ТОП 10:

И РЕГИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



13-1| Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне

Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе, регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения (армию, полицию, пенитенциарную систему) регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло

В практике государственного строительства постепенно отра­батывались правовые и финансовые механизмы перераспределения общественных благ. Посредством налогообложения сосредо­точения в своих руках ряда властных полномочий государственные органы расширяли свою возможность распоряжаться немалыми финансами, позволяющими не только содержать армию, полицию


но и перераспределять средства, не допуская безудержного» обогащения одних слоев и предельного обнищания других.

Помимо функций поддержки общественного порядка, оборо­носпособности, объектом государственного контроля и управления становились также коммуникации (почтовая связь, транспорт и др.), общее и профессиональное образование, здравоохранение, произ­водство некоторых наиболее доходных видов продуктов и алкоголь­ных напитков. В последние 100—150 лет в рамках государственной социальной политики во многих странах стало функционировать социальное обеспечение, осуществляться работа со слабозащищенными слоями населения — бедными, инвалидами, стариками. Также в качестве самостоятельного направления деятельности многих правительств формируется культурная политика, направленная на сохранение культурного наследия и на приобщение к нему разных социальных групп и слоев.

Одним из первых законов, призванных административно ре­гулировать развитие рынка услуг в современных условиях, является принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и утвержденные в его развитие правила оказания отдельных видов услуг. Например, Правила бытового обслужива­ния населения в Российской Федерации, Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту авто-мото-транспортных средств. Правила предоставления гостиничных услуг и ряд других. Благодаря этому закону было положено начало регулированию взаимоотношений исполнителя услуг и их потребителей и, что не менее важно, повышена, ответственность исполнителей за сроки, качество, культуру обслуживания населения России.

В постановлении Верховного суда Российской Федерации № 7 от 29 сентября 1994 г. определен перечень услуг, на которые рас­пространяется действие закона «О защите нрав потребителей». К ним относятся: купля-продажа; бытовой прокат, безвозмездное пользование имуществом; наем (аренда) жилого помещения; жи­лищно-коммунальные услуги, в том числе обеспечение работы ин­женерного оборудования; индивидуальные бытовые заказы; пере­возки граждан, их багажа и грузов; комиссионные услуги; услуги по хранению; из договоров на оказание финансовых услуг — пре­доставление кредитов для личных бытовых нужд, открытие и веде­ние счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их пору-



Сервисная деятельность


Глава 3. Государственное и региональное регулирование,,,


 


чению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг.

Указанный закон регулирует отношения между гражданином и предприятием (предпринимателем). Действие закона не распро­страняется на договорные отношения между частными лицами и между предприятиями.

Вплотную к вопросу о регулировании и координации де­ятельности примыкает такой механизм рыночного регулирования, как лицензирование, призванное в определенной мере посредством многих, рычагов при вести деятельность предприятий и предприни­мателей, оказывающих отдельные виды услуг, в соответствие с оп­ределенными требованиями. Лицензирование отдельных видов де­ятельности Закреплено Законом Российской Федерации «О лицен­зировании отдельных видов деятельности», принятым в 1998 году, что говорит о его большой значимости для развития услуг.

После принятия Правительством постановления по этому воп­росу были определены сроки разработки новых положений о лицензировании, перечень федеральных органов исполнительной власти и иных специально уполномоченных органов, осуществ­ляющих лицензирование конкретных видов деятельности; ос­новные требования к предприятиям и организациям, желающим получить лицензии, ведению реестров лицензий, а также перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающие проекты положений о лицензировании конкретных видов деятель­ности.

Важным элементом государственного управления услугами яв­ляются сертификация и стандартизация, обеспечивающие подтвер­ждение соответствия услуг, безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, а также контроль над ка­чеством услуг. В развитие этого вопроса были приняты Закон Рос­сийской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.

Учитывая, что вопросам сертификации и стандартизации ус луг придается большое значение на федеральном уровне, принято решение о разработке программы работ по развитию сертификации услуг. В ней предусмотрено введение в действие системы сертифи­кации потенциально опасных услуг, совершенствование основопо­лагающих нормативных и организационно –методических документов по сертификации услуг.


Не менее значимыми регуляторами на федеральном уровне, чем выше поименованные, являются федеральные целевые программы, разработка и осуществление которых занимают важное место в до­стижении целей государственной политики. При всех издержках в практике применения программ нецелевого метода федеральные программы дают возможность привлечь отечественных и иностран­ных инвесторов к решению проблем развития сферы услуг. В целом можно сказать, что сложившаяся нормативная база достаточно четко обеспечивает процесс формирования программ от зарож­дения замысла и обоснования их необходимости. Но в том, что касается региональных программ, эта база имеет пробелы и не­достатки.

Значительное количество действовавших федеральных программ было направлено на решение вопросов социальной сферы. Это про­граммы «Свой дом», президентская программа «Развитие и сохране­ние культуры и искусства Российской Федерации», программа «Раз­витие курортов федерального значения», программа «Развитие туриз­ма в Российской Федерации», программа «Ритуальное обслуживание населения Российской Федерации в 1993—2000 г.г.

