Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О факторах формирования у школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношения к другому человеку Как к высшей ценности Педагоги, используя столетиями нарабатываемые дидактические приемы, умеют довести ученика до высокого или среднего уровня ориентированности в какой-либо области знания, требуемого учебными планами и программами. Они же, поставив школьника в определенные жесткие рамки, могут добиться от него нужного им послушания, хотя и дается им это намного труднее, чем создание у последнего принимаемой ими за истину системы знаний. А воспитывать у учащегося гуманистическое отношение ко всем людям — и ближним, и дальним — уважение и единство с семьей, с классом, со школой, словом, с коллективами, членом которых он является, а также со своим народом, со страной — это для большинства педагогов оказывается несравнимо более трудной задачей, чем две первые. В чем же причины сложностей, с которыми сталкиваются обитатели, когда они пытаются сформировать у школьников ту или иную потребность, интерес к чему-либо или отношение в целом. Думается, что главная причина в том, что им не удается добиться нужного содержания знаний, соответствующих им переживаний и поведения. Возьмем для доказательства справедливости этого утверждения положение с формированием у учащихся знаний в области человековедения, чувств, которые они должны испытывать, вступая во взаимодействие с людьми, и их поведение при этом. Кто анализировал это положение, тот знает, что ни на уровне функционирования средств массовой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне действия педагогического корпуса во всех звеньях системы народного образования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций, ориентированных на молодежь, не просматриваются, и в целом и в частностях, глубоко продуманные, последовательно целенаправленные и хорошо скоординированные попытки формирования убеждения у учащихся и младших, и средних, и старших классов школы и учащихся всех других типов учебных заведений, что человек — это высшая ценность. Столь же определенно можно утверждать, что во всех указанных общественно-государственных институтах, призванных формировать у молодежи объективную картину мира, нет четкой программы, реализация которой вооружала бы учащихся действительно системой знаний о человеке как индивиде, как личности, как о субъекте деятельности и как неповторимой индивидуальности и о факторах, которые обусловливают их основные проявления и их развитие и дают возможность на это развитие влиять. К сожалению, и повседневная будничная жизнедеятельность детей, подростков, юношей не организована таким образом, чтобы, будучи постоянно включенным в нее, они накапливали опыт переживаний, которые бывают тогда, когда они более и менее отчетливо осознают, что их уважают, ценят, любят, иногда они сами неуклонно обогащали бы свою эмоциональную сферу положительными переживаниями в результате собственного обращения с другими людьми в соответствии с нормами гуманистической морали. И, наконец, у нас нет везде и всюду внедряемой практики систематического приучения и упражнения учащихся в таких формах поведения, которые означали бы, что они действительно ценят и уважают другого человека независимо от его возраста, пола, профессии, социального положения, национальной принадлежности. История развития личности тех людей, у которых обнаруживалось стойкое положительное отношение к окружающим, занимающее ведущее положение в структуре их личности и выступающее как потребность проникать в ин- дивидуальное своеобразие каждого из них, быть к ним доброжелательными и проявлять подлинное творчество в обращении с ними, неизменно показывала, что обстоятельства их жизни и в дошкольные и в школьные годы были однозначно такими, что они обеспечивали развитие обозначенного выше единства познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов при взаимодействии с таким важным и обязательным элементом их повседневного бытия, каким для каждого из них является другой человек. И, вместе с тем,-тот же анализ истории развития личности давал убедительные факты того, что если формирование хотя бы одного звена в указанной триаде запаздывало или оказывалось в противоречии с двумя остальными ее звеньями, стойко положительное и глубоко вписавшееся в структуру такой личности отношение ее к другим людям, как ярко выраженная потребность, у нее не отмечалось. Все люди, у которых сформировано отношение к другому человеку как к высшей ценности, устойчиво проявляют интерес буквально к каждому человеку, который встречается им на жизненном пути. Они фиксируют прежде всего положительные психические свойства в их личности. Они сочувствуют и сопереживают им. Наконец, у них проявляется постоянная готовность и способность на действенную помощь каждому нуждающемуся в ней. Если теперь рассмотреть факторы, которые формируют и развивают отношение учащегося к другому человеку как к высшей ценности, то они дают нужный результат, если число их необходимо и достаточно, и они действуют во взаимодействии друг с другом. Прежде всего среди них следует различать макро-, мезо- и микрофакторы. Первые среди них по значимости — господствующий в обществе, в котором живет и развивается как личность школьник, реальный тип взаимоотношений между людьми, и работает ли он на укоренение в каждом молодом человеке отноше-. ния к другому человеку как к высшей ценности или же, наоборот, способствует развитию отношения противоположного характера. Если в этом аспекте объективно оценить наше бытие в настоящее время, то из-за кризиса политического, экономического, национального, который переживает наше общество, условия для формирования отношения к другому человеку как к высшей ценности для нашей молодежи в высшей степени неблагоприятны. Размытость конечных целей, к которым должно идти наше общество, нахождение за чертой бедности большей части населения нашей страны и в том числе молодежи, усиление центробежных тенденций среди народов, живущих в нашем государстве, никак не работают на учащение проявлений гуманистической психологии. И следующие макрофакторы, проявляющиеся в общественном сознании: идеология, ставящая в центр всей деятельности общества всестороннее развитие способностей и удовлетворение потребностей человека, общечеловеческая высокая мораль, право, оберегающее интересы человека, религия, проповедующая принцип «полюби ближнего своего как самого себя», эстетика, возвеличивающая красоту и ценность человека, — не занимают в нашем обществе доминирующего места. И государственные и общественные институты, материализующие через свою деятельность эти формы общественного сознания и призванные приобщать к их содержанию индивидуальное сознание, решают эту задачу без должной последовательности и без попыток глубоко продуманной координации своих действий. А ведь и последовательность, и координация особенно важны именно сейчас, когда с переходом на рыночные отношения, парадом суверенитетов, питающим рост национализма, часто проявляется не принцип «другой человек — высшая ценность», а принцип «другой человек — недруг или орудие, которое надо использовать в своих интересах». Если теперь остановить наше внимание на мезофакто-рах, от которых зависит формирование у школьника отношения к другому человеку, то это содержание образования, которое он получает, особенно в той его части, где речь идет о взаимоотношениях людей, об их воздействии друг на друга, о психологических механизмах этого воздействия, о критериях духовности и моральности человека, о его ответственности перед обществом и перед другим человеком, и ответственности и долге общества перед ним. Понятно, что на формирование отношения к другому человеку эта часть образовательной программы влияет должным образом, если содержание ее пронизано гуманизмом. Однако, если опять же оценивать положение дел с обеспечением через это звено образования формирования отношения к другому человеку как к высшей ценности, то фактически эта цель в содержание входящих в учебные планы учебных предметов на совершенно определенном уровне осознанности не заложена и реализуется лишь эпизодически при прохождении некоторых разделов литературы, истории, этики и психологии семейной жизни и небольшого ряда других дисциплин. Мезофактором следует считать и содержательную наполненность и форму организации воспитательной системы в республике, регионе, городе или в каком-либо другом населенном пункте, в котором проживает школьник. И здесь, из-за раскола Союза, из-за забвения принципов интернационализма и коллективизма и проповеди и воплощения на практике индивидуализма, не удается эффективно формировать у молодых людей и отношение к человеку как к высшей ценности. К микрофакторам, от которых зависит формирование у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, с полным правом следует отнести его семью, школу, класс, в котором он учится, и педагогов, которые его воспитывают, референтную для него группу других сверстников и взрослых, которые оказывают на него лич-ностно формирующее влияние. Какими характеристиками отличаются взаимоотношения в семье, в систему которых оказался включенным ребенок с момента своего рождения и дальше, от этого в большей мере зависит, какое отношение воспитывается у него к другому человеку. Как мать и отец его, его бабушка и дедушка отзываются в его присутствии о других людях, доброжелательны ли они к ним, действенно ли приходят к ним на помощь в трудную минуту, как они относятся к самому ребенку, какое мнение его о других людях поддерживают, а какое отвергают, каким переживаниям его при этом дают ход, какое поведение при взаимодействии его с