ТОП 10:

Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг



Ключевым фактором, обусловившим динамичный рост сферы услуг, является научно-технический и технологический прогресс,


12 Сервисная деятельность


Глава i. Становление и развитие сервисной деятельности



 


результатом которого стало создание новых областей сервиса, обес­печивших дополнительный приток рабочей силы и капиталов.

Новые технологии радикально изменяют методы ведения биз­неса в организациях, занимающихся обслуживанием потребителей. Одним из таких мощных импульсов сегодня является интеграция компьютерной техники и средств телекоммуникации. Технологи­ческий прогресс оказывает влияние и на многие другие виды об­служивания — от воздушных перевозок до розничной торговли. Создание новых или усовершенствованных систем сервиса позво­ляет существенно изменять такие операции, как прием заказов, осуществление платежей; заменять монотонную работу машинами и в большей степени вовлекать потребителей в деятельность ком­пании путем внедрения систем самообслуживания.

Ярким примером здесь может служить автоматизация банков­ских операций, таких как принятие вкладов, погашение кредитов и выплаты наличных средств. Внедрение банковских автоматов позволяет обслуживать клиентов круглосуточно в местах, где ис­пользование персонала практически невозможно. Сегодня число банкоматов только в США превысило 70 тыс. единиц. Применение кредитных карт вытесняет бумажные деньги как средство платежа и позволяет покупателям производить расчеты непосредственно в торговых центрах и других местах совершения покупок, обо­рудованных соответствующими электронными терминалами.

Развитие экономики па базе технологического прогресса объек­тивно способствует росту сервисных услуг, связанных с поставками и дальнейшей эксплуатацией все более и более усложняющихся в техническом исполнении традиционных товаров.

Действительно, любой физический товар, особенно высокотех­нологичный и длительного пользования, создает потребность в услугах. В зависимости от характера изделия потребности в услугах могут включать:

— транспортировку и складирование;

— установку и монтаж;

— заправку горючим;

— техническое обслуживание и ремонт;

— чистку и восстановление внешнего вида;

— экологически адекватную утилизацию.

Такие услуги могут не только приносить дополнительный до­ход, по и помогать компании быть ближе к потребителям и созда-


вать долгосрочные отношения с ними на основе более глубокого понимания эксплуатационных возможностей приобретенного обо­рудования. При обосновании привлекательности своих конкурент­ных предложений многие фирмы-изготовители стараются подчер­кнуть свои возможности осуществлять ремонт производимого ими оборудования, а также его техническое обслуживание и решение возникающих проблем в любой точке земного шара. Коммерческие сервисные центры вносят немалую лепту в доходы таких широко известных компаний-изготовителей, как IBM, Hewllet-Packard и Genera! Motors и других.

1.3.

Специфика рынка услуг

Природа сферы услуг, особенности, отличающие услугу от ма­териального товара, обусловливают специфику рынка услуг, кото­рый рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом выделяют:

— высокий динамизм;

— территориальную сегментацию и локальный характер;

— высокую скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла;

— преобладание малых и средних предприятий, а также их вы­сокую чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги;

— специфику процесса оказания услуг, связанную с личным контактом производи геля и потребителя;

— индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологии во многих отраслях;

— высокую дифференциацию продукта в одной и той же отрасли;

— неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг;

— наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.

Хотя рынок услуг имеет много общего с рынком товаров, существуют некоторые особенности рыночной координации, обус-


/


14 Сервисная деятельность


Глава 1 Становление и развитие сервисной деятельности 15


 


ловленные специфической природой услуги, неосязаемостью ус­луги, невозможностью ее хранения и транспортировки, одновре­менностью производства и потребления услуги, необходимостью личных контактов потребителя и производителя, высокой степе­нью индивидуализации и нестандартности спроса па услуги.

Рассмотрим особенности рынка услуг.

Во-первых, рынок услуг больше всего отвечает требованиям свободного рынка классического типа, он меньше всего поддается монополизации, поскольку производство услуг рассредоточено. Наиболее распространенной формой организации производства услуг являются малые предприятия, основанные на частной и кол­лективной собственности. Рентабельность производства услуг обеспечивается не столько экономией в масштабе производства, сколько за счет экономии на разнообразии и качестве услуг,

На ранних стадиях развития рынок товаров и рынок услуг были мало разделимы. По мере развития производительных сил проис­ходит их дифференциация. Но этот процесс идет неоднозначно и в нем можно выделить две Тенденции; тенденцию дополняемости и тенденцию взаимозамещения товаров и услуг.

Тенденция дополняемости обусловлена существованием пира­миды потребностей, в основании которой лежат материальные по­требности, создающие базис для потребностей более высокого уров­ня — социальных и духовных. Каждая из этих потребностей, до­полняя друг друга, характеризует сложность природы человека как социобиологического существа. Сложность техники и технологии порождает потребность в соответствующих вилах услуг по их ре­монту и техническому обслуживанию.

Вместе с тем, чем надежнее и качественнее товары, тем в пос­ледующем при их использовании потребителями меньше требуется услуг по поддержанию и восстановлению потребительских свойств изделий.

Во-вторых, рынок услуг по сравнению с рынком товаров отли­чается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью. Не слу­чайно на Западе наблюдается большое количество банкротств фирм в сфере услуг. Здесь остро стоит вопрос о выживаемости хозяйству­ющего субъекта.

В-третьих, рынок услуг отличается от рынка товаров значи­тельной сегментацией, то есть большей ориентацией на определен­ную группу покупателей. В сфере услуг последовательно реализу-


ется принцип дополняемости. Так, услуги, связанные с организа­цией отдыха, соединяются с торговыми услугами, услуги туризма с гостиничными, услуги кино с телевидением и с рекламой и т. д.

В-четвертых, для рынка услуг по сравнению с рынком товаров характерна большая степень локализации и привязанности его к Местности. Это связано со специфическим способом транспорти­ровки услуг, поскольку, их реализация требует личных контактов про" водителей и потребителей. Она обеспечивается либо переме­щением производителя услуг к месту расположения потребителя, либо перемещением потребителя к месту расположения произво­дителя. Однако развитие телекоммуникаций и компьютеризация сокращают необходимость личных контактов при реализации ус­луг. С технологическим прогрессом преодолевается локальность, рынок становится более открытым, более интернациональным.

В-пятых, рынок услуг в отличие от рынка товаров характери­зуется большим динамизмом и гибкостью. Это объясняется тем, что скорость оборота капитала в сфере услуг выше, чем в производ­ственных отраслях, и для организации бизнеса услуг требуется зна­чительно меньше первоначального капитала, чем в индустриаль­ном и аграрном секторе. Малый бизнес в сфере услуг создает благоприятную среду для выращивания предпринимательских кадров, для самоутверждения и самореализации личности в области предпринимательской деятельности.

Рынок услуг служит инкубатором предпринимательства, по­скольку именно здесь создаются наиболее благоприятные условия для бизнеса в силу большой скорости оборота капитала. Рост банк­ротств предпринимателей на рынке услуг не фатален, т. к. всегда есть возможность возобновления деятельности в диверсифицированных родственных отраслях. Рынок услуг чаще всего представлен множеством небольших или малых предприятий, способствующих занятости в бизнесе большого количества экономически активных лиц, что ведет к формированию среднего класса, предотвращению экономического, социального, политического и иного давления.

Среди факторов, формирующих рынок услуг, можно выделить: уровень развития техники и технологии, сырьевой потенциал, уро­вень спроса на бытовые услуги, уровень рыночных цен, налоговый режим и уровень дотаций.


 

Сервисная деятельность

Как показывает практика западных стран, рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В производственных и деловых кругах, торговле и общественном питании, бытовом обслуживании и личных услугах, в индустрии туризма и развлечений рынок является наиболее развитым как инструмент эффективного удовлетворения общественных потребностей. Однако в таких отраслях, как народное образование, здравоохранение, культура и искусство, рыночные отношения имеют не только свою специфику, связанную с вышеуказанными особенностями рынка услуг, по также существует значительный по размерам сектор государственных организаций и учреждений. Это обусловлено, прежде всего, рядом объективных причин неэффективности рынка в сфере социально-культурного обслуживания, которые ведут к необходимости государственного вмешательства в обеспечение производства данных услуг, к ограничению частнопредпринимательской деятельности в данной сфере.

1.4.

Особенности сферы сервиса

Определим сервисную деятельность как область человеческих взаимоотношений по реализации общественных, групповых и индивидуальных благ. Одна сторона в этих взаимоотношениях, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, представляет им возможность обладать такими благами.

Несмотря на то, что в развитых странах в сфере услуг занято более половины трудоспособного населения, ее место в системе общественного производства определяется некоторой подчиненностью по отношению к материальному производству. Парадокса здесь пет, т. к. именно уровень развития производственных сил, потенциал материального производства определяют возможные Границы в развитии отраслей услуг, устанавливают экономические и материальные ориентиры в социальном пространстве ре­ального бытия. Материальное производство создает также и материальные ресурсы, необходимые для функционирования отраслей обслуживания, высвобождает трудовые ресурсы для использования их в сфере сервиса. Материальное производство формирует уровень


Глава I Становление и развитие сервисной деятельности 17

и качество потребностей человека и общества, а также обеспечивает реальное удовлетворение их притязаний.

С другой стороны, сфера сервиса оказывает весьма существенное влияние на развитие материального производства, на уровень и качество жизни общества в целом.

Кроме того, грамотно спроецированный на общественные отношения сервис:

— способствует повышению эффективности общественного и, в частности, материального производства, прежде всего через повышение производительности труда и создание условий оптимизации трудового процесса;

— обеспечивает поддержание воспроизводства экономически активного населения в общественно необходимом масштабе за счет специфических видов деятельности (образование, переподготовка кадров, медицина), воздействующих на интеллект и физическое состояние работников;оптимизирует структуру внерабочего времени экономически активного населения;

— повышает уровень и качество жизни, формирует оптимальную для исторически конкретного общества структуру потребностей и способствует их реальному удовлетворению;

— создает условия для нормальной жизнедеятельности экономически неактивного населения (детей, инвалидов, престарелых и т. д.) за счет специфических видов деятельности, воздействующих на структуру их свободною времени, интеллект, здоровье, личное имущество;

— способствует сбалансированности доходов и расходов экономически неактивного населения;

— формирует в своей структуре такие ключевые факторы материального роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т. п.:

— оказывает существенное влияние на обеспечение национальной безопасности государства и общества.

Таким образом, рассматривая сервис с точки зрения его участия в производстве и воспроизводстве общественной жизни, нетрудно заметить, что во всех сферах общественного устройства и на всехего уровнях институт сервиса в той или иной степени обнаруживает свое присутствие и свое влияние.



Сервисная деятельность


1пава 1 Становление и развитие сервисной деятельности 19


 


Основными функциями сервиса являются: а) доведение до по­требителя материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами путем предоставления со­ответствующих услуг: б) обслуживание процесса их потребления: в) создание условии для быта, отдыха и досуга; г) способствование увеличению свободною времени и рациональному его использо­ванию. В этом заключается особая личностная значимость сервиса: он непосредственно формирует условия, образ и уровень жизни населения, т. е. реализует социальную компоненту экономики, осо­бенно в условиях рынка.

Сервис выступает и как социальный заказ государства, и как социальный заказ общества. Практика развития стран мирового сообщества со всей очевидностью показала, что сфера сервиса по уровню своего развития, несомненно, зависит от политической организации этого общества, от политического режима, который имеет место в конкретном обществе. Как правило, демократические режимы предоставляют возможности и обеспечивают своим участием развитие сервиса на всех уровнях социального устройства в масштабе большинства входящих в него селитебных зон. В тоталитарном обществе государство само определяет границы и рамки сервиса, пользуясь чаще идеологическими, чем экономическими и социальными соображениями.

