Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические условия гуманизации педагогического общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В данной статье рассматриваются педагогические характеристики общения, которые должны быть присущи членам учебно-воспитательного коллектива, чтобы эффективно воздействовать на развитие познавательной, эмоциональной, волевой сфер личности. Перестройка, осуществляемая в нашем обществе, призвана превратить всестороннее развитие личности из лозунга в реально развертывающийся процесс. Сейчас уже теоретикам и практикам воспитания очевидно, что главный фактор развития как психики человека в целом, так и его личности (умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического и др.) есть предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми, которые протекают в соответствии с определенными принципами. Выдающийся ваятель человеческих душ и воспитатель высоконравственной и духовно богатой личности А. С. Макаренко не раз подчеркивал необходимость теснейшего сопряжения друг с другом труда на общую пользу и требовательно уважительного отношения его участников друг к другу. Если выразить мысль А.С. Макаренко, употребив для этого понятийный аппарат современной психологии,, то он имел в виду тип общения в воспитательном коллективе, предполагающий не умаление личности, а глубокую убежденность в ее созидательных возможностях, не игнорирование эмоционального мира, а отклик на него. Значение этого фактора общения для продуктивности учебно-воспитательного процесса не единожды в своих трудах специально выделяли также Б. Н. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, X. И. Лийметс, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев и многие другие психологи и педагоги. Главное, что должно быть присуще подобному общению,— это субъект-субъектная основа, на которой оно протекает. Директор школы может выразить свое неудово- льствие за допущенный промах в работе с учеником, молодой учитель может выговорить девятикласснику, комсомолец-старшеклассник также что-то может растолковывать пионеру отряда, в котором он работает вожатым. Однако во всех этих случаях и во множестве других ситуаций у старшего по отношению к младшему должна срабатывать прежде всего не формальная роль директора, учителя, вожатого, а принятие другого участника общения как личности, не позиция «над», а позиция равного. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой, а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается психологически оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах каждого из общающихся. Пронизанность межролевого общения общением межличностным — важнейшее условие ухода от формализма и догматизма в обучении и воспитании. Но переход от императивно-директивного к демократически равноправному способу общения, от монологического к диалогическому никогда не произойдет (может возникать лишь случайно), если к нему не готова ни одна из участвующих сторон. Чтобы диалогическое общение в учебно-воспитательном коллективе происходило как правило, а не как исключение, необходимо каждому педагогу, и руководителю педколлектива, и классному руководителю, и учителю-предметнику быть психологически готовым, как должен быть готов к нему и каждый учащийся. Для этого нужна сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, который по разным поводам взаимодействует с учащимися, так и у школьника. В содержание понятия коммуникативного ядра входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые дают о себе знать, когда она вступает в общение. Во всей этой совокупности свойств находит отражение более или менее интегрированный опыт общения с разными категориями людей. В зависимости от того, каким оказывается для личности этот опыт — положительным или отрицательным — и с какими нормами морали он сопрягается, человек начинает принимать (и принимает) всех людей, или определенные их группы, или даже отдельных лиц. При этом он воспринимает их либо как высшую для себя ценность, либо как неизбежную, но бесполезную данность, либо как зло, или оценивает их как средство для удовлетворения своих эгоистических потребностей. В повседневной жизни у большинства людей эти виды отношения ко всем людям, к различным категориям их и к отдельному человеку обычно сосуществуют. И это непосредственно всегда влияет на стратегию и тактику, которые каждый человек выбирает, общаясь с теми, с кем ему приходится вместе жить, учиться, работать, отдыхать. Поэтому для гуманизации общения в разных ситуациях жизни и для создания гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра и семье, и детским дошкольным учреждениям, и школе необходимо вырабатывать у детей привычку относиться к другому человеку, кто бы он ни был, как к высшей ценности, столь же субъективно значимому, как в глазах каждого из них значима их собственная личность. Вместе с тем надо прямо сказать, что названная цель