Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Особенности функционирования отдельных групп услуг 139Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В третью, самую многочисленную группу услуг, включаются услуги в сфере экономики, финансов, юриспруденции, торговли, технического обслуживания оборудования, услуги в сфере предпринимательской деятельности и др. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовку, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства. Сточки зрения организации предоставления международных услуг их целесообразно разделить на несколько категорий: а) услуги, перемещаемые вместе с субъектом их производства, за границу, на территорию другой страны и предлагаемые здесь к реализации потребителю; б) услуги, оказываемые в стране их производства потребителю, перемещенному сюда из другой страны. В эту категорию услуг входят практически все виды услуг, предлагаемые к потреблению в данной стране; в) поставка услуг через границу. Этот вид услуг существенным образом отличается от услуг первой и второй категории, в процессе реализации которых сама услуга не пересекала границу, но «экспортным» или «импортным» субъектом выступал соответственно производитель услуг или их потребитель. Здесь, при поставке услуг через границу, ее пересекает в конкретном своем качестве сама оказываемая потребителю услуга, а не ее поставщик или потребитель. Внешнеторговый оборот услугами ежегодно увеличивается практически во всех трех рассмотренных категориях. Причем эти показатели растут быстрее, чем экспортно-импортные операции торговли товарной продукцией. Для двукратного увеличения объема торговли услугами потребовалось всего 7—8 лет. Во внешнеторговых операциях с товарной продукцией для этого понадобилось 15 лет. Еще более быстрыми темпами растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот же период она увеличилась в два с половиной раза. Основными участниками внешнеторговой деятельности на рынке услуг выступают постиндустриальные, индустриальные и новые индустриальные страны. В качестве экспортеров это, в первую очередь, США, Нидерланды, Франция, Великобритания. Среди стран-импортеров услуг лидирующие места занимают Германия, Япония, Италия.
По показателям внешнеторговой деятельности в сфере услуг на мировом рынке сегодня доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более половины их импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны — США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Многие компании этих стран, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, развертывают производство услуг на своих зарубежных филиалах. В мире сложилась определенная специализация в торговле услугами. Так, Швейцария и Сингапур выступают общепризнанными международными центрами банковских и финансовых услуг. Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных и строи тельных услугах, в этом же качестве на европейском рынке выступает Турция. Мексика и Франция являются мировыми туристическими центрами. Многие мелкие островные государства и карликовые государства Европы основную часть экспортных доходов получают за счет туризма, игорного бизнеса, в качестве оффшорных зон и т. д. Вместе с тем для многих развитых и большинства развивающихся стран распространенным явлением выступает наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. В эту группу в качестве развивающихся стран входят Россия и другие страны СНГ и Балтии. Все эти страны обладают потенциальными ресурсами для развития транспортных услуг, особенно в части морских перевозок, а некоторые из этих стран имеют весьма благоприятные условия для развития международного туризма. Однако низкий уровень организации хозяйственного механизма, политическая нестабильность, не отработанное правовое поле, отсталая материально-техническая база не позволяют использовать национальные механизмы экспорта услуг в международном экономическом и географическом пространстве. К тому же западноевропейские страны дополняют высокое качество своих услуг применением широкого спектра юридически оформленных ограничений, препятствующих применению на своих территориях услуг иностранных поставщиков.
