Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль ощущения в психологии дизайна↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ощущение подчиняются закону силы: если внешние раздражители растут в геометрической прогрессии, то наши ощущения — в арифметической. Как уже говорилось выше, при слабом раздражителе процесс возбуждения распространяется, иррадиирует по разным участкам мозга, вызывая эмоционально окрашенное ощущение (удовольствия, неудовольствия, тревоги). Средний по силе раздражитель вызывает концентрированное возбуждение и входит в сознание через узкую часть воронки. Идет своеобразная борьба раздражителей по силе. Сильный подавляет еще больше слабые ощущения, оставляя им поле действия в подсознании и эмоциональной сфере. На этом держится неосознаваемая нами симпатия или антипатия к человеку. Поэтому и зритель не может точно сказать, что его привлекает в изображении, а что нет. Широкая часть воронки является тем неосознаваемым фоном, на котором один и тот же предмет воспринимается с разной эмоциональной окраской, вызывая симпатию, антипатию или просто равнодушие. Помимо силы раздражителя, реакции находятся в зависимости от чувствительности рецептора, которая определяется минимальной величиной, при которой возникает реакция возбуждения. Эта величина называется порогом чувствительности. Этот порог определяется как индивидуальными задатками, так и состоянием нервной системы. Чем при меньшей величине раздражителя возникает реакция, тем выше абсолютная чувствительность. То же самое относится и к различительной чувствительности. Порог различения относится как к изменению раздражителя, так и к минимальному различию между двумя раздражителями. И та и другая чувствительность изменяема в сторону повышения и снижения, адаптации к повторяющимся раздражителям. Так, при переходе от света к темноте чувствительность увеличивается в 200 тысяч раз. В корковом отделе анализатора проходит наиболее тонкий анализ раздражителя, выделение существенных и несущественных сигналов и синтез с другими анализаторами, изменение чувствительности под их влиянием. Так, звуки повышают чувствительность к зеленым и синим цветам и снижают к красному и т. п. (см специальную литературу). Кроме того, происходит синестезия — слияние ощущений в некоторый «обобщенный образ», когда происходит объединение продуктов анализаторных систем в единый эмоционально окрашенный образ. Например, звук окрашивается в цвет (это свойство можно наблюдать в творчестве таких композиторов, как А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков), связываются с ощущением тепла или холода. Эта синестезия проявляется в определениях типа «кