать о себе нужное им впечатление, или таковых не иметь вовсе. И особенностями своего физического облика, оформления внешности они также могут подталкивать вступающих с ними в контакты людей к очень определенным суждениям о себе — о состоянии своего здоровья, о характере переживаемых эмоций, о своих вкусах, о материальном достатке, о своих привычках и т. д. Понятно также, что и своим поведением, осуществляемыми действиями человек в момент контакта с другими людьми тоже дает им информацию о себе. Еще более длинный ряд более простых и более сложных психических характеристик отмечается у человека; когда ему приходится проявлять себя в качестве субъекта познания во время общения. Однако прежде чем раскрывать все эти характеристики, надо, наверное, помнить не только о том, что по степени сформированности их, а также по их наличию люди будут очень сильно отличаться друг от друга, но что и само проявление этих характеристик будет зависеть от того, какие цели преследует человек, общаясь с другой личностью. Если, начиная общение, ставить перед собой цель ответить себе на такие трудные вопросы: что представляет из себя другой человек и почему он такой? У решающего эту задачу в общении человека будет мобилизована одна степень его познавательных ресурсов. Если же будет преследоваться другая цель, например, вступив в общение с каким-то человеком, убить время, то это повлечет совсем другой уровень активности, также связанный с познанием этого человека. И не только уровень познавательной активности, проявляемой человеком в общении, но и внешняя или внутренняя концептуальная схема, которой пользуется человек для оценивания другой личности, зависит от поставленной проблемы. От того, в чем ее суть, будут зависеть и направленность внимания, и особенности фиксируемой в образах восприятия информации, даваемой обликом и поведением другого человека, и характер ее отбора, систематизации и обобщения в понятиях, относящихся к расшифровке личностной сути этого человека, и работа памяти и воображения, инициируемая впечатлениями, которые вызвал о себе этот человек. Что же касается сравнительно устойчивых характеристик, которые обнаруживаются у человека, когда он оказывается в роли субъекта познания других людей, то они многочисленны и их можно классифицировать по разным основаниям (Г. М. Андреева, Б. А. Еремеев, В. Н. Куницы-на, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов, Л. А. Петровская, А.У. Хараш и др.). Я же хочу предварить раскрытие и группирование этих характеристик одним очень важным психическим свойством личности, которое определяет многие их параметры. Свойство это — наличие у человека отношения к другому человеку как к ценности или его антипода — отношения к нему как к лишенной души вещи. Кардинальная разница в этих отношениях глубочайшим образом влияет на развитие и на работу интеллекта личности, когда он оказывается направленным на познание и на оценку ^другого человека. . Нужно, чтобы люди испытывали потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек,— писал К. Маркс. Если такая потребность у человека формируется, то у него одновременно во всех составляющих его интеллект элементах нарабатываются характеристики, дающие ему возможность знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти. (В.Н. Мясищев). У первых, для которых типично отношение к другому человеку как к ценности, внимание, восприятие, память, воображение, мышление оказываются более продуктивно и результативно функционирующими, чем у вторых. И это прежде всего выражается в более глубоком постижении личностной сути другого человека, в схватывании его индивидуально-неповторимого своеобразия. Многими исследованиями в психологии (А. Б. Добро-вич, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов и др.) установлено, что наличие у человека постоянно интереса к другим людям усиливает сосредоточенность его внимания на них, делает более яркими и содержательно насыщенными его образы восприятия их, активизирует извлечение им из своей памяти представлений, связанных с прошлым опытом общения, могущих помочь лучше понять тех, с кем ему приходится общаться сейчас, интенсифицирует деятельность воображения, чтобы по особенностям экспрессии и вообще по поведению участников общения судить об их отношении к происходящему, активизирует работу его мышления по выявлению наиболее существенного в фиксируемой у них по ходу общения информации, чтобы на основе ее сделать верный вывод о каждом из тех, с кем пришлось общаться. Поскольку при контактах с другими людьми у человека с гуманистическим отношением к ним постоянно срабатывает установка выявлять индивидуально неповторимое своеобразие каждого человека и достоинства, которые этот человек в себе несет, то у него, в его опыте общения, не