Роль ощущения в психологии дизайна



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ощущения в психологии дизайна



Ощущение подчиняются закону силы: если внешние раздражители растут в геометрической прогрессии, то наши ощущения — в арифметической. Как уже говори­лось выше, при слабом раздражителе процесс возбужде­ния распространяется, иррадиирует по разным участкам мозга, вызывая эмоционально окрашенное ощущение (удовольствия, неудовольствия, тревоги). Средний по силе раздражитель вызывает концентрированное возбужде­ние и входит в сознание через узкую часть воронки. Идет своеобразная борьба раздражителей по силе. Сильный подавляет еще больше слабые ощущения, оставляя им поле действия в подсознании и эмоциональной сфере.

На этом держится неосознаваемая нами симпатия или антипатия к человеку. Поэтому и зритель не может точно сказать, что его привлекает в изображении, а что нет. Широкая часть воронки является тем неосознава­емым фоном, на котором один и тот же предмет воспри­нимается с разной эмоциональной окраской, вызывая симпатию, антипатию или просто равнодушие.

Помимо силы раздражителя, реакции находятся в зависимости от чувствительности рецептора, которая определяется минимальной величиной, при которой воз­никает реакция возбуждения. Эта величина называется порогом чувствительности. Этот порог определяется как индивидуальными задатками, так и состоянием нервной системы. Чем при меньшей величине раздражителя воз­никает реакция, тем выше абсолютная чувствительность.

То же самое относится и к различительной чувстви­тельности. Порог различения относится как к измене­нию раздражителя, так и к минимальному различию между двумя раздражителями.

И та и другая чувствительность изменяема в сторо­ну повышения и снижения, адаптации к повторяющим­ся раздражителям. Так, при переходе от света к темноте чувствительность увеличивается в 200 тысяч раз.

В корковом отделе анализатора проходит наиболее тонкий анализ раздражителя, выделение существенных и несущественных сигналов и синтез с другими ана­лизаторами, изменение чувствительности под их вли­янием. Так, звуки повышают чувствительность к зеле­ным и синим цветам и снижают к красному и т. п. (см специальную литературу).

Кроме того, происходит синестезия — слияние ощущений в некоторый «обобщенный образ», когда происходит объединение продуктов анализаторных си­стем в единый эмоционально окрашенный образ. На­пример, звук окрашивается в цвет (это свойство мож­но наблюдать в творчестве таких композиторов, как А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков), связываются с ощущением тепла или холода. Эта синестезия прояв­ляется в определениях типа «кричащий цвет», «острый штрих», «мягкий юмор» и т. п.

Такое корковое взаимодействие анализаторов ле­жит в основе вторичной переработки информации в процессах восприятия, памяти, мышления и воображе­ния, создания психологической модели внешнего мира. В случае блокады всех анализаторных систем (в том числе и кожного) человек погружается в сон, как и животное с удаленной корой.

 

 

25.Восприятие. Целостность восприятия.Осознанность восприятия.

 

Восприятие — целостное отражение предметов, си­туаций и событий, возникающее при непосредствен­ном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Такое целостное отражение складывается в результате взаимодействия анализаторов, с подключе­нием памяти и мыслительных операций. Каждый вид восприятия, соответствующий анализаторной системе, имеет свою специфику формирования. Рассмотрим одно из ведущих — зрительное восприятие и его осо­бенности. Целостность восприятия. Зрение имеет дело с необработанным материалом, доставляемым анализаторами, образуя соответствую­щую модель обобщенных форм, которые применимы не только к данному объекту, но и к бесконечному числу других объектов. Первичными данными восприятия являются структурные особенности воспринимаемого объекта. Предметы всегда воспринимаются на фоне конк­ретного окружения, которое придает ему своеобразное смысловое звучание. Например, стакан кефира в струк­туре натюрморта и на поверхности земного шара как символ голода. Также целостно воспринимаются собы­тия, сцены жизни, произведения искусства, жизненные контрасты. Осознанность восприятия. Сам акт восприятия является процессом сопостав­ления с хранящимся в памяти образом, «перцептивным понятием», т. е. с уже имеющимся знанием относитель­но данного объекта. Само слово «сознание» предпола­гает наличие такого знания. Отсюда формирование способности к восприятию — к дифференцировке и узнаванию объектов у младенцев — приравнивается к формированию сознания. Все, что в восприятии не имеет опоры на знание, например текст или речь на незнако­мом языке, не воспринимается, а просто отражает его внешнюю форму или звучание.Константность восприятия, когда цвет и размеры воспринимаемых объектов остаются неизменными в сознании, несмотря на их изменения в зависимости от освещенности и удаленности, выполняют ту же роль, что и обобщенность.Такая обобщенность и константность восприятия необходима для сохранения целостности восприятия, чтобы новый раздражитель не вносил хаос и спутан­ность в отражение мира.Установка играет большую роль в искусстве. Осо­бенно это касается названия произведения. Творческое восприятие. Творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формированию этого навыка способствует сочетание противоположных качеств в структуре са­мого восприятия, которые отчасти базируются на при­родных задатках, но развиваются главным образом в направленной деятельности.Во-первых, сочетание виденья целого и деталей. В природе нет идентичных экземпляров одних и тех листьев, деревьев, лиц, фигур, расположений и соот­ношений между предметами. Они различаются в об­щих формах и деталях. Даже стандартные предметы, сделанные человеком, выглядят по-разному на разном фоне и сочетаниях.Второе сочетание — одновременное восприятие и внешней формы, и внутренней сути вещей, когда само содержание объекта определяет характер его формы. Восприятие идет как бы изнутри во вне. Б.М. Теплов писал что, «в изобразительном искусстве задача изоб­ражения необходимо требует подлинного «вида» вещей, снятия той завесы с привычно-схематических пред­ставлений, которые заслоняют его от обычного житей­ского взора».Третье сочетание — виденье единичного и всеобще­го в одном объекте. В конкретном видеть общие законы жизни, а абстрактные понятия легко представлять и воплощать в конкретные формы. В изобразительном искусстве много примеров таких сочетаний, в которых общие законы жизни (Ярошенко, «Всюду жизнь»), спе­цифика социальных сословий («Завтрак аристократа» Федотова), грандиозные события войны («Фашист про­летел» Пластова) отражены в неожиданно и точно най­денных конкретных формах.