Сервисная деятельность
Международный рынок услуг по сравнению с аналогичным рынком товаров имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, ввиду своей специфики как продукта взаимообмена между участниками внешней торгаши в большинстве своем услуги выступают результатом непосредственного взаимодействия двух международных субъектов: производителя услуг и их потребителя. В этой связи практика посредничества на международном рынке услуг сведена до минимума и имеет место только в тех сферах, где услуги пересекают границы государств в материально-вещественной форме. Во-вторых, мировой рынок услуг тесно взаимодействуете рынком товаров, накладывается на него, в определенной мере выступает его частью и оказывает на него все увеличивающееся давление. Все большее распространение получают формы совместного экспорта (импорта) товаров и комплекса сопровождающих его услуг. Причем в стоимостном выражении доля услуг часто сопоставима с товарным экспортом, а иногда и превышает его. Особенно велико влияние услуг в торговле наукоемкими товарами. В-третьих, сфера услуг, ввиду специфичности продукта реализации, обычно в большей мере защищается страной-импортером от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, многие наукоемкие и интеллектуальные услуги, а также транспорт и связь находятся либо в полном или частичном (через контрольный пакет акций) владении государства либо строго контролируются им, что объясняется интересами безопасности государства, его заботой о своем суверенитете и благосостоянии граждан. В то же время интервенция услуг в экономическое, социальное, информационное и др. пространство иностранного государства считается во всех вариантах чрезвычайно выгодным проектом. В конечном итоге, в сфере международной торговли услугами выстраивается больше барьеров, чем в сфере экспорта-импорта товарных потоков. В-четвертых, товарный экспорт в своем ассортименте практически неограничен, в то время как отдельные виды услуг вообще не могут быть предметом внешнеторговых операций, либо участвуют в них в крайне ограниченном количестве. Это, прежде всего, услуги бытового характера, некоторые виды услуг личного потребления, коммунальные услуги и г. п.
Глава. Особенности функционирования отдельных групп услуг 141 Во второй половине 90-х гг. доминирующее положение на мировом рынке услуг заняли услуги делового характера, в той или иной мере связанные с обслуживанием трудовой деятельности: финансовые, информационные, телекоммуникационные и др. В 1994 году на долю развитых стран приходилось 88% всего экспорта деловых услуг. В связи с дальнейшим и необратимым процессом деиндустриализации ведущих мировых стран, с развитием в них новых секторов экономики этот вектор трансформации мирового сообщества в обозримом будущем останется без изменений. Можно говорить лишь о развитии его структурных составляющих и темпах этого развития.
Особенности организации послепродажного обслуживания В нашей стране сфера обслуживания изделий и аппаратуры бытового назначения у индивидуального потребителя носит крайне однобокий характер; только в виде ремонта в специализированных ремонтных мастерских или, в лучшем случае, ремонта по вызову на дом. Неудобства такого рода обслуживания общеизвестны: предварительная запись на обслуживание и вызов мастера, транспортирование собственными средствами, например, телевизора в телеателье. Во всех случаях это требует значительного времени. ухода с работы для посещения мастерских или ожидания дома, что травмирует потребителя морально и приводит к материальным потерям.
Решающее значение при ремонте изделий играет не соотношение меадй' оплатой труда ремонтника и себестоимостью изделия, а соотношение между стоимостью запасных частей и себестоимостью изделий. Конечно, если кроме зарплаты ремонтника и стоимости запасных частей учесть расходы предприятия на аренду помещений для ремонтных мастерских, стоимость ремонтного оборудования, затраты на электроэнергию, то стоимость ремонта отказавших изделий может оказаться выше затрат на их замену новыми. Но в этом случае решение очевидно и не требует пояснений.
Сервисная деятельность 5. Особенности функционирования отдельных групп услуг
Анализ практики зарубежных фирм в условиях развитого рынка показывает, что затраты на обеспечение качества тесно увязываются с конечным результатом хозяйствен ной деятельности. Это позволяет значительно эффективнее управлять инвестициями и достигать более высокой прибыли. Быть конкурентоспособным — это прежде всего обеспечить высокое качество своей продукции с учетом всех ее потребительских сторон. Главным же показателем качества продукции, несомненно, является уровень ее безотказности. При низком уровне безотказности остальные потребительские свойства изделий теряют смысл. Предприятие-изготовитель должно знать стоимость повышения уровня безотказности своей продукции. Даже если в данный момент уровень соответствует требованию рынка, то завтра, в условиях обострившейся конкуренции, неизбежно возникнет вопрос дальнейшего его повышения. От расходов на эти цели существенно зависят общие расходы предприятия на создание и гарантийное обслуживание изделий, их новый уровень безотказности, длительность гарантийного срока и выбор формы гарантийного обслуживания потребителя. Но именно величиной стоимости возможного повышения уровня безотказности не располагает практически, ни одно предприятие. Себестоимость выпускаемой продукции, а следовательно, и ее конкурентоспособность могут быть обоснованно оценены только после проигрыша различных вариантов технико-экономической модели «предприятие-рынок», исходя из имеющихся возможностей и выбора одного из вариантов с последующим прогнозом общих затрат на создание и гарантийное обслуживание продукции. Знание общих затрат и планируемого к продаже выпуска изделий определит их себестоимость. Естественно, что положение может коренным образом измениться при сравнительно высокой стоимости повышения уровня безотказности изделий.