наблюдается образования и накопления в большом числе стереотипов, через призму которых он на каждом шагу преломлял бы внешний и внутренний мир других людей, усредняя и искажая таким образом их личностные особенности. Недостаток многих людей, мешающий им нормально строить свои контакты с другими людьми, состоит именно в том, что они не могут, оценивая людей, преодолеть сло- жившихся у них в прошлом опыте общения стереотипов и, говоря образно, торопятся приклеить к своим новым знакомым ярлык. А уж когда ярлык приклеен, они считают, что носитель его обязан во что бы то ни стало оправдать ожидания автора ярлыка. Снова возвращаясь к тем людям, у которых отмечаются отличающая их от других людей большая сосредоточенность на глубоком восприятии каждого данного человека и активная работа мысли при определении его сути, следует заметить, что исследования (В. В. Джое, Г. В. Дьяконов, Т. И. Пашукова, К. М. Романов и др.) выявляют высокое развитие у них интуитивной формы проникновения во внутренний мир других людей — способности постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение психологической изнанки какого-то факта поведения или всей личности другого человека. Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным (если брать мнение неопытного наблюдателя) признакам сразу схватывает характер состояния, переживаемого учеником, и причастность или непричастность этого ученика к какому-либо событию, которое только что произошло в классе. Опытный руководитель по небольшому числу фактов поведения другого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относится, а потом уже обосновывает правильность своего чутья. Начав общаться с новыми для себя людьми, бывалый человек по некоторым, мало бросающимся в глаза особенностям их экспрессии сразу догадывается, какое он на этих людей произвел впечатление. Ошибочно было бы полагать, что во всех подобных случаях проявляется какая-то мистическая способность ума, наитие и пр. Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у индивида по мере накопления опыта общения и совместной деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Ин- туиция, являющаяся одним из способов осознания человеком действительности, представляет любой такой феномен, в котором тесно связаны восприятие мышления и чувство. Истинность знания о другом человеке, получаемого интуитивным путем, находится в прямой зависимости от уровня развития в познающей личности качеств психолога-практика и от сложности явления, которое путем интуиции в другом человеке познается. Широкий и разнообразный запас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоретических знаний о личности, — важнейшее, но не единственное условие высокой продуктивности интуиции. Помимо этого, необходимым условием интуитивного постижения состояния другой личности, ее отношения к человеку, у которого отмечается интуиция, является наличие у этого человека способности к децентрации, которая выступает в повседневной жизни как развитое до высокой степени умение ставить себя на место другого человека, влезать в шкуру другого человека. Эта способность тоже не в одинаковой степени присуща людям. Например, у личности авторитарного склада она почти отсутствует, зато очень выражена у личности, относимой к демократическому типу. Еще одним существенным условием постижения человеком другой личности интуитивным путем является при~ сутствие у него среди прочих качеств так называемой эм-патии — способности чувствовать чужую боль как свою, переживать чужую радость как свою. Эмпатия, если рассматривать ее проявление у взрослого человека, обычно выступает как очень сложное психологическое образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы оказываются связанными друг с другом теснейшими зависимостями. Так, внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессивном поведении человека, восприятие в целом этого поведения, правильное оценивание переживаний, которые за ним стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение мысленно войти в состояние этого человека являются совершенно обязательным условием возникновения у личности состояния сонастроенности на переживания другого человека. И, наоборот, сама эта сонастроенность, если она возникла, как показывают факты, всегда более или менее сильно влияет на ход и результаты дальнейшего познания личностью этого человека. Вместе с тем, объективности ради, следует сказать, что в психологии есть работы, авторы которых (А. Ф. Кольев, Т. А. Флоренская и др.) утверждают, что даже для познания другого человека на уровне интуиции нельзя позволять себе растворяться без остатка в его переживаниях и влезать, так сказать, и умом, и сердцем полностью в его шкуру. По их мнению, у человека, для которого другая личность — ценность, конечно, должна быть развита способность к децентрации, должна быть у него и способность к эмпатии — сопереживанию. Однако, чтобы удержаться на позиции объективного видения другого человека и его правильной оценки, человек должен уметь занять положение вненахо-димости и осуществлять постоянное слежение и за собой, внося вовремя психологически целесообразные коррективы и в процесс познания другого человека и в свое поведение в акте общения. Раздумывая о причинах озарения, когда на уровне интуиции мы начинаем вдруг отчетливо понимать внутреннюю суть какого-то человека, которая до этого от нас была скрыта, надо иметь в виду и роль в этом процессе подсознания. Мы ведь не все отражаем,встречаясь с другим человеком, на уровне сознания. Большее из того, что являет он нам, оседает в нашем подсознании. Во многих исследованиях (Г. В. Дьяконов, Ю. Н. Ка-рандышев, А. П. Кемпинский, В. Н. Куницына, В. Н. Мя-сищев, П. М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать, и в связи с этим все меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение. Другими словами, в межчеловеческих контактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние. Таким образом, напрямую воспринимая и поведение и маску, прикрывающую это поведение человека, личность отвечает соответственно своими действиями на них. Но при этом некоторые экспрессивные признаки истинного отношения человека к личности, которые он не в силах скрыть, тоже фиксируются ею, но только ее подсознанием. Накапливаясь при повторяющихся актах общения, следы таких фиксирований в какой-то момент, говоря образно, достигают критической массы, и личность уже на уровне своего сознания вдруг определяет, о чем они говорят. И после этого она совершенно по-новому начинает думать о чувствах человека, с которым она общается, и соответственно оценивать его поведение. В реальном процессе общения и образы восприятия, которые возникают у участников общения, и мысли, которые появляются у них при этом друг о друге (или в результате раздумий по поводу увиденного и услышанного или интуитивным путем), выполняют своеобразную осведомительную роль: они заключают информацию о состоянии собеседника, об его отношении к партнеру по общению, о степени его уверенности и о многом-многом другом. Но одновременно они выполняют и регулирующую роль. Они заставляют каждого участника общения, конечно, не упуская из вида цель, которую он преследует, под влиянием этой информации вносить больше или меньше коррективы в свое поведение. И какими эти коррективы оказываются, это опять будет связано с особенностями личности общающихся. Одни отреагируют на эту информацию формально. Другие — творчески. И, конечно, при этом не может не сказаться стиль обращения с людьми, усвоенный человеком. Если иметь в виду формальное реагирование, то к нему можно, например, отнести неискренность ответа, попытки манипулирования собеседником, действие по привычке, а не с учетом ситуации и особенностей партнера по общению. Наверное, понятно: формально общаясь, мы травмируем людей, создаем нездоровый психологический климат во взаимоотношениях с ними. Иное — творческое общение. В этом случае личность, отталкиваясь от гуманистической парадигмы, пытается строить общение таким образом, чтобы оно, даже если в нем не удовлетворяется цель, которую преследует собеседник, было проникнуто уважением к нему, не ущемляло бы его человеческого достоинства. А для этого от его партнера по общению требуется очень многое: по своей натуре быть не манипулятором, а актуализатором (Э. Шостром), обладать широчайшим набором способов обращения с человеком, чтобы из этого богатства выбрать как раз такой прием, который был бы адекватен ситуации, в которой происходило общение и, будучи соотнесенным с особенностями индивидуальности собеседника, актуализировал бы светлые стороны в его Я. Разумеется, что в разных видах общения и мера творчества и характер самого этого творчества в них будут варьировать. В кратковременном социально-ситуационном общении (пассажиров в метро, у покупателей, стоящих у прилавка, и т.п.) элемент творчества, о котором выше шла речь, будет минимален. В деловом общении, в котором никуда не уйти от ролей, которые выполняют взаимодействующие в нем люди (начальник и подчиненный, педагог и учащийся, врач и больной, следователь и правонарушитель и т.