Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие сервисной деятельности↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Карнаухова В.К., Краковская Т.А. К 89 Сервисная деятельность: учебное пособие / Под общ. ред. Ю.М. Краковского. — М: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 256 с. (Серия «Туризм и сервис»-). Содержится теоретический материал по курсу «Сервисная деятельность», состоящий из семи разделов: становление и развитие сервисной деятельности; классификация услуг; государственное и региональное регулирование сервисной деятельности; характеристика инноваций в сервисной деятельности; особенности функционирования отдельных групп услуг; сервисная деятельность в гостиницах; характеристика туристской деятельности. Данная дисциплина входит в федеральную компоненту высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 230600 «Домоведение» и 351400 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)». В приложении приведены методические указами я и контрольные вопросы для восьми семинарских занятий, созданных на базе учебного пособия. Рекомендуется студентам и магистрантам различных форм обучения, изучающих дисциплину «Сервисная деятельность», а также специалистам се р в и с и ых сп е циа л ьн остей. ББК 65.433 ISBN 5-241-00652-4 © Карнаухова В.К., Краковская Т.А., 2006 © Оформление: Издательский центр «МарТ», 2006 © Оформление: ИКЦ«МарТ», 2006 Сервисная деятельность — это область человеческих взаимоотношений, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей. В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества. Общепринято определять сферу сервиса в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности. Зарубежные ученые, изучая роль сферы обслуживания в развитии мирового хозяйства, сходятся во мнении, что экономическая деятельность общества начинается с сельского хозяйства и далее через индустриализацию движется в сторону экономики обслуживания. Сейчас выделяют и четвертый сектор — экономику знаний, связанную с продукцией интеллектуального труда. Об изменении роли сервиса, сферы услуг (третичного сектора) в современной экономике свидетельствуют результаты внутренней торговли, объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятости в сторону роста численности работников третичного сектора. По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его. Сервисная деятельность Предисловие
Так, например, в середине 90-х годов в США в сервисе было занято 84 млн человек или 70% от всей численности рабочих, их доля в ВВП была равна 72%. В Японии соответственно 37 млн человек (60%), а их доля в ВВП — 61%. В Германии в части услуг, сопоставимых с системой бытового и жилищно-коммунального обслуживания па-селения в России, занято около 21 млн человек или 60% от всей численности работающих. На 1 тыс. жителей Германии приходилось258 работников сервиса, в США— 340, в Японии — 310. По оценкам зарубежных специалистов, в 2000 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8% мирового объема ВНП, 9,8% мирового количества рабочих мест, 12% мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений. В России во всех видах сервиса (сопоставимого с другими странами и в эти же годы) было 'занято 26 млн человек или 38% от численности работающих. При этом значительная часть работников — 5,3 млн человек или 20%, было занято на транспорте, и связи и в других вилах производственного сервиса, что нетипично для стран Запада. Всемирный совет по туризму и путешествиям обнародовал прогноз развития туристической отрасли на 2004 год и грядущее десятилетие. По прогнозу совета спрос на туристические услуги в 2004 году должен был достигнуть 5,5 трлн долларов США и этoт прогноз в целом оправдался. Причем, как считают эксперты совета, туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. Все это определяет важность и актуальность полготовки специалистов для индустрии услуги, в частности, для социально-культурного сервиса, туризма и домоведения. Курс «Сервисная деятельность» входит в блок общепрофессиональных дисциплин в качестве обязательной дисциплины федерального компонента для многих сервисных специальностей и, в соответствии с учебными планами, читается на младших курсах. Следует отметить недостаточное количество учебных пособий по этой дисциплине, несмотря на ее распространенность. Здесь можно отметить четырехтомник под редакцией Ю.П. Свириденко 18—11] и учебные пособия [1,7]. Желание учесть требования государственного стандарта по этой дисциплине определило отбор разделов: 1. Становление и развитие сервисной деятельности. 2. Классификация услуг
3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности. 4. Характеристика инноваций в сервисной деятельности. 5. Особенности функционирования отдельных групп услуг. 6. Сервисная деятельность в гостиницах. 7. Характеристика туристской деятельности. Следует подчеркнуть, что в пособии термины «туристский» и «туристический» используются как синонимы. При подготовке материала учебного пособия авторы использовали собственные наработки и другую литературу [1—13]. за что они и редактор искренне благодарны авторам этих книг. Отбор материала, структура учебного пособия, содержание курса «Сервисная деятельность* являются авторской редакцией. В таблице 1 приведены лекционные объемы в часах по каждому разделу и количество семинарских занятий. Таблица 1
