Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гностические характеристики общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние годы в психологической науке повысился интерес к теоретическим и прикладным проблемам общения. Появилось много работ, в которых раскрываются гностические особенности общения. Одни из них посвящены описанию основных феноменов, образующих этот гностический компонент, и показывают их роль в межличностном взаимодействии. В частности, утверждается, что человек, вступая в общение с окружающими, должен постоянно решать познавательные задачи: определять намерения других людей, устанавливать их рабочие возможности, оценивать характер имеющегося у них отношения к той или иной стороне действительности, судить об их достоинствах и недостатках и т.д. Все это ему необходимо для того, чтобы в дальнейшем правильно с ними контактировать. Оценивание человека, по утверждению ряда психологов, может идти путем отнесения его участниками общения к одному из типов личности в той классификации, которая у каждого из них сформиро- валась в прошлом во время встреч с разными людьми. Причем эта классификация (или категоризирование людей) образуется обычно без специального намерения. Просто, изо дня в день взаимодействуя с различными людьми и наблюдая устойчивые особенности их внешнего облика и поведения, человек фиксирует сходные черты и на основе этого объединяет этих людей в типы. В последующем, встретив нового человека, несущего в себе, как ему кажется, черты представителей этого типа людей, он наделяет его и всеми остальными чертами, которые, по его мнению, для этой категории также характерны. Большинство людей ведут1 себя различным образом, например, по отношению к иностранцам, к лицам, представляющим разные половые группы, значительно отличающимся друг от друга по возрасту и т. п. Другие проявления человека, отмечаемые у него партнерами, категоризируются ими как его временные переживания или эмоциональные состояния, а не как постоянные личностные характеристики. Ряд исследователей в последние годы продолжает изучение особенностей интерпретации различными группами людей эмоционального состояния человека по выражению его лица, позе, походке, жестам, голосу и пр. Поскольку наибольшее значение в общении имеет лицо человека (точнее, его экспрессия), то в большинстве опубликованных сравнительно недавно работ по проблеме восприятия и истолкования выразительного поведения анализируется опознание человеком различных эмоциональных состояний по выражению лица в возрастном и профессиональном аспектах, прослежены их связи с индивидуальными различиями человека. В жизни человеку приходится решать не одинаковые по степени трудности задачи на опознание эмоций по выражению лица: констатировать переживания другого, прогнозировать характер его эмоциональной реакции при возникновении новой ситуации, определять соответствие застывшего на лице выражения истинному состоянию человека и др. В каждом из этих случаев он применяет разнообразные шкалы оценок. Как правило, различные типы этих задач один и тот же человек решает с разной степенью успешности. Выяснено также, что эффективнее справляются со всеми житейскими задачами на дифференцирование выраже- ний лица люди с развитым общим и невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, экстравертированные и др. Вместе с тем установлено, что статистически значимые различия в опознании состояний имеются только при выполнении заданий на опознание неинтенсивных аффектов. Страх и презрение опознавались, например, в подобных случаях менее успешно, чем другие состояния. Была прослежена и функциональная связь между опознанием различных состояний: если человек опознавал гнев, то он опознавал также страдание и презрение. Наконец, было обнаружено, что на успешность психологической расшифровки эмоционального состояния человека по выражению его лица влияют те эталоны выражений лиц, которые уже сложились у людей. В ряде работ выясняется роль, которую выполняет в межличностных контактах взгляд участника общения, а также показаны зависимости между характером «игры взглядов» взаимодействующих лиц* и их отношением друг к другу. Кроме того, в этих исследованиях измерена средняя продолжительность взгляда, останавливаемого на другом человеке при различных мотивах взаимодействия, прослежены маршруты движения глаз во время общения с ним с учетом возраста, пола, профессии, официального и неофициального статуса участников, изучены связи между фиксированием взгляда другого человека, более или менее осознаваемой интерпретацией его значения и некоторыми особенностями тех лиц, которые этот взгляд замелют. Определенная часть работ посвящена показу роли движений рук, конкретнее, жестов участников общения в развитии межличностных