Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы социалистического развития сферы услугСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первый этап развития бытового обслуживания населения (социалистический период) начался после Октябрьской революции1917 г. с национализации (преимущественно муниципальной) наиболее крупных бытовых предприятий, находившихся в частной собственности и использовавших наемную рабочую силу. Были национализированы некоторые банки, прачечные, парикмахерские, швейные ателье, фотографии и другие предприятия бытового обслуживания, принадлежащие, главным образом, иностранным капиталистам. Этим было положено начало обобществленному сектору в коммунально-бытовом хозяйстве страны. Вспыхнувшие летом 1918 г. иностранная военная интервенция и гражданская война привели к чрезвычайным экономическим трудностям в стране и народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание населения, было полностью приспособлено к интересам военного времени. Одной из главных трудностей военного хозяйственного снабжения в годы гражданской войны была острая нехватка обмундирования (шинелей, гимнастерок, сапог и т.д.). В связи с этим особенно актуально стал вопрос о реставрации и изготовлении обмундирования и других бытовых и хозяйственных предметов для бойцов Красной Армии. К выполнению ремонтно-починочных работ и производству различных вещей для нужд фронта были привлечены большое количество кустарей-ремесленников и многочисленные учреждения и организации, в частности Центроутиль ВСНХ, организовавший разветвленную сеть предприятий и мастерских по бытовому обслуживанию частей Красной Армии. Так, к 15 января 1919 г. в Москве кожевенной секцией Центроутиля было создано 10 починочно-обувных мастерских, работавших специально для фронта. В годы гражданской войны ремесленники-кустари, стараясь избавиться от эксплуатации владельцев частных бытовых предприятий и улучшить условия своей работы, стали создавать общественные мастерские, занимавшиеся бытовым обслуживанием трудящихся Значительное число таких мастерских, например, было создано в портновских промыслах Архангельской и ряда других губерний страны. Имея в виду указанное обстоятельство, Центральный совет Всероссийского союза портных в 1918 г. разработал и разослал на места инструкцию об организации общественных мастерских, возглавляемых представителями самих рабочих. Социалистический сектор в области бытового обслуживания после введения в стране новой экономической политики укрепился не только путем создания кооперативов, но и за счет расширения сети государственных бытовых предприятий. В марте 1921 г. на заседании представителей Наркомпрода, Главкожи, Центроутиля, Московского губернского СНХ и РКИ было принято решение: «…принять все возможные меры к поощрению уже существующих и образованию ряда новых пошивочных мастерских». 23 июня 1921 г. Совнарком РСФСР за подписью В.И.Ленина принял постановление «О ремонтно-пошивочных мастерских», согласно которому промышленным предприятиям разрешалось для нужд работающих открывать ремонтно-пошивочные, портняжные, сапожные и другие мастерские, а при более крупных заводах, фабриках, учреждениях - также и пошивочные мастерские. С введением нэпа коммунальные и бытовые услуги стали платными. Чтобы не ущемить интересы трудящихся, Ленин отправил 4 июля 1921 г. телефонограмму в Наркомзем, Наркомфин, ВСНХ, Внешторг, Наркомпочтель, Наркомвнудел, Наркоминдел, в которой требовал созвать «совещание компетентных представителей … по вопросу оплаты услуг, оказываемых населению государством…». В июле 1921 г. при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) была создана Комиссия содействия хозяйственным органам. Ленин пишет: «Основная задача комиссии: поднять хозяйство, улучшить постановку дела, добиться реальной личной ответственности. Надо бы взять для этого еще несколько учреждений: столовку, баню, прачечную, общежитие и т.п.». Новая экономическая политика, заменившая собой политику «военного коммунизма», исходила из факта реального существования в стране различных социально-экономических укладов и временно допускала частнособственнические и частнокапиталистические элементы в народном хозяйстве. Это объективно не могло не привести к росту частного сектора в системе бытового обслуживания населения. Не случайно 7 июля 1921 г. ВЦИК и Совнарком приняли Декрет «О кустарной и мелкой промышленности». Этот документ, который касался и кустарей, оказывающих бытовые услуги населению, разрешал частное предпринимательство в кустарно-ремесленных промыслах. Всего в СССР, по данным Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 г., насчитывался 1 млн. 866 тыс.человек, занятых в мелкой и ремесленно-кустарной промышленности. С переходом к мирной жизни в стране все больше стало строиться бань, прачечных. Только за 1921-1922 годы было построено 30 государственных (коммунальных) бань. С 1923 г. началось сооружение и коммунальных прачечных. Большинство из вновь введенных в действие прачечных были механическими. С 1922 г. в СССР стали создаваться государственные ломбарды, находившиеся в ведении местных Советов. Задачей советских ломбардов являлось оказание трудящимся временной заимообразной денежной помощи. Кроме того, ломбарды принимали за небольшую плату на временное хранение предметы домашнего обихода (например, меховые изделия, ткани и пр.). На 1 июля 1927 г. на территории Российской Федерации функционировали 22 коммунальных ломбарда. Таким образом, начальный период развития бытового обслуживания (с октября 1917 г. до конца 20-х годов) характеризуется прежде всего тем, что возник обобществленный сектор в области удовлетворения бытовых нужд трудящихся. Однако на первом этапе развития службы быта в СССР доминирующую роль в оказании бытовых услуг населению играли частнособственнические и мелкотоварные предприятия. Экономическая разруха, возникшая в результате первой мировой и гражданской войны, острая нехватка материальных и денежных средств не дали возможность государству в первые годы советской власти наладить обобществленное, социалистическое бытовое обслуживание населения в крупных масштабах. Важно, вместе с тем, подчеркнуть, что развитие частного предпринимательства в области бытового обслуживания в условиях нэпа осуществлялось в интересах быстрейшего восстановления народного хозяйства, повышения жизненного уровня широких народных масс. Второй этап развития службы быта, условно определяемый периодом довоенных пятилеток, социалистической индустриализации, характеризуется налаживанием обслуживания бытовых нужд городского населения, в первую очередь рабочих и служащих индустриальных новостроек. Социалистическая перестройка сельского хозяйства, его коллективизация и массовая организация строительства совхозов также предъявили повышенные требования к бытовому обслуживанию. Особенное внимание уделялось развитию бытового обслуживания на селе в период посевной и уборочной компаний. Большие задачи, вставшие перед службой быта в ходе социалистического строительства, не могли быть решены на основе кустарного и мелкого производства товаров и услуг. Необходимо было обобществление быта в крупных масштабах, создание тем самым широкой сети предприятий обслуживания населения. Альтернативы такому курсу развития быта не было. Серьезное внимание вопросу социалистической перестройки быта трудящихся и повышению уровня обобществленного бытового обслуживания было уделено на состоявшемся в 1930 г. ХУ1 съезд ВКП (б). Съезд подчеркнул, что «в пятилетке и во всех планах нового строительства должно обязательно предусматриваться строительство жилищ, культурных и социально-бытовых учреждений (столовые, клубы, ясли, прачечные, бани и т.п.), в первую очередь в важнейших фабрично-заводских районах». Вопросы, связанные с бытовым обслуживанием населения, были специально поставлены на ХУШ съезде партии (193 директивы этого съезда предусматривали широкое развертывание промыслов по услугам населению в рамках третьего пятилетнего плана). 7 января 1941 г. вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья». В этом постановлении еще раз было указано на необходимость всемерно увеличивать сеть предприятий и мастерских, оказывающих населению различного рода бытовые услуги. В годы довоенных пятилеток социалистическое переустройство быта проводилось, главным образом, на кооперативных началах, что позволило в максимальной степени использовать материальные ресурсы трудящихся, их инициативу и имело воспитательное значение. Наиболее существенную роль в бытовом обслуживании стала играть промысловая кооперация, вобравшая в себя основную массу бытовых кооперативных предприятий в стране. Еще в начале 20-х годов был организован Всероссийский союз промысловой кооперации – Всекопромсоюз, одна из функций которого заключалась в создании и руководстве артелями, занимавшимися бытовым обслуживанием. Работа, проделанная Всекопромсоюзом и установление им связей с союзными республиками, дали возможность в 1928 г. создать Всесоюзный совет промысловой кооперации – главный руководящий орган системы промкооперации, в том числе и кооперативных предприятий по бытовому обслуживанию. Бытовые предприятия и промысловые кооперации в основном стали специализироваться на выполнении ремонтно-починочных работ и индивидуальных заказов населения. К