Тема: этика и культура межличностного общения педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: этика и культура межличностного общения педагога.



План:

1. Общение в профессиональной деятельности педагога.

2. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения.

3. Психо-эмоциональные основания общения. Знание себя и другого как психологическая основа общения.

4. Культура общения: понятие, признаки, структура.

5. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.

6. Антикультура в общении. "Дефектные уровни" и "барьеры" общения.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Предлагаем Вашему вниманию тесты 1-2 по этике и культуре межличностного общения (см. Практикум), которые помогут Вам лучше узнать себя и определить свои способности в общении. Ответьте на вопросы тестов и обсудите ответы в группе.

2. Классифицируя виды дружбы, Аристотель выделяет три: утилитарную, гедонистическую и совершенную. Какой смысл заключен в этих понятиях?

3. Древние говорили: «Друзья воруют время». Современные утверждения
еще жестче: «Друзья — это хронофаги». Согласны ли Вы с этим?

4. Известно изречение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Прокомментируйте его.

5. Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные достоинства или издержки видите Вы в этом?

6. Существует ли, на Ваш взгляд, специфика общения в молодежной среде. В чем она проявляется? Должны ли молодые люди следовать общепринятым нормам межличностного общения?

 

Основная литература.

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2002.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.

4. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997.

5. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 1991.

Дополнительная литература.

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.

2. Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. - СПб., 1997.

3. Брудный А.А. Понимание и общение. - М., 1989.

4. Виртуальная реальность. - М., 1997.

5. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. - Мн., 1996.

6. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М., 2002.

7. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М., 1991.

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. - М., 2000.

9. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - СПб.; Рига, 1997.

10. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

11. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? - Мн., 1990.

12. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям? - М., 1994.

13. Крутов Н.Н., Крутова О.Н. Человек среди людей. - М., 1989.

14. Леви В.Л. Искусство быть другим. - М., 1980.

15. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М., 1991.

16. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. - СПб., 1997.

17. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. - Ростов н/Д, 2002.

18. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. - Ростов н/Д, 2002.

19. Лукьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. - Мн., 1986.

20. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. - Мн., 2000.

21. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.

22. Паламарь А.О. Мудрость общения. - М., 1990.

23. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М., 1990.

24. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

25. Шостром Э. Антикарнеги. - М., 1992.

26. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. - Ставрополь, 1994.

27. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. - Мн., 1996.

Практические занятия № 9-10.

Тема: Этикет в профессиональной культуре педагога.
План:

1. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности.

2. Основные принципы и нормы этикета.

3. Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы.

4. Культура речи и речевой этикет.

5. Простейшие правила поведения в общественных местах.

6. Правила поведения за столом.

7. Культура в одежде.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее Ваше представление о нем. В чем выражаются связь и отличие этики и этикета?

2. Предлагаем Вам мнения известных людей по поводу этикета. Французский философ Вольтер: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», английский писатель О. Уайльд: «Хорошие манеры важнее добродетели». Согласны ли Вы с их мнением?

3. Какие особенности и черты этикета прошлого должны, на Ваш взгляд окончательно уйти «в небытие», а какие желательно сохранить или возродить? Насколько история этикета подтверждает его условно-согласительный характер?

4. В чем конкретно проявляются такие принципы современного этикета, как вежливость, тактичность и чуткость? Дайте оценку роли и места в общении людей таким нормам этикета, как деликатность, скромность, чувство меры. Какие формы бестактности встречаются Вам чаще всего?

Задание для самостоятельной работы:

Ответьте на вопросы тестов 1—3; проверьте уровень Вашей общительности и знание правил этикета; задумайтесь над причинами, лежащими в основе тех или иных норм-требований.

 

Основная литература.

1. Безруких М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. - М., 1991.

2. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. - - Мн., 1998.

3. Основы этикета и искусство общения. - СПб., 1993.

4. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. - М., 1991.

5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002.

Дополнительная литература.

1. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... - М., 1991.

2. Хороший тон: Сб. правил и советов на все случаи жизни. - М., 1990.

3. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. - М., 1994.

4. Школа этикета: поучения на всякий случай. - Екатеринбург, 1995.

5. Этикет: дома и в гостях. - Мн., 1993.

6. Ягодинский В.Н. Как себя вести. - М., 1991.

 

_____УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ_____ ________________ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ____________
___

Основная литература.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.182.239 (0.009 с.)