контактов. В них также выясняются условия, при которых эти движения фиксируются человеком и начинают участвовать в формировании его впечатления о других людях. Авторы этих работ прослеживают, каким образом и когда жесты делают речь более убедительной и каким образом воспринимающие ее лица оценивают характер переживаний человека, присущее ему состояние. В ряде экспериментов выявлено значение позы человека для прогнозирования отношения к другим участникам общения. Группа исследователей попыталась, кроме того, установить особенности поз человека, по которым взаимодействующие с ним лица судят о степени его уверенности в себе, о наличии или отсутствии у него чувства превосходства над ними. Анализ результатов других исследований показал, что не только поза человека, но и вообще невербальные характеристики его поведения воздействуют на формирование у окружающих мнения о наличии или отсутствии у него не только названных качеств, но и целого ряда других. Параллельно выяснялась роль выражений лица, движений рук и ног в отражении состояния, испытываемого человеком. В частности, установлено, что различные части тела человека играют, как правило, разные роли в передаче основных характеристик его переживаний. Так, выражение лица и движения рук передают главным образом характер чувства, испытываемого человеком, и содержит относительно меньше информации о силе и активности. Последние передаются преимущественно посредством поз и движений ног. В результате проведения исследований удалось установить группы экспрессивных движений, которые в разной степени несут на себе «печать» соответствующей культуры и дифференцируются на подгруппы в зависимости от меры действия на них так называемых субкультур. Ряд психологов выяснили значение характеристик речи и голоса человека в образовании впечатления о нем. Было, например, установлено, что в меру тревожные люди говорят медленнее людей с повышенной тревожностью и что скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает высоким уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем оказалось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими ее лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции с помощью речи, так и способностью, воспринимая речь человека, обращать внимание на его эмоциональное состояние и отмечать характер этого состояния. Чем больше оттенков эмоционального состояния человек может сознательно передавать через свою речь, тем больше оттенков переживаний он на сознательном уровне способен дифференцировать в речи других людей. Одновременно было выяснено, что при нормальном общении невербальные средства обычно подкрепляют вербальные. Но из-за того, что последние человеку легче контролировать, невербальные могут действовать рассогласование с ними и выдавать его подлинное состояние. Например, движения рук и ног человека могут вовсе не соответствовать содержанию его речей, при этом одни люди,
фиксируя этот «конфликт речей и действий», заключают, что у него в данный момент «ум с сердцем не в ладу», а другие не замечают этого и оценивают человека только по содержанию его речи. Вместе с тем было показано, что некоторые характеристики речи и голоса, впрочем, как и характеристики ряда других проявлений человека, люди могут вообще не осознавать, общаясь с ним. Тем не менее, действуя на субвербальном уровне, эти характеристики влияют на складывающееся у людей мнение об этом человеке. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных психологов в последние годы уделено изучению эмпа-тии — явления, возникающего во время непосредственного взаимодействия людей и заключающегося, по мнению ряда ученых, прежде всего в переживании одним человеком при виде состояния другого той же эмоции, которую он у последнего отметил. При исследовании эмпатии (русский эквивалент термина — сопереживание) было обнаружено: для возникновения сопереживания необходимо, чтобы человек обладал способностью ставить себя на место другого, «влезать в его шкуру». Одна лишь установка наблюдать за поведением другого человека, как правило, эмпатии не вызывает. Вместе с тем оказалось, что на степень, до которой человек может поставить себя на место другого и в результате этого проявить к нему эмпатию, сильно влияет характер взаимоотношений, которые начали между ними складываться. Было установлено также, что мера и частота соответствия переживаний одного переживаниям других на уровне эмпатии высоко коррелируют с такими качествами сопереживающей личности, как теплота и искренность во взаимоотношениях с людьми. Далее исследователи пытаются связывать способность человека к сопереживанию с формированием в личности определенного типа направленности (как интегративного качества) на других людей и определенного типа потребности, сутью которой