выполнению работ бытового характера были привлечены также Всесоюзный совет лесохимической и деревообрабатывающей промысловой кооперации и Всероссийский металлический союз промысловой кооперации. Обслуживанием бытовых нужд в довоенный период занималась и потребительская кооперация. Важное значение в бытовом обслуживании имела Всероссийская кооперация инвалидов и кооперации республиканских центров инвалидов. Значительное число новых предприятий, оказывающих населению бытовые услуги, в 1949 г. было открыто именно кооперацией инвалидов. В 1950 г. в ремонтно-бытовых мастерских службы быта начали внедрять метод горячей вулканизации, что по тем временам позволило значительно поднять качество обслуживания населения по ремонту обуви. Третий этап связан с периодом развитого социализма (1951 – 1956 гг.). В это время службе быта, повышению качества обслуживания, расширению сети бытовых услуг и т.д. уделяется особое внимание со стороны партийных органов, что проявляется в постановлениях партии и правительства, в принятии программных документов на высшем партийном уровне. В 50-е годы в ходе дальнейшего развития народного хозяйства, когда значительно вырос жизненный уровень населения, возросли потребности советских людей, в том числе бытовые запросы. Это обусловило необходимость более полного их удовлетворения, более быстрого и гармоничного, чем раньше, развития службы быта. На высших партийных форумах – съездах КПСС, - проходивших в 50-х годах, вопросам бытового обслуживания населения всегда уделялось должное внимание. На рубеже 40-50-х годов в бытовом обслуживании населения СССР, как и в предшествующий период, главную роль играли кооперативные организации и, прежде всего – промысловая кооперация, которая оказывала трудящимся большую часть бытовых услуг. В 1950 г. была осуществлена перестройка кооперативной системы страны. При Совете Министров СССР были организованы Центральный союз потребительских обществ СССР и Центральный совет промысловой кооперации. В 50-е годы значительное место в бытовом обслуживании занимали также предприятия и организации государственной местной промышленности и коммунального хозяйства. Предоставление трудящимся бытовых услуг осуществляли в той или иной мере и многие другие ведомства и учреждения. В 1960 г. в области бытового обслуживания населения произошли существенные организационные сдвиги: система промысловой кооперации, игравшая в службе быта доминирующую роль, была упразднена. Предприятия бытового обслуживания, находившиеся в системе промкооперации, были переданы государственной промышленности - преимущественно управлениям местной промышленности Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Местные Советы лучше знали запросы населения в услугах бытового характера, более комплексно и эффективно могли использовать местные возможности для улучшения работы предприятий службы быта. Однако и после передачи большинства промкооперативных предприятий бытового назначения государственной промышленности ведомственная распыленность службы быта не была устранена. В 1960 г., например, бытовые предприятия различных ведомств и организаций, не подчиненных местным Советам, оказали услуг населению Российской Федерации на сумму 225,6 млн.р., что составило около 30 % от общего объема бытовых услуг, предоставленных трудящимся республики. Совнархозы, организованные в 1957 г., имели предприятия по индивидуальному пошиву обуви, трикотажных изделий и пр. Предприятия бытового обслуживания министерств связи осуществляли ремонт радиоприемников и телевизоров. Станции технического обслуживания министерств автомобильного транспорта производили ремонтные и профилактические работы автомобилей личного пользования. Обслуживанием жителей городов (особенно по индивидуальному пошиву одежды) занимались бытовые предприятия торгующих организаций министерств торговли союзных республик. Труженикам села оказывали услуги по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви предприятия бытового обслуживания потребительской кооперации. Четвертый этап развития структуры бытового обслуживания населения приходится на начало 60-х годов. В это время правительство ставит очередную задачу по реформированию и совершенствованию бытового обслуживания и принимает решение о превращении службы быта в самостоятельную отрасль народного хозяйства и совершенствовании ее организационной структуры. В 60-е годы, когда окончательно сформировалась и определилась главная социально-экономическая функция службы быта – оказание услуг, вытекающих из семейно-бытовых отношений, существенно повысилась роль специализированных крупных бытовых предприятий и был практически