другими людьми поощряют, а какое осуждают, все это сказывается на том, развивается ли у ребенка отношение к другому человеку как к высшей ценности или нет. И очень затем важно, в каком соответствии друг к другу оказываются отношения к другим людям, прививаемые к ребенку в семье, с теми отношениями, которые культивируются в школе, в которой ребенок учится несколько лет. Они ведь могут оказаться гуманистическими только на словах. Учителя его могут не владеть педагогикой сотрудничества, а постоянно практиковать авторитарный стиль воспитания. И в классе, в который попал ребенок, может господство- вать не атмосфера движения к высокой духовности и стремление к нравственному поведению, а культ физической силы, подавления сильными слабых. Естественно, что в таких условиях отношение ребенка к другому человеку как к высшей ценности формироваться не будет. Будет ли легко идти это формирование или, наоборот, наталкиваться на внутренние барьеры, это будет зависеть от того, какими окажутся у ребенка товарищи вне школы, а также взрослые за пределами его семьи и школы (например, руководители спортивных секций, различных кружков во внешкольных воспитательных учреждениях). Если они будут авторитетны в его глазах и на уровне, соответствующем их возрасту и положению, а также с поправкой на индивидуальность каждого будут проявлять гуманность в своих контактах с другими людьми, то этим самым для ребенка-школьника будет еще одно основание для развития у него отношения к другому человеку как к высшей ценности. Однако при этом постоянно надо иметь в виду, что в реальной жизни именно такое глобальное отношение ко всем людям у развивающейся личности, так сказать, однолинейно не формируется. Начинается все в случае правильного воспитания с установления такого отношения ребенка к самым родным и близким людям, и содержание, и формы его проявления соответствуют возрастным особенностям ребенка. К остальным людям, которые попадают в его окружение и никак не способствуют удовлетворению его интересов и потребностей, он может относиться как к чужим и не будет проявлять к ним благорасположения в своем поведении. Естественно, что при наличии личностно благоприятных условий общения и совместной деятельности со все новыми людьми и у младшего школьника, и у подростка, и у юноши гуманное отношение к другому человеку будет развиваться и укрепляться. Однако круг людей, объединяемых в сознании ребенка, подростка, юноши категорией «мы», растет постепенно и не так скоро, столь же медленно сокращается в его сознании и круг людей, объединяемых категорией «они». И может случиться так, что, например, подросток может задержаться в развитии у него гуманного отношения к другим людям на стадии, когда оно проявляется лишь в общении с близкими родственниками и с теми сверстниками, которые входят в референтную для него группу. Что же касается взаимодействия его с другими людьми, то у него могут наблюдаться равнодушие, а иногда и жестокость. С фактами, подтверждающими это положение, мы нередко встречаемся в теперешней жизни, когда подростки, живущие в одном микрорайоне города, не трогают «своих», но грубо, а иногда и бесчеловечно обходятся с подростками, проживающими в других микрорайонах города или с учащимися других школ и т. д. Из-за каких-то глубоко травмирующих психику переживаний от взаимодействия с отдельными лицами, представляющими определенные профессии, пол, возраст, национальность, у учащихся может сложиться резко негативное отношение ко всем представителям той или иной группы. И в то же время при наличии глубоко положительных переживаний от общения с отдельными лицами, представляющими определенные социальные группы людей, у них может, из-за ограниченности опыта общения, какое-то время проявляться однозначно положительное отношение ко всем лицам из этих групп. Таким образом, в реальной жизни у многих учащихся имеет место сосуществование разных уровней сформированное™ отношения к различным категориям людей. Эмоционально-ценностные оценки их оказываются очень неодинаковыми, и это прямо сказывается на поведении детей, подростков, юношей по отношению к людям, представляющим ту или иную социальную группу. Особенно характерна картина сосуществования у школьников сформированности отношений к другим людям, различающихся по уровням для настоящего времени, когда в учебно-воспитательном процессе при значительном объеме негативных впечатлений, накапливающемся у учащихся от общения с разными и всякими людьми, целенаправленно и последовательно не используются социально-психологические механизмы, которые могут эффективно сработать на развитие у каждого учащегося отношения к другому человеку как к высшей ценности, а именно: убеждение, заражение и подражание. Что касается убеждения, то о недостатках в использовании этого механизма в учебно-воспитательной работе с учащимися