Исторические особенности возникновения сервисной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические особенности возникновения сервисной



Деятельности в России

Экономическая история классового общества в нашей стране в дооктябрьский период делится на две эпохи, соответствующие феодальному и капиталистическому способам производства. Каждой из них присущи свои определенные черты и особенности в удовлетворении бытовых потребностей населения. Но, несмотря на эти различия, для бытового обслуживания и феодальной, и буржуазной социально-экономических формаций были характерны такие общие закономерности, как узкий круг оказываемых населению бытовых услуг и приспособление бытового обслуживания к запросам господствующих классов России - помещиков и капиталистов.

В условиях феодализма развитие бытового обслуживания весьма серьезно ограничивалось широким распространением в экономике натуральных отношений. И дворяне, и крестьяне, составляющие основную часть населения феодального общества, удовлетворяли свои бытовые нужды почти исключительно за счет домашнего хозяйства. Дворянскому классу оказывали свои услуги также и свободные, вольнонаемные специалисты в области бытового обслуживания (парикмахеры, модистки, ювелиры и т.д.), значительную часть которых составляли иностранцы.

Постепенно в недрах натурального феодального хозяйства стало развиваться ремесло. Этот процесс особенно усиливался в период централизации государства и в ХУШ - первой половине Х1Х века, когда феодально-крепостнический строй, достигнув апогея, вступил в период разложения. Ремесло, по определению В.И.Ленина, - это «производство изделий по заказу потребителя».* Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образованию особой категории населения - ремесленников, изготовляющих (из своего или чужого материала) предметы, как правило, по заказу определенных лиц за денежное и натуральное вознаграждение. Рост ремесленного производства, т.е. работы на заказ, означал расширение границ бытового обслуживания населения в условиях феодализма.

Одной из наиболее распространенных разновидностей бытового обслуживания в феодальный период были услуги бань. На Руси, как и во многих других странах, бани были известны с древних времен: упоминание о них встречается еще в летописях, относящихся к периоду древнерусского (Киевского) государства. Русская, или паровая, баня оказывает существенное влияние на оздоровление человеческого организма. Однако в условиях крепостнической России бани, как и другие виды услуг, были поставлены на службу интересам привилегированного класса. Народные же бани отличались антисанитарными и антигигиеническими условиями, кроме того, они были источником различного рода махинаций и наживы.

В послереформенный период усилилось значение услуг бань. Если представителей высших слоев общества обслуживали первоклассные банные предприятия, такие как, например Сандуновские и Центральные бани в Москве, то для обслуживания трудящихся создавались так называемые торговые бани, сооружаемые в целях извлечения максимальных прибылей и отличавшиеся примитивностью техники и технологических процессов. Наряду с частными банями, в России функционировали и общественные бани, находившиеся в ведении муниципалитетов. В ряде районов страны, особенно на территории национальных окраин, банное обслуживание было на крайне неудовлетворительном уровне.

Дальнейшее развитие структуры бытового обслуживания связано с фотографией. К началу 70-х годов девятнадцатого столетия в Петербурге и Москве было уже несколько десятков фотографических ателье. Возникают фотографии и в провинции. В 1882 г. в России насчитывалось 800 портретных фотографических заведений с несколькими тысячами работников.

___________________

* Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 329.

 

 

Возрастает спрос на фотобумагу, аппараты и фотопринадлежности, закладываются основы фотопромышленности.

На рубеже Х1Х и ХХ веков капитализм в России перерос в империализм - свою высшую и последнюю стадию, для которой характерно господство монополий в области экономики. Значительная часть сверхприбылей, получаемых монополистическими объединениями, стала расходоваться на создание послушного их воле бюрократического управленческого аппарата и удовлетворение различного рода паразитических бытовых потребностей картелей и синдикатов. Вырос спрос на бытовые услуги в начале ХХ века и со стороны сельского зажиточного населения, существенно укрепившего свои позиции в результате проведения столыпинской аграрной реформы.