д), творчество, если ролевое взаимодействие людей поднимется над формальным, всегда налицо. Однако в этом случае на его психологическое содержание и формы осуществления влияет та деятельность, которой заняты выполняющие ее люди. Например, думающий руководитель так стремится построить свой диалог с подчиненным, чтобы последний настроился на большую отдачу себя работе, на поиск более продуктивных по получаемым результатам способов выполнения производственных заданий. Или талантливый педагог таким образом инициирует свой диалог с учащимся, чтобы последний в своем решении учебных задач не останавливался лишь на воспроизведении способов нахождения правильного ответа, показанных учителем, а активно искал столь же продуктивные на свои. Причем, творчество в общении и в первом, и во втором случаях не исчерпывается лишь одним, так сказать, производственным аспектом взаимодействия. Оно одновременно направлено и на то, чтобы создать в первом нашем примере у подчиненных, а во втором — у ученика психологически благоприятное для работы по способностям настроение и высокую мотивационную включенность в работу именно на таком уровне. В межличностном общении психологический оптимум достигается тогда, когда один участник общения чувствует другое ТЫ столь же сильно как собственное «Я». На познавательном уровне при таком общении каждый из них должен ориентироваться уже не на роль, а на индивидуальность другого человека, а в ней — на наиболее позитивные черты. Подлинное межличностное общение — это непременно диалогическое общение. И многие его знатоки (В. Н. Мяси-щев, К. Роджерс, А. С. Спиваковская, Т. А. Флоренская) считают, что в нем устанавливаются контакты не между будничными и порой эгоистическими Я людей, а между их
высшими (духовными) Я. И для такого общения характерны безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэнтность или, лучше сказать, психологическая совместимость. Когда великий гуманист, писатель и патриот своего отечества — Франции Антуан де Экзюпери высказал утверждение, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения, он, очевидно, имел в виду именно последний вид общения. Очень точно сказал о таком общении А.Б. Добрович, заметив, что оно «соединяет в себе самые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благородное стремление к единодушию и согласию). Но к этому оно прибавляет еще что-то свое, необычайно сильное, делающее контакт незабываемым»1. И это «что-то» — духовность. Из краткого рассмотрения межличностного взаимодействия, каким является в жизни общение людей, видно, как тесно в нем переплетены процессы познания участниками общения друг друга, их отношения и их обращение друг с другом, какую большую роль в нем играет творчество, и как сильно меняются все его характеристики, когда изменяется вид самого общения, в котором соучаствуют конкретные люди. Хотелось бы, чтобы после всего прочитанного выше у читателя статьи сложилось бы вдумчиво внимательное отношение к процессу своего общения с другими людьми. И он начал бы вырабатывать у себя привычку искать и постепенно формировать у себя такой стиль общения, в котором на основе устойчивого интереса к людям проявилось бы ярко стремление глубоко постичь личностную суть каждого из них и очень творчески строить свои контакты с ними. О формировании отношений Содержательная направленность, широта, глубина, устойчивость, действенность отношений человека, в которых выражается его взаимодействие с природой, обществом, отдельными людьми, являются важнейшим условием умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического развития личности и ее воспитанности. 1 Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.— М.: «Просвещение», 1987.— С. 112. Отношения человека — это по существу своему особая, присущая только ему форма связей с природой и социальной средой, а точнее — с их конкретными проявлениями. Характер этих отношений зависит и от специфических сторон действительности, с которыми эти отношения связаны и накладывают на них свою печать. Погода для вышедшего из дома человека, качество деревянной заготовки для собирающегося обрабатывать ее столяра, «поведение» новой машины для севшего за ее руль водителя, характер ранения у доставленного в госпиталь солдата для осматривающего его хирурга, состояние посевов злаковых культур для агронома — во всех этих случаях особенности объектов отношения определяют многое и в познавательном, и в эмоциональном, и в поведенческом элементах тех отношений, которые возникают у их субъекта. Еще в большей степени эти составляющие наших отношений видоизменяются и флюктуируют под влиянием характеристик, которые присущи объектам, основной сущностью которых является социальность людских общностей или отдельных людей. Социальные общности (семья, группа детсада, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада, спортивная команда, коллектив лаборатории, воинское подразделение и др.), если мы являемся их членами и повседневно связаны с ними общей деятельностью, более или менее активно продуцируют сложную систему отношений, в которую мы оказываемся постоянно включенными и не можем с ней не считаться, если не хотим быть отторгнутыми общностью и не вступать в