Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально - психологическая природа общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межличностное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатия и их роль в общении1 Одним из центральных компонентов общения является межличностное познание. Именно от него зависит во многом успешность решения тех задач, которые люди пытаются осуществить в процессе взаимодействия друг с другом. Особенно велика его роль в деятельности педагога, руководителя, следователя и др. В процессе подготовки таких специалистов необходимо формировать не только чисто предметные знания, умения и навыки и в целом предметно-профессиональное мышление, но и психологическое мышление. Решение этого практического вопроса невозможно без теоретической разработки проблемы межличностного познания. В последние десятилетия в этом направлении проделана огромная теоретико-экспериментальная работа: тщательно проанализирован и описан этот феномен и выделены его свойства и закономерности. Однако до сих пор до конца не изучены вопросы: о психологический природе образа и понятия о человеке как индивиде, личности и индивидуальности и психических процессах, которые их порождают; о месте самого субъекта в этом процессе; о развитии соответствующих познавательных действий и др. Следует отметить, что все эти вопросы применительно к предметному познанию довольно хорошо разработаны в общей психологии. Большинство же исследований по проблеме межличностного познания выполнялось в рамках социальной психологии, хотя она и не входит в предмет этой науки. Возможно, это обстоятельство и явилось од- ной из причин того, что данная проблема практически не 1 В статье обобщены результаты исследований, полученные в разные годы аспирантами, докторантами и сотрудниками Российской Академии образования и аспирантами факультетов психологии МГУ и ЛГУ. изучалась в общей психологии. Поэтому для ее плодотворной разработки необходимо переориентировать исследования на общепсихологические подходы. Для решения поставленных вопросов в нашей лаборатории было выполнено специальное исследование (К. М. Романов), в начале которого на основе предварительного анализа была сформулирована следующая гипотеза: межличностное познание представляет собой систему действий субъекта, порождающих его знание (образы и понятия) о другом человеке. По своей форме эти действия могут быть как внешними, так и внутренними (психическими). С этой точки зрения межличностное познание является изначально активным процессом. На зрелой стадии познавательные действия субъекта протекают как внутренние мыслительные процессы и плохо осознаются им. Со стороны это выглядит как процесс своеобразной дешифровки или прочтения одного человека другим. Поэтому непосредственно исследовать познавательные действия субъекта на этой стадии чрезвычайно трудно. Для доказательства сформулированных положений была разработана экспериментальная методика, которая позволила как бы спустить процессы межличностного познания на генетически более раннюю стадию и развернуть их во внешнем плане. Суть ее состояла в следующем: испытуемым, объединенным по два, предлагалось решить совместную задачу, которая заставляла их вступать в общение и обмениваться действиями. После окончания процедуры каждый должен был описать свои впечатления о партнере.Чтобы в максимальной степени исключить влияние уже сформированного опыта, в экспериментальные пары подбирались незнакомые друг с другом люди. Меняя в различных сериях типы задач, удалось установить очень тесную зависимость формирующихся у них впечатлений друг о друге от содержания и характера их действий. Испытуемые отмечали не только внутренние качества друг друга, но и всевозможные поведенческие характеристики: как вел себя партнер, что делал, как отвечал на те или иные воздействия субъекта. Такие суждения занимали в разных сериях от 25 до 45%. При этом очень часто испытуемые оценивали друг друга через призму собственных действий. Например: «Когда я переходил на символический способ описания фигуры, он долго не мог ее найти». Таким образом, в результате этого эксперимента удалось показать, что внешние социально ориентированные действия субъекта являются средством не только воздействия на другого, но и его познания. Они позволяют выполнять анализ, синтез, сравнение, умозаключение и через них формировать образ другого человека и понятие о его личности. С помощью указанных действий субъект обнажает свою внутреннюю (психологическую) сущность. Социально ориентированные практические действия субъекта представляют собой генетически исходную форму внутренних психических действий, с помощью которых осуществляется межличностное познание. Следующая задача исследования состояла в том, чтобы проследить дальнейшую судьбу внешних познавательных действий и выявить закономерности их внутреннего становления. Для ее решения 178 испытуемым было предложено раскрыть личностные особенности наиболее близкого им сверстника. Эти описания-характеристики и были основным предметом дальнейшего анализа. Предварительно необходимо поставить вопрос о правомерности использования речевых портретов для исследования внутренних познавательных процессов. Традиционно этот метод применялся для изучения результативно-содержательной стороны межличностного познания. Мышление человека, как известно, имеет речевую природу. Поэтому всякая речевая продукция, которая связана с решением задач, может служить средством изучения мыслительных процессов. Такой методический подход к исследованию мышления был одним из основных у Ж. Пиаже, им широко пользовались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и многие другие психологи. Речевой портрет можно рассматривать как некоторую модель мыслительных действий субъекта, реализующих функцию межличностного познания. В качестве единицы анализа речевых портретов были взяты суждения, подразделяемые в зависимости от того, кто в них представлен: субъект познания, партнер (объект) или тот и другой одновременно. В первую группу были отнесены суждения, в которых представлен субъект познания: «Я заболел-и не мог ходить на работу», «Я плохо решал задачи по математике» и др. В них другой человек просто подразумевается. Они задают
определенный смысловой контекст для понимания другого человека и его действий. Последние представлены уже в последующих суждениях. Например, после первого приведенного суждения в речевом описании идет такое: «Он навещал меня». Для того чтобы сказать о партнере и его действиях, субъект должен сначала сказать о себе и своих действиях. В суждениях этой группы отчетливо прослеживается включенность в познавательный процесс собственных социально ориентированных практических действий субъектов. Во вторую группу были отнесены суждения, в которых представлены одновременно и субъект (его действия и поступки) и другой человек (объект): «Когда меня начали критиковать, он встал на мою сторону», «Если я замыкался в себе и молчал, он не обижался». Суждения этой группы очень разнообразны. Они различаются не только по содержанию, но и по тому, насколько дифференцированно представлены в них партнеры. Так, например, в приведенных суждениях и субъект, и объект представлены как самостоятельные лица. В других суждениях они могут быть показаны как одно лицо (например, «Мы быстро справились с заданием»). Наконец, суждения этой группы отличаются друг от друга и соотношением партнеров. Это могут быть суждения, в которых больше представлен либо субъект («Я предложил ему свою помощь»), либо другой человек («Он обиделся на меня»), либо оба примерно в равной пропорции. К третьей группе относятся суждения, в которых представлен только другой человек: его действия, поступки и свойства личности. Субъект в них представлен в скрытом виде. Он и его действия здесь просто подразумеваются: «Он все время молчал», «Он хорошо учится», «Он отзывчивый», «Он умный». Эти суждения различаются по уровню обобщенности: они могут варьировать от максимальной конкретности («Он ничего не смог сказать») до максимальной обобщенности («Он серьезный человек»), а также по тому, насколько глубоко скрыто в них присутствие субъекта. На разных возрастных этапах развития межличностного познания соотношение этих суждений меняется. Вместе с тем прослеживается высокая представленность суждений групп «Я» и «Я — ОН» на всех возрастных этапах. Этот факт свидетельствует об органической включенности действий субъекта в процесс понимания другого человека. Субъект здесь выступает своеобразной точкой отсчета в порождении понятия о другом. Выявлена закономерность, что с возрастом происходит заметное уменьшение суждений, в которых представлен субъект, одновременно возрастает доля суждений, в которых представлен только другой: в группе восьмилетних детей — 10,4%, десятилетних — 24,6%, двенадцатилетних —-47,5%, четырнадцатилетних — 59,6%, шестнадцатилетних — 73,2%. Если экстраполировать эти закономерности на более старшие возрастные группы и на взрослых людей, можно предположить, что количество «Я суждений» будет сведено к минимуму либо они вообще исчезнут. Можно ли из этого заключить, что собственные действия субъекта на зрелой стадии межличностного познания не принимают участия в познавательном процессе? Очевидно, что нет. По мере развития мышления, обслуживающего общение, происходит изменение формы познавательных действий: из внешних, практических они переходят во внутренние собственно психические и скрытые от наблюдения. Внешние действия, участвующие в порождении понятия о другом человеке, начинают участвовать в этом процессе в скрытой форме. Присутствие субъекта в некоторых случаях легко обнаружить. Так, чтобы суждение «Он грубо ответил» стало носителем субъекта, достаточно ввести в него местоимение «мне». Если к исходной форме добавить «Когдая спросил задание надом...», то присутствие субъекта будет еще более выраженным и конкретным. Обычно в самих речевых портретах суждения разных групп стоят где-то рядом и всегда связаны между собой. В некоторых случаях они образуют сложную и разветвленную структуру, в которой отношения между суждениями разных групп могут быть не только непосредственными, но и опосредованными. Таким образом, по мере развития процессов межличностного познания происходит своеобразное отмирание внешних (социально ориентированных) действий субъекта и преобразование их во внутренние (психические). На уровне речевых портретов это выражается в перерастании суждений от полной «субъективности» до полной «объективности». По мере формирования внутренних действий появляется возможность познавать других людей, не вступая с ними в реальное взаимодействие, то есть по принципу интерпретации поведения или внешности. Однако для правильного объяснения того или иного действия или поступка другого человека субъект должен во внутреннем плане актуализировать для себя нужный поведенческий контекст. На самом высшем уровне развития межличностного познания, позволяющем представить другого человека в максимально обобщенных «объектных» характеристиках, за ним всегда стоит скрытое присутствие субъекта. Иными словами, понимание другого человека не просто означает выделение в нем каких-то поступков или качеств (добрый, умный, решительный, мягкий и т.п.), но и предполагает умение актуализировать для себя всю систему социально ориентированных действий, которые эксплицируют вовне эти качества, порождают их для субъекта. Только в этом случае понятие будет подлинным средством регуляции поведения по отношению к этому другому. Пока этого нет, субъект не способен к адекватному общению, а знания о другом человеке представляют собой не более чем формализованные пустые абстракции, лишенные психологического содержания. Это положение имеет прямое отношение к практике психологической подготовки специалистов (учителей, руководителей и др.). Традиционные формы подготовки обычно идут от теоретических абстракций. На практике полученные понятия не работают, так как они лишены реального содержания. С другой стороны, в процессе общения у людей стихийно складываются собственные житейские понятия о качествах других, каузальные схемы и т. д. Они могут иметь разную форму, различаться по содержанию, адекватности. Объединяет же их одинаковое происхождение. Они детерминируются реальной практикой общения, изначально включены в контекст реальных жизненных задач, связанных с межличностными отношениями, и поэтому наполнены реальным содержанием. В силу этого такие психологические средства являются подлинным инструментом познания и действия и вполне могут конкурировать с научными абстракциями. Для того чтобы показать следующую закономерность развития процессов межличностного познания, предлагается анализ речевых портретов в зависимости от уровня обобщенности. При этом были выделены 4 группы суждений. В первую группу были отнесены суждения, в которых представлено конкретное поведение другого человека, са- мого субъекта или одновременно поведение того и другого: «Он помогал мне выполнять успешно задания», «Он заболел» и т. п. Во вторую группу были включены суждения, фиксирующие внешний облик другого человека. В третью — суждения, которые в обобщенной форме отражают поведение другого человека: «Он всем поможет», «Обычно все обращаются к нему за советом» и т. п. Фактически за этими суждениями стоят какие-то личностные качества другого человека, которые можно представить одним понятием «добрый», «отзывчивый». Иначе говоря, по своей сущности это отражение является обобщенным, но по форме остается поведенческим. В четвертую группу вошли суждения, представляющие другого человека в обобщенно-понятийной форме: «умный», «веселый», «отзывчивый» и т. д. За каждой группой суждений стоят разные по форме и уровню обобщенности виды отражения: конкретно-поведенческое, конкретно-чувственное, обобщенно-поведенческое и обобщенно-понятийное. Факты свидетельствуют о том, что на каждой возрастной ступени соотношение выделенных компонентов разное. По мере возрастного развития происходит рост уровня обобщенности межличностного отражения и изменения его по форме. Оно становится обобщенно-понятийным. При этом каждое понятие включает в себя всю ту систему конкретного поведения, которая предполагается соответствующим качеством человека. Понять в другом это качество значит суметь развернуть это поведение во внутреннем плане. Но такое понимание все же будет неполным. Следует добавить, что подлинное понимание предполагает вместе с тем внутреннюю актуализацию соответствующей системы поведения субъекта, в которой заключен нужный смысловой контекст. Это является одновременно необходимым условием действенности межличностного отражения. Выделенные закономерности межличностного познания взаимосвязаны, это разные стороны одного и того же явления. Процесс преобразования внешних познавательных действий во внутренние сопровождается повышением уровня обобщенности отражения. В процессе преобразования внешних действий во внутренние важную роль играет механизм вербализации. При-
