Гностические характеристики общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гностические характеристики общения



В последние годы в психологической науке повысился интерес к теоретическим и прикладным проблемам обще­ния. Появилось много работ, в которых раскрываются гно­стические особенности общения.

Одни из них посвящены описанию основных феноме­нов, образующих этот гностический компонент, и показы­вают их роль в межличностном взаимодействии. В частно­сти, утверждается, что человек, вступая в общение с окру­жающими, должен постоянно решать познавательные задачи: определять намерения других людей, устанавли­вать их рабочие возможности, оценивать характер имею­щегося у них отношения к той или иной стороне действи­тельности, судить об их достоинствах и недостатках и т.д. Все это ему необходимо для того, чтобы в дальнейшем пра­вильно с ними контактировать. Оценивание человека, по утверждению ряда психологов, может идти путем отнесе­ния его участниками общения к одному из типов личности в той классификации, которая у каждого из них сформиро-

валась в прошлом во время встреч с разными людьми. Причем эта классификация (или категоризирование лю­дей) образуется обычно без специального намерения. Про­сто, изо дня в день взаимодействуя с различными людьми и наблюдая устойчивые особенности их внешнего облика и поведения, человек фиксирует сходные черты и на основе этого объединяет этих людей в типы.

В последующем, встретив нового человека, несущего в себе, как ему кажется, черты представителей этого типа людей, он наделяет его и всеми остальными чертами, кото­рые, по его мнению, для этой категории также характерны.

Большинство людей ведут1 себя различным образом, например, по отношению к иностранцам, к лицам, пред­ставляющим разные половые группы, значительно отли­чающимся друг от друга по возрасту и т. п.

Другие проявления человека, отмечаемые у него парт­нерами, категоризируются ими как его временные пере­живания или эмоциональные состояния, а не как постоян­ные личностные характеристики.

Ряд исследователей в последние годы продолжает изу­чение особенностей интерпретации различными группами людей эмоционального состояния человека по выраже­нию его лица, позе, походке, жестам, голосу и пр.

Поскольку наибольшее значение в общении имеет ли­цо человека (точнее, его экспрессия), то в большинстве опубликованных сравнительно недавно работ по проблеме восприятия и истолкования выразительного поведения анализируется опознание человеком различных эмоцио­нальных состояний по выражению лица в возрастном и профессиональном аспектах, прослежены их связи с инди­видуальными различиями человека.

В жизни человеку приходится решать не одинаковые по степени трудности задачи на опознание эмоций по выра­жению лица: констатировать переживания другого, про­гнозировать характер его эмоциональной реакции при воз­никновении новой ситуации, определять соответствие за­стывшего на лице выражения истинному состоянию человека и др. В каждом из этих случаев он применяет раз­нообразные шкалы оценок. Как правило, различные типы этих задач один и тот же человек решает с разной степенью успешности.

Выяснено также, что эффективнее справляются со все­ми житейскими задачами на дифференцирование выраже-

ний лица люди с развитым общим и невербальным интел­лектом, эмоционально подвижные, экстравертированные и др. Вместе с тем установлено, что статистически значи­мые различия в опознании состояний имеются только при выполнении заданий на опознание неинтенсивных аф­фектов. Страх и презрение опознавались, например, в по­добных случаях менее успешно, чем другие состояния. Бы­ла прослежена и функциональная связь между опознанием различных состояний: если человек опознавал гнев, то он опознавал также страдание и презрение. Наконец, было обнаружено, что на успешность психологической расшиф­ровки эмоционального состояния человека по выражению его лица влияют те эталоны выражений лиц, которые уже сложились у людей.

В ряде работ выясняется роль, которую выполняет в межличностных контактах взгляд участника общения, а также показаны зависимости между характером «игры взглядов» взаимодействующих лиц* и их отношением друг к другу. Кроме того, в этих исследованиях измерена сред­няя продолжительность взгляда, останавливаемого на дру­гом человеке при различных мотивах взаимодействия, прослежены маршруты движения глаз во время общения с ним с учетом возраста, пола, профессии, официального и неофициального статуса участников, изучены связи между фиксированием взгляда другого человека, более или менее осознаваемой интерпретацией его значения и некоторыми особенностями тех лиц, которые этот взгляд замелют.