Накануне первой мировой войны министерством внутренних дел царской России было проведено обследование ремесленного производства 214 городов страны. Установлено, что большинство городских ремесленников по изготовлению предметов одежды и мебели, обработке дерева, минеральных веществ и строительному делу работали на заказ, т.е. фактически осуществляли бытовое обслуживание населения. Увеличение городского населения Российской Империи с 20,1 млн. человек в 1897 г. до 30,6 млн. человек в 1913 г. явилось материальной предпосылкой того, что в начале ХХ в. в ряде городов страны наблюдался рост количества бытовых мастерских. Они удовлетворяли повысившийся спрос на бытовые услуги со стороны монополистической буржуазии и различных категорий жителей города и деревни.

Число портновских мастерских с количеством наемных рабочих свыше двух человек увеличилось в ряде городов России за период с 1900 по 1910 год включительно с 15,9 до 20,2 тыс., число сапожных мастерских - с 10,4 до 13,7 тыс., кузнечно-слесарных - с 6,0 до 8,8 тыс., столярных и паркетных - с 5,7 до 7,5 тыс., ювелирных - с 2,0 до 2,4 тыс., часовых - с 0,6 тыс. до 1,0 тыс., мастерских по химической чистке и окраске одежды - с 74 до 141, прачечных - с 407 до 510. Кроме того, в городах было значительное количество ремесленников, работавших единолично или с одним наемным рабочим.

В ХХ в. в Российской Империи развитие бытового обслуживания населения получило еще более анархический и вместе с тем гипертрофированный характер. Если объемы бытовых услуг, потребляемых эксплуататорскими классами страны, стихийно росли, причем в ряде случаев довольно быстро, то бытовое обслуживание широких трудящихся масс из-за их низкой покупательной способности и реакционной социально-экономической политики царского правительства находилось в застойном, бедственном состоянии. Расходы государственного бюджета, связанные с удовлетворением бытовых нужд трудящихся, были ничтожно малы. Немногочисленные общественные бытовые предприятия и организации, финансируемые государственной казной, влачили жалкое существование. Одной из важных бытовых проблем была стирка белья, однако на всю царскую Россию в канун первой мировой войны приходилось 11 технически отсталых и неблагоустроенных городских общественных прачечных.

Весьма примечательна в этой связи история одной из них - одесской городской прачечной. Она была построена в 1886 г., но длительное время не ремонтировалась, хотя эксплуатировалась усиленно. Впервые вопрос об экстренном ремонте был поставлен еще в 1893 г. Однако Одесская городская управа всячески оттягивала его решение, ссылаясь на нехватку средств. Это побудило одного горожанина, инженера по машинному делу, представить в 1897 г. в Управу г.Одессы специальный доклад о необходимости срочного ремонта и переустройства прачечной. Но и доклад не возымел действия. И только после того, как в 1902 г. общественность города выступила в защиту прачечной на страницах печати, городской Управе пришлось уступить и выделить определенные средства на ее ремонт и реконструкцию.

Неудовлетворительно обслуживали население и общественные бани, на которые городские власти дореволюционной России смотрели прежде всего с коммерческой точки зрения и стремились сделать их как можно более доходными. Перед первой мировой войной муниципальные бани были в 72 городах страны; чистая прибыль от этих бань составила 250% по отношению к затратам на содержание.

После свержения царизма многие рабочие бытовых мастерских и предприятий решительно поднялись на борьбу со своими эксплуататорами. Крупным событием в рабочем движении Петрограда в период после Февральской революции явилась забастовка прачек (май 1917 года), условия работы которых были особенно тяжелыми. Их выступление в защиту своих интересов вызвало всеобщую поддержку трудящихся Петрограда. Требования прачек, сформулированные Союзом и предъявленные предпринимателям, сводились в основном к установлению восьмичасового рабочего дня и введению твердого минимума заработной платы. Продолжавшаяся целый месяц забастовка петроградских прачек закончилась полной победой - владельцы прачечных вынуждены были выполнить все их требования.

Анализ состояния бытового обслуживания населения в нашей стране в дореволюционный период свидетельствует о том, что оно носило черты, характерные для общественного строя самодержавной России. Основная его функция заключалась в обслуживании господствующих классов, удовлетворение же бытовых запросов народных масс находилось на крайне низком уровне и являлось не только результатом общей экономической и социальной отсталости военно-феодальной империалистической России, но и следствием жестокой эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.009 с.)