Тема 3. Услуги в современной экономике: сущность и классификация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Услуги в современной экономике: сущность и классификация



Результаты процесса производства: терминологическая определенность. Этапы в формировании понятия «услуга». Различия материального блага и услуги. Природа услуги в современных трактовках. Услуги и обслуживание (сервис).

Подходы к классификации услуг. Функциональный подход. Классификация услуг по Дж. Зингельманну, К. Лавлоку. Бизнес-услуги. Потребительские услуги. Социальные услуги. Распределительные услуги. Проблемы измерения производительности труда в услугооказывающих видах деятельности.

Контрольные вопросы по теме

1) В каких понятиях (терминах) можно отразить результаты процесса производства?

2) Когда и кем был введен в научный оборот термин «услуга»?

3) Что понимали под услугой Ф. Бастиа, К. Маркс, Т.Хилл?

4) Раскройте основные свойства услуги.

5) Что понимается под стандартом обслуживания?

6) Приведите известные Вам определения услуги и сопоставьте их.

7) Раскройте те изменения, которые могут быть в связи с получением услуги?

8) Как соотносятся понятия услуга и сервис?

9) Чем обусловлена необходимость классификации услуг?

10)По каким признакам могут быть классифицированы услуги?

11)Охарактеризуйте классификацию услуг по Дж. Зингельманну;

по К.Лавлоку.

12)В чем состоит парадокс Солоу?

Тема 4. Рынок услуг

Формирование и особенности рынка услуг. Границы рыночного оборота услуг: чисто общественные и чисто частные блага. Факторы, определяющие развитие рынка услуг. Виды рынка услуг. Ситуации: «Рынок производителя» и «Рынок потребителя». Сфера бизнеса и рынок услуг. Домохозяйства и некоммерческие организации на рынке услуг. Основные конкурентные стратегии и возможности их применения на рынке услуг. Аутсорсинг и развитие рынка услуг. Ценовая дискриминация на рынке услуг. Услуги и рентные отношения.

Контрольные вопросы по теме

1) Дайте определение рынка услуг, раскройте его особенности.

2) Какие факторы влияют на развитие рынка услуг? Какие факторы, на ваш взгляд, сдерживают развитие рынка услуг в России?

3) Какие виды рынка вы знаете? По каким критериям они выделяются?

4) Каковы субъекты рыночных отношений в сфере услуг?

5) Какова роль государства в развитии рынка услуг?

6) Раскройте понятия «чисто частного», «чисто общественного» и «смешанного» благ и возможности их рыночного оборота.

7) Какие виды услуг (экономические блага) оказывают государственные структуры?

8) Каковы отличительные признаки домохозяйства?

9) Какова роль некоммерческих организаций на рынке услуг? Приведите примеры услуг некоммерческих организаций.

10)Раскройте сущность аутсорсинга. Какие причины способствуют его развитию?

11)Какие виды конкурентных стратегий производителей услуг вы знаете? Приведите примеры фирм, использующих различные стратегии.

12)Раскройте сущность и причины развития аутсорсинга в сфере услуг.

13)В чем сущность политики ценовой дискриминации? Какие условия делают возможным ее применение, в том числе и в сфере услуг?

14)Каковы возможности формирования рентных отношений в услуговых видах деятельности?

Тема 5. Франчайзинг в сфере услуг

Франчайзинг как метод ведения бизнеса: сущность, механизм. Три основных виды франчайзинга. Эволюция системы классического франчайзинга. Развитие франчайзинга в сфере услуг России: факторы и проблемы.

Контрольные вопросы по теме

1) Что понимается под франчайзингом?

2) Как называются две стороны франчайзингового договора?

3) Каковы преимущества и недостатки франчайзинга с точки зрения франчайзи?; франчайзера?

4) Что понимается под франчайзингом бизнес-формата?

5) Какие виды франчайзинга выделяют в настоящее время?

6) В каких видах услуговой деятельности используется система франчайзинга?

7) Раскройте тенденции развития франчайзинга в настоящее время.

8) Охарактеризуйте сущность каждого вида франчайзинга.

9) Какие факторы тормозят (способствуют) развитие франчайзинга в России?

10)Может ли применяться франчайзинг в образовании?

