Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция Квалификация выпускника «бакалавр» Профиль подготовки гражданско-правовой Форма обучения - заочная Срок освоения ООП - 5 лет, год набора 2014
Рабочая программа дисциплины «Юридическая психология»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки40.03.01 (030900) «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.
Программу составил(и): Рогозина Т.И., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук
Эксперт(ы): Трофимов М.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «ОмЮА» Таратенко О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы НОУ ВПО «ОмГА» СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы 1. Цели освоения дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы. 3. Структура и содержание дисциплины. 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины Приложение 1. Технологии и формы преподавания. Приложение 2. Технологии и формы обучения. Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основными целями учебной дисциплины «Юридическая психология» являются: – изучение закономерностей общепсихологических знаний и выработка способности применять их в области правового регулирования и юридической деятельности. - осуществление синтеза знаний психологического и юридического плана; - раскрытие деятельности субъектов правоотношений, а также их психологических состояний в ситуациях правоприменения и правоохранения. Основными задачами изучения дисциплины являются: - усвоение основных базовых понятий по курсу общей и юридической психологии, являющихся теоретическим фундаментом будущей профессии юриста; - формирование представлений о явлениях психики, закономерностях ее проявления, факторах и условиях развития, в психологии и правовой науке, дефектах правосознания и возможностях его коррекции в системе социальных и правоохранительных институтов; - усвоение психологических основ предварительного расследования, следствия по делам несовершеннолетних, психологии судебной деятельности, выявить психологические особенности судопроизводства; -формирование представления о профессионально-значимых качествах специалистов юридических профессий, формирование установки на саморазвитие личности и постоянное профессиональное развитие; -формирование активной профессиональной позиции; -развитие познавательной активности в процессе обсуждения теоретического научного материала и фактов правовой практики; -формирование умений в определении психических свойств, состояний и свойств индивида в ситуациях правоприменения и правохранения.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций: общекультурных: ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; ОК-7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; профессиональных: в правоприменительной деятельности: ПК-2 – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК-16 – способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; ПК-19 – способен эффективно осуществлять правовое воспитание.В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: – основные концепции и категории психологии; – основные психологические функции и их физиологические механизмы, со отношение природных и социальных факторов в становлении психики; – психологические методы познания и самопознания, регуляции и саморегуляции, развития и саморазвития; - возрастную специфику проявления личности на различных этапах жизнедеятельности; - структуру психической жизни личности, специфику ее проявления на каждом из уровней детерминации поведения: организменном, индивидном, индивидуальном, личностном; - основные факторы формирования, развития и функционирования сознания и самосознания личности, а также специфические закономерности проявления правосознания последней; - целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; – системный подход, для прогнозирования различных психических процессов и психических явлений, для осуществления их количественного и качественного анализа; - сущностные связи между психическими феноменами и социальными явлениями, происходящими в обществе; - основные психологические компоненты, определяющие, мотивирующие и обуславливающие поведение личности в системе правоотношений; - сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний; Уметь: - диагностировать основные психические проявления личности в сфере правоотношений в зависимости от социальных условий, внешних обстоятельств и индивидуальных качеств человека; - обеспечивать необходимую помощь в качестве специалиста в процессе судопроизводства; - устанавливать психологический контакт с людьми независимо от их правового, процессуального или должностного статусов; – давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния; – на научной основе организовывать свой труд; – использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы; Владеть: – основным категориальным аппаратом психологической науки: психика, сознание, бессознательное, личность, индивид, мотивационная сфера, поведение, деятельность, волевая регуляция, саморегуляция, психические процессы, стресс, нервно-психическая устойчивость, фрустрация, аффект, темперамент, акцентуация характера, способности и др.; – методами анализа психической сферы личности: анализом неосознаваемых и осознаваемых психических процессов, состояний и свойств личности, детерминирующих поведение и поступки человека в социальной среде; – способами обобщения имеющейся информации о психической сфере личности с целью диагностики и регуляции поведения человека в правовом поле; – приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей; – методиками саморегуляции основных психических функций в различных условиях деятельности; – навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности; – навыками практического использования полученных психологических знаний в различных условиях деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Юридическая психология» относится к вариативной части гуманитарного цикла дисциплин направления подготовки «Юриспруденция». Необходимым условием для освоения дисциплины являются: знание общих основ психологии; основных базовых понятий по курсу общей психологии; основных психологических функций и их физиологических механизмов; соотношения природных и социальных факторов в становлении психики; умения создавать условия для оптимизации процессов деятельности в разных направлениях юриспруденции; владение возрастной спецификой проявления личности на различных этапах жизнедеятельности; структурой психической жизни личности, Дисциплина «Юридическая психология» направлена на повышение психологической культуры будущих специалистов. Психологическая культура включает в себя три элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться и регулировать свое поведение. Чтобы научиться планировать и прогнозировать развитие своей профессиональной деятельности, необходимо овладение этими элементами, которые в свою очередь базируются на теоретических знаниях, практических умениях и навыках. В связи с этим обсуждаются вопросы, связанные с проблемой личности в психологии. Формируемые психологические знания и умения способствуют формированию профессионально значимых качеств личности, а также позволяют студентам увидеть свои перспективы личностного и профессионального роста. Содержание дисциплины дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием дисциплин: «Философия», а также служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Профессиональная этика», «Юридическая этика», «Криминалистика» и др. Содержание дисциплины позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Содержание дисциплины УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. Юридическая психология: учебник / И. И. Аминов [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.