останется пустой мечтой или будет реализовываться со значительными упущениями, если усилия, предпринимаемые семьей, детским садом, школой, не будут подкреплены действующими в этом же направлении всеми другими воспитательными институтами (работой внешкольных детских учреждений, средствами массовой информации и др.). Но будет ли педагогическое общение оптимальным, способствующим проявлению лучших гуманистических сторон психического мира ребенка и обеспечивающим их развитие, в основном зависит от воспитателя-педагога. Какими же качествами он должен обладать? Воспитатель, равнодушно, а тем более неприязненно относящийся к детям, никогда не сможет создать в своем повседневном взаимодействии с ними условия для психологически оптимального общения. Об этом в своих работах во весь голос говорили Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Высказываясь о качествах личности педагога-мастера, это положение настойчиво отстаивали Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, В. Н/Мясищев, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин и другие. Об этом не раз писал очень ярко в своих работах К. Роджерс. Уметь сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его «победам» и «поражениям» — это ведущие качества учителя-воспитателя, важнейшая предпосылка для установления с воспитанниками уважительных взаимоотношений. Но хотелось бы подчеркнуть, что ни у кого из упомянутых выше авторов речь не идет о какой-то глобальной, слепо безоглядной любви к ребенку. Педагог тогда оказывает воспитывающее воздействие на ученика, когда он умеет (или научается, хотя это необычайно трудно) сопереживать, сочувствовать, проявлять чувство сопричастности, дифференцированно, интуитивно постигая реальное состояние того или иного ребенка. А эта выдающаяся способность подлинного воспитателя, если она у него, конечно, уже есть, в свою очередь сопрягается с другим свойством его личности — с умением ставить себя на место ученика, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины. Эта способность к децентрации, если задуматься о психологических условиях ее проявления, предполагает наличие у воспитателя другой способности, а именно обобщенного умения углубляться в свой собственный психический мир, в особенности своей личности, своего общения с учеником. И, исходя из этого, отдавать себе объективный отчет в том, какое реальное действие оказывают эти его качества на ученика: помогают или, наоборот, мешают усваивать учебный предмет, способствуют творчеству или толкают на путь зубрежки, увеличивают веру в свои силы или, наоборот, заставляют опускать руки и искать компенсацию для самоутверждения в других занятиях. Точно таким же образом педагог должен представлять себе, какое положение учащемуся он создает в коллективе класса, в отдельных группах, как его поведение по отношению к ученику сказывается в семье. В исследовании, проведенном в нашей лаборатории, было установлено, что педагоги, работающие с учащимися, различаются по своему стилю общения, связанному с характерной для них направленностью личности. Так, у педагогов с центрацией на собственном «Я» было обнаружено формальное отношение к учащимся, поверхностная включаемость в ситуацию общения с ними и в связи с этим произвольное приписывание им мыслей и намерений, подчеркивание собственного превосходства и навязывание своих способов поведения. У педагогов с центрацией на «другом» зафиксировано часто неосознаваемое подлаживание к учащимся, самоуничижение, крайне пассивное инициирование их активности. У педагогов с центрацией «я — другой» выявлено устойчивое стремление строить общение со старшеклассниками на равных началах, диало-гичность общения и желание его развивать, выраженная тенденция к созданию единства и предупреждению конфронтации. К сказанному можно добавить, что наличие психологической позиции «на равных» (как указывалось не в смысле фамильярности, а в смысле требовательно-уважительного, требовательно-доброжелательного отношения), эмпатия (сопереживание, сочувствие), способность педагога к децентрации и рефлексии, о которых говорилось выше, необходимы, но недостаточны, чтобы оптимальное педагогическое общение состоялось. Педагог для проникновения в существо индивидуально неповторимого своеобразия психического мира и личности ученика, постижения его проблем, надежд, планов должен располагать еще широким репертуаром инстру-ментирования диалога с ним, чтобы действительно помочь ему в развитии. Личности учеников разнятся друг от друга чрезвычайно. Например, есть застенчивые, легкоранимые, но очень скрытные в своих переживаниях; есть флегматичные, трудно перестраивающиеся с одной эмоциональной волны на другую и долго сохраняющие возникающее чувство; есть легко и эмоционально неглубоко податливые на новые воздействия и поэтому быстро переменчивые в своих чувствах; есть взрывные, склонные по, казалось бы, незначительным поводам к аффективным вспышкам и