Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность общения и факторы, его определяющиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки. Рассматриваемый нами вид общения1 — это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему «человек — человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Следовательно, объектом исследования при этом должно выступать само общение как целостный процесс, а не отдельные его участники, причем его необходимо изучить как монообъект, а затем как элемент социальной системы. Для межличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает ис- 1 Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой. пользование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. Общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность. Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом. В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, так как при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др. Трудовая деятельность также обусловливает и программирует содержание и характер делового общения людей, участвующих в создании материального продукта. Многие факты свидетельствуют о том, что характеристики межличностного общения в труде связаны с технологией создания продукта, распределением функций между исполнителями и с конкретными особенностями того или иного трудового процесса. Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею лю- Ю И дей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную активность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределение ролей между ними. При этом детерминирующее влияние как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности. Так, в законе, как правило, четко регламентированы права и обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-исполнительной системы, а с другой — осужденных. Именно эта регламентация решающим образом определяет поведение тех и других в процессе общения и ставит для каждой стороны границы возможного в развертывающемся общении. Более того, характер такого общения во многом будет зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и обязанностей, готовности и желания подчинять свою деятельность закону. Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними. Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием бытия этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач. Вместе с тем в каждой общности людей какой-то вид деятельности будет преобладающим. Так, для производственной бригады это создание материальных ценностей, для учебной группы — овладение знаниями, умениями и навыками и др. Поэтому в каждом типе общностей будет преобладать тот вид межличностного общения, который направлен на обеспечение главной для нее деятельности. Безусловно, в них также могут иметь место другие виды общения, но их роль будет функционально иной: удовлетворять другим целям его участников. Например, два члена бригады могут общаться не только по поводу основных производственных дел, но такое общение фактически будет «работать» на находящийся вне пределов производства вид деятельности этих людей (выполнение общественного поручения, планирование отдыха и т.д.). На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада — то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д. Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают. Все перечисленные факторы, действуя взаимосвязанно, определяют конкретную картину межличностного общения в той или иной ситуации. При этом одни и те же факторы проявляются не одинаково в разных условиях: иногда действие малозаметных в предыдущей ситуации факторов становится сильно выраженным во вновь возникшей, и наоборот: действие прежде значимых факторов тормозится. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать повседневно при взаимодействии с другими людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения с ними. Причем воздействие тем сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека. Следует также иметь в виду, что деятельность, реализуемая той или иной общностью людей, постоянно изменяется, а это неизбежно отражается на характере общения исполнителей, порой существенно его перестраивая. Функции, которые человек выполняет в той или иной деятельности, связанные с этим его права и обязанности, особенности общности, членом которой человек является, и выполняемые им в этой общности роли лишь в тенденции определяют основное содержание, форму общения с другими членами общности. Конкретная же расстановка акцентов в содержании и способах его выражения в поведении людей, занятых общей деятельностью, в большей степени зависит от индивидуальных качеств каждого и как субъекта данной деятельности, и как члена данной общно- сти. Вместе с тем психологически полноценным межличностное общение становится только при условии общения на равных, когда его участники не удовлетворены ролями, обусловленными объединяющим их видом деятельности (например, начальника и подчиненного), а пытаются в своих контактах постоянно делать поправку на своеобразие друг друга и не допускать вольно или невольно ущемления достоинства партнера. Таким образом, настоящее межличностное общение — это всегда диалогическое общение. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух «ипостасях» — объекта и субъекта — характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя. Важно также отметить, что роли объекта или субъекта общения выполняются разными людьми по-разному. Во-первых, это зависит от степени осознания тем или иным человеком своей роли. Например, выступая в качестве объекта общения, один человек может совершенно не задумываться над тем, какой отклик он вызовет у окружающих, а другой — более или менее целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы произвести на них именно то впечатление, какое он хочет. Во-вторых, это обусловлено различной степенью сложности личностной структуры участников общения, характеризующей индивидуальное своеобразие каждого, неодинаковыми возможностями, которыми они располагают для успешного взаимодействия с партнерами (ведь у людей разные способности к познанию другой личности, пониманию ее сущности и своеобразия, к сопереживанию и т.д.). Очевидно также, что в будущем имеет смысл выявить не только то общее, что объединяет людей как объектов и субъектов общения, но и то особенное, что они в каждой из этих ролей обнаруживают. Иными словами, сейчас весьма остро стоит задача выяснения и классификации типологи- ческих особенностей людей, оказывающихся в положении объекта и субъекта общения. Видимо, при решении этой задачи следует из того, что общее у людей, выступающих в той или иной роли, определяется сущностными характеристиками общения как специфического вида деятельности. Особенное же в проявлении психического мира людей, по всей вероятности, обусловлено прежде всего видом деятельности, по поводу которой они вступают в общение (учение, труд, игра и др.). Например, цели общения воспитателей и детей, а также способы, к которым они при этом прибегают, будут значительно отличаться от целей и способов профессионального общения бригадира и рабочего. Чрезвычайно важно и для теории, и для практики проследить, как в рамках решаемых участниками общения одинаковых коммуникативных задач изменяются объектно-субъектные характеристики в зависимости от того, какие конкретно личности вступают в общение друг с другом. В настоящее время психологами широко изучается так называемая совместимость (или несовместимость) людей. Собранные при этом факты свидетельствуют о том, что сильнее всего она проявляется именно в общении людей, прямо определяя их поведение в роли объектов и субъектов. Это означает, что в процессе межличностного общения всегда происходит взаимодействие людей, отличающихся друг от друга эмоциональной сферой, волевыми и иными свойствами. Понятно, что от указанных особенностей зависят очень многие параметры общения. Это станет ясно, если рассмотреть самый простой случай — процесс общения на одну и ту же тему одного и того же человека с разными людьми. При этом каждое новое общение этого человека с очередным лицом будет неизбежно приобретать все новые характеристики и отличаться от предыдущего продолжительностью, глубиной, личностной вовлеченностью в него участников, эмоциональным фоном, на котором оно будет развертываться, результатами решения той или иной конкретной задачи и др. Для развития психологической науки чрезвычайно важно получить материал, который позволил бы разработать типологию общения похожих друг на друга либо отличающихся друг от друга по тем или иным параметрам людей. Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.01 с.) |