обобщен значительный опыт по организации производства и бытовых услуг. В ходе осуществления седьмого пятилетнего плана были подготовлены необходимые кадры службы быта и апробированы новые формы и методы управления предприятиями бытового обслуживания населения. Все более насущной становилась и проблема управления ведомственной разбросанности бытовых предприятий. Большое количество различных ведомств, организаций и учреждений, причастных к обслуживанию бытовых нужд населения, не могло, естественно, способствовать целенаправленному и всестороннему развитию бытового сервиса. Отсутствие единых, централизованных органов руководства предприятиями бытовых услуг болезненно сказывалось на развитии бытового обслуживания, самым серьезным образом препятствовало решению кардинальных вопросов, связанных с необходимостью резкого повышения удовлетворения бытовых нужд народных масс. Выход был один - организационно превратить службу быта в единую самостоятельную отрасль социалистической экономики. Еще на рубеже 50-60-х годов, после ликвидации системы промысловой кооперации и передачи большинства бытовых предприятий местным Советам депутатов трудящихся, в некоторых регионах страны, в частности в ряде областей Российской Федерации, были созданы управления бытового обслуживания населения. Так, например, в 1960 году было организовано Управление бытового обслуживания населения Пензенского облисполкома, в состав которого были включены 27 районных бытовых комбинатов. Радикальное значение для оформления службы быта в самостоятельную отрасль имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 августа 1962 г. В нем говорилось о необходимости рассмотрения вопроса об организации системы бытового обслуживания в союзных республиках. Это позволило создать во всех союзных республиках самостоятельные отрасли бытового обслуживания для удовлетворения потребностей населения в услугах. Специальными постановлениями партийных органов создавались целые отрасли бытового обслуживания населения в больших городах и регионах: объединение бытовых услуг «Чайка» в Москве, фирма по индивидуальному пошиву одежды «Казахстан» в Алма-Ате, фирмы «Химчистка» и «Невские зори» в Ленинграде. В интересах обеспечения научно-технического прогресса на предприятиях службы быта и повышения эффективности производства и реализации населению услуг были сделаны специальные шаги по развертыванию в отрасли исследовательской и конструкторской работы. Так, при Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР был образован Научно-исследовательский технохимический институт бытового обслуживания на правах головного научно-исследовательского института в области службы быта в целом по стране. Помимо того, в составе Министерства стали функционировать Государственный институт по проектированию предприятий бытового обслуживания населения, Центральная опытно-техническая швейная лаборатория, Республиканский центр по научной организации труда и управления производством и организованное в 1966 г. Центральное бюро научно-технической информации. Чтобы обеспечить подготовку квалифицированных кадров инженерно-технических работников и экономического персонала в системе службы быта страны, был открыт ряд техникумов и образован Московский технологический институт (в последующие годы были основаны также Шахтинский, Владивостокский, Хмельницкий и Омский технологический институты бытового обслуживания населения). Таким образом, можно с полным основанием констатировать, что в середине 60-х годов в нашей стране сформировалась еще одна самостоятельная, довольно стройная в организационном отношении отрасль народного хозяйства - бытовое обслуживание населения. В последующие годы организационная структура отрасли бытового обслуживания населения продолжала развиваться и совершенствоваться. Во второй половине 60-х и в течение 70-х годов образованные в союзных республиках министерства бытового обслуживания населения стали играть, безусловно, доминирующую роль среди министерств и ведомств, занимающихся оказанием бытовых услуг населению. Так, доля Минбыта РСФСР в общем объеме реализации бытовых услуг в Российской Федерации достигла в 1978 г. 77,8 %. Возросла роль специализированных предприятий и производственных объединений, превратившихся фактически в ведущее структурное звено службы быта. Это был закономерный процесс, ибо создание крупных специализированных бытовых предприятий не только вело к существенному росту эффективности производства, но и создавало благоприятные условия для рациональной организации трудящихся самого различного рода многочисленных бытовых услуг, сосредоточения производства и реализации отдельных родственных