Повышение расходов населения на платное обслуживание вы­зывает повышенный спрос на рабочую силу и требует допол­нительных капитальных вложений. Но ресурсы в народном хо­зяйстве ограничены, поэтому необходимы специальные меры по перераспределению ресурсов в сферу услуг Решающая роль здесь принадлежит государству. Федеральные и особенно местные орга­ны власти могут и должны создать благоприятные условия для про­изводства платных услуг: льготное налогообложение, льготные кре­диты, простоту оформления лицензий, обеспечение безопасности вложения капитала, поддержку малого предпринимательства.

Методы государственного регулирования цен могут быть различ­ными — от прямого директивного централизованного установления цен и тарифов на услуги естественных монополий до ориентировоч­ных (справочных) цен па наиболее массовые виды продукции и ус­луг. Государственные органы должны на основе постоянного мо­ниторинга цен находить новые формы и методы повышения эф­фективности и проведения ценовой политики.

Кроме перечисленных мер, которые применяются как для ма­териального производства, так и для сферы услуг, государство мо-



Сервисная деятельность


Глава 3. Государственное и региональное регулирование.., 77


 


связь, транспорт, материально-техническое снабжение и сбыт. Од­нако их стало меньше в жилищно-коммунальном хозяйстве, в стро­ительстве, в сферах культуры и искусства, науки, научного обслу­живания.

Суммируя общие характеристики малого бизнеса России, обозначим некоторые его типичные особенности. Чаще всего ма­лый бизнес — это небольшое предприятие, численностью в сред­нем 9-ти человек. Однако имеется множество структур от 1 до 3 человек. Основными фондами являются собственные средства. Если взять фонды отдачи (т. е. количество продукции, которая про­изводится на основных фондах), то они на малых предприятиях в два раза выше, чем у других форм собственности.

В конце 90-х годов структура услуг малого бизнеса имела следу­ющий вид. Из объема услуг малого предпринимательства значи­тельная доля (37,6%) приходилась на бытовые услуги. Затем следо­вали услуги пассажирского транспорта (17,0%), услуги правового характера (16,0%). Вслед за этим по убывающей располагаются ус­луги связи, туристско- экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, ветеринарные, системы образования, прочие услуги.

Говоря об относительно небольшой численности, о невысоких объемах работ малого бизнеса в сфере услуг и вместе с тем о вну­шительном потенциале развития в дальнейшем, необходимо учесть следующее. В российской экономике помимо МП (организацион­ных структур, приобретающих административно-правовые пара­метры деятельности) к малому бизнесу относят также индивиду­альных предпринимателей, которые трудятся без образования юри­дического лица. Сегодня подавляющая доля малых предприятий в российской сфере услуг состоит из бизнесменов-одиночек. В неко­торых регионах страны 80—95 % предприятий малого бизнеса пред­ставлено предпринимателями без образования юридического лица.

3.2.2. Региональная политика малого бизнеса

Кадровый потенциал предпринимательской деятельности сфе­ры услуг — это совокупность конкретных членов общества, каче­ственные профессиональные и личностные параметры которых (уровень квалификации, способность к инновациям и др.) и позво-


ляют им претендовать на вакансию, трудиться на предприятиях сферы услуги регулярно повышать квалификацию.

Кадровый потенциал дополнительно определяется также со­вокупностью трудовых отношений, форм и методов их проявления, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности в области услуг, имеющей инициативный рисковый характер.

Выделяются две категории кадрового потенциала предприни­мательской деятельности: «внешний» и «внутренний».

Внутренний кадровый потенциал — активные граждане, рабо­тающие на конкретном предприятии, способные к саморазвитию, продвижению по службе. Остальные категории работающих там граждан следует отнести к пассивному персоналу.

Внешний потенциал представляет собой претендентов на ва­кантные места на предприятии из числа выпускников учебных за­ведений, безработных, предпринимающих попытки включения в процесс предпринимательства, граждан, занимающихся пред­принимательством без оформления документов и не имеющих спе­циального образования, способных к инициативной деятельности.

Внутренний кадровый потенциал имеет начальной точкой воз­никновения заключение трудового контракта, включая и предва­рительную работу по отбору кандидатов на вакантную должность, проведение конкурсов (отборов). Он, во-первых, выражает часть социально-экономических отношений между предприятием и ра­ботником и в результате трудовой деятельности выступает в виде определенной величины вновь созданной стоимости продукта, ус­луг. Во-вторых, характеризует способность и возможность кадров решать задачи стабильности, надежности и процветания бизнеса. В-третьих, требует вложения капитала в профессиональный рост специалистов. Он возникает на базе имеющихся кадров и свиде­тельствует о наличии резервов. Кроме того, наличие внутреннего потенциала гарантирует предприятию сохранение про­фессиональных кадров и возврат инвестированных в них средств с прибылью.

Внешний кадровый потенциал предпринимательской дея­тельности по своему содержанию, на наш взгляд, является источ­ником расширения внутреннего потенциала предприятия.

 


 

 



Сервисная деятельность


Глаеа 3. Государавенное и региональное регулирование...



 


Разработкам принятие научно-обоснованных управленческих решений в области обеспечения кадрами малого предпринима­тельства требует наличия информации, характеризующей количе­ственные и качественные характеристики потребности в подготовке и переподготовке всех категорий работников. Вследствие этого возникает необходимость информационно-аналитического обеспе­чения работ по совершенствованию комплектования персонала предприятий сферы услуг на базе современных информационных технологий.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.006 с.)