Реализации послепродажного обслуживания в развитых странах присущи гибкость, многообразие организационных форм и методов, способность обеспечивать запросы как крупных потребителей машин и оборудования, так и небольших предприятий, высокая эффективность. В настоящее время возрастает значимость этой сферы деятельности фирм-изготовителей. В отечественной практике также встречаются разнообразные примеры реализации послепродажного обслуживания, но полного и последовательного воплощения эта система не получила. В большинстве случаев можно вести речь лишь об использовании отдельных ее элементов. На некоторых машиностроительных предприятиях созданы хозрасчетные специализированные службы по техническому сервису (производственные фирмы, управления, отделы и так далее). Примером могут служить организованные на КамАЗе и ВАЗе производственные фирмы с хозрасчетными региональными автоцентрами и специализированными заводами по капитальному ремонту узлов и агрегатов. Обеспечивает свою продукцию послепродажным обслуживанием Свердловское производственное объединение «Пневмострой-машина», включающее 5 заводов. Оно выпускает 940 видов изделий, причем 25% составляет гидравлика. Сейчас объединение имеет по всей стране сеть опорных пунктов, приносящих большую прибыль. Рентабельность ремонтных работ крайне высока. В результате внедрения послепродажного обслуживания за счет полной информации об эксплуатации изделий ресурс новых моделей увеличился в 1,5—2 раза. Потребность в запасных частях сократилась почти в 10 раз. Выгоден оказался сервис и для потребителей: помимо прочих преимуществ (высокое качество, малые простои и др.), ремонт одного мотора силами опорного пункта сейчас обходится вдвое дешевле самостоятельного ремонта. Перечисленные примеры показывают, что целый ряд предприятий и объединений, относящихся к самым различным министерствам и ведомствам, осуществляли отдельные функции послепродажного обслуживания выпускаемой ими же или другими предприятиями продукции. Отечественный опыт реализации элементов послепродажного обслуживания выявил ряд серьезных проблем. В некоторых случаях сервис носит формальный характер, так как количество обслуживаемой техники превышает целесообразные нормы. Заводы-изготовители не заинтересованы пока в сервисной пригодности своей продукции (удобство и простота монтажа, наладки, обслуживания), так как это связанно с дополнительными затратами. Часто сервис превращается в средство изъятия дохода у потребителя (плата за выполнение услуг по необоснованно высоким ценам). Существенным препятствием развития послепродажного обслуживания является монополизм производителей. Во многих
Сервисная деятельносп, случаях сервисные подразделения слабо связаны с конструкторскими и другими службами, их сфера деятельности и набор услуг ограничены. Одной из центральных проблем организации послепродажного обслуживания является снабжение запасными частями. В результате существования большого количества нерешенных вопросов смысл послепродажного обслуживания в ряде случае искажается, его преимущества реализуются неполно. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительные достоинства послепродажного обслуживания сложных промышленных изделий по сравнению с традиционными формами их приобретения и использования, преимущества как для изготовителя, так и для потребителя, несмотря на необходимость ею организаций при эксплуатации современных видов техники, практика широкого его внедрения крайне ограничена, сопряжена с рядом серьезных трудностей.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.011 с.) |