б) дополнительная литература: 1. Юридическая психология: сб. задач, тестов и контрол. работ / Ом. юрид. ин-т; сост.: С. Г. Лафи, М. Ю. Трофимов. - Омск, 2010. - 68 с. 2. Рогозина Т. И. Юридическая психология [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов (сб. задач и тестовых заданий) / Ом. юрид. акад.; сост. Т. И. Рогозина. - Омск: Ом. юрид. акад., 2013. - 91 с. 3. Рогозина Т. И. Юридическая психология [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов (крат. курс лекций) / Т. И. Рогозина; Ом. юрид. акад. - Омск: Ом. юрид. акад., 2013. - 84 с. 4. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Шиханцев Г. Г.- Электрон. текстовые данные. -М.: Зерцало-М, 2006. - 272 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4034. 5. Сорокотягин И. Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2011. - 224 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2616. 6. Антонян Ю. М. Мотивация поведения осужденных [Электронный ресурс]: монография/ Антонян Ю.М., Колышницына Е.Н. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 144 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8768. 7. Ахмедшин Р.Л. Юридическая психология [Электронный ресурс]/ Ахмедшин Р.Л. - Электрон. текстовые данные. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011. - 228 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13917.
в) рекомендуемая литература: 1. Аминов И. И. Юридическая психология: учеб. пособие / И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 415 с. 2. Антонян Ю. М. Мотивация поведения осужденных: монография / Ю. М. Антонян, Е. Н. Колышницына. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 143 с. - (Научные издания для юристов) 3. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник / В. Л. Васильев; Санкт-Петербург. ун-т МВД России. - 6-е изд., перераб. и доп.. - СПб.: Питер, 2009. - 604 с.. - (Учебник для вузов) 4. Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст]: учебник / М. И. Еникеев. – М.: Норма, 2005. – 501 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN5-89123-258-8 5. Курбатов, В.И. Юридическая психология [Текст]: учеб.пособие / В. И. Курбатов. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 461 с. – ISBN5-91131-091-0 6. Романов, В. В. Юридическая психология [Текст]: учебник / В. В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с. – (Institutiones). – Прил.: с. 557–588. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN5-7975-0659-9 7. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю. В. Чуфаровский. - М.: Проспект, 2011. - 256 с. 8. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст]: учебник / Ю. В. Чуфаровский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 470 с. – Прил.: с. 457–461. – Библиогр.: с. 462–466. – ISBN5-482-00103-2
г) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронно-библиотечные системы: http://www.psychiatry.ru/library (библиотека литературы по психиатрии и психологии) http://www.iprbookshop.ru – электронно-библиотечная система IPRbooks. 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Мультимедийные средства. 2. Ноутбук для каждого студента. Приложение 1 Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя I. Образовательные технологии Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов по темам №1-7. Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности по темам №1-7. Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений по темам №3-7. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы по темам № 2-7. Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента (для студентов желающих участвовать в научных конференциях и межвузовской олимпиаде по психологии). Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи по темам №1,2,5. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий по теме №4. Интерактивные технологии: 1. работа в малых группах – 6 часов; 2. лекции с проблемным изложением – 16 часа; 3. деловые игры – 2 часа; 4. использование средств мультимедиа – 32 часа; 5. метод – проектов – 6 часов. Виды и содержание учебных занятий Теоретические занятия (лекция) 2 часа. По технологиимеждисциплинарного обучения. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.