Определенная часть работ посвящена показу роли дви­жений рук, конкретнее, жестов участников общения в раз­витии межличностных контактов. В них также выясняются условия, при которых эти движения фиксируются челове­ком и начинают участвовать в формировании его впечат­ления о других людях. Авторы этих работ прослеживают, каким образом и когда жесты делают речь более убедитель­ной и каким образом воспринимающие ее лица оценивают характер переживаний человека, присущее ему состояние.

В ряде экспериментов выявлено значение позы челове­ка для прогнозирования отношения к другим участникам общения. Группа исследователей попыталась, кроме того, установить особенности поз человека, по которым взаимо­действующие с ним лица судят о степени его уверенности в себе, о наличии или отсутствии у него чувства превосход­ства над ними. Анализ результатов других исследований

показал, что не только поза человека, но и вообще невер­бальные характеристики его поведения воздействуют на формирование у окружающих мнения о наличии или от­сутствии у него не только названных качеств, но и целого ряда других.

Параллельно выяснялась роль выражений лица, дви­жений рук и ног в отражении состояния, испытываемого человеком. В частности, установлено, что различные части тела человека играют, как правило, разные роли в передаче основных характеристик его переживаний. Так, выраже­ние лица и движения рук передают главным образом ха­рактер чувства, испытываемого человеком, и содержит от­носительно меньше информации о силе и активности. По­следние передаются преимущественно посредством поз и движений ног.

В результате проведения исследований удалось устано­вить группы экспрессивных движений, которые в разной степени несут на себе «печать» соответствующей культуры и дифференцируются на подгруппы в зависимости от меры действия на них так называемых субкультур.

Ряд психологов выяснили значение характеристик ре­чи и голоса человека в образовании впечатления о нем. Было, например, установлено, что в меру тревожные люди говорят медленнее людей с повышенной тревожностью и что скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает вы­соким уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем оказалось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими ее лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции с помощью речи, так и способностью, вос­принимая речь человека, обращать внимание на его эмо­циональное состояние и отмечать характер этого состоя­ния. Чем больше оттенков эмоционального состояния че­ловек может сознательно передавать через свою речь, тем больше оттенков переживаний он на сознательном уровне способен дифференцировать в речи других людей.

Одновременно было выяснено, что при нормальном общении невербальные средства обычно подкрепляют вербальные. Но из-за того, что последние человеку легче контролировать, невербальные могут действовать рассог­ласование с ними и выдавать его подлинное состояние. Например, движения рук и ног человека могут вовсе не со­ответствовать содержанию его речей, при этом одни люди,

 

фиксируя этот «конфликт речей и действий», заключают, что у него в данный момент «ум с сердцем не в ладу», а дру­гие не замечают этого и оценивают человека только по со­держанию его речи.

Вместе с тем было показано, что некоторые характери­стики речи и голоса, впрочем, как и характеристики ряда других проявлений человека, люди могут вообще не осоз­навать, общаясь с ним. Тем не менее, действуя на субвер­бальном уровне, эти характеристики влияют на складыва­ющееся у людей мнение об этом человеке.

Большое внимание в работах отечественных и зарубеж­ных психологов в последние годы уделено изучению эмпа-тии — явления, возникающего во время непосредственно­го взаимодействия людей и заключающегося, по мнению ряда ученых, прежде всего в переживании одним челове­ком при виде состояния другого той же эмоции, которую он у последнего отметил. При исследовании эмпатии (рус­ский эквивалент термина — сопереживание) было обнару­жено: для возникновения сопереживания необходимо, чтобы человек обладал способностью ставить себя на мес­то другого, «влезать в его шкуру». Одна лишь установка на­блюдать за поведением другого человека, как правило, эм­патии не вызывает.

Вместе с тем оказалось, что на степень, до которой че­ловек может поставить себя на место другого и в результате этого проявить к нему эмпатию, сильно влияет характер взаимоотношений, которые начали между ними склады­ваться.

Было установлено также, что мера и частота соответст­вия переживаний одного переживаниям других на уровне эмпатии высоко коррелируют с такими качествами сопе­реживающей личности, как теплота и искренность во взаимоотношениях с людьми.

Далее исследователи пытаются связывать способность человека к сопереживанию с формированием в личности определенного типа направленности (как интегративного качества) на других людей и определенного типа потреб­ности, сутью которой выступает стремление им служить.