Четвертое — виденье сочетания положительного и отрицательного, контрастов, противоречий в качествах и поступках людей, сложившихся взаимоотношений между разными слоями населения и т. п.

26 Процесс ощущения.Структура анализаторной системы.

 

Ощущение это психический процесс, имеющий свою структуру, функции и механизмы. Ощущения отражают отдельные конкретные качества, стороны и свойства предметов и состояние внутренних органов.

Ощущения делятся на три основных группы по своему происхождению.

1. Экстероцептивные, или реагирующие на внешние раздражители. Они в свою очередь делятся на дистантные — зрительные, слуховые, обонятель­ные и контактные, то есть те, которые возникают при непосредственном воздействии на вкусовые, кожные рецепторы.

Интероцептивные — реагирующие на воздействия внутренней среды — чувство голода, жажды и пр. состояния организма, включая болезненные состо­яния.

2. Проприоцептивные, отражающие состояния мы­шечной системы.

Для каждого из вида ощущений существует специ­фический анализатор, представляющий собой целост­ный аппарат, состоящий из разных нейронных образо­ваний, выполняющих свою, специфическую функцию. Структура анализаторной системы. Во-первых — по наличию периферического отде­ла — рецепторов (чувствительных клеток), которые яв­ляются специфическими трансформаторами внешней энергии в нервный процесс. Каждая клетка настроена на определенную волну, соответствующую конкретно­му цвету, звуку, запаху, вкусу и пр.

Во-вторых — по наличию нервных проводящих пу­тей, соединяющих периферические отделы с центральным звеном анализатора, которые располагаются в разных областях мозга: зрительный в затылочной час­ти мозга, слуховой — в височной, двигательный — в центральной части и пр.

В-третьих — по наличию подкорковых и корковых отделов (мозговой конец), где происходит переработка нервных импульсов.

В корковом отделе имеется ядро, т. е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из клеточных эле­ментов данного анализатора, рассеянных по всей коре головного мозга. Это позволяет элементам одного анали­затора взаимодействовать с ядрами других анализаторов.

Все ощущения подчиняются общим законам и ме­ханизмам протекания. Ощущение и творчество.Все функции ощущений связаны с творчеством при достаточном их развитии. Для художественного твор­чества наиболее существенной является высокая абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Высокая чувствительность, как уже говорилось выше, способствует виденью нового в цве­товых оттенках, линейных деталях, во взаимодействии между объектами.

Такая тонкость в дифференцировке раздражите­лей должна сочетаться с обобщенным, целостным ощущением колорита, создаваемого набором цветовых пятен.

Для объемного виденья объектов, т. е. во всех каче­ствах, все анализаторные системы должны быть оди­наково высокоразвиты. Такое «ощупывание» предмета со всех сторон способствует нахождению новых оттен­ков и контрастов в объекте.

В структуру творческих способностей входит чув­ствительность к субсенсорным (подпороговым) раздра­жителям.Развитая способность к субсенсорным раздражи­телям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в переда­че образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.008 с.)