 

Тема 6. Государство и развитие сферы услуг

Государственное регулирование: сущность, методы, инструменты. Причины, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в сферу услуг. Цели государственного регулирования социально-экономических процессов в сфере услуг. Государственное регулирование сферы услуг в условиях современной России.

 

Контрольные вопросы по теме

1) Что понимается под государственным регулированием экономики?

2) Какие методы могут использовать государства для регулирования экономики? В чем их отличие?

3) Охарактеризуйте инструменты, с помощью которых может осуществляться реализация различных методов государственного воздействия.

4) Раскройте причины, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в сферу услуг.

5) Почему государство проявляет особый интерес к функционированию сферы услуг?

6) Каковы важнейшие цели государственного регулирования социально-экономических процессов в сфере услуг?

7) Какие наиболее острые проблемы в области государственного регулирования сферы услуг характерны для современной России? Раскройте их.

8) Раскройте роль субсидирования как инструмента регулирования величины спроса и предложения услуг.

9) Какие мероприятия должно регулировать государство в целях наращивания экспортного потенциала услуг?

 

Тема 7. Мировой рынок услуг

Формирование мирового рынка услуг. Факторы, обусловливающие его развитие. Специфические черты международной торговли услугами. Структура международного рынка услуг. Специализация стран на мировом рынке услуг. Функционирование мирового рынка услуг и проблемы формирования единого механизма его регулирования. Роль Всемирной торговой организации (ВТО) в регулировании международного рынка услуг. (ГАТС). Россия и мировой рынок услуг.

 

Контрольные вопросы по теме

1) Чем обусловлен феномен быстрого развития международной торговли услугами в современных условиях?

2) Что понимается под «торгуемыми» и «неторгуемыми» товарами? В чем их различие?

3) Каковы особенности мирового рынка услуг?

4) Какие способы международной торговли услугами выделяют в настоящее время? Где это зафиксировано?

5) Почему статистические данные о масштабах внешнеторгового оборота услуг существенно занижены?

6) Как изменяется структура современного мирового рынка услуг? Какова роль наиболее развитых стран мира на мировом рынке услуг?

7) Как строился механизм регулирования международной торговли услугами до принятия ГАТС?

8) Какова роль ГАТТ/ВТО в выработке общих правил торговли услугами на мировом рынке?

9) Раскройте сущность и значение ГАТС для развития международной торговли услугами.

10)Охарактеризуйте положение России на мировом рынке услуг.

11)Какие условия должна выполнить наша страна для вступления в ВТО?

 

Организация промежуточного и итогового контроля

знаний для студентов дневной формы обучения

Система формирования 100-балльной оценки

Вид контроля (кол-во) Балл Сумма
Посещение семинарских занятий ( 7 ) До 14
Контрольные работы ( 2 ) До 10 20 баллов
Работа в малых группах До 5 баллов До 15 баллов
Выполнение индивидуального задания До 5 баллов До 10 баллов
Тематическое выступление До 10 До 20
Подготовка реферата До 20 До 20
ВСЕГО   До 100 баллов

 

Структура балльной системы оценок доводится до студентов на первом семинарском занятии.

Формы контроля

Уровень самостоятельной подготовки студентов рекомендуется выявлять в виде тестирования, а также оценивать по результатам выполнения домашних зданий, разрабатываемых преподавателем по мере содержательного насыщения данной дисциплины.

По результатам текущего контроля (в виде тестовой проверки и выполнения контрольных работ) проводятся промежуточные аттестации (не менее двух в семестр) студентов, итоги которой доводятся до их сведения и до сведения деканата.

Итоговый контроль осуществляется, кроме оценки курсовой работы, в виде проведения экзамена. Полученные результаты текущего контроля (отлично и хорошо) могут служить основанием для выставления экзаменационной оценки (по согласованию со студентом) без экзаменационной процедуры. Студенты, получившие в ходе текущего контроля хотя бы одну оценку «неудовлетворительно», сдают экзамен.

Экзаменационные билеты подготавливаются преподавателем, ведущим лекции, и утверждаются заведующим кафедрой не позднее, чем за 2 недели до экзаменов. Перечень экзаменационных вопросов доводится до сведения студентов. Экзаменационные билеты сохраняются на протяжении учебного года и используются для экзаменов студентов всех форм обучения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.01 с.)