речь частично уже шла выше. Чтобы здесь был успех, необходимо согласованное воздействие макро-, мезо- и микрофакторов, о которых уже говорилось, на ум, чувства и волю учащихся, Здесь, действуя через все возможные каналы на сознание учащихся, важно не только доказывать, почему гуманное отношение к другому человеку — ярчайший показатель нравственной воспитанности того, кто такое отношение проявляет, но и важнейший резерв для дальнейшего духовного обогащения и совершенствования личности — носительницы такого отношения, потому что при гуманном, доверительном отношении к нему другой человек показывает все лучшее, что накопила его душа, что дал ему нажитый жизненный опыт. Воздействия, направленные на развитие у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, чтобы стать убеждениями, должны обязательно не просто задевать, а захватывать эмоциональную сферу учащегося. А для этого нужны не только идеи, а и обязательно люди, способные своим примером увлечь ребят, побудить к активной работе те социально-психологические механизмы заражения и подражания, которые были упомянуты выше. Ведь, как известно, зажигает только тот, кто сам горит. Чтобы формируемое у школьника убеждение в необходимости высокогуманного отношения к другим людям стало действительно регулятором его поведения, для этого крайне существенно создание ситуаций, которые ставили бы ребенка, подростка, юношу в условия, когда они совершали поступки, свидетельствующие об их товариществе, самоотверженности при защите слабых, милосердии, чуткости и уважении, интернационализме и о наличии у них многих других качеств, подтверждающих, что в их личности интенсивно идет развитие отношения к другому человеку как к ценности. Естественно, что на этом пути у школьников любого возраста бывают и могут быть личностные проявления и противоположного характера, например, обнаружатся зависть, стремление покуражиться над беззащитным, черствость, высокомерие, слабодушие перед неправедной силой и др. Разумеется, старшими — родителями и педагогами — должна вестись продуманная работа, направленная на инициирование и закрепление у детей, подростков, юношей поведения, выражающего высокогуманное отношение к другим людям, и подавляться и искореняться поведение, являющееся антиподом первому. И чем богаче и разнообразнее будет педагогическая инструментовка этой работы и чем продуманнее и тоньше будут учитываться при ее проведении индивидуальные особенности личности школьника, тем скорее придет желаемый воспитательный результат. И здесь нельзя рассчитывать на то, что успех принесет одна лишь «парная педагогика»: ребенок — родитель, ребенок — учитель. Как и при решении других воспитательных задач и в этом случае нужны теснейшая координация усилий семьи и школы, непосредственных воздействий на ребенка, подростка, юношу авторитетных для них взрослых и непременное привлечение к решению этой задачи ребячьего коллектива. О последнем воспитательном факторе я бы хотел сказать особо, потому что в последнее время в педагогической печати наметилась тенденция приглушать его воспитательное значение, а между тем понятно, что если в классном или в школьном коллективе непоказной гуманизм в общении педагогов с учащимися подкрепляется гуманизмом в обращении учащихся друг с другом, и их коллектив дает немедленно отпор надругательствам над честью и достоинством любого своего члена или вообще любого человека, тогда формирование у каждого школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности происходит более активно: каждый школьник — член коллектива — сильнее побуждается к сознательной выработке у себя такого отношения. И еще важно, проводя всю эту работу, не увлечься однолинейно направленными усилиями на формирование у школьника нужного отношения к другим людям в отрыве от развития всех других отношений в структуре его личности. Например, чтобы учащийся хорошо учился, надо добиваться, чтобы побуждениями для него были бы не только интерес к знаниям или стремление самоутвердиться, но и желание доставить удовлетворение дорогим его сердцу людям, а бережливое отношение к материальным ценностям побуждалось бы пониманием, что они нужны не только ему, но и другим людям. Если обобщить все сказанное выше о формировании у школьника отношения к другим людям как к высшей ценности, то станет ясно то, что насколько продвинутым окажется развитие у него этого качества, как, впрочем, и каким будет развитие в целом его личности, это будет зависеть от того, каким воздействиям он подвергнется в процессе социализации, то есть влияниям так сказать, стихийно
идущим от общества, в котором он живет, какие воздействия он будет получать при целенаправленном воспитании его и как он сам будет отвечать на все эти воздействия, то есть каким будет воспитание им самого себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.01 с.) |