Объем изучения личности 1. Социально-демографические данные. Время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства. Материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.). 2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив. 3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей). 4. Внешние (физические) данные. Лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица). Рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте). Вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный). Голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, картавый, гнусавый, наличие заикания и др.). Манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление). Одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен). Татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков). 5. Жизненный путь. Родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.). Детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.). Школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних). Учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки). Трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность). Семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время). 6. Образ жизни. Семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.). Профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни. Политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.). Проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.). Материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.). 7. Поведение. Нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.). Поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается). Поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.). Поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.). Волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.). 8. Направленность личности. Доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении). Ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка). Материальные ценности (деньги, вещи, собственность). Мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.). Интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости). 9. Способности. Интеллектуальные способности: уровень образования, эрудиция, качества ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др. Свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания. Свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т. д.). Специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т. д.). 10. Темперамент. Общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый). Склонность к лидерству (отсутствие склонности). Работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает). Эмоциональность - сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения. Преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное. Способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т. д. 11. Характер: Отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию, жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т. д). Отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все). Уровень притязаний (высокий, низкий, средний). Самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.). Отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т. д.). Отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность, неряшливость и т. д.).
Практические и семинарские занятия 2 часа. Типы (сочетание): кейс-метод, с применением затрудняющих условий (временные ограничения, информационная недостаточность), групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.
Эмоции и чувства. Аффект. Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении). Эмоциональные явления. Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс. Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах. Аффект - переживания имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения (например, угроза пьяного супруга в отношении жены в присутствии несовершеннолетней дочери и демонстрация им топора в руке привела к тому, что дочь наносит кухонным ножом удар в грудь отца и убивает его. Состояние сильного душевного волнения или физиологического аффекта. При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе (ст.ст.107,113 УК РФ) при квалификации преступлений и назначении наказания. Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия. Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение - равнодействующая многих эмоций, отличается длительностью, устойчивостью, образует как бы эмоциональный фон для прочих психических явлений (мотивационных, познавательных, волевых). Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги; сопротивление;истощение.По мнению Г. Селье, стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности. Стресс (стрессовое состояние) - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п.). Отрицательные переживания, с которыми связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта. Факторы возникновения эмоций. На возникновение эмоций влияют следующие факторы: индивидуальные (типологические) особенности субъекта; фактор времени; характер потребностей;уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис)], где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции. Функции эмоций. Эмоции выполняют следующие функции: отражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную (замещающую), побудительную, функцию "аварийного" разрешения ситуаций, дезорганизующую, предвосхищающую, эвристическую, функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения, функцию активации и мобилизации организма, экспрессивную. В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений (восприятия, памяти, мышления), для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей. Эмоции выполняют две основные функции: сигнальную (выделение человеком из внешнего мира значимых для удовлетворения потребностей человека объектов или, наоборот, объектов, представляющих угрозу для безопасности) и регулятивную (эмоции могут переводить активность человека в иной режим, например, усталость, утомление может быть снято эмоциями страха или опасности и т.д.). Можно проводить следующую классификацию эмоций по разным основаниям: 1. по влиянию на деятельность - стенические (повышающие продуктивность деятельности) и астенические (снижающие результаты деятельности); 2. по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (например, любовь и ненависть одновременно), неопределенные (удивление, недоумение и т.д.); 3. по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические (связанные с деятельностью), интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические; 4. по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими); 5. по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть. Страсть - сильные и продолжительные эмоции, целенаправленные на определенный объект (например, страсть к накопительству) или на другого человека, выражающиеся в проявлении любви, привязанности и т.д. Каждый человек может быть счастлив, умея управлять своими эмоциями. Ученые Гарвардского университета в США в результате многолетнего эксперимента и наблюдения за большой группой выпускников университета сформулировали универсальный "рецепт счастья». Он состоит в следующем: необходимо воспитывать у себя умение встречать беду, никогда не впадать в озлобленность, не винить других, не накапливать примеры несправедливости судьбы, не стимулировать бодрость, но и не превращаться в нытика, досаждающего всем жалобами на жизнь. Нельзя относиться к неприятностям пассивно. Стремление к их преодолению само по себе содержит противоядие от депрессии. Реакция взрослого человека на конфликт, на трудную ситуацию всегда должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому импульсу. Путь к эмоциональному комфорту и счастью очень прост - это прагматическое и реалистическое отношение к жизни.
Волевая сфера личности. Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие: 1. Непроизвольная регуляция: · допсихические непроизвольные реакции; · образная (сенсорная и перцептивная) регуляция. 2. Произвольная регуляция: · речемыслительный уровень регулирования. 3.Волевая регуляция. Специфика волевого регулирования. Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. Волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности. Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты: · когнитивный; · эмоциональный; · поведенческий (деятельный). В структуру волевого акта включаются следующие составляющие: · побуждение и осознание цели; · борьба мотивов; · акт принятия решения; ·
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.218 (0.012 с.) |