В целом, в мировом сообществе роль и значение института сер­виса неуклонно возрастают. Так, к концу 90-х годов суммарная доля услуг общественном производстве ведущих зарубежных стран до­стигла 62—74%, количество занятых в сфере сервиса по отноше­нию к общей численности занятых — 63—75%, объем капиталовложений превысил 50% от общей суммы инвестиций.

В международной классификации отраслей принято выделять три сектора:

а) первичный (сельское хозяйство, рыболовство, охота, лесо­водство). Здесь работник взаимодействует с биоприродными ресурсами, поставляя необходимое для общества биосырье, растительные материалы и продукты;

б) вторичный (индустриальные отрасли — добывающая, обрабатывающая. пищевая и легкая промышленность, а также строительная индустрия, выработка и транспортировка электро-, водо- и газовых ресурсов). В данном случае работник имеет дело с трансформацией и подготовкой цело-


го ряда природных богатств для производственных и социальных нужд, участвует в промышленном производстве, вырабатывает пищевые продукты и т. д.; в) третичный (сфера услуг — экономика услуг). Здесь работник взаимодействуете людьми и производственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их специфических потреби остей, как не связанных впрямую с производством, так и связанных с ним. Третичный сектор экономики, с одной стороны, имеет значительную историю (парикмахерские, бани, гостиницы). С другой стороны, этот сектор стал интенсивно развиваться после повышения эффективности первых двух секторов (надо освободить людей для сферы услуг и создать свободное время для них). Так появилась необходимость в отдыхе, поездках, санаторном лечении и т. д.

Характерной чертой развития современного института сервиса стало быстрое формирование собственной базы НИОКР. Вслед за компьютерным бизнесом, банками, медициной, системой теле­коммуникаций, собственные базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ развивают фирмы, связанные с производством традиционных видов услуг. Доля этой сферы в об­щих расходах бизнеса на НИОКР в течение 1981 —1993 гг. выросла в США с 4,2до26,1%, Великобритании с 1,3до 18,2%, Канаде — с 9,2 до 30,6% и повеем странам ОЭСР достигла 1/3.

Об изменении роли сервиса, сферы услуг (третичного сектора) и современной экономике свидетельствуют результаты во внутрен­ней торговле, объем внешней торговли услугами, изменение струк­туры занятости в сторону роста численности работников третич­ного сектора.

Традиционные виды услуг, вследствие низких темпов развития в современной экономике оказались оттеснены на второстепенные позиции. Так в США в середине 90-х годов в сфере традиционных услуг было занято 7,5 млн человек, тогда как в сфере деловых услуг — Колее 11 млн, в здравоохранении — свыше 11 млн, в образовании — 10,5 млн, сфере финансов и страхования — 5,6 млн, в торговле — 26,5млн человек.

В последние десятилетия в сфере сервиса наряду с появлением Новых услугоемких производств получила развитие так называемая «экстернализация» услуг — выделение в самостоятельные секторы сервиса операций, которые ранее были составной частью произ-


20 Сервисная деятельность


1л<ша 1 Становление и развитие сервисной деятельности 21


 


водства или домашнего хозяйства. Экспертализация услуг не сво­дится к перемещению услуг из одной сферы в другую. Это явление качественного порядка, обеспечивающее расширение ассортимента услуг, повышение их качества и снижение экономических затрат на их производство.

Социальная ориентация экономики развитых стран, кри­тическая зависимость общественного производства от человеческого фактора обусловили существенное увеличение расходов этих госу­дарств на развитие целого ряда услуг, в первую очередь — социальных. Доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете за 1985—1995 гг. выросла в США — с 4,3 до 6,6%, Германии — с 6,6 до 8,2%, Франции — с 6,5 до 7,7%, Великобритании — с 5,0 до 5,9%, Японии — с 4,7 до 5,7%. Внутренний спрос на услуги в каждой из этих стран существенно дополнялся внешним. За последние 15 лет экспорт услуг в развитых странах увеличивался вдвое быстрее, чем товаров, и их доля в стоимости экспорта к 1995 г. выросла до 23%.

В России в 1995 г. в фактически действовавших ценах объем ус­луг за год в расчете на душу населения составил 762,8 тыс. р. Надолго отдельных видов услуг приходилось: бытовых услуг — 19,3%, услуг пассажирского транспорта — 28,0%, услуг связи — 7,6%, услуг жи­лищно-коммунального хозяйства — 19,4%, системы образования — 2,5%, культуры — 1,1%, медицинских услуг— 2,6%,санаторпо-оз-доровительных — 3,4%, услуг правового характера — 8,1%, туристско-экскурсионных — 1,3%, физической культуры и спорта —0,3%, прочих услуг — 6,4 %.

В реальных цифрах показатели развития института сервиса в России существенно выросли. Так, в 1996 г по отношению к 1990 г валовой внутренний продукт в экономическом исчислении увели­чился в сфере сервиса с 23 до 53%, а общая численность занятых выросла с 37 до 50%. Однако, в преобладающей своей части этот рост связан с более глубоким кризисом в сфере материального про­изводства.

Тем не менее, структура российского института сервиса в пос­леднее десятилетие претерпела существенные изменения, по­степенно превращаясь из неразвитой и социально непрестижной сферы бытовых услуг в динамично развивающуюся, реально и по­тенциально престижную сферу сервиса, в известной своей части уже отвечающую требованиям европейских и мировых стандартов.


Сервисные организации, учитывая процессы социально-потре­бительской и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных на разные группы населения. Вместе с тем, сервис не в состоянии решать острые социальные про­блемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут ней­трализовать процессы социального неравенства. Они также не удов­летворят всю гамму запросов населения, так как объективно су­ществуют ресурсные ограничения в процессе рыночного обмена. Например, представителям сервисного бизнеса во многих случаях, оказывается, невыгодно заниматься обслуживанием беднейших сло­ев; многие виды услуг нерентабельно организовывать па перифе­рии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия вомногом могут сниматься за счет социальной политики государства, политики локальных властей и трудовых коллективов.

Однако социальная политика властей и социальная работа внут­ри коллектива также не в состоянии полностью отрегулировать все противоречия, свойственные социальным отношениям и повсед­невной практике людей, включая недостатки организации сферы обслуживания. Немалую часть усилий в этом направлении берут на себя сами граждане. Путем самоорганизации и самообслуживания население «значительной степени восполняет те звенья жизнеобес­печения людей, которые не в состоянии обеспечить сфера услуг, Социальная работа в производственных коллективах, социальная политика властей.

Под жизнеобеспечением населения той или иной страны пони­мается комплекс общественных и индивидуальных усилий, наце­ленных на воспроизводство и развитие условий жизни людей, В данный комплекс входит производственная деятельность, домаш­нее хозяйство, трудовая и социальная кооперация между людьми, а также традиции распределения, потребления разными социальными слоями материальных благ, нормы восстановления энергетических затрат человека и поддержания им своего здоровья.

Именно в семье, через ведение домашнего хозяйства, посред­ством сети родственных, соседских и дружеских отношений вос­производится немалый объем жизнеобеспечения людей, реализу­ются те их потребности, которые не могут удовлетворить государ­ственные институты или рыночные отношения. Домашнее хозяйство и родственные отношения в целом развиваются на иных принципах, нежели отношения в институциональных структурах



Сервисная деятельность


Глава I. Становление и развитие сервисной деятельности



 


власти с их жесткой иерархией, подчинением, а также в рыночной стихии, где доминируют принципы коммерции.

Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах ра­циональной целесообразности, подчинена требованиям экономичес­кой эффективности. В этой разнице семейного мира и сервисной деятельности товарно-рыночного типа заключено противоречие, которое, однако, преодолевается через механизмы социально-эко­номического обмена, через заинтересованное сотрудничество по­требителей и производителей услуг.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.59.63 (0.013 с.)