Место этики в деловом общении



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место этики в деловом общении



Между деловыми людьми по отношению к этике в бизнесе существуют две основные позиции: считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна.

Единственная обязанность предпринимателя или работающего по найму владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, “делать как можно больше денег”, всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. Приверженцы этой позиции стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются “излишние”, “не относящиеся к делу” проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов является нарушение закона. Этика делового общения касается ответственности руководителей предприятия. Сами цели делового общения могут носить неэтический характер вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективного производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие - компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

Рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует, по нашему глубокому убеждению, присоединиться не к Николло Макиавелли, проповедавшему “освобождение” политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что “честность - лучшая политика”.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: “Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства”.[75] Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому Деловые коммуникации должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Специалист по маркетингу, вступающий в Деловые коммуникации, может попасть в затруднительные с этической точки зрения ситуации. При этом если во всех случаях он остановит свой выбор на действиях, дающих сиюминутный эффект, его поведение можно будет, пожалуй, считать безнравственным и аморальным. Если же он не предпримет ни одного из таких действий, то может оказаться несостоятельным как управляющий и постоянно испытывать удручающее чувство внутреннего морального напряжения. Поэтому совершенно очевидно, что управляющий должен выработать необходимый свод этических принципов, которые смогут помочь ему в моральной оценке каждой ситуации и решении проблем - насколько далеко можно зайти в деловом общении, не переступая этих норм. Деловое сообщество открывает дискуссии об этических проблемах бизнеса и способах их решения, как только появляется повод. Вот перечень лишь нескольких из обсуждаемых проблем:

- если цель бизнеса прибыль, то каков ее “разумный” предел?

- какова ответственность бизнеса перед обществом?

- кто должен воспитывать у бизнесменов чувство ответственности – семья, школа, церковь, университет, предприятие, руководитель?

- если часть прибыли уходит на благотворительные цели, что косвенно поощряет неудачников, то в конечном итоге не ослабляет ли это предприятие и общество?

- если существующий закон в силу своего несовершенства оставляет лазейку для извлечения личной выгоды, следует ли использовать ее или нужно обратить на нее внимание законодателя?

- ведя дело в другой стране, следует ли подчиняться ее или своим моральным стандартам?

- если все участники сделки знают, что одним из правил ведения переговоров является право “блефа”, морально ли обманывать партнера?

- совместимы ли понятие “прибыль” и такие “материи” как совесть и жалость?

- как сочетать личный интерес и общую пользу?

Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить Деловые коммуникации, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

Когда речь идет об этических промахах других, не следует делать из “моральных мух” “моральных слонов”. Когда речь идет о промахах своих, следует поступать наоборот.

В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.

Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих.

Когда речь идет о утверждении норм морали, основной императив поведения - “начни с себя”.

В формулировке Конфуция золотое правило этики общения гласит: Чего не пожелаешь себе, того не делай другим”.Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: сверху - вниз(руководитель - подчиненный), снизу - вверх(подчиненный - руководитель), по горизонтали(сотрудник - сотрудник) требует конкретизации.

 

5.2.1 Этика делового общения “снизу - вверх”. В деловом общении “снизу - вверх”, т. е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: “Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные”.

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти “общий язык” и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

В деловом общении с руководителем следует соблюдать ряд этических норм и принципов.

Старайтесь помогать руководителю в создании доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений в коллективе. Помните, ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им, высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: “Как вы отнесетесь к тому, если бы …?” и т. д.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, наоборот, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только “да” или только “нет”. Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит “нет”, служит постоянным раздражителем.

Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, не имеющего устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. “через голову”, сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий. [76]

5.2.2 Этика делового общения “по горизонтали”. Общий этический принцип общения “по горизонтали”, т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: “В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам”. Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с разными по статусу сотрудниками из других подразделений - дело весьма непростое. Если речь идет об отношениях внутри одного предприятия, они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время принадлежность к команде общего управляющего позволяет им чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другго.

Если круг ваших обязанностей и ваших коллег пересекаются, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных - ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними. Помните - что посеешь, то и пожнешь.

Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это чаще.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Посылайте импульсы ваших симпатий - словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Смотрите прямо в глаза.

Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места. Старайтесь слушать не себя, а другого.

Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.[77]

Деловые коммуникации должно строиться на партнерских началах, учитывать взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела.

5.2.3 Особенности этики предпринимательства.Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.[78]

В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четырёх этических направлениях.

1. Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие своё начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.

2. Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). В своих трудах Бендам разрабатывал методику поиска объективных критериев простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. Наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки её последствий).

Действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершенно вместо действия первого.

3. Этика Канта привлекается специалистами этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Сущность этической теории Канта состоит в том, что действие, если оно направленно, способно стать всеобщим. Такая всеобщность не даёт людям уклоняться от следования моральными правилам, и такое поведение заложено в самой структуре человеческой рациональности.

В современной формулировке деонтический подход к оценке этичности поступка звучит так: действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.

4. Один из подходов к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики справедливости существенно сужена.

Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для её представителей – человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Развитие этики бизнеса и как научной, и как учебной дисциплины может внести посильный вклад в улучшение экономической ситуации в нашей стране.[79]

Специфический характер отношения бизнес-элиты к этическим нормам отличается тем, что большинство лидеров бизнеса полагают соблюдение моральных норм основой существования в бизнесе и даже гарантом собственной жизни. “Я не хочу зарабатывать деньги в бизнесе любой ценой, - свидетельствует президент одного из банков, - если я хочу иметь прибыль, я должен понять, какими средствами я собираюсь ее зарабатывать. Мне нужны: определенное лицо, определенный имидж, определенный внутренний настрой, свой стиль работы…У меня должна быть своя аудитория, как в музыке… Тогда я смогу достичь пика самореализации. А моя самореализация - это тоже прибыль, кусочек прибыли. Поэтому я много сегодня теряю, не входя в теневой бизнес, и не делаю это не только потому, что я лучше других: цивилизованнее, этичнее, осторожнее. Я считаю, что это невыгодно. Да, сегодня легальный бизнес дает большие барыши, но это исторически обреченный путь. Это невыгодно с точки зрения комфорта. Если ты чувствуешь себя комфортно, то спокойнее ведешь бизнес, меньше дергаешься, создаешь себе имя. В тебя начинают верить, в тебя начинают вкладывать, ты движешься хоть и медленно, но неуклонно. Существуют внутренние тормоза… Я, например, никому не позволяю себя покупать. Мне неприятно, что кто-то мог бы сказать, что он меня купил и поэтому имеет право мне диктовать… Мысль о том, что кто-то может посчитать меня купленным, очень неприятна. Но если вдруг у меня изменится внутренняя оценка, тогда, я думаю, изменится и мое поведение. Пока я веду себя так, как мне приятно себя вести.

Один из бизнесменов полагает: “Этичность бизнеса - это вопрос личностный. Вопрос собственных убеждений. Ведь морали общества не существует. Существует мораль личности. В бизнесе для меня нет морали. Ибо мораль в бизнесе - это закон… Если выполняешь закон - значит, морален, если не выполняешь - нет. Обман, не нарушающий законодательства, т.е. “законный” обман, - вполне нормальная и обычная вещь в бизнесе. И рассматривать его как аморальное явление нельзя…”.

Следовательно, для российского предпринимательского истеблишмента характерна ориентация на индивидуалистические этические стратегии.

Если этические нормы тормозят развитие бизнеса, то вопрос учета их фактически является выбором между успехом и провалом дела. Ответы на вопрос: “Что вы считаете недопустимым в бизнесе?” распределились следующим образом: непорядочность - 43%, физическое насилие - 9%, выход за рамки Уголовного кодекса - 8%, пускать пыль в глаза - 4%, дискредитация конкурента - 2%, вторжение в личную жизнь - 1%, прочее - 1%, затрудняюсь с ответом - 24%. Характер поступков связан с необходимостью выживания предпринимателя в условиях несовершенных законов, криминальной обстановки и т.д. Создание цивилизованных возможностей для бизнеса предопределяет появление основы для правильного этического выбора.

Данные исследования свидетельствуют далее, что женщины обладают большей социальной ответственностью в предпринимательстве, нежели мужчины. Это проявляется в ориентации на человека во всех его проявлениях, на благотворительность и социальную помощь. Характерно стремление соотносить свой бизнес с общечеловеческими позициями, но этот подход более связан с устойчивостью бизнеса, которая обеспечивает возможность следовать этическим стратегиям. Становится все более отчетливым мнение, что женщина - более стратег, чем мужчина, так как лучше чувствует партнеров, их внутренние мотивы. Женщины-бизнесмены, как правило, стремятся не переступать невидимых этических норм.[80]

6 СПЕЦИФИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.015 с.)