открытый или скрытый конфликт с тем или другим ее членом. Какие ценности жизни и культуры в их совершенно «земном» значении являются субъективно главными и как они характеризуются в «коллективном» или индивидуальном сознании? Именно эти в различных общностях,и у разных людей в своем содержании совпадающие или отличающиеся друг от друга ценности обусловливают и детерминируют иногда прямо, непосредственно, а часто и опосредованно, отношение общности к общности, к человеку или, наоборот, отношение человека к каким-либо демографическим или социальным группам людей — различающимся по возрасту, полу, служебному и общественному положению — или к одному совершенно определенному человеку (В. Н. Мясищев). Являются ли для общности или отдельной личности основными принципы, которые выражают сущность общечеловеческой морали? Или характер отношений, которые становятся типичными для каждой конкретной общности, как и для каждого отдельного человека, зависит от исповедования классовой морали или националистической, узкогрупповой, сугубо эгоистической? Большая беда, которая оборачивается труднопоправимыми издержками,— игнорирование фактора отношений. А между тем, еще А. С. Макаренко настойчиво подчеркивал, что вынуть человека из отношений никак невозможно и что каковы отношения, в которые он включен, таким он оказывается и как личность. Какое содержание необходимо вкладывать в категорию «отношение», если рассматривать ее в психолого-педагогическом аспекте? Содержание это сложно и многокомпонентно. Оно, во-первых, предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; во-вторых, несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на общность или на личность и, в-третьих, соответственно одновременно актуализирует определенное обращение. Если объективировать психологическую изнанку каждого из отношений, в систему которых включен человек, то всегда можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействие с общностями и отдельными людьми, и обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер отношения. Но у каждого человека обычно бывает не одно отношение с какой-то общностью и даже с одним отдельным человеком, который входит в его ближайшее или более отдаленное окружение. Например, у женщины мужчина может быть ее мужем, человеком, обеспечивающим материальный достаток в семье, отцом и совоспитателем детей, на ее взгляд, хорошо или пло-хб выполняющим свою роль, умельцем, обеспечивающим хозяйственно-бытовую сторону жизни семьи, и т. д. Естественно, в каждой жизненной ситуации, возникающей в повседневном бытии семьи, основные элементы, характеризующие отношения жены и мужа, получают новые акценты, и происходит трансформация одного отношения в другое. То есть можно говорить о своеобразном полиотношении одного человека к другому. В отношениях, которые явно обращают на себя внимание, когда мы рассматриваем взаимосвязи одного человека с другим, как правило, можно вычленить один характерный интегральный признак — наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека, или нейтрально равнодушной, или противоречивой. Вместе с тем окружение каждого человека состоит из людей, которые отличаются и по характеру ролей, которые они выполняют, и по объективному и субъективному значению личности каждого из них для него. Их отношения несут свою психологическую специфику с обеих сторон. Естественно, что одни из этих отношений, в силу своего характера, могут содержать конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других может иметь негативный характер. Особенно для личности важны отношения наиболее субъективно значимых для нее людей. Именно они сильнее всего влияют на восприятие окружающего, рождают наиболее сильные переживания и толкают к нестандартным поступкам. Отношение, переходящее в уважение или любовь к привлекательному для личности человеку, делает ее податливой на такие исходящие от этого человека воздействия, как убеждение, психическое заражение, внушение. И, наоборот, отношение, когда этот другой человек вызывает чувство неприязни, становится психологическим барьером на пути принятия личностью истин, изрекаемых им, субъективным препятствием для подражания его действиям и поступкам, и даже вызывает в определенных ситуациях со стороны личности агрессивное поведение (Г. А. Ковалев). Таким образом, и субъективно значимые для личности люди, которые окружены, в ее глазах, негативным ореолом, в воспитательном смысле тоже не нейтральны. Отношение к ним провоцирует в личности определенную познавательную активность, пусть отрицательный, но эмоциональный отклик и совершенно конкретные сдвиги в поведении. Отсюда понятно, что от количества субъективно значимых для личности людей зависят сила или слабость влияния человеческого фактора на ее развитие. В