Часть усилий ученых, работающих над проблемой со­переживания, направлена на выяснение условий развития у человека этой способности. Чтобы индивид учился сопе­реживать, надо формировать «социальные схемы» взаимо-

действия с другими людьми, которые укрепляли бы в нем сознание идентичности его с ними.

Вступая в общение с другими людьми, человек может преследовать разные цели. Более или менее сильно могут отличаться друг от друга в разных случаях и мотивы, по­буждающие его взаимодействовать с этими людьми. На­пример, он может хотеть узнать от другого человека о при­частности его к какому-то событию, когда тот пытается этот факт скрыть, или захочет выяснить, на сколько этот человек расположен к кому-то. Естественно, во всех этих случаях внимание человека будет фиксироваться на раз­ных сторонах облика того, с кем ему приходится общаться, и характер осмысливания воспринятого в каждом случае будет связан с особенностями решаемой им в общении за­дачи.

К настоящему времени и у нас, и за рубежом проведено довольно много исследований, которые подтвердили опи­санный факт. Доказано также, что установка восприни­мать других людей с определенной точки зрения может стать для человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с большим постоянством начинают проявляться до­минирующие в структуре его личности потребности и цен­ностные ориентации.

Для процесса познания одним человеком других харак­терно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внеш­нем облике другого человека выделяются важные в глазах воспринимающего строго определенные свойства и каче­ства и медленнее осознаются остальные черты.

Примером такой односторонне осуществляемой интег­рации является «эффект ореола»: когда величины припи­сываемых человеку свойств, вошедших в ореол, коррели­руют между собой в несравненно более высокой степени, нежели тогда, когда зависимости между ними были высчи­таны после объективного измерения выраженности в по­знаваемой личности каждого из свойств.

Интеграция, которая несет в себе тенденцию к субъек­тивному снятию противоречивости в познаваемой лично­сти, по мнению некоторых исследователей, является след­ствием процесса планирования человека своего взаимо­действия с этой личностью и диктуется необходимостью принятия решения по поводу наиболее приемлемого спо­соба будущего взаимодействия с ней.

Во многих жизненных ситуациях у людей собираются противоречащие друг другу данные об особенностях чело­века, и некоторые стараются перепроверить сложившееся у них мнение о нем, чтобы более психологически оправ­данно строить свое дальнейшее взаимодействие с ним.

Перечисляя несомненно ценные для понимания основ­ных феноменов, закономерностей и механизмов познания людьми друг от друга в общении факты, полученные отече­ственными и зарубежными психологами, нельзя не отме­тить, что большинство из них представляет собой освеще­ние некоторых новых характеристик социальной перцеп­ции самой по себе. Покалишь небольшая часть позволяет увидеть новое во взаимосвязях между гностическими и практическими характеристиками общения. Формирую­щиеся у одного человека образы и понятия о личности дру­гих людей выполняют осведомительную и регулятивную функции, однако такого не конкретизированного пред­ставления о сути названных зависимостей теперь уже не­достаточно. Сейчас нужны работы, которые показали бы, как различные формы конкретно-образных и словес­но-понятийных знаний человеком других людей опосре­дуют столь же различные виды его действий как в сфере об­щения, так и за ее пределами, как они участвуют в регуля­ции его поведения в основных жизненных ситуациях.

Исследование только одного гностического компонен­та общения, или только изучение его эмоциональных ха­рактеристик, или, наконец, описание и анализ его пракси-ческого компонента хотя и интересны для науки, но все же имеют лишь частное в теоретическом и в прикладном от­ношениях значение. В жизни у большинства людей пред­метно-практическая и коммуникативная деятельность всегда тесно связаны. И в таком же сложном соотношении постоянно находятся цели, мотивы в той и другой деятель­ности.

Таким образом, изучение «психологической изнанки» общения не может быть сведено лишь к выявлению основ­ных феноменов, закономерностей и механизмов ддной лишь социальной перцепции. Необходимо решение и бо­лее сложных задач: во-первых, определение существа со­четаний различных видов психических процессов и прояв­лений различных свойств личности, возможных «синдро­мов» тех и других на разных этапах каждого из известных гипов совместной деятельности и, во-вторых, прослежи-

2. Заказ №3329.

вание характера зависимостей между изменениями в этих «синдромах», причинами этих изменений и реальным по­ведением человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.014 с.)