нимая речевую форму, познавательные действия затем подвергаются изменениям по целому ряду параметров и в конечном счете становятся внутренне речевыми, обобщенными, сокращенными, автоматизированными и неосознаваемыми. В сознании субъекта представляется лишь образ или понятие о другом человеке. Для установления глубокого понимания в системе межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью, от участников общения требуется преодолевать устоявшиеся стереотипы восприятия, мышления, поведения и учитывать точки зрения и состояния всех партнеров. В связи с этим оказываются актуальными исследования децентрации в условиях взаимодействия и выяснение ее роли в ряду таких явлений, как рефлексия, идентификация и эмпатия. В этом случае все три последних механизма участвуют в построении усложненного образа другого человека, с помощью которого обеспечивается его адекватное понимание. Выполнение рефлексией, идентификацией и эмпатией познавательных функций возможно в том случае, если индивид, взаимодействующий с другими людьми, ориентируется на их позиции или точки зрения. Такая ориентация происходит с помощью децентрации, которую можно трактовать как психологический механизм учета и координации индивидом точек зрения других людей со своей собственной (Пиаже Ж., 1969). Одним из принципиальных вопросов в исследовании децентрации является уяснение ее структуры, а также ее основных компонентов. В структуру децентрации, как было показано В. А. Недоспасовой, входят два компонента: позиция личности и система отношений, связанная с этой позицией. Положение о том, что социальная децентрация связана с выполнением функций координации и учета точек зрения участников межличностного взаимодействия, выступило основанием для гипотез о влиянии типа взаимодействия (кооперативного или конкурентного) и особенностей межличностных отношений участников на актуализацию децентрации (Т.И. Пашукова). Для изучения влияния на децентрацию типа взаимодействия была разработана специальная экспериментальная методика исследования способности человека к децентрации. Ее сущность состоит в том, чтобы выявить эмпирический референт децентрации. С этой целью испытуемым предлагали описывать проективные картинки — пятна, полученные перефотографированием набора теста Роршаха на черно-белую пленку. В первом случае задание выполнялось в условиях индивидуальной деятельности, а во втором — в условиях взаимодействия (кооперативного или конкурентного), которое предполагает учет и координацию участниками точек зрения друг друга. Выбор проективных картинок-пятен в качестве стимульного материала и предмета взаимодействия связан с тем, что пятна Роршаха дают возможность независимого продуцирования и большой простор для воображения. Кроме того, описание проективных картинок в условиях индивидуальной деятельности можно рассматривать не только как проекцию личности, но и как аналог центрированной позиции. Воображение, активизирующееся у индивида в ходе выполнения задания, соответствует психической реальности, скрывающейся за разными уровнями экстраполяции, антиципирования и вероятностного прогнозирования. Этой психической реальности соответствуют усилия индивида, направленные на учет и координацию им точек зрения других людей со своей собственной. Эмпирический референт децентрации выявлялся в экспериментальном исследовании путем сравнения ассоциаций, возникающих у испытуемых в ходе описания проективных картинок в условиях индивидуальной деятельности и при взаимодействии. Показателем децентрации служили изменения в содержании и количестве этих ассоциаций. Для того чтобы включить испытуемых во взаимодействие, их, объединенных в пары, рассаживали по разные стороны стола, перегороженного ширмой, выкладывали перед каждым по набору проективных картинок и просили одного из них описывать вслух предлагаемые экспериментатором проективные картинки, а второго — находить их по данному описанию в своем наборе. Тип взаимодействия задавался двумя инструкциями, в которых предусматривались различные варианты оценивания выполнения испытуемыми действия описания и действия поиска проективных картинок. В первом варианте действие описания оценивалось так же, как и действие поиска — по его успешности, в другом — они оценивались противоположно, то есть если за действие описания испытуемый