Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проецирование или вкладывание себя в другогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Суть явления проецирования заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же характеристики познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), которые присущи ему самому, вкладывает в него свои собственные эмоциональные переживания, видит в нем цепи, мотивы и способы осуществления целей, к которым обычно прибегает сам, а то и просто начинает отмечать у него черты собственной личности. Например, педагог, возмущенный неблаговидным поступком кого-то из учеников, может считать, что точно такое же чувство переживают и другие ученики — свидетели этого поступка, или человек, в характере которого ярко выражена недоверчивость, будет упорно «награждать» ею и других людей. При этом следует отметить, что проецирование в рассматриваемых случаях отмечается лишь тогда, когда приписываемые человеку черты личности и особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов в действительности у него отсутствуют. Сейчас уже имеется много исследований, которые показывают, что рассматриваемый феномен наиболее сильно выражен у лиц, отличающихся слабым проникновением в собственную личность, плохим знанием своего «Я», с чем почти всегда тесно связаны неразвитость рефлексии и малая самокритичность. Другая группа исследований содержит данные о том, что люди, догматически мыслящие об особенностях психического мира другого человека, с фригидными установками по отношению к окружающим, также более склонны к проекции, чем люди, обладающие более гибкой и творчески проявляющей себя когнитивной сферой. В связи с этим • удалось показать, что когнитивная сложность участвующих в общении лиц дает меньше оснований для возникновения межличностной проекции, чем их когнитивная простота. В этих случаях когнитивно простые субъекты менее проницательны, чем их антиподы, по отношению как к самим себе, так и к другим. Это происходит потому, что у когнитивно сложных субъектов богатый опыт прямого и непрямого взаимодействия с разными людьми, хорошо проанализированный, систематизированный и обобщенный и в отношении проявлений, которые несут в себе эти люди, и в отношении личностных черт, которые за ними стоят, и в отношении переживаний, которые они вызывают. И точно такому же глубокому осмыслению и оценке ими подвергнуты и собственные особенности психики и поведения, проявляющиеся при общении. Они воспринимают и понимают людей такими, какие они есть. Если приложить сказанное к учителям, то обнаруживается (это хорошо показали С. В. Кондратьева и ее ученики), что тенденция к проецированию четко проявляется у тех из них, кто не пытается расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в самых разных ситуациях, кто стереотипно мыслит при их оценивании, кто не развивает в себе привычки к самоанализу. В. Н. Куницына доказала эту же истину: чтобы не проецировать, необходима своеобразная открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так и к своим собственным. По ее данным, у учителей с демократическим типом личности ошибок при оценивании воспитанников намного меньше, чем у учителей с авторитарным типом личности. Пока в данном параграфе речь шла о проецировании вообще и о некоторых наиболее общих особенностях личности, которые обусловливают его наличие. Но в действительности это явление более сложное в том плане, что в одних случаях индивид приписывает людям более простые или более сложные характеристики своей психики и своей личности, которые в его глазах кажутся ему положительными. В других — он «награждает» их теми же недостатками, а иногда и пороками, которые есть и у него. Наконец, бывают и такие случаи, когда личность приписывает другому человеку особенности, являющиеся дополнительными к тем, которыми она сама обладает в действительности. Далее, в одних ситуациях человек осознает, что особенности, которые он вкладывает в других людей, есть и у него, а в других — такое осознание у него отсутствует. Психологи также установили, что положительные особенности своей психики и личности человек все-таки чаще приписывает нравящимся ему людям, а неприемлемые — людям, им отвергаемым. Было выявлено, что, перенося на известных и пользующихся популярностью в обществе людей свои собственные особенности, в высоком уровне положительности которых человек сомневается, он, часто не осознавая этого, склоняет себя к их переоцениванию. Логика рассуждений в этих случаях