Социальная реадаптация освобожденного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная реадаптация освобожденного.



 

Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе. Как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве. Это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы, по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. "Важнее всего, - отмечает В. Л. Васильев, - активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности. Напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей. Можно напомнить и о прошлых ошибках. Но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям". Наиболее распространенной формой психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобождаемым. Куда включаются следующие вопросы: информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора; ознакомление с правилами прописки; консультации по трудоустройству; рекомендации по восстановлению контактов в семье; советы, где и как продолжить учебу; как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан. Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу. В таких группах легче возникают отношения взаимной откровенности, и роль воспитателя (психолога, психотерапевта) - подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения. С замкнутыми осужденными рекомендуется проводить преимущественно индивидуальные беседы. Процесс адаптации, приспособления к условиям жизни на свободе в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы сложен, он требует от личности мобилизации всех ее лучших качеств. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научиться расходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги, обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний. Социальная адаптация зависит от степени социальной отчужденности освобожденного, характера его преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - спекулянтам, взяточникам, расхитителям и пр. Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения. "Таким образом, - констатирует В. Л. Васильев, - процесс адаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, онтроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном же случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива". Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.

 

Практические и семинарские занятия 2 часа. Типы (сочетание): кейс-метод, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

 

Занятие 7. Пенитенциарная психология.

Обсуждение теоретических вопросов:

1. Исправительная (пенитенциарная) психология.

2. Психические состояния осужденного.

3. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.

4. Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.

5. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.

6. Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.

7. Социальная реадаптация освобожденного.

 

Практическое занятие:

Беседа с психологом исправительного учреждения.

 

Контроль самостоятельной работы

Консультирование выполнения заданий

 


Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Юридическая психология»

 

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 108 часов, из них 8 часов аудиторных занятий и 91 час, отведенный на самостоятельную работу студента.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.

Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 3 к Рабочей программе.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. (ЗЕ) Рекомендации
Подготовка к лекциям №1, 2, 4, 5, 6   Подготовка к семинарским и практическим занятиям №1-7     Подготовка профессиограммы следователя     Подготовка к экзамену Самостоятельное изучение вопросов: 1. Место юридической психологии в системе профессиональной подготовки юристов. 2.Направленность личности. 3.Признаки преступных групп. 4.Виды решений в деятельности юриста. 5.Методологические основы судебно-психологической экспертизы 6.Психологические особенности допроса несовершеннолетних   Изучение теоретического материала     Работа с методиками   Изучение теоретического материала                 См. учебники: 1.Аминов, И. И. Юридическая психология [Текст]: учеб. пособие / И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 415 с. - Библиогр.: с. 409-411. - ISBN 978-5-238-01131-8 2.Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 470 с. - Прил.: с. 457-461. - Библиогр.: с. 462-466. - ISBN 5-482-00103-2 3. Элекртонное УМК Т.И. Рогозиной   См. лекционные материалы; см. учебники: 1.Васильев, В. Л. Юридическая психология: учебник [Текст] / В. Л. Васильев. - 8-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 634 с.- Библиогр.: с.:628 - 631. - ISBN 978-5-238-01540-8 2.Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев; Моск. гос. юрид. акад. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 335 с. - Библиогр.: с. 328-330. - ISBN 978-5-482-01951-1 3.Еникеев, М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М. И. Еникеев, В. А. Образцов, В. Е. Эминов; Моск. гос. юрид. акад. - М.: Проспект: ТК Велби, 2007. - 214 с. - Библиогр.: с. 213-214. - ISBN 978-5-482-01287-1. 4. Познышев, С. В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности: сб. тр. / С. В. Познышев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 301 с. - (Библиотека криминолога). - Библиогр.: с. 297-301, библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-16-002934-4 5. Элекртонное УМК Т.И. Рогозиной     Методики предоставляются преподавателям на семинарских и практических занятиях в соответствии с темой.     См. лекционные материалы; см. учебники: 1.Васильев, В. Л. Юридическая психология: учебник [Текст] / В. Л. Васильев. - 8-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 634 с.- Библиогр.: с.:628 - 631. - ISBN 978-5-238-01540-8 2.Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев; Моск. гос. юрид. акад. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 335 с. - Библиогр.: с. 328-330. - ISBN 978-5-482-01951-1 3.Еникеев, М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М. И. Еникеев, В. А. Образцов, В. Е. Эминов; Моск. гос. юрид. акад. - М.: Проспект: ТК Велби, 2007. - 214 с. - Библиогр.: с. 213-214. - ISBN 978-5-482-01287-1. 4. Познышев, С. В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности: сб. тр. / С. В. Познышев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 301 с. - (Библиотека криминолога). - Библиогр.: с. 297-301, библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-16-002934-4 5. Электронное УМК Т.И. Рогозиной  
Итого      

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Юридическая психология»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.009 с.)