Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и общие характеристики общения.

Поиск

Понятие и общие характеристики общения.

Общение – одна из основных психологических категорий.

Это сложный, многоплановый процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и взаимоотношениях.

Осуществляется общение всевозможными знаковыми средствами взаимодействия людей. Общение - средство передачи общественного опыта и культуры.

Общение позволяет раскрыть свой субъективный мир другим людям, самоопределяться и проявить свои особенности.

Три стороны общения

Стоит отметить, что общение включает в себя три основных составляющие: обмен информацией (коммуникативная сторона общения), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения), восприятия и понимания партнера по общению (перцептивная сторона общения) [ под запись ].

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

· коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

· интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

· перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Конкретно особенности каждой из сторон общения мы с вами рассмотрим немного позже. А сейчас рассмотрим виды, уровни и функции общения.

 

Виды и уровни общения

Так, выделяют 2 вида общения:

ролевое (т. е. способствующее выполнению той или иной деятельности);

личностное (сама по себе самостоятельная речевая деятельность, носящая коммуникативный характер).

Однако это не абсолютная классификация и эти типы общения могут плавно перетекать друг в друга.

Кроме того, А.И. Волкова различает общение по содержанию, целям и средствам общения.

По содержанию общение может быть

- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

- когнитивное (обмен знаниями);

- кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями) – люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

- непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);

- опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией).

 

2. По уровню взаимодействия индивидов в процессе общения:

- личностно-ориентированное (межличностное);

- социально-ориентированное (межгрупповое взаимодействие, а также личность – группа);

- предметно-ориентированное (в основе такого общения лежит процесс коммуникации, а индивидуальные особенности реципиентов не учитываются).

 

3. По средствам общения:

- непосредственное и опосредованное;

- прямое (личное присутствие собеседников) и косвенное (через посредников).

Также выделяются деловое (общение, включенное в какую-либо частную деятельность, служит средством повышение качества этой совместной деятельности) и личностное общение (касается личностных проблем человека, взаимоотношения людей, смысл жизни и т.д.), инструментальное и целевое (общение само по себе средство удовлетворения потребности в общении).

Межличностное и массовое общение

Межличностное – непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание участниками общения индивидуальных особенностей друг друга, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимая.

Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные, непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей.

 

Также выделяют императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Императивное общение – авторитарное, директивное. Один партнер стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям.

Манипулятивное общение – цель – оказать воздействие на партнера по общению, при этом достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнёр воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела, общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение – основано на равноправии партнеров. Оно позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает тогда, когда выполняются следующие правила взаимодействия:

- психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и сейчас»);

- полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

- восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

- направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

- обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Ну и еще один вариант выделения видов общения - вербального и невербального - мы с вами подробнее рассмотрим чуть позже.

Функции общения

Б. Ф. Ломов приписывал общению следующие функции:

· информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,

· регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,

· аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

 

Уровни общения

- фатический (простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

- информационный – обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источников каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встречи старых друзей.

- личностный уровень – характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Духовный уровень. Этот уровень возникает в особых случаях: вдохновение, озарение, ощущение единения с миром. Это просоциальный уровень, то есть полезный для общества.

 

Теперь мы с вами перейдем к рассмотрению содержательных сторон общения, а именно рассмотрим 3 стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Начнем мы с коммуникативной стороны общения.

Коммуникативная сторона общения

Итак, мы с вами уже сказали о том, что в структуру общения входят три компонента – три стороны общения:

- коммуникативная сторона (обмен информацией);

- интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

- перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

И первая сторона – коммуникативная сторона общения, то есть обмен и передача информации от человека к человеку. Это эффективное использование как вербальных, так и невербальных средств общения.

Вербальная коммуникация

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Более точно речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это – высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:

- информационная (передача информации, сообщение о мыслях, намерениях);

- конструктивная (формулирование мыслей);

- агитационная (побуждение, призыв, просьба);

- эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

- фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами, установление контакта между участниками общения);

- метаязыковая (функция толкования). Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь -общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями.

Выделяют следующие виды диалога:

· информативный (процесс передачи информации);

· манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации;

· полемический;

· фатический (поддержание контакта).

 

Главная цель коммуникации – обмен информацией различного рода.

 

Рассмотрим процесс осуществления коммуникативного акта:

Как осуществляется коммуникация (процесс коммуникации): рисуем схему процесса коммуникации (!!!)

В передаче информации всегда участвуют люди, то есть участники (люди, принимающие участие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей информации).

Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых реализуется процесс общения.

***Рассмотрим в качестве примера изменение значения фразы «он держал в руке сумку» в зависимости от контекста. Если мы имеем дело с детективной историей, то эта фраза может означать, например, «приготовиться» – в случае, если речь идет о подозреваемом, а в сумке могут быть важные вещественные доказательства. В контексте праздничного застолья эта фраза может указывать на то, что человек, которого давно ждали к столу, наконец-то пришел. В ситуации бытовой мелодрамы сообщение о сумке в руках может обозначать размолвку или час расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать.

Далее участники коммуникации (адресат и адресант) передают нечто, то есть некоторое сообщение (некоторая информация, набор символов, прошедшие процедуру кодирования и декодирования, то, что посылает адресант адресату).

Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Кодирование – процесс трансформации идей и чувств в слова, звуки и действия.

Кодирование исходного сообщения означает перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.

Каналы передачи информации в основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации это – устная или письменная речь).

Декодирование – процесс обратной трансформации сообщения в форму идей и чувств.

Для успешной расшифровки (декодирования) сообщения требуется, как минимум, владение получателя языком, сходным с языком отправителя сообщения.

В том случае, если вербальный и невербальный ключи вступают в конфликт, то процесс кодирования информации существенно затрудняется!!!

Информация – сообщение – идет от отправителя к адресату по каналу передачи (маршрут сообщения и средства его передачи). Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми сообщения передаются через два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи). Отметим, что чем больше каналов задействовано для передачи сообщения, то тем больше вероятность того, что коммуникация будет успешной.

Во время следования сообщения по каналу на него воздействуют различные шумы (любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией).

Внешние шумы – предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается. * например, человек дает другому некоторую инструкцию по выполнению определенного действия, а в то же время играет радио, где играет любимая песня получателя информации, которое отвлекает получателя информации.

Внутренние шумы – мысли и чувства, мешающие коммуникационному процессу. * Вы отключаетесь от речи собеседника, погружаясь в свои собственные мечты и мысли.

Семантические шумы – значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования. * пример с секретаршей – «девушкой», которой 40 лет (диссонанс – задумался, в результате всё прослушал).

Еще один очень важный элемент коммуникации – обратная связь, иначе говоря, это реакция получателя сообщения на полученную им информацию. Обратная связь указывает человеку, передающему сообщение, насколько точно и верно получено и понято его послание.

Обратная связь – еще один структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание говорящего составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых во время общения вопросов. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Люди по-разному могут воспринимать одно и то же сообщение, давать противоположные оценки одному и тому же явлению, различным образом осмысляя его. Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передает и свое отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Персонализация информации влияет на то, что она воспринимается объемнее, глубже и надежнее, чем информация, передаваемая через неодушевленный источник. Другой стороной персонализации информации может выступать искажение содержания в результате интерпретации или влияния коммуникативных барьеров.

В связи с этим продуктивное общение сопровождается обычно уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или положительного характера, *** например поддакиванием или нахмуриванием бровей.

Люди используют различные способы для того, чтобы показать свое отношение к предмету разговора и сообщить тем самым собственное понимание обсуждаемого вопроса. В целях избежания искажения информации опытными коммуникаторами используются приемы активного слушания. *** Например, пониманию партнера по общению будут способствовать следующие приемы.

 

1. Проговаривание. Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т. д.

2. Перефразирование. Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…» или «Другими словами, ты считаешь, что…».

3. Интерпретация и развитие идеи. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…» или «Вы так считаете, видимо, потому что…».

 

К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в первую очередь отнести коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) – это желание вступить в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания.

В речевом общении обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий, – ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говорящим, и более отдаленная, долговременная. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

· интеллектуальная цель: получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика;

· цель, связанная с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

Хотя часто люди более или менее тщательно скрывают или маскируют свои отдаленные цели, их можно выявить по общему характеру разговора, по непроизвольным (вербальным или невербальным) проявлениям говорящего.

Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. В случае значительного сходства образов мира у партнеров расшифрованная информация будет близка к той, которая составляла замысел сообщения, – послание будет правильно понято. Если же образы мира у партнеров сильно отличаются, понимание будет затруднено.

На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают такие характеристики речевого высказывания, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность, смешение наблюдения и оценки. Рассмотрим их подробнее.

Жизненный опыт каждого человека влияет на значения, которые он придает словам. Денотпацией называется значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, – так называемое лексическое значение. Коннотацией называются вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества; в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

***Например, слово «лиса» обозначает род млекопитающих семейства псовых (денотация). Однако для работника пушной промышленности, фермера или охотника оно может ассоциироваться с товаром или экспонатом личной коллекции; для большинства говорящих на русском языке – с хитростью, изворотливостью.

Поскольку слова могут вызывать сильную эмоциональную реакцию, часто говорят, что они имеют негативную или позитивную коннотацию (сравните, например, коннотации слов «труп» или «Дед Мороз»).

Итак, жизненный опыт человека является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на значение, которое он придает словам. Игнорирование этого фактора затрудняет коммуникацию.

К причинам, которые следует учитывать при анализе того, почему люди воспринимают слова по-разному, следует отнести и такие, как время и место. Значения не заданы слову навечно, они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, а также в зависимости от региона в пределах одной страны, не говоря уже о разных странах. Необходимо помнить об этом, когда мы говорим с теми, кто старше или моложе нас, с гостями из других городов и областей.

Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, что может послужить причиной взаимного непонимания в общении. В русском языке примерами таких слов являются «лук» (продукт питания и оружие для метания стрел); «гранат» (драгоценный камень и фрукт); «корень» (подземная часть растения, основная часть слова, математический термин) и др. Это языковое явление называется «полисемия». Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

Известно, что сообщение может быть закодировано многими альтернативными, но функционально эквивалентными кодами, то есть с помощью разных слов и фраз. Это связано с таким языковым явлением, как синонимия – использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Специфику коммуникативного процесса также характеризует наличие коммуникативных барьеров.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации.

Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются следующие особенности общающихся:

1. Мотивационно-операциональные;

2. Индивидуально-психологические;

Социально-психологические.

В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Прежде всего это барьеры непонимания:

1. Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

2. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. (использование разных средств языка для выражения своих мыслей).

3. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. (жаргон, сленг).

4. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко. Непонимание двух человек, говорящих на разных языках. Различные знаковые средства передачи информации.

 

Выделяют также барьеры социально-культурных различий:

- социальные (принадлежность субъектов к разным слоям общества),

- политические (разные идеология и представления о структуре и смысле власти),

- религиозные (могут определяться толерантностью самой религии по отношению к представителям другой веры), профессиональные и др.

Барьеры отношений появляются тогда, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Это могут быть барьеры страха, отвращения, брезгливости и т.д.

Кроме того, Б.Д. Парыгин предлагает различать два вида социально-психологических барьеров:

- внутренние барьеры личности, связанные с нормами, установками, ценностями, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность, слабоволие и др.

- барьеры, причина которых – вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефицит информации и т.д.

 

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

1 ) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т. д.);

2 ) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);

3 ) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить следующим образом.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.   2. Невербальные сообщения с трудом можно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений и т. д. 3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. 4. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания. 1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях. 2. Составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. 3. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. 4. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.

– их ситуативность

– их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.

- непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – еще одна их особенность.

Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами – путем наблюдения, копирования, подражания.

Таким образом, реализуя общую для них функцию невербальной коммуникации – передавать сообщения, касающиеся конкретного состояния коммуникатора, его отношения к себе, партнеру и ситуации, – каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику. Характер содержания сообщения определяют кодировочные средства.

 

То, как мы говорим, часто является более важным, чем само содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи: высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звуковые явления – стон, смех, плач, вздох и т. п.

Невербальные аспекты речи передают сообщения:

а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

б) о самом говорящем – его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики – важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, увеличение резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения.

Антропологические эталоны и стереотипы интерпретации весьма приблизительно характеризуют воспринимаемого, но все же они закрепились в практике общения, поскольку это имеет психологический смысл при установлении контактов между людьми. Эти стереотипы являются наиболее общими и известными всем.

Социальные эталоны внешнего облика воспринимаются нами как признаки общественного положения воспринимаемого человека и его ролевых функций. Эти признаки заключены в конституциональных особенностях внешности, экспрессии, оформлении внешности одеждой и косметикой. *** Например, важная осанка банкира, руки шофера, выправка военного, походка моряка или балерины.

Улавливая во внешнем облике признаки того или иного социального эталона, познающий причисляет воспринимаемого к определенной социальной категории людей и вслед за этим приписывает ему свои стереотипные представления о психологических особенностях этой категории людей.

Кроме этого для каждого человека познаваемый в общении человек является значимым эмоциональным объектом. Эмоциональные отношения предопределены здесь особенностями физической привлекательности и экспрессией внешнего облика. Результаты опытов показали, что при первом впечатлении наблюдается зависимость оценки психологических качеств личности от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека. Человек, получивший положительную оценку внешности, получал, как правило, и положительную характеристику личности, и наоборот.

Внутригрупповой фаворитизм

Физиогномическая редукция

Стереотипы представляют собой довольно упрощённый образ человека, группы, явления или события. Формируется он обобщением общественного и своего личного опытов. Позволяет сократить время реагирования и ускорить процесс познания.

Стереотипы имеют когнитивные корни и последствия, поэтому обладают следующим эффектом: они направляют мышление и память в определённое русло, т. е. заставляют находить доказательства в свою поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому они устойчивы к изменениям.

Стереотипы имеют как плюсы, так и минусы: с одной стороны, стереотипы облегчают восприятие, экономя силы, затрачиваемые на восприятие и познание, а с другой стороны, возникает вероятность необдуманного отнесения воспринимаемого объекта к заранее известным категориям, что вызывает необъективное отношение к нему и неточные выводы. Стереотип, помогающий в одной ситуации, может оказаться ложным и совершенно неподходящим в другой.

 

Профессиональные стереотипы

Профессиональный стереотип – это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» – сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Следует сказать, что стереотипы – не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения.

 

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.

Интеракция (интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми);

Без взаимодействия нет общения. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга. С этой стороны, коммуникатор тем или иным образом изменяет поведение, мысли и чувства своего собеседника, организовывает его деятельность - взаимодействие всегда обусловлено какой-то причиной.

Взаимодействие, как правило, идёт двумя путями: либо кооперация (способствование совместной деятельности), либо конкуренция (препятствование, хотя она вовсе может не означать конфликта). На тип взаимодействия влияют отношения, установившиеся между собеседниками, их цели и мотивы.

В процессе взаимодействия между людьми появляются признаки, характеризующие их как группу определённого уровня развития. Противоречия же, возникающие во взаимодействии, ведут либо к развитию, либо к распаду всей структуры.

Психологическая совместимость – оптимальное соотношение личностных особенностей, психиче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.022 с.)