выступает стремление им служить. Часть усилий ученых, работающих над проблемой сопереживания, направлена на выяснение условий развития у человека этой способности. Чтобы индивид учился сопереживать, надо формировать «социальные схемы» взаимо- действия с другими людьми, которые укрепляли бы в нем сознание идентичности его с ними. Вступая в общение с другими людьми, человек может преследовать разные цели. Более или менее сильно могут отличаться друг от друга в разных случаях и мотивы, побуждающие его взаимодействовать с этими людьми. Например, он может хотеть узнать от другого человека о причастности его к какому-то событию, когда тот пытается этот факт скрыть, или захочет выяснить, на сколько этот человек расположен к кому-то. Естественно, во всех этих случаях внимание человека будет фиксироваться на разных сторонах облика того, с кем ему приходится общаться, и характер осмысливания воспринятого в каждом случае будет связан с особенностями решаемой им в общении задачи. К настоящему времени и у нас, и за рубежом проведено довольно много исследований, которые подтвердили описанный факт. Доказано также, что установка воспринимать других людей с определенной точки зрения может стать для человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с большим постоянством начинают проявляться доминирующие в структуре его личности потребности и ценностные ориентации. Для процесса познания одним человеком других характерно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внешнем облике другого человека выделяются важные в глазах воспринимающего строго определенные свойства и качества и медленнее осознаются остальные черты. Примером такой односторонне осуществляемой интеграции является «эффект ореола»: когда величины приписываемых человеку свойств, вошедших в ореол, коррелируют между собой в несравненно более высокой степени, нежели тогда, когда зависимости между ними были высчитаны после объективного измерения выраженности в познаваемой личности каждого из свойств. Интеграция, которая несет в себе тенденцию к субъективному снятию противоречивости в познаваемой личности, по мнению некоторых исследователей, является следствием процесса планирования человека своего взаимодействия с этой личностью и диктуется необходимостью принятия решения по поводу наиболее приемлемого способа будущего взаимодействия с ней. Во многих жизненных ситуациях у людей собираются противоречащие друг другу данные об особенностях человека, и некоторые стараются перепроверить сложившееся у них мнение о нем, чтобы более психологически оправданно строить свое дальнейшее взаимодействие с ним. Перечисляя несомненно ценные для понимания основных феноменов, закономерностей и механизмов познания людьми друг от друга в общении факты, полученные отечественными и зарубежными психологами, нельзя не отметить, что большинство из них представляет собой освещение некоторых новых характеристик социальной перцепции самой по себе. Покалишь небольшая часть позволяет увидеть новое во взаимосвязях между гностическими и практическими характеристиками общения. Формирующиеся у одного человека образы и понятия о личности других людей выполняют осведомительную и регулятивную функции, однако такого не конкретизированного представления о сути названных зависимостей теперь уже недостаточно. Сейчас нужны работы, которые показали бы, как различные формы конкретно-образных и словесно-понятийных знаний человеком других людей опосредуют столь же различные виды его действий как в сфере общения, так и за ее пределами, как они участвуют в регуляции его поведения в основных жизненных ситуациях. Исследование только одного гностического компонента общения, или только изучение его эмоциональных характеристик, или, наконец, описание и анализ его пракси-ческого компонента хотя и интересны для науки, но все же имеют лишь частное в теоретическом и в прикладном отношениях значение. В жизни у большинства людей предметно-практическая и коммуникативная деятельность всегда тесно связаны. И в таком же сложном соотношении постоянно находятся цели, мотивы в той и другой деятельности. Таким образом, изучение «психологической изнанки» общения не может быть сведено лишь к выявлению основных феноменов, закономерностей и механизмов ддной лишь социальной перцепции. Необходимо решение и более сложных задач: во-первых, определение существа сочетаний различных видов психических процессов и проявлений различных свойств личности, возможных «синдромов» тех и других на разных этапах каждого из известных гипов совместной деятельности и, во-вторых, прослежи- 2. Заказ №3329. вание характера зависимостей между изменениями в этих «синдромах», причинами этих изменений и реальным поведением человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.011 с.) |