Типологический подход к изучению личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологический подход к изучению личности



Если описание индивидуальных особенностей личности не является трудной задачей, то систематизация характерных черт разных личностей требует дополнительных усилий. Однако любимым способом познания личности является поиск типологических характеристик.

Выделив и описав четыре типа нервной системы, И.П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.

Сангвиник (нервная система первого типа) – это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Человек в высшей степени подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

Холерик (нервная система второго типа) – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостаёт самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей странностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.

Флегматик (нервная система третьего типа) – это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, нескоро начинает обращаться к ним – задавать вопросы, вступать в беседу. Ему присуща замедленность реакций в общении, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если он поссорится с ними, даже если эти люди обидят его.

Меланхолик (нервная система четвёртого типа) – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слёзы. Он склонен сильно отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен.

К свойствам темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Перечислим их:

1. сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

2. реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук);

3. активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

4. соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

5. пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);

6. темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

7. экстраверсия–интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакция и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

8. эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая – через подвижность, темп и ритмичность реакций.

У каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека в одном из направлений современной психологии – нейролингвистическом программировании – эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музку, речь; кинестетики – через состояния своего тела.[11]

1.2.1 Типы людей, встречающиеся в ситуациях делового общения. Чтобы не совершить ошибки, полезно знать, к какому типу характера принадлежит человек, с которым вы знакомитесь или работаете. Определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее о себе самом и о своей фирме.

В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Деловой завтрак - с сослуживцем ли или с человеком, с которым вы едва успели познакомиться - лишний способ создать широкую сеть крепких отношений и еще выше подняться по служебной лестнице. Кроме того, умение строить отношения есть некое искусство, которому вполне можно выучиться, и это искусство часто облегчает успех в делах. В деловом общении: в своем учреждении или при работе с клиентами вам придется столкнуться с самыми разными типами людей, но есть немая вероятность, что они попадут в одну из описанных ниже категорий.

Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить “да” или “нет” на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели пытаться вытянуть ответ сразу. Такому человеку процесс обхаживания (когда его долго уговаривают согласиться)столь же важен, как и само окончательное решение. Если вы сумеете снизойти к нерешительности ломак и будете предоставлять им побольше вариантов для выбора (скажем много фотографий домов, которые можно купить, много разных замыслов, над которыми можно работать, несколько путей решения какой-то проблемы), они предпочтут иметь дело с вами, а не с другими.

Любитель решать все с ходу. В противоположность Ломаке, человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Если вы намерены и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например, скажите: “ Я позвоню в понедельник ”. Или: “ Я пошлю вам экземпляр статьи, о которой говорил ”.

Покажите, что вам понятны устремления собеседника: “ Я прекрасно сознаю, что вы хотите разделаться с этим заданием ”, но пусть прозвучит и то, что вы смотрите на дело иначе: “ Давайте все-таки не будем ставить сейчас последнюю точку, отложим это еще на пару недель ”. Развейте его опасения и подтвердите, что конец уже виден: “ Не волнуйтесь, пожалуйста, я убежден, что к середине следующего месяца мы эту новую программу наверняка запустим ”.

Разведчик. Прикрываясь вниманием и заботой о вас, он выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдаст какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас, как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. В противоположность Разведчику Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать и приветить подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что Наставник сведет вас с другими людьми, которые также сумеют помочь вам в данном предприятии.

Как же опознать Наставника? Первый признак - слова “ а вот я вас научу ” или “ я вам подскажу ”, или то, что человек использует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде “ Давайте я вас познакомлю с представителем партнерской фирмы ”.

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушать рассказы обо всех его победах и достижениях на личном фронте и профессиональном поприще. Старайтесь не напирать на ваши собственные головокружительные успехи. Хвастун чувствует всю зыбкость своего положения и стремится полностью овладеть плацдармом. Лучше всего дать ему нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейдите к делу, которым предстоит заниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку Хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито. В ресторане, скажем, выразите свое восхищение тонким подбором блюд (если Хвастун делал заказ), манерой его обхождения с официантом или попросите совета относительно перечисленных в меню блюд.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Например, на деловом совещании вы встречаете человека такого типа. Накануне у него была какая-то особенно приятная или скорбная дата, и теперь он должен поделиться с вами всем, что с этим связано. Можно выслушать его повествование. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его; однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить другим какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, начиная от темы беседы и кончая вопросом, кому платить по счету. На деле же он не уверен в себе и не может положиться на свою интуицию в процессе развития событий, так что пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией.

Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.

Ударник. Предназначение и привязанность Ударников - это работа, так что вам, вероятно, придется услышать, что они “работают как проклятые”. Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение их преданностью делу. Не пытайтесь доискаться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты. Во время встречи Ударник будет постоянно напоминать вам, что ему пора на работу, что он спешит и т. д., поэтому принимайте любой предложенный им вариант деловых отношений: лучшего не будет. Ударник больше нуждается в том, чтобы рассказать о своей работе, нежели узнать о вашей, так что наберитесь терпения слушать.

Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной.

Например, кто-то из сослуживцев предлагает во время обеда обсудить отчет, над которым вы работаете. Неожиданно он задает Вам вопрос: дадите ли вы ему рекомендацию, если он замолвит за вас словечко одному своему знакомому агенту по поиску руководящих кадров? Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на “заявленный” вопрос повестки дня и на протяжении разговора внимательно следить, чтобы мотив встречи не изменился.

Доморощенный психолог. Этому надо непрерывно анализировать все, что вы ни скажете или сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее, такому человеку нужно подтверждение его домыслов. Подыграйте Доморощенному Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: “ До чего вы проницательны! ” или “ Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог ”.

Официальный хозяин. Это лицо, являющееся фактическим организатором встречи. Однако, когда собираются несколько человек, этот его особый статус часто остается незамеченным, поскольку функции хозяина берут на себя другие. Официальный Хозяин очень обижается, когда его прерогатива быть официальным хозяином ставится под сомнение или еще кто-то начинает претендовать на эту роль.

Неофициальный хозяин. Это человек, принимающий на себя роль хозяина и оплачивающий счет в ресторане, даже если встреча была организована другими. Неофициальный Хозяин всегда относится к числу сильных личностей и всегда неловко чувствует себя на вторых ролях. Если столкнетесь с подобной личностью, лучше разделите с ним функции руководителя встречи (то есть вместе решайте, где кого посадить, кто будет платить, если дело происходит в ресторане, и когда завершать совещание), а то он будет испытывать беспокойство и дискомфорт.

Неврастеник. Не смейтесь, когда Неврастеник сшибает стаканы, залпом глотает крепкий белый коктейль, приняв его за молоко, или влезает манжетой в кофе. Он ничего не может с этим поделать, а обстановка застолья лишь обостряет его нервозность. С такими людьми лучше всего встречаться не за обедом, а, например, у него в кабинете, где он будет чувствовать себя гораздо более уверенно. Если же все-таки придется встретиться с ним за завтраком, обедом или ужином, то лучше всего отнеситесь к его неловкости терпеливо и сочувственно.

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказывающие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому вы должны спокойно сидеть и, возможно, даже почерпнуть что-то полезное. Это может быть удачно вышедшая замуж женщина, рассказывающая недавно разведенной, как познакомиться с мужчиной и снова вступить в брак, или вице-президент, втолковывающий новичку-менеджеру, как выбиться наверх. Едва вы догадаетесь, что человеку такого склада просто необходимо поделиться своей удачей с окружающими, не принимайте эти проявления за принижение ваших собственных заслуг. У него благие намерения.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если общаясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость. Терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник старайтесь не упоминать в качестве контраргумента о радостях бытия, ибо это только усугубит его состояние тревоги.

Родитель. Люди этой категории приходят в такой неистовый восторг от каждой новой стадии в жизни своего ребенка, что не могут удержаться и не сообщить всем вокруг о любом пустяке, даже если это лишь подробности того, как его приучали к твердой пище. Оптимальный путь общения с ними - терпеливо выслушивать, не подавая виду, что вам надоело, и не ехидничая. Отреагируйте как-нибудь так: “ Ну что за умница! ” или: “ Для своего возраста очень развитый.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Старайтесь не употреблять выражений с сексуальным подтекстом и намеков на какие-то личные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его манеру поведения. Придя на встречу с вами, он уже готов говорить на излюбленную тему. А ваша обязанность исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих вопросов. [12]

Чем же так привлекательно типологическое мышление?

1. Универсальностью. Наклеивание "ярлыков" срабатывает всегда. Нет человека, которого с первого взгляда нельзя было бы подвести под какой-то тип.

2. Это путь наименьшего сопротивления при познании личности, так как, по сути, отнесение человека к какому-то определённому типу избавляет нас от необходимости познавать его дальше.

Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает одновременно медвежью услугу.

1. Типологизация останавливает дальнейшее познание.

2. Подводя человека под определённый тип, мы делаем его равным сасому себе. Изменение невозможно.

3. Типологические обозначения почти всегда категоричны.

4. Оценочность. Не всем, но большинству типологических характеристик присуща или положительная или отрицательная оценка.

5. Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип основывается на каком-то одном качестве личности, которое абстрагируется в целом.

Описание личности на языке черт является самым распространенным в повседневной жизни. Основными характеристиками подобного описания являются их устойчивость (под чертами понимаются некоторые устойчивые личностные характеристики, которые во в времени склонны относительно мало меняться) и обобщённость (то есть то, что проявляется не в одной какой-то ситуации, а в разных). При этом есть черты сугубо индивидуальные, которые мало у кого повторяются, а есть и такие, по которым можно сравнить большое количество людей.

Сложность, которая возникает при описании личности на языке черт, - это субъективность такого описания, его зависимость от критериев оценки. Кроме того, описание человека на языке черт не даёт понимания возможностей изменения этого человека. Если он такой, то он такой. [13]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.026 с.)