групп бытовых услуг на однотипных предприятиях. Например, в системе Минбыта РСФСР было организовано свыше 200 отраслевых производственных объединений и ремонтно-строительных трестов по различным видам услуг. Уровень специализации производства в российской службе быта в 1980 г. составил 82,1 %. В это же время большое распространение получили дома бытовых услуг. Особенно много их было возведено в районных центрах и регионах страны. Особой нужды в таком количестве домов быта страна не испытывала, о чем свидетельствует статистика тех лет. Большинство из них не располагали в полном объеме производственными мощностями, но решение партии и правительства было превыше всего. На 1 января 1981 г. только на территории Российской Федерации функционировало 5017 домов бытовых услуг. Вместе с тем такие высокие темпы развития бытового обслуживания, специализация и концентрация производства в отрасли бытового обслуживания населения вызвали к жизни производственную кооперацию. Производственная специализация не может осуществляться без процесса концентрации. По существу, они представляют собой единый, взаимопроникающий процесс. Необходимость последовательно проводить в жизнь мероприятия одновременно по специализации и кооперированию подчеркнута в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усиления взаимодействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» 1979 года. Углубление специализации в отрасли и постоянно возрастающий спрос трудящихся на самые разнообразные бытовые услуги потребовали изменений в организации приема и изготовления заказов для населения, особенно для жителей сельской местности. К этому времени в службе быта сложились два подхода к организации производства услуг и обслуживания их потребителей: первый - когда производственная деятельность по оказанию одних и тех же услуг населению осуществляется одновременно как в рамках райбыткомбинатов, так и специализированными бытовыми предприятиями; второй - почти все производство бытовых услуг сосредоточено на специализированных предприятиях и в объединениях. В результате апробирования этих двух подходов было установлено, что второй является более эффективным и перспективным, так как даже самые большие и лучшие многоотраслевые комбинаты бытового обслуживания, призванные удовлетворять в первую очередь бытовые нужды жителей села, не в состоянии были обеспечить необходимый уровень исполнения многих видов услуг для населения. В связи с этим в службе быта стали активно развиваться процессы разделения функций обслуживания (прием и выдача заказов) и непосредственно производства услуг. Комбинаты бытового обслуживания в большей степени стали заниматься организацией обслуживания населения, а специализированные бытовые предприятия стали использовать свои производственные мощности для выполнения заказов. Это и создало объективные предпосылки для развития в отрасли бытового обслуживания так называемого внутрисистемного кооперирования, когда предприятия, организующие обслуживание населения, кооперируются с другими родственными предприятиями и расширяют ассортимент бытовых услуг. Одной из особенностей внутрисистемного кооперирования явилось то, что кооперативы располагали другим видом собственности, при этом менялось отношение самих работников кооператива к новому виду собственности. Члены кооператива стали хозяевами своего предприятия. Кооперация рассматривалась именно в системе социально-экономических и политических общественных отношений. Отмечалось, что кооперация в обстановке капиталистического государства является коллективным капиталистическим учреждением, но при народной власти в лице Советов и общественной собственности на средства производства кооперативные предприятия имеют последовательно социалистический характер. Речь в данном случае идет не о том, чтобы показать преимущества социалистического строя тех лет, а прежде всего подчеркнуть новую форму социальных отношений людей в кооперативах. Анализ и развитие новой кооперативной собственности связан с проблемами товарно-денежных отношений, планового ведения хозяйства, участия трудящихся в управлении, народного контроля. Этот анализ выходит далеко за пределы крестьянских проблем, поскольку само общество, породившее кооперативное движение, вошло в новую фазу экономического и социального развития. Кооперативное движение повлекло за собой развитие предпринимательской деятельности, в том числе и в службе быта. Существующая единая организация бытового обслуживания населения представляла собой своеобразный институт по удовлетворению разумных потребностей населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.174.218 (0.015 с.) |