т. д. По своим эмоциональным откликам на воздействия педагога учащиеся очень не похожи друг на друга. А если еще взять разнообразие их потребностей, интересов, способностей, характеристик, связанных с полом и возрастом... Словом, педагогу для успеха дела надо ориентироваться в этом широчайшем диапазоне индивидуальностей, чтобы общение его не напоминало разговор глухого со слепым, а разворачивалось бы как настоящий диалог, для чего и надо, отправляясь от психического и личностного своеобразия разных школьников, придавать этим диалогическим контактам различную педагогическую нюансировку. Особенно это актуально сейчас, когда идущие в стране процес- сы глубоких изменений в политике, экономике, идеологии, культуре породили у части молодежи серьезные деформации в ценностных ориентациях, вызвали падение нравственности и общей духовности, усилили в ней агрессивность и конфликтность. К сожалению, это нелегкое искусство. По данным, которыми располагают А. А. Деркач, С. В. Кондратьева, А. В. Мудрик и их ученики, а в нашей лаборатории Т. С. Скрипкина, широчайшим и богатым репертуаром внесения в диалог «тонов» и «полутонов», чтобы вызвать у ученика психологическую реакцию, которая «работала» бы на подлинное обогащение его внутреннего мира, обладают не так уж много педагогов. Наблюдения за деятельностью успешно работающих педагогов показывают далее, что они умеют очень внимательно слушать своих учеников и поощряют их высказывать свои мысли искренне и раскованно. Они проявляют уважение к их мнению, могут быть своеобразно деликатными, когда ученик не прав. Они обладают также способностью внушить каждому школьнику, каким бы «гадким утенком» он ни казался, сознание его значительности и делают это всегда искренне. Педагоги, которые успешно решают свои воспитательные задачи, не поднимают ученика на смех, если он совершил какой-то ляпсус, и дают ему возможность спасти свой престиж и сохранить достоинство. Делая поправки на индивидуальное своеобразие, они щедры на одобрение ученика, а это имеет особенное значение для детей застенчивых, робких, потерявших веру от бесконечных провалов и неудач. Многократно отмечено также, что если у педагогов-мастеров возникает необходимость указать ученику на какой-то его промах, то они обычно начинают с похвалы и искреннего признания достоинств и стараются показывать промахи в какой-то деятельности и в поведении не прямо, а косвенно. Видя у учащегося недостатки и стремясь их устранить, они укрепляют в нем убеждение, что эти недостатки преодолимы, и инструментуют свою работу таким образом, что школьник не только видит путь, по которому ему надо идти, но и прилагает усилия, чтобы по нему все более энергично двигаться. В связи со сказанным хотелось бы напомнить, что еще А. С. Макаренко не уставал настаивать на том, что педагоги не имеют права, воспитывая учащихся, быть занудами, бесконечно повторяющими прописные истины и читающими моральные нравоучения, а должны почаще излучать свет, улыбку, хорошее настроение, то есть для того, чтобы общение педагогов с учащимися было педагогически успешным, им надо уметь поддерживать мажорный тон во взаимоотношениях со своими воспитанниками. Чтобы дишгог учителя с учениками состоялся и имел развивающий результат, должна быть достигнута психологическая готовность к нему и воспитаны, как было показано, вполне определенные способности у педагога. Но практика однозначно свидетельствует, что к такому диалогическому общению должен быть готов и школьник. Исследования, проведенные Н. И. Бабич в I—III классах школы, выявили, что при существующей подготовке во многих семьях, в детских садах, в младших классах школы у детей целенаправленно и последовательно не вырабатываются стойкие привычки понять состояние другого человека, проявить наблюдательность по отношению к его внутреннему облику, выраженному в мимике, жестах, позе, походке, в голосе и речи. Одновременно у многих детей, особенно из семей с единственным ребенком, она отметила отставание в развитии чувства, сопереживания и сочувствия, в социальной децентрации — в умении смотреть на окружающих и на себя самого глазами других людей. Ею же были зафиксированы психологические сложности, которые испытывают младшие школьники в формировании адекватной самооценки. Последнее было отмечено и 3. Н. Лукьяновой в работе с подростками и старшими школьниками, у которых была ограничена возможность наблюдать за другими и проверять самих себя в разнообразных по содержанию и по форме делах и ситуациях с участием многих людей. Н. И. Бабич и 3. Н. Лукьянова показали, что путем работы с детьми и подростками по специальной программе можно резко усилить у них психологическую наблюдательность, а Т.