свою очередь, от того, каковы эти субъективно значимые люди, насколько велик их духовный заряд, прямо зависит, какой след они оставят во внутреннем мире личности и насколько он будет глубок, а значит и стоек. Есть еще один аспект воздействия круга субъективно значимых для личности людей. Это конкретные параметры, черты, качества, свойства людей, которые могут оказать наибольшее влияние на личность. Представляется, что степень активности личности по отношению к воздействиям субъективно значимых для нее людей зависит от того, насколько знания, опыт, все их поведение отвечают имеющимся у нее потребностям и ценностным ориентациям. И эффект этих воздействий многократно возрастет, если их характер корреспондирует с содержанием «зоны ближайшего развития» личности, с ее наиболее созревшими для данного времени потребностями. Существенным моментом является образец (пример) в удовлетворении потребности, который показывает в своей повседневной деятельности и поведении субъективно значимое для личности лицо. Если этот пример отвечает высоким нравственным критериям, несет в себе творческое начало, духовно содержателен, то, будучи перенят, он будет означать ее движение по восходящей. Прямое обращение субъективно значимого для личности человека с требованием, советом, похвалой, замечанием или порицанием имеет всегда иной психологический результат по сравнению с воздействиями субъективно незначащих для нее людей. Но человек, первоначально вызвавший безразличное к себе отношение, может затем превратиться в субъективно значимого, если своими действиями способствует удовлетворению наиболее важных потребностей личности (И. Б. Шкопоров). Может встретиться и такой, который сначала не вызывает никакого чувства, кроме безразличия, но своими суждениями обесценивает привлекательные для личности цели, посягает на ее притязания, своими действиями блокирует их удовлетворение. Возникает резко негативное отношение к этому человеку, которое может перерасти в конфликт с ним. И тогда из субъективно -незначимого такой человек превращается в субъективно значимого, но с отрицательным знаком. А если таких мешающих реализации целей личности, за которыми стоят ее потребности, блокирующие удовлетворение ее притязаний, окажется не один человек, а много, тогда возникает состояние тяжелого психологического дискомфорта. Именно в такую ситуацию попадают так называемые отверженные в детсаду, в классе, в группах ПТУ, техникума или вуза, некоторые молодые солдаты в своем воинском подразделении и т. д. Такое состояние переносить тяжело, и его вовремя должны заметить и корректировать воспитатели. Если этого не сделать, то личность начинает искать среду, где к ней будет другое отношение, а при отсутствии такого выхода, ей грозит появление неврозов, яростного протеста, депрессий и даже в крайних случаях — суицида (А. С. Чернышев). Поэтому неудивительно, что такие отверженные, находя компенсацию в удовлетворении своих непризнанных потребностей и склонностей на стороне, обретая нравящиеся способы удовлетворения своих притязаний, тем самым создают круг положительно значимых для себя людей вне рамок той общности (учителя, педагоги-воспитатели и др.), которой государство поручило и доверило осуществлять целенаправленное воспитание и развитие каждого ребенка. Может сложиться такая ситуация, что в окружении личности собираются только те, которые в состоянии удовлетворить лишь одни какие-то потребности и не способны стимулировать проявление и удовлетворение других. И тогда они способны заблокировать робкие попытки самой личности осуществить самостоятельный поиск путей удовлетворения просыпающихся в ней потребностей. Возникает более или менее ярко выраженная односторонность в развитии (пример, когда мальчика воспитывают одни женщины). Не менее вероятный и нередко встречающийся в жизни вариант состоит в том, что субъективно значимые для личности люди оказываются в сильной степени отличающимися друг от друга по своему мировоззре-. нию, отношению к основным жизненным ценностям и культуре, реальному поведению в социально-критических ситуациях, и тогда совокупный результат их воздействий не может не вызвать непоследовательности в осмыслении окружающей действительности, в эмоциональных оценках, в реакции на происходящие события, то есть не порождать противоречивости в ее развитии. И, естественно, при таком широком круге воздействий, исходящих от субъективно значимых людей, не удается добиться формирования такого важного качества, которое в психологии определяется как цельность личности. Вместе с тем надо видеть и другую сторону рассматриваемой проблемы. Каждая личность по-своему неповторима. И в зависимости от присущих ей особенностей она противостоит одним отношениям и легче поддается действию других, а