В приложении приведены методические указания к восьми семинарским занятиям, содержащие краткий теоретический материал, основанный на учебном пособии, и контрольные вопросы. Авторы и редактор с благодарностью примут все пожелания по улучшению содержания этой дисциплины, а также будут благодарны за сообщения по возможным недостаткам учебного пособия. Редактор, профессор Краковский ЮЖ. Глава 1, Становление и развитие сервисной деятельности 7 Глава 1 Глава 2 КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ Глава 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ| Сервисная деятельность Сервисная деятельность Глава 3. Государственное и региональное регулирование... 91
печивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации — достижение оптимальной степей и упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, качество услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, экономии всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов, связанная с предотвращением возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций и т. д. Узкие (конкретные) цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, сфере услуг в целом, тому или иному предприятию в отдельности, конкретной услуге и т. д. Стандартизация имеет свои объект (предмет) и область. Объект стандартизации — услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Область стандартизации — совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, гостиничная индустрия является областью стандартизации, а объектами стандартизации могут быть конкретные гостиничные услуги: услуги по оформлению и размещению гостей, услуги горничной по уборке номеров, услуги питания и т. д. В зависимости оттого, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт, различают уровни стандартизации: — международный — деятельность, открытую для соответствующих органов любой страны;
— региональный — деятельность, открытую только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира; — национальный — стандартизацию в одном конкретном государстве. В свою очередь, национальная стандартизация может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, объединений, предприятий. Международная и региональная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих международных и региональных организациях. В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Разновидности нормативных документов рекомендованы Руководством 2 ИСО/МЭК, составленным международной организацией по стандартизации (ИСО, ISO). Это стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты. Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлен на достижение оптимальной пользы для общества. Руководство 2 ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: — основополагающий стандарт имеет широкую область распространения или содержит общие положения для определенной области, может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для других стандартов; — терминологический стандарт распространяется на термины, к которым, как правило, даются определения, а в некоторых случаях — примечания, иллюстрации и т. д. Например, стандартизированными могут быть следующие терми- 92 Сервисная деятельность Глава 3. Государственное и региональное регулирование... 93
ны: гостиничная услуга, услуга общественного питания, гостиница, ресторан, кафе, бар и т. д.; — стандарт методов испытании устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий; — стандарт на услугу, процесс, продукцию устанавливает требования, которым должны удовлетворять услуга, процесс, продукция с тем, чтобы обеспечить их соответствие назначению; — стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения; — стандарт с открытыми значениями, неиденцифицирующий стандарт содержит перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации услуги или процесса. Как правило, такие данные конкретизируются в договорных отношениях производителем либо потребителем. Документ технических условий устанавливает технические требования, которым должна удовлетворять услуга (продукция, процесс). В документе технических условий должны быть указаны, в случае необходимости, процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Свод правил — документ, рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, обслуживания, эксплуатации. Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы, принятый органом власти. Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования (гармонизации) национальных стандартов, разработке и широкому применению между- народных стандартов. Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ISO 9000—9004, принятых в марте ] 987 года и обновленных в 1994 и 2000 голах. В своем классическом варианте стандарты ISO серии 9000 были разработаны для промышленности, однако общая философия систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее время предприятия и организации самых различных сфер деятельности стали активно использовать эту методологию. Тем компаниям, которые уже прошли сертификацию по редакции 1994 года, но желают получить новый стандарт, потребовалось модифицировать свои системы в соответствии с новыми требованиями. Стандарты серии ISO 9000 — это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176), Новый стандарт ISO 9000 является также семейством стандартов, состоящим из; 1. ISO 9000:2000 —Система управления качеством: концепция и словарь (заменил ранее опубликованный словарь ISO 8402); 2. ISO 9001;2000 — Система управления качеством: требования. В соответствии с этим стандартом сертифицируются системы управления качеством организации. Он предлагает три ключевых концепции — управление процессами, удовлетворение потребителя, постоянное усовершенствование: 3. ISO 9004:2000 — Система управления качеством; руководство по повышению эффективности. Этот стандарт дополняет ISO 9001, выделяя основные элементы системы управления качеством, и состоит из четырех частей — руководство для управления элементами системы управления качеством, руководство для управления качеством всех видов деятельности но обслуживанию, руководство для управления качеством всех видов переработанных материалов, руководство по совершенствованию в области качества. Целью стандарта J SO 9000:2000 является сведение в единую систему основных принципов Всеобщего Управления Качеством (TQM — ти-кью-эм). ТОМ определяется как управленческий подход организации, направленный на достижение и долговременное поддержание ее успеха. Стандарт ISO 9000:2000 был разработан с учетом его совместимости со стандартами для других систем управления, признанных на международном уровне. В значительной степени он связан со стандартом ISO I4000-1996 по Управлению в области защиты окружающей среды. Семейство ISO 9000 в редакции 1994 года включало большее число стандартов: — все международные стандарты с номерами ISO 9000 — 9004, в том числе все части стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004; Сервисная деятельность Глава 3. Государ две иное и региональное регулирование... ' 95
— все международные стандарты с номерами ISO 10001 — 10020, в том числе все их части; — ISO 8402. Три стандарта из серии ISO 9000 (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) являлись основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации. Стандарты ISO 9000 и ISO 9004 не более чем справочники. Из вышесказанного следует, что ни ISO 9000, ни ISO 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ISO 9000 или ISO 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ISO 9001, 9002 или 9003. Определенным достижением мирового опыта в управлении качеством услуг можно считать принятие ISO международного стандарта ISO 9004-2 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам». Внедрение современных методов управления качеством идет двумя путями: 1 путь. Официальное внедрение стандартов ISO в национальную систему стандартов. Примером служат ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 9002. Данные стандарты внедряются в качестве ориентиров для организаций в области повышения качества и носят добровольный характер. По этим стандартам проводится добровольная сертификация в системе ГОСТ Р. 2путь. Применение предприятиями стандартов методов управления качеством, официально не применяемых в России. Как правило, это предприятия с высоко- и конкурентоспособной продукцией, значительная часть которой реализуется в странах с широко применяемыми, современными требованиями к качеству. Правовой основой обеспечения качества услуг в области зарубежных и международных правовых актов являются: Закон ЕС «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции» от 25.07.85, «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», приняты Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 39/248 от 9 апреля 1985г.), Меморандум «Глобальная концепция сертификации и проведения испытаний» Европейской комиссии, по- становление Совета Европы № 90/С 10/01 «Глобальная концепция оценки соответствия» от 21.12.89, международные стандарты ISO (в первую очередь серия 9000). В российском законодательстве качество услуг регулируется посредством Закона РФ «О защите прав потребителей» от-09.01.96 2-ФЗ (ред. От 17.12.99 г. № 212-ФЗ), постановления Правительства РФ «Об утверждении Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 августа 1997 г. № 1025, ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг». Этот стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ISO 9004.2,9002 и направлен на обеспечение необходимого качества услуг. Стандарт используется также для сертификации систем качества. Сервисная деятельность Глзва i. Государственное и региональное регулирование... 101
— строительная продукция: — выполняемые работы и оказываемые услуги населению; — системы качества: — производства. Система ГОСТ Р обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории РФ через сеть аккредитованных в установленном порядке органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации. Система ГОСТ Р включает в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции (услуг) с учетом специфики их производства и использования, а также с учетом требований международных систем сертификации и соглашений, участником которых является Россия. Объективность и достоверность сертификации в системе ГОСТ Р обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также аттестацией экспертов в установленном порядке. Система ГОСТ Р имеет собственные формы сертификатов и Знак соответствия. Ниже приведена структурная схема сертификации услуг, с обозначением участников сертификации. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации является Госстандарт России, на который возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории должны иметь постоянный персонал, условия работы которого исключают оказание на него воздействия со стороны изготовителя (продавца) и потребителя и (или) руководителей лаборатории. Эксперты по сертификации должны обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей. Функции испытательной лаборатории конкретизируются в «Положении об испытательной лаборатории». Эксперт по сертификации — это высококвалифицированный специалист в соответствующей области, имеющий стаж практической работы в этой области не менее 4 лет, имеющий высшее специальное образование по профилю сертификации, прошедший обучение по специальной программе по ведению сертификации и стандартизации услуг в аккредитованном Госстандартом учебном заведении и аттестованный, в установленном порядке. Каждый эк- сперт по сертификации обязан знать свои функции и ответственность, изучать новые эффективные методы и процедуры их выполнения, своевременно предлагать обновление применяемых методов и процедур, внесение их в должностную инструкцию и другие организационно-методические документы органа. Орган по сертификации при этом ведет учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого эксперта (сведения о профессиональном опыте и подготовке экспертов постоянно обновляются). Процесс сертификации продукции, работ и услуг включает в себя: — подачу заявки на сертификацию; — рассмотрение и принятие решения по заявке; — оценку соответствия услуг (результатов услуг) установленным требованиям; — проведение сертификации по одной из стандартных схем; — принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; — выдачу лицензии на применение знака соответствия; — инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. В первую очередь, заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации, в соответствии с его областью аккредитации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации. Обязательным условием сертификации является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих региональных органов Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора, Госкомприроды, осуществляющих контроль над безопасностью в пределах своей компетенции. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертификации продукции). При сертификации услуг проверяются характеристики (показатели) выполнения работ услуг и результатов услуг с использованием методов их проверки (оценки), позволяющих полно и достоверно подтвердить соответствие услуги (результата услуги), процесса обслуживания требованиям безопасности, установленным в нормативных документах. Сервисная деятельность Глава 3. Государственное и региональное регулирование... 103
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. Для целей обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности в системе сертификации ГОСТ Р определен единый по всей России знак соответствия. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Если сертификат выдан на услугу, то знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, бланки и др. Маркирование знаком соответствия осуществляет изготовитель (исполнитель). Изготовителю (исполнителю) право маркирования продукции знаком соответствия предоставляется лицензией. выдаваемой органом по сертификации в соответствии с «Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия». В лицензии устанавливается обязательство изготовителя (исполнителя) обеспечивать соответствие всей продукции, маркированной знаком соответствия, нормативным документам и испытанному образцу. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоот - ветствия. Продукция, услуги, не подлежащие обязательной сертификации и по которым не предусмотрены обязательные требования стандартов, могут подвергаться добровольной сертификации. Добровольная сертификация так же применима к следующим объектам: — системам управления качеством продукции, услуг (работ); — технологическим процессам; — предприятию в целом, с определением категорийности (раз рядности предприятия, звезд гостиницы и т. д.). Однако добровольная сертификация продукции или услуг, подлежащих обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции или услуг. В соответствии с законом «О техническом регулировании и Российской Федерации», вступившем в силу в 2003 году, стандарты — это документы добровольного многократного использования, | обязательная сертификация услуг на безопасность переводится в добровольную. Постановлением Госстандарта от 4 ноября 2000 г. № 76 введена в действие система добровольной сертификации продукции. Методическим центром системы назначен Всероссийский НИИ сертификации (ВНИИС). С 1 октября 2001 вступила в силу разработанная ВНИИС система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию. В разъяснительном письме Госстандарта России от 19 марта 2002 г. № ВУ-110-23/930 указано на то, что органы по сертификации услуг, аккредитованные Госстандартом России для проведения обязательной сертификации, вправе осуществлять добровольную сертификацию в пределах их области аккредитации.
Глава 4 Сервисная деятельность Сервисная деятельность Когда жизненный цикл товара подошел к концу, у сервисной службы остается время продолжать получать свои доходы. Если на этапе упадка производитель сумеет обеспечить достойный уровень обслуживания основного товара, то он добивается неоспоримого преимущества в глазах клиента. Зарубежные и отечественные маркетинговые исследования свидетельствуют, что в последние годы продолжительность жизненного цикла потребительских услуг сжимается, разные фазы цикла проходят быстрее. Специалисты связывают этот факт с увеличением объема предложений на рынке услуг и с повышением уровня конкуренции в сфере сервиса в целом. Для разного рода услуг и сервисных продуктов нередко сложно выработать общепризнанные критерии, по которым можно было бы безошибочно определять период их жизненного цикла. В целом о жизненных циклах разных услуг в настоящее время знают гораздо меньше, чем о жизненных циклах разных товаров. Эта сложность лежит в основе того, что многие предприниматели не придают особого значения анализу фазовых изменений, которые происходят с той или иной услугой, сервисным продуктом. 4.3. Сервисная деятельность Сервисная деятельность стоянки. Эти стоянки устроены таким образом, что посетитель может, поставив машину, непосредственно попасть на любой этаж магазина. Оснащение универмага, как правило, обеспечивает определенный комфорт: автоматически раскрывающиеся входные двери, эскалаторы для перемещения с этажа на этаж, места для отдыха, комнаты матери и ребенка, центры красоты и т. д. С целью продемонстрировать покупателю как можно большее количество товаров, движение по магазину и зонирование (по принципам мерчандайзинга) строится проектировщиками по сложной траектории, со своими островками, магистральными направлениями и т. д. При движении по кривой траектории происходит более яркое восприятие разных участков стены, где соответственно размещены разные ассортиментные группы. Особым воздействием обладают пути в виде окружности («Orientation Points»), вдоль которой как на арене можно эффектно демонстрировать товары для продажи. Благодаря крупным централизованным службам снабжения и складирования сетевые супермаркеты предлагают своим покупателям товары «золотой середины» по качеству и стоимости. Несмотря на то, что здесь всегда широко представлены ходовые товары известнейших производителей, все сильнее развивается схема «собственных торговых марок» как неотъемлемый инструмент мерчандайзинга. По качеству такая продукция не хуже, а зачастую и лучше «раскрученных» аналогов, хотя продается ощутимо дешевле. По уровню применения торговых услуг Запад опережает Россию на несколько шагов. К настоящему времени за рубежом основные преимущества глобальной организации и технологичности розничной торговли уже задействованы практически на 90% субъектах розничной торговли, и теперь активно совершенствуются такие элементы мерчандайзинга, как: — ориентация на эмоциональное восприятие товаров целевыми группами покупателей (в уже упоминавшемся Kaufliof это, например, концепция «Эмоции» для отделов женской одежды и белья); — уход от безликости больших торговых пространств, оформленных в едином стиле, к выделению различных активных зон продажи (при сохранении единства общей концепции); — динамичная презентация товаров благодаря использованию современных мультимедийных средств, что наиболее эффективно в расчете на детей и тинэйджеров. Глава 4, Характеристика инноваций в сервис ной деятельности 123 Перспективы развития российской розничной торговли связаны, в первую очередь, с развитием и совершенствованием торговых услуг. Проводником в данном процессе будут выступать прогрессивные формы розничной торговли, такие как супермаркеты. Внедрение технологии мерчандайзинга как торговой услуги покупателю, которую на Западе применяют все магазины, а в России незначительное число, позволяет увеличить среднюю сумму покупки, сократить время выбора товара, а также увеличить площадь выкладки. По самым скромным подсчетам, сумма средней покупки возрастает в 2—4 раза. Глава 5. Особенности функционирования отдельных групп услуг 125 Главам ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП УСЛУГ Предприятие сферы услуг — это хозяйственно обособленная производственная единица в сфере сервиса, производящая и реализующая одну или более потребительскую услугу.
Сервисная деятельность Глава 5 Особенности функционирования отдельных групп услуг 127
жилья, индивидуальный пошив одежды, основными потребителями которых являются группы населения с высоким и средним уровнем дохода, при этом падает спрос на услуги по пошиву обуви, изготовлению и ремонту, на услуги прачечных; — сокращение сети предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, как в целом, так и по отдельным видам услуг. К началу 1997 г. в России насчитывалось 57 тыс. мастерских, ателье, что в 2,2 раза меньше, чем на начало 1991 года, а в сельской местности соответственно в 3 раза меньше. Почти в 3 раза уменьшилась численность работающих в отрасли при том, что именно в этой сфере предположительно постоянно должны создаваться дополнительные рабочие места. Результаты бюджетных обследований показывают, что во всех доходных группах население осуществляет расходы на оплату бытовых услуг. Диапазон разброса бытовых услуг в общем объеме данной категории потребительских расходов достаточно велик: от 1,1 % в самой низкодоходной и до 36,4% в самой высокодоходной группах. Однако наличие этих расходов подтверждает неоспоримый факт, что даже при минимальных среднедушевых доходах население вынуждено потреблять бытовые услуги в силу их социальной значимости. Принципиальным моментом в оценке тенденций потребления отдельных видов услуг является необходимость дифференцированного подхода к различным видам услуги сложившимся тенденциям реализуемого спроса на них, в том числе в силу имеющихся диспропорций в доходах различных слоев населения. Кодекс профессиональной этики работников обслуживания Требования профессиональной этики работников обслуживания фиксируются в специальном документе (кодексе). Приведем основные положения такого кодекса: — Каждый заказчик должен почувствовать, что ему в ателье (мастерской) искренне рады. — Каждый посетитель — потенциальный заказчик. — Приветливый взгляд, добрая улыбка в сочетании с деловым поведением создают дружеский контакт и облегчают обслуживание.
— Принимайте заказчика таким, каков он есть. Не старайтесь его переделать за несколько минут общения с ним. Будьте тактичны, вежливы и радушны, но вежливость не должна переходить в угодливость. Вежливость — самое надежное средство в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента. — Внимательность работника — одно из основных условий благоприятного морально-психологического климата в салоне ателье, мастерской. Невнимательность — наибольшее зло во взаимоотношениях с заказчиком. — Ничто так не травмирует психику, не удручает и не ожесточает, как равнодушие, пренебрежительное отношение к человеку. — Умейте владеть собой, проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте себе чрезмерно раздражаться. — Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью. — Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения заказчиков. — Искренне и своевременно извиниться — это не унижение, а достойное признание определенной вины; это и признак культуры. — Каждый поступок работника должен быть мотивирован и не вызывать у заказчика сомнения в его справедливости. — Придерживайтесь согласованного с заказчиком времени его прихода. — Держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда вы на виду, а тем более разговариваете с заказчиком. — Старайтесь равномерно распределять свои физические и психические нагрузки, не забывайте о часах основного потока посетителей. — Вы не имеете права отзываться пренебрежительно об изделиях, которые заказчик отдает в ремонт, на восстановление или обновление. — Берегите честь предприятия и своих товарищей. Работнику бытового обслуживания недостаточно только выучить положения этого нравственного кодекса. Эти положения должны прочно перейти в его убеждения, стать его «второй натурой», не оставаться на бумаге. Однако некоторые работники контактной зоны, к сожалению, не соблюдают требований профессиональной Сервисная деятельность Глзва И>. Особенности функционирования отдельных групп услуг 129
этики. Клиентам еще приходится встречаться с черствостью, бездушием, высокомерным к себе о
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.02 с.) |