Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Социальные предпосылки возникновения и история развития сферы сервиса в России.

Поиск

(л.4/с.6)

Социальные ><предпосылки ><возникновения ><и ><развития ><сервисной ><деятельности. ><Взаимосвязь ><исторического ><процесса ><становления ><потребностей ><и ><формирования ><сферы ><сервиса ><как ><социального ><явления.>< Значение ><исторического опыта>< ><><><для ><современной ><сервисной ><деятельности.>

<Вопросы ><истории ><сервиса>< ><в ><России. ><Сервисная деятельность>< ><в ><России ><во ><второй ><половине ХIХ>< ><- ><начале ХХ>< ><века. ><Особенности ><сферы обслуживания>< ><в ><Советской ><России. ><Позитивные ><и ><негативные ><тенденции ><в ><развитии ><сферы ><сервиса ><в ><90-е ><годы ХХ>< ><в. ><и ><в ><начале третьего ><><тысячелетия.>

Методические рекомендации по изучению темы

Характеризуя общие закономерности возникновения и развития сервисной деятельности в традиционном (доиндустриальном) обществе, необходимо обратить внимание на патриархальный характер обслуживания основных потребностей (в порядке самообслуживания для низших слоев населения, в виде постоянной работы слуг – для состоятельных групп общества), а также на слабость и узость сферы платных массовых услуг вследствие недостаточного развития товарно-денежных отношений и рынка в целом.

Следует уяснить, что в условиях индустриального общества важнейшими предпосылками ускоренного массового производства товаров и услуг, формирования новых сервисных отраслей стало масштабное промышленное развитие, а также появление у населения фиксированного свободного времени.

В ходе опроса студентов на семинарском занятии по плану семинара, по вопросам для самостоятельной работы, а также при обсуждении докладов подробно рассматриваются характеристики мировой исторической динамики сервиса, особенности развития сервисной деятельности в России. Необходимо сформировать у студентов понимание специфики отечественной сервисной деятельности – влияния климатических и географических условий на номенклатуру и цены услуг, доминирующей роли государства в некоторых отраслях сервиса (транспортные перевозки, связь, информация, услуги социального характера - здравоохранение, образование и т. д.), уникального и противоречивого опыта советской сферы услуг.

Особенно важно объяснить позитивные и негативные тенденции современной отечественной сервисной деятельности с учетом и в зависимости от исторических факторов.

Семинарское занятие – 2/ ч.

План семинарского занятия:

1. Возникновение и развитие сервисной деятельности с древнейших времен до начала постиндустриальной эпохи.

2. Особенности сервисной деятельности в России на разных исторических этапах.

3. Сфера сервиса в современных условиях.

Темы докладов:

1. Сфера услуг в период Нового времени (ХVII – начало ХХ в.).

2. Сервисная деятельность в Советской России и СССР.

3. Особенности и противоречия развития сервисной сферы в современной России.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы особенности сервиса в доиндустриальном обществе?

2. Назовите основные характеристики сервисной деятельности в индустриальном обществе.

3. Какие факторы повлияли на формирование сервисной сферы в дореволюционной России?

4. Охарактеризуйте развитие службы быта как института сервисной деятельности в Советской России и СССР.

5. Раскройте место современной сферы сервиса в структуре национальной экономики.

6. Назовите основные противоречия сервисной деятельности в современной России.

Литература:

1. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 320 с.

2. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М.: «Знание», 1992. – 293 с.

3. Михайлов, Н.Н. Социализм и разумные потребности личности / Н.Н. Михайлов. – М.: Политиздат, 1982. - 285 с.

4. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / под общ. ред. В.К. Романович. – СПб.: Питер, 2006. – 156 с.

5. Софина, Т.Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике / Т.Н. Софина. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.

6. Сфера услуг в России: сб. статей / под ред. М.Н. Сидорова. – М.: Прогресс, 2000. – 149 с.

7. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / под ред. Ю.П. Свириденко. Т 1. Формирование сферы услуг. – М.: Кандид, 2000. – 448 с.

 

 

Тема 3. Предприятия, учреждения сферы сервиса: особенности организации и функционирования

(л.4/с.4)

<Виды ><сервисной ><деятельности. ><Разновидности ><услуг ><и ><их ><характеристики. ><Сегментация ><рынка ><услуг.>

<Предприятия, ><оказывающие ><услуги ><населению. Типология сервисных организаций. ><Конкуренция, ><репутация, ><имидж, фирменный стиль ><предприятия ><(организации, фирмы) сервиса. Индустрия ><и ><инфраструктура ><сервиса. ><Производственные ><объединения ><в ><сфере ><сервисной ><деятельности.>

Методические рекомендации по изучению темы

В соответствии с планом семинарского занятия производится опрос студентов по материалам лекции и результатам их самостоятельной работы. В ходе опроса уточняются признаки классификации услуг, разновидности услуг и соответствующие виды сервисной деятельности. При обсуждении докладов следует обратить внимание на необходимость умения четко выделять основные положения нормативных документов – «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКПД) и «Общероссийского классификатора услуг населению» (ОКУН).

Следует обратить внимание студентов на практическую значимость сведений о порядке создания сервисных предприятий, на особенности, отличающие их от предприятий других отраслей. В ходе обсуждения докладов рассматриваются отдельные виды сервисных предприятий разного масштаба и разных организационно-правовых форм. Подчеркивается важность для эффективной работы сервисных предприятий и их конкурентоспособности на рынке услуг таких характеристик, как «репутация» и «имидж».

Семинарское занятие – 2/ ч.

План семинарского занятия:

1. Классификация услуг.

2. Классификация и особенности предприятий сервиса.

3. Репутация и имидж предприятий сервиса.

Темы докладов:

1. Основные разновидности услуг в соответствии с «Общероссийским классификатором услуг населению».

2. Создание сервисных предприятий и организаций: основные этапы.

3. Типология предприятий сервиса в зависимости от организационно-правовой формы.

4. Факторы формирования репутации и имиджа сервисной фирмы.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие существуют классификации услуг?

2. Каковы основные составляющие процесса становления предприятия в сфере услуг?

3. Какие Вы знаете разновидности предприятий сервиса по объему деятельности?

4. Назовите составляющие фирменного стиля организации сервиса.

5. Приведите примеры известных и признанных брэндов сервисных организаций.

Литература:

1. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 320 с.

2. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: Учеб. пособие / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 380 с.

3. Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 256 с.

4. Общероссийский классификатор услуг населению. – Введ. 1994 – 01 – 01. – М.: Изд-во стандартов, 1994. – 25 с.

5. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / под общ. ред. В.К. Романович. – СПб.: Питер, 2006. – 156 с.

6. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник для вузов / под ред. И.К. Белявского. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 357 с.

7. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / под ред. Ю.П. Свириденко. Т 1. Формирование сферы услуг. – М.: Кандид, 2000. – 448 с.

8. Услуги ><населению. ><Термины ><и ><определения:>< ><ГОСТ ><РФ ><Р ><50646-94. – Введ. 1994 – 07 – 01. – М.: Изд-во стандартов, 1994. – 5 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.007 с.)