также в зависимости от своего индивидуального психологического склада в большей или меньшей степени «творит» их. Например, личность, центрированная на себе, индивидуалистическая по своей направленности, да еще отличающаяся слабой коммуникабельностью, обычно вызывает совсем не такие отношения, как личность, оптимально ориентированная на других, с ярко выраженной коллективистской направленностью, легко вступающая в контакты с окружающими. При этом, наверное, надо сделать одну существенную оговорку: на отношения, которые «творит» личность вокруг себя и к себе, влияет не только характер ее направленности и наличие или отсутствие способности завязывать контакты с людьми, но степень ее духовного богатства, нравственной порядочности, волевого настроя, профессионального мастерства (если это взрослый человек). Личность такого уровня развития не приспосабливается к отношениям, которые ей диктуют другие, а заставляя считаться с собой, инициирует отношение уважения к себе. А. С. Макаренко указывал на то, что, если отношения, в которые включена личность, «дефектные», то это приводит к большим или меньшим отклонениям от нравственных норм. И, наоборот, если личность включена в систему отношений, которые отвечают принципам высокой морали, ей трудно действовать по-другому и она должна вести себя соответственно этой морали или неизбежно вступать в конфликт со своим окружением. Конечно, в этих случаях имеет значение, насколько самостоятельна или, наоборот, конформна личность. Человек цельный, со сформировавшимся нравственным ядром будет более свободен от влияния дефектных отношений и способен не вступать в сделку с собственной совестью. А нравственно противоречивый, морально неустойчивый не несет в себе достаточно «психологического иммунитета». Он принимает «правила игры» той среды, в которой очутился. Поэтому важно с младенческого возраста и дальше включать человека в систему таких отношений, которые упражняли бы его в поведении и подталкивали к поступкам, отвечающим высоким эталонам нравственности. Общепсихологический уровень трактовки воспроизведенного положения означает, что человек постоянно включен через свои отношения в окружающую его природную и социальную среду. Он сопряжен с этими компонентами самым тесным образом и непрерывно с ними взаимодействует, но если взаимодействие с природой у него происходит на объектно-субъектном уровне, то взаимодействие в социуме — с общностями и отдельными людьми — развертывается на субъективно-субъектном уровне в форме прямого или опосредованного общения. Если иметь в виду социально-психологический уровень взаимоотношений, в которых всегда участвует каждая личность, то это постоянное сосуществование двух видов отношений — формальных и неформальных, типичных для общности, характер представленное™: которых (в группе детсада, в классе, в рабочей бригаде и т. д.) дает разные результаты для проявления личностью своего «Я» и для ее формирования. Они выше, когда резко не выступают формальные, ролевые отношения и, наоборот, доминируют положительные межличностные. И они ниже, когда эти отношения слабы, а в живом процессе «педалируются», например, роли начальника, ментора-моралиста, безапелляционно изрекающего свои суждения судьи. Продолжая сказанное, необходимо напомнить, что у личности в неформальной структуре малых групп может быть положение делового или эмоционального лидера, предпочитаемого, изолированного и т. п. С этим конкретным положением оказываются напрямую сопряженными большая или меньшая совокупность психологических связей — положительных, отрицательных, нейтральных — с другими людьми. Это также многочисленные и разнообразные восприятия ее, эмоциональные отклики, обращение в зависимости от выполняемой в обществе роли, социально-этнической принадлежности, степени приписываемого ей вхождения или невхождения в социально престижные группы и т.д. Одновременно это и ее отношения к ним, характеризующиеся различиями в параметрах познавательных, эмоциональных и поведенческих откликов, соответствующих этим отношениям (Кричевский Р. Л.). Особый уровень осмысления отношений с позиций возрастной психологии — это выделение, прослеживание и оценка содержания и формы связей с отдельным человеком или с группой людей, которые детерминируются воз-растно-половыми особенностями психики общающихся. Речь идет, например, об отношениях, которые связывают ребенка с матерью, с отцом, с бабушкой и дедушкой или сверстником из детсада или класса, об отношениях взрослых друг к другу, к старикам и т. д. Если рассматривать личность в связи с системой отношений, в которые она включена, с позиций педагогической психологии, то на первый план выступят различные виды взаимодействия педагог<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.02 с.) |