Н. Пашукова подтвердила, что такого же качественного улучшения в процессе специальной работы можно добиться в отношении способности школьников к эмпатии и к социальной децентрации. Работами С. В. Кондратьевой и ее учеников было непосредственно доказано, что существуют колебания в качестве проявления этих особенностей у школьников, когда объект их — учителя и когда у школьников с ними разные взаимоотношения — от положительных до отрицательных. Одновременно этой исследовательской группой были выявлены значения зависимостей способности к эмпатии и рефлексии у старших школьников от ряда характерологических качеств (коллективизма, эгоцентризма, тревожности и др.). Все это — психологические условия, которыми связана успешность диалога педагога с разными учащимися, продуктивность его педагогического общения с ними. Продолжая анализ психологических условий оптимального общения педагога с учащимися, то есть способствующего их психическому и личностному развитию, надо также постоянно иметь в виду, что чаще всего общение педагога со школьником происходит в присутствии его со-классников, родителей и других лиц. Оценками одних из них он дорожит всегда, другие ему безразличны, оценки третьих для него важны, поскольку они касаются темы его разговора с учителем. Поэтому, развивая свой диалог с учащимися, вдумчиво работающий педагог не может не принимать во внимание не только особенности ученика, свои собственные достоинства и слабости, но и людей, узкое социальное окружение, в рамках которого он в вербальной и невербальной форме начинает или продолжает предметный по содержанию и психологический по форме контакт с учащимися. Не надо думать, что речь идет об общении, которое по причине своей эмоциональной комфортности и для учителя, и для ученика может и должно быть только безконф-ликтным. Думать так — это, что называется, «с порога» впадать в заблуждение. У учителя и ученика могут быть разные точки зрения на что-то, скажем, по поводу истинных мотивов поступка, который совершил школьник, или, например, ученик коренным образом может расходиться с классным руководителем по поводу мер, которые надо принимать, чтобы разрядить возникшее в классе напряжение. Если оба из них вступят в общение друг с другом, но каждый будет стоять на своем, не пытаясь разобраться в целях другой стороны, побуждений, которые заставляют упорствовать другого со- беседника в своей точке зрения, это не будет подлинным диалогическим общением. В начале статьи уже говорилось, что истинное диалогическое общение носит всегда межличностный субъект-субъектный характер. В нем всегда должна быть направленность не только на постижение существа обсуждаемого предмета, но и всего, что привносит другой собеседник от себя, от своей собственной позиции, особенностей своего психического мира, своей личности. В условиях школы эта способность вести психологически конструктивный диалог с учеником в высокой степени проявляется так называемыми неконфликтными педагогами. Научным сотрудником нашей лаборатории Л. В. Симоновой было обнаружено, что «неконфликтные учителя» предпочитали диалог для снятия разногласий, возникших у них с отдельными учениками, в 56% случаев; 28% «конфликтных учителей» тоже прибегали к индивидуальным беседам, которые ничем психологически не напоминали подлинный диалог. «Неконфликтные» учителя, как выяснила Л. В. Симонова, используют диалог, пытаясь разобраться в причинах напряженности и найти решение с учетом позиций обеих сторон: «Выслушиваю ученика, стараюсь выяснить, почему он так себя повел», «В беседе стараюсь понять причину его поведения», «Если я виновата, то извиняюсь и объясняю причину своего срыва», «Необходимо вместе разобраться в случившемся, понять причины конфликта» и т. п. Второй по частоте употребления у «неконфликтных» учителей — метод групповой беседы, который, оказывается, тоже несет в себе много элементов подлинного диалога (26%). Проводится он обычно в форме дискуссий с разбором различных конфликтных ситуаций и проблем нравственного характера. Учителя не навязывают своего мнения, прислушиваются к суждениям ребят, свои взгляды высказывают в демократической форме: «Стараюсь не навязывать своего мнения», «Признаю их право на собственное суждение, если оно неверно, стараюсь аргументированно убедить», «Необходимо равенство сторон при групповых дискуссиях», «Групповые обсуждения проблемных фильмов, книг, считаю, имеют большой воспитательный эффект, помогают выработать верную позицию». «Чтобы ребята разобрались в событиях, происходящих вокруг, нуж- 7. Заказ №3329. L ны не мои доклады, а откровенное высказывание ими своего мнения и последующий коллективный поиск истины» и т. п. Как показала далее Л.В. Симонова, «конфликтные» учителя, наоборот, в отличие от «неконфликтных» чаще всего прибегают для решения споров к помощи других лиц, по существу отказываясь от самостоятельного решения и требуя его от других — либо наказания для ученика, который «провинился», либо пресечения его плохого поведения (52% от общего применения всех методов решения конфликта). (Из высказываний учителей «конфликтного» типа: «Сама не связываюсь, сразу вызываю родителей», «Привлекаю комсомольское бюро, пусть разбираются и наказывают», «Обращаюсь к администрации, вызываем на педсовет для проработки» и т.п.) Индивидуальная беседа второй по частоте применения метод (28%), используемый конфликтным учителем, форма его применения характеризуется как беседа-нравоучение, обвинение, угроза и т. п. «Конфликтные» учителя, игнорируя диалог, не устают повторять: «На своей точке зрения надо настаивать до конца, несмотря ни на что», «Необходимо пригрозить неприятностями, тогда будут делать все, что надо» и т. п. Групповой беседе и анализу аналогичных ситуаций «конфликтные» учителя уделяют мало внимания, и форма их проведения имеет фактически деструктивный характер. В групповой беседе такие учителя стремятся добиться поддержки своей точки зрения и порицания «противника», стараются подавить своей властью, пресекают высказывания, идущие вразрез с их мнением. Использование таких форм решения конфликтов не ведет к их разрешению, образно говоря, «болезнь загоняется внутрь» и вероятность ее возобновления очень велика. Часто противоречия, «разрешенные» таким образом, приобретают форму затяжных, хронических конфликтов, выг ражающихся в частых «стычках» и недоразумениях, поэтому учителя, использующие эти формы, практически постоянно находятся в состоянии не диалога, а противоборства с учениками. И, конечно, подобная конфронтация не влечет за собой развития гуманистических черт личности. Когда педагог ведет беседу не с одним, ас несколькими учащимися, имеющими свои позиции, происходит тоже диалог, только более сложный: учитывая сильные и слабые стороны участвующих в беседе учеников, он стремится до- биться нужного воспитательного эффекта по отношению к каждому. Он расширяет психологическую основу для оптимального педагогического воздействия на учащегося, присоединяя к своему влиянию и влияние товарищей. И если это был конфликт, то при помощи соклассников педагогу удается: лучше учесть и изменить объективные и субъективные причины его появления; преобразовать внутреннее стремление к достижению первоначальных целей и при этом снять отрицательное эмоциональное состояние, обычно его сопровождающее; помочь лучше осознать способы правильного поведения в аналогичных ситуациях. Имея в виду большую или меньшую конфликтность учителя, затрудняющую или облегчающую его диалогическое общение с учениками, нельзя не видеть, что и они в силу присущих личностных характеристик, а также особенностей сложившихся отношений обладают неодинаковой склонностью и способностью к диалогу с ним. Видя все эти многочисленные утверждения о значении общения, в котором господствует диалог, для развития психики и личности учащегося, читатель вправе спросить, почему, по какой причине именно диалог выполняет лич-ностно формирующую функцию и где доказательства этой его роли. Диалогическая форма общения, когда она интенсивно используется, побуждает школьника активно соучаствовать в рождении новых мыслей. Мобилизуя имеющиеся у него знания, она учит не только рассуждать, противопоставлять аргументам педагога, но и приводить свои доводы. Диалогическая форма общения намного сильнее, чем монологическая, задевает эмоциональную сферу, производя в чувствах динамические изменения. Эта форма общения обязательно влияет и на волю, развивая настойчивость в отстаивании своего мнения, или побуждает к мужественному отказу от имевшейся точки зрения, в неверности которой убедила дискуссия с педагогом. Исследования, проведенные в нашей лаборатории М. Ш. Магомед-Эминовым и Е. В. Сидоровой, как раз свидетельствуют о большом влиянии психологически верно инструментированной педагогом диалогической формы общения на ум, чувства и волю учащихся. Результаты, полученные Ю. Б. Некрасовой и ее учениками, одновременно высвечивают высокоэффективную возможность использовать диалогическую форму общения для внесения изменений в мотивационно-потребно-стную сферу подростка, юноши, взрослого человека, поднимая ценность и действенную силу одних из имеющихся у них побудительных стимулов и обесценивая и затормаживая действие других. Такой же результат был получен и другим сотрудником лаборатории А. Ф. Копьевым, который основной упор в своих исследовательских разработках делает на создание технологий ведения диалога, направленного на перестройку мотивационно-потребностной сферы личности с учетом ее индивидуально неповторимого своеобразия. Вместе с тем мы знаем из практики воспитания и теперь уже из ряда исследований: изменения в мотивационно-потребностной сфере означают обязательно более или менее глубокую перестройку отношений личности к деятельности. А так как, по справедливому утверждению А. С. Макаренко, осуществляя воспитание, «мы имеем дело всегда с отношением» и «именно отношение составляет объект нашей педагогической работы»1, то, стало быть, и строить эти взаимоотношения следует целеустремленно и энергично.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.011 с.) |