Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативное ядро личности и его проявленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеологию, науку, искусство, образование, здравоохранение, Но и область человеческих взаимоотношений. В ней теперь все чаще проявляются индивидуализм, жестокость, конфликтность, посягательство на естественные права личности, лицемерие. Вместе с тем, чтобы реформирование в нашей стране не продолжалось и дальше по законам джунглей, в основание его проведения должен быть включен и принцип гуманизма, защищенный не только одним «общественным договором», но и законами государства и реализуемый в деятельности всех его институтов. В связи с этим остро встает проблема формирования гуманистической по своему мировоззрению, поведению, по отношению к действительности личности. О путях решения этой проблемы частично речь в пособии уже шла. В данной же статье раскрывается сущность и специфика проявления такого еще слабо изученного образования личности, как коммуникативное ядро, и кратко характеризуются условия, необходимые для того, чтобы оно отражало качества личности гуманистического склада. В понятие «коммуникативное ядро личности» включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведении, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами (телефон, радио, телевидение) контактах индивида с различными людьми и общностями. Это, во-первых, все формы знания (образы восприятия, представления, понятия, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общений с ними; во-вторых, все переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; в-третьих, все виды вербального и невербального поведения, через которые возникают эти контакты. Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Жестокость, черствость, грубость, лживость, злобность, скрытность и другие подобные качества, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро одного типа личности. Чуткость, альтруизм, милосердие, совестливость, искренность, доброта и многие другие похожие качества и совокупности образуют коммуникативное ядро личности другого типа. Следя за проявлением в реальной жизни каждого из входящих в ту или иную совокупность качеств, можно установить характерный для человека уровень восприятия и понимания других людей или общностей, эмоционального отношения к ним. Используя оригинальные методики, В. Н. Куницына выделила следующие уровни успешности общения: мастерства и свободы в общении, лидерский, радикально-партнерский, жестко-консервативный, авторитарно- агрессивный, невротического одиночества и застенчивости. При этом она дала содержательные характеристики каждого уровня, связанные с особенностями психических свойств, в совокупности образующих основу коммуникативного ядра личности. 1. Уровень мастерства и свободы в общении предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности, то есть высокую включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования. 2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хорошо владеющими навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу, находящие взаимопонимание с людьми, с чувством собственного достоинства, которое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Они смелы и активны в контактах, без излишней чувствительности, прибегают к манипуляциям, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны. 3. Радикально-партнерский уровень — характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, хорошо работающих в группе, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных. 4. Жестко-консервативный уровень отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия. 5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми, у которых авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоционально не стабильны, фрустрированны, конфликтны, раздражительны, взвинченны, нетерпеливы, недоверчивы, без партнерской ориентации. 6. Уровень невротического, одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверенных в себе, глубоко одиноких, аутистичных, крайне не-вротизированных, плохо адаптирующихся. В. Н. Куницына также установила, что важным фактором успешности общения является его стиль. Манипуля-тивный стиль оказался в ее экспериментах самым успешным, затем идут партнерский и авторитарный. Авторитарные люди, как вытекает из данных исследования, обладают самым сильным влиянием, но конфликтны, фрустрированны, манипуляторы имеют лучшие навыки общения, опытны, расчетливы, эмоционально стабильны, а партнерски ориентированные — удовлетворены общением, конформны, избирают сильные, но уважительные и деликатные способы влияния на других. Таким образом, существуют относительно устойчивые симптомокомплексы, которые выражают сущность коммуникативного ядра личности и характер которых благоприятствует общению гуманистического типа или затрудняет его. Вместе с тем нельзя рассматривать качества, входящие в коммуникативное ядро, как неизменяющиеся, фатально присущие человеку. С перестройкой в мотиваци-онно-потребностной сфере личности, с изменением субъективного значения для нее людей и групп, входящих в круг общения, а также под влиянием трансформации в ее Я-концепции происходят перемены в проявлениях по отношению к ним качеств личности, а следовательно, изменяется и ее коммуникативное ядро в целом. В коммуникативном ядре одни качества могут играть доминирующую роль в становлении личности, а другие — подчиненную. Так, у одного человека таким доминирующим качеством может быть альтруизм, у другого — черствость. Очевидно, что структуры коммуникативных ядер у этих людей различны. Какими же глубинными психологическими причинами вызываются эти различия? Вероятно, с одной стороны, это связано с содержательным богатством или бедностью впечатлений, которые инициируют у личности лица определенной категории или даже общности, а с другой — это зависит от того, что критическая масса определенных впечатлений о людях и общностях, необходимая для наступления у личности значительных изменений в отражении, отношении и поведении, у одних достаточно большая, у других очень маленькая. На отражение, отношение и поведение непосредственно влияет не только общая масса впечатлений сама по себе, но и характер этих впечатлений, а также на удовлетворение каких потребностей они работают. Эти впечатления не обязательно должны питать или держать на голодном пайке потребности личности в общении. Они могут косвенно питать или не питать субъективно важную для личности потребность в творческом труде, работать или не работать на характер ее притязаний, связанных с определенным материальным достатком, и т. д. От того, каким оказывается коммуникативное ядро личности, зависят потребности не только непосредственно связанные с общением, но и другие. В психический склад личности входят различные образования. В них проявляются ее отражение, отношение и поведение, прямо связанные с взаимодействием и со всеми другими сторонами действительности, в которую она постоянно включена (например, с природой, техникой, абстрактными знаковыми системами и др.). Многие исследователи доказали, что познание других людей и общностей, отношение к ним, обращение с ними для большинства людей — это тот стержень, который образует личность и оказывает сильнейшее воздействие на все другие свойства, входящие в ее психический склад. Но каким в каждом случае оказывается это влияние и какие конкретные взаимозависимости связывают в целом коммуникативное ядро личности и его основные компоненты с другими образованиями в ней? Ответов на подобные этому вопросы еще нет. Пока же можно предположить, что к числу основных факторов, влияющих на развитие названных взаимосвязей, следует отнести субъективную значимость для человека той стороны действительности (природа, труд, учение, семья и др.), по поводу которых должна актуализироваться его коммуникативная сфера. Пока у нас речь шла о том, как воздействуют потребности личности на отражение других людей и общностей, на отношение к ним и на характер поведенческих контактов с ними и как через удовлетворение или неудовлетворение их в общении изменяются отражение других людей и общностей, эмоциональный отклик на них и поведение по отношению к ним. Но не менее важно в этих процессах учитывать влияние и способностей личности. Способностями принято считать психические свойства личности, выступающие условием успешного выполнения ею деятельности. Можно назвать довольно длинный ряд психических свойств, играющих роль способностей, которые активно воздействуют на то, как протекают процессы познания личностью других людей или общностей, как при этом реагирует ее эмоциональная сфера и как сам человек ведет себя по отношению к ним. Здесь следует опять-таки говорить прежде всего о децентрации личности, ее эмпатии, идентификации и рефлексии. Таким образом, готовность человека к полноценному межличностному общению — это сложнейший многокомпонентный процесс, который предполагает одновременное развитие психики человека по нескольким взаимосвязанным направлениям. Главное в нем формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, то есть достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.012 с.) |