Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О взаимосвязи общения и отношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями. Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а также такого личностного образования, как отношение. В самом деле, к настоящему времени осуществлено множество работ, в которых общение и отношение анализируются порознь друг от друга, в то время как их надо обязательно рассматривать в сопряжении. Ведь многочисленные факты свидетельствуют о том, что отношение проявляется и формируется, как правило, в общении. А с другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики этого процесса. Попробуем показать эту взаимозависимость более подробно. Но сначала вспомним содержание, которое принято в психологии ассоциировать с понятиями общения и отношения. Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В. Н. Мясищев). Самой важной психической составляющей отношения, в чем совпадают мнения многих ученых, оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения — положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной. Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Так, например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, или тревогу, или недоумение, приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест. По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное,, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается. В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что оказываются нейтрализованными или заторможенными все другие стороны отношения, которые обычно актуализировались у личности при общении с определенным человеком. Напрашивается вопрос: какова причина появления такой доминанты в отношениях? Один из возможных ответов заключается в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые обычно отличаются друг от друга по степени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Но может быть и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение, и если другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно также, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое нейтрализует (в лучщем случае) прежние положительные реакции на проявления других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику. Интеллигентный человек свое недовольство может выразить в корректной, не унижающей достоинство другого человека форме. Совсем другая форма выражения этого недовольства у плохо воспитанного, грубого человека. Даже у представителей одной социальной подгруппы проявления отношений могут быть разными, если, например, им присущи разные типы темперамента. Естественно, чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и по отношению к форме выражения этого отношения. Разумеется, не еле- дует думать, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении этой цели служат и мимика, и пантомимика. И, наконец, формой выражения отношения могут стать и действие, и поступок. Вместе с тем необходимо отметить, что существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения — имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует проявление какого-то отношения, не испытывая его на самом деле. Такой человек необязательно окажется лицемером. Например, А. С. Макаренко не раз подчеркивал, что педагог, считающий себя мастером, обязательно должен научиться имитировать отношение, но при этом боже упаси, чтобы дети почувствовали фальшь. Но чаще всего такая имитация имеет место совсем по другой причине: из желания в глазах людей, чьим мнением мы дорожим, казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Мы завидуем своему более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства нашего начальника, а мы не только ему не перечим, но вслух одобряем его деяния. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью, и нравственная цена тем выше, чем больше общественные последствия нашего двуличия. Сказанное вовсе не означает призыва никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах не скрывать своего истинного отношения к чему-то или к кому-то. Например, в работе врача, следователя, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения им свои профессиональные задачи не решить. Межличностное общение тем и отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых. Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной фор- / мы выражения своего отношения в общении/происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и де-центрации, эмпатии и саморефлексии. Приведенный анализ взаимосвязи (Общения и отношения носит несколько упрощенный характер, поскольку речь в основном шла об отношении лишь одного из участг ников общения к другому; кроме того, перечисленные зависимости рассматривались в значительной мере в статике, а не в динамике. В реальном общении даже двух людей все выглядит намного сложнее: осуществление каждым из участников тех или иных целей под влиянием самых разных побуждений, использование для этого различных способов воздействия; фиксирование ими изменений в эмоциональном настрое друг друга, предположения о намерениях партнера по общению; догадки каждого участника о том, как его воспринимает и как к нему относится его партнер; большее или меньшее корректирование каждым своего поведения; действительно проявляющееся в общении отношение одного его участника к другому. Кроме того, на общение накладывает отпечаток несходство присущих партнерам по общению психических свойств, в том числе уровня притязаний и характеристик Я-концепции. Общение обыкновенно происходит в условиях определенной социальной ситуации: в присутствии других людей, которые для общающихся в 'разной степени субъективно значимы, на фоне какой-то конкретной деятельности, при действии каких-то экспериментальных факторов и т. д. Наконец, общение ведь может только-только начаться между познакомившимися, так сказать, здесь и теперь людьми, но может оно происходить и между людьми, давно знающими друг друга, принадлежащими к одной общности или к совершенно различным социальным объединениям людей. Все это означает, что для действительной полноты анализа общения и связей его с отношениями необходимо оценивать по крайней мере главные объективные и субъективные характеристики этого процесса, имея также в виду и одного, и другого взаимодействующих в нем людей (если это диадное общение). То обстоятельство, что участники общения испытывают глубоко неприязненное отношение друг к другу или столь же сильно друг другу симпатизируют, обязательно сказывается на непринужденности и искренности общения, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения довольно понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения, если они есть. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними. Наоборот, отношение симпатии способствует преимущественному фиксированию во внешнем и внутреннем облике другого участника общения, в его поведении положительных характеристик, «работает» на создание общей установки на взаимопонимание, на максимальную успешность общения. Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а этот другой испытывает к своему партнеру по общению неприязнь и даже, может быть, ненависть, нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будут попытки к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого — либо общение на формальном уровне, либо грубые попытки поставить партнера по общению на место, либо откровенное избегание общения. Выше мы рассматривали случаи влияния отношения на общение, когда это отношение, положительное или отрицательное, участники общения вызывали друг у друга как личности, то есть имелись в виду главным образом и прежде всего особенности внешнего облика, манера вести себя во время контактов с людьми, которые имели место у участников общения и которые располагали их друг к другу. Однако помимо такой совместимости или несовместимости по характеристикам взаимной коммуникабельности, причиной появления положительного или отрицательного отношения у одного человека к другому или у обоих взаимно может быть наличие или отсутствие знаний в области науки, техники, искусства или жизненного опыта, во взаимном обмене которыми испытывают острую потребность оба участника общения. Рассматриваемая связь отношения и общения имеет и более общее социальное значение. Фактов, когда общность ситуации, в которой оказываются люди, глубоко затрагивающая их мотивационно-потребностную сферу, побуждает их, если употребить слова А. Н. Радищева, со-возмущаться, сопечалиться и через общение ослаблять переживаемое состояние внутреннего напряжения, повседневная жизнь дает нам очень много. Если общающиеся были заинтересованы друг в друге и, находясь в одинаковом положении, через прямое взаимодействие более или менее успешно нормализовали свое состояние, то можно вспомнить большое число других ситуаций из жизни, когда при наличии положительного отношения друг к другу и общей сонастроенности на общение его участники входят в это общение, имея диаметрально противоположный эмоциональный личностный настрой: если один, истерзанный какой-то проблемой, стремится излить душу, то второй, проявляя участие, терпеливо выслушивает рассказ первого и таким образом помогает ему уменьшить или полностью снять внутреннее напряжение. В рассматриваемом случае не имеется в виду посещение невротиком психотерапевта, а именно еще один вариант возможной в жизни сопряженности общения и отношения. Возможен и еще один случай такой взаимосвязи: сфор-мированность у личности глубокого и стойкого интереса не вообще к людям, а к каждому отдельному человеку, соединенного с развитыми умениями устанавливать коммуникативные контакты. Следует подчеркнуть: речь здесь идет не о поверхностной общительности, а именно об интересе как положительном познавательном отношении личности к каждому человеку. Такой человек всегда оказывается лидером в общении, но это лидерство не тяготит тех, с кем он взаимодействует, поскольку сочетается с умением создавать атмосферу доверительности и раскованности по ходу общения. Люди такого типа встречаются не часто, но все-таки среди, например, воспитателей-мастеров, талантливых врачей, главным образом среди тех, кто обладает большой внутренней культурой, они есть. Эта их уни- кальная особенность как субъектов общения, разумеется, работает на успешность их профессионального труда. Мы прослеживали влияние характера обращения общающихся друг с другом на формирование у них отношения, а также уже имеющегося отношения на форму их поведения в общении. Но отношение не в меньшей степени определяет и содержание общения. Если человек глубоко интересуется личностью и деятельностью Петра Великого и его знакомят с историком — знатоком Петровской Руси и реформ этого царя-преобразователя, естественно, он будет поворачивать разговор со специалистом историком в интересующую его область. Таким образом, интерес будет направленно влиять на содержание общения. Или возьмем другой случай. Человек до мнительности волнуется за состояние своего здоровья и ему представляют доброго молодца, который из хилого и немощного сделал себя невосприимчивым к обычным хворям большинства людей и сильным физически, чем он к тому же очень гордится. Совершенно очевидно, и здесь отношение повлияет на содержание общения. Из всего сказанного выше об отношении следует также, что оно несет в себе и побуждение к действию. Сила его как побуждения находится в прямой зависимости от степени включенности отношения в систему ценностей человека и связи его в этой системе с доминирующими ценностями. Например, если главной ценностью для человека являются деньги, его отношение к ним будет побудителем действий, направленных на их накопление, а если нормы высокой нравственности в систему ценностей этого человека не входят, тогда это накопление будет достигаться им любыми средствами. Роль отношения как побуждения к действию нельзя никоим образом преуменьшать, поскольку от особенностей сформированных у личностей отношений зависит характер активности личности, прежде всего направленность этой активности и ее уровень, в том числе в общении. С другой стороны, понятно, что ход и результаты общения влияют сильнейшим образом на отношения общающихся, упрочивая или ослабляя их, а случается, и переформировывая на противоположные. Получается, что человек, побуждаемый к общению одним отношением, продолжае! свое общение или прекращает его, побуждаемый совершенно другим отношением.
Так, включившись в общение под влиянием побуждения прервать показавшееся неестественным затянувшееся молчание, человек вдруг обнаруживает, что субъект, с которым он заговорил,— его антипод в оценке событий, происходящих в обществе. Этот факт порождает новое отношение — досаду из-за того, что новый знакомый не единомышленник, и сразу же возникает побуждение попытаться его переубедить или, при отсутствии надежды на успех, прекратить общение с ним. Вместе с тем, у личности, вступающей в общение с другим человеком, отношение к объекту, по поводу которого она вступает во взаимодействие с этим человеком, необязательно однозначно. Оно может быть и противоречивым. По этой причине и побуждения, заставляющие личность проявлять активность в общении, делают ее поведение непоследовательным. Эти прослеженные в самом первом приближении связи разных характеристик общения и отношения показывают, насколько велико их значение в субъективном мире каждого человека, насколько весома их роль в детерминировании психического самочувствия человека, в определении картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно развернуть систематические исследования на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее существенных аспектов взаимозависимостей общения и отношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть, что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны принять участие все основные области психологической науки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой теории и методического инструментария воспитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.143 (0.012 с.) |