получал «плюс», то за действие поиска его партнер получал «минус», и наоборот. Экспериментальная методика исследования способности человека к децентрации не только позволила варьировать тип взаимодействия и задаваемый им тип межличностных отношений, но и дала возможность подбирать испытуемым партнеров так, чтобы знак валентности отношений к ним в каждом случае различался и к одному из партнеров у испытуемого было бы положительное, ко второму — отрицательное, к третьему — безразличное отношение. По этой причине испытуемые должны были являться членами одной реальной группы. С помощью социометрического опроса определялся статус индивида в структуре межличностных отношений в группе, что было обусловлено необходимостью проверки положения о том, что межличностное познание, осуществляемое благодаря децентрации, дает людям некоторые преимущества не только в экспериментальном, но и в реальном взаимодействии. В результате проведенного исследования было установлено, что при кооперативном и конкурентном взаимодействии имеет место децентрация. Тип взаимодействия влияет на величину ее проявления (конкурентное оказывает большее влияние, чем кооперативное). Проявление децентрации зависит от межличностных отношений партнеров. Есть основания считать, что у людей, более способных к децентрации, межличностные отношения влияют на величину ее проявления сильнее, чем у менее способных. Тенденция влияния на децентрацию положительных, безразличных и отрицательных отношений испытуемых к партнеру зависит от типа взаимодействия. Эти тенденции не абсолютны. Ведь величина децентрации и ее особенности, выражаемые в поиске человеком отличия или общего между своей точкой зрения и точкой зрения другого,— это еще и проявление индивидуально-психологиче^ ских свойств личности. И в этом смысле децентрация имеет место в реальном межличностном взаимодействии и, видимо, дает некоторые преимущества тем, у кого она более развита, и отражается на статусе индивида в структуре группы. Децентрация один из факторов взаимодействия наряду с факторами личностного сходства партнеров, межличностных отношений и т.п. По этой причине межличностное понимание и успех выполнения действий участниками взаимодействия зависят от целого ряда условий, среди ко- торых следует отметить, кроме указанных, способности к рефлексии и идентификации, а также эмпатии. Так, с помощью исследований было установлено, что существует зависимость между изменениями в содержании и структуре рефлексии и степенью постижения человеком требований субъективно значимой для него деятельности. Характер рефлексии, отмечаемой у человека, в большей мере определяется также особенностями его статусно-ролевых позиций в общностях, членом которых он является. Интенсивность и полнота по коммуникативной рефлексии постоянно зависят от степени субъективной значимости для него лиц, во взаимодействии с которыми она у него проявляется. Не только профессия, но и возраст, пол и индивидуальные характеристики личности сказываются на том, какие качества в себе человек подвергает анализу в первую очередь, какие — во вторую, какие — в третью, а мимо каких проходит вовсе, и насколько правильно их оценивает. То же надо сказать и о субъективных детерминантах содержания и точности прогнозирования личностью понимания ее психических свойств субъективно значимыми для нее лицами (Е. А. Хорошилова). Коммуникативная рефлексия («Я — глазами других») и личностная рефлексия («Я — Я») взаимосвязаны. Конкретные характеристики их зависят от того, какие личности общаются, и от того, какое отношение у последних друг к другу. Содержание идентификации оказывается сопряженным с тем, как человек, у которого отмечается этот феномен, осознает себя, особенности своего внешнего и внутреннего облика, как к себе относится и как осознает особенности внешнего и внутреннего облика другого. Он тяготеет к отождествлению себя с нравящимися ему людьми или с теми, у кого видит качества, которые хотел бы иметь сам. Эмпатия, аккумулируя в себе способность человека переживать, те же чувства, которые испытывает другая личность, является выражением психологического принятия последней этим человеком. Таким образом, возникнет или не возникнет эмпатия при контакте людей, зависит от того, какой оценочно-познавательный итог будет для каждого в этом взаимодействии. Децентрация, рефлексия, присутствуя в межличностном общении, влияют на ход и результаты познания чело- веком других его участников и себя самого, а также на его поведение во время межличностного взаимодействия. Они определяют также, будет ли у общающихся лиц возникать чувство эмпатии по отношению друг к другу. А оно в случае проявления, в свою очередь, влияет на дальнейшее течение процесса общения, порождая у его участников идентификацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.) |