такова: если известные и популярные люди тоже обладают ими, то, вероятно, вызвавшие сомнения характеристики собственной психики и личности и не такие уж плохие. Другая психологическая возможность — индивид приписывает свою психическую или личностную особенность, в достоинствах которой не очень уверен, членам референтной для него группы. И таким образом убеждает себя в том, что ничем не отличается от тех, с кем привык себя сравнивать. Объясняя эти факты людской психологии, 3. Фрейд полагал, что проекция в приведенных случаях выполняет защитную функцию по отношению к «Я» индивида, предохраняя его от осознания того, что он обладает нежелательными, а то и позорными в глазах значимых других характеристиками. Субъект, с достаточным основанием считал 3. Фрейд, вкладывает негативную характеристику в сходных других для того, чтобы ослабить свою ответственность за ее наличие. Сущность этого аргумента: человек убеждает себя в том, что он не является единственным в ее проявлении. И далее 3. Фрейд продолжал: субъект проецирует негативную черту на сходных других для того, чтобы повысить свою собственную позицию (другие такие же, как я, или они еще хуже, чем я). По мнению В. Бовермана, первый процесс проекции включает восприятие индивидом сходства с членами референтной для него группы, чтобы увеличить ощущение общей судьбы и ослабить собственную внутреннюю причинную ответственность. Второй тип проекции, по его утверждению, предполагает внесение человеком на субъективном уровне изменения в относительные позиции членов референтной для него группы, то есть установление различий между собой и другими. Первый процесс проекции В. Во-нерман назвал «эталонным», второй — «проекцией сравнения». Мы уже начали прослеживать проецирование в связи с тем, у кого оно наблюдается и почему, по отношению к кому проявляется и каким оно оказывается. Его можно продолжить фактами, описанными в научной литературе. Так, если человек осознает, что обладает негативной чертой, то он переносит ее на людей, которых считает сходными с собой. И наоборот, если человек полностью не осознает наличие у себя негативной черты, то приписывает ее отличающимся от него людям. И далее: на друзей и любимых проецируют больше, чем на нелюбимых. То есть можно утверждать, что сходство и эмоциональная привязанность способствуют проекции. Например, если какой-то воспитанник, как и его друг, «ходит» у учителя в двоечниках, то свои мысли об этом уч ителе он приписывает и своему товарищу. Кроме того, во многих работах, выполненных в последние десятилетия, было показано, что на то, насколько и как проецирует личность, влияет ситуация, в которой эта личность оказывается. Например, у человека, как правило, начинается этот процесс, когда он попадает в стрессовую ситуацию, то есть события, оказывающие на него эмоцио-генное воздействие, способны более или менее изменить характер трактовки им чужой личности. На появление межличностной проекции, кроме стрессовой ситуации, оказывают влияние ситуация подавления и ситуация неопределенности. Ситуация подавления означает, что если человеку по каким-либо причинам надо скрыть свое эмоциональное состояние, то у него появляется тенденция к проецированию. И с другой стороны, если он своим внешним обликом, поведением дает слишком мало информации о себе, о своих намерениях, то опять же создаются благоприятные условия для проявления данного феномена у воспринимающего его лица. Закономерно поставить вопрос о психологическом механизме межличностной проекции. В качестве него, по многим данным, может выступить установка, механизм которой позволяет связать воедино субъекта с его потребностями и эмоциями и объекта проекции. Пока речь в данном параграфе шла о вкладывании себя в другого при взаимодействии с последним как о своеобразной иллюзии, возникающей при восприятии и понимании общающейся с нами личности. Но проецирование может иметь и другой смысл. Ведь употребляя этот термин, мы вправе иметь в виду и буквальную передачу дорогих нам идей, нравственных принципов, идеалов прекрасного близким нашему сердцу людям. И в этом случае работают те же составляющие: каков субъект проецирования, каков его объект, какие ситуации необходимы, чтобы оно возникло. Однако здесь должен действовать другой, более сложный психологический механизм проекции, потому что результатом его работы является не иллюзия наличия у объекта проецирования особенностей психических процессов и свойств личности проецирующего субъекта, а действительное сотворение этих особенностей в его психическом мире. Например, педагог несет в себе прочно сформированную установку всегда искать и находить в людях положительные характеристики и прежде всего на них ориентироваться, строя свои взаимоотношения с ними. Проецирование в этом последнем смысле будет иметь место тогда, когда такая же установка появится и последовательно будет проявляться у воспитанников. Для возникновения такого вложения себя в другого, очевидно, нужно, чтобы учитель пользовался большим авторитетом у воспитанников и им не только хотелось быть похожими на него, а чтобы они сначала подчас неосознанно подражали ему при общении с людьми, а затем все чаще сознательно ориентировались на лучшее в личности человека, с которым взаимодействуют. А для получения такого результата учащимся недостаточно одного примера восприятия других и поведения по отношению к ним, постоянно наблюдаемых у любимого педагога. Нужно еще, чтобы своим прошлым опытом взаимодействия с людьми они были подготовлены к принятию и усвоению этого примера. А этот опыт у них различен, и развитие гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности находится у одних на высоком, а у других на очень низком уровне. Поэтому вкладывание учителем присущего ему подхода к людям дает неодинаковый психологический эффект в сознании, в эмоциональной сфере и в поведении разных воспитанников. У некоторых из них ориентированность на фиксирование прежде всего положительных черт личности во взаимоотношениях с людьми закрепится как устойчивое свой- ство личности, у других она будет проявляться лишь эпизодически, у третьих — будет отсутствовать. Вместе с тем если у той же личности педагога есть и другое положительное свойство, например, не «замазывать» свои ошибки, быть на людях и наедине с самим собой одинаково самокритичным, то эту свою черту он сможет вложить в уважающих и в любящих его воспитанников тоже не в одинаковой мере. Скорее закрепит у себя своими поступками черту самокритичности тот из учащихся, кто своим прошлым опытом окажется больше подготовленным к усвоению примера учителя. Итак, суть второго вида проецирования такова: личность педагога обычно содержательно богата и многогранна в своих проявлениях, и он из этого своего богатства, порою не ставя перед собой такой цели, наиболее щедро передает воспитаннику ту его часть, к принятию которой он своим прошлым опытом психологически наиболее подготовлен. И на результативности такого вкладывания, как и на результативности вкладывания, о котором говорилось вначале, сказываются не только особенности субъекта и объекта вкладывания, но и характер тех ситуаций, в которых им приходится взаимодействовать. Так, ситуация, которую А. С. Макаренко обозначал как«взрыв», обесценивая идеи, принципы, которыми руководствовался ученик, способы его поведения, и создавая обстановку эмоциональной привлекательности идеям и принципам, облекаемым в определенную форму поступков и действий, исходящих от любимого и уважаемого учителя, благоприятствует превращению идей и принципов этого учителя в идеи и принципы ученика. Однако было бы неверно полагать, что на воспитанника могут проецироваться лишь положительные характеристики учителя. В народе говорят: дурной пример заразителен. И практика показывает, что определенная категория учащихся может перенимать и недостатки, если они у любимого учителя имеются (хотя и утверждают: недостатки продолжение достоинств). Например, у педагога, кроме черт, которые давали пример проявления положительного проецирования, в характере оказывается и такая особенность, как крайне пренебрежительное отношение к физической культуре и спорту. И могут найтись воспитанники, зачарованные его досто- 4. Заказ №3329. инствами и перенявшие их, которые «возьмут» у него и названный недостаток. Таким образом, мы рассмотрели феномен проецирования, который может выступать в виде иллюзии, когда один из участников общения только приписывает собственные особенности психических процессов и свойств партнеру, либо выражаться в действительном вкладывании своих характеристик одним человеком в другого. Мы также кратко осветили основные условия, которые способствуют или мешают проецированию (как иллюзорному, так и действительному). Следует, однако, отметить, что названное явление как на теоретическом, так и на экспериментальном и особенно на прикладном уровне еще нуждается в глубоком и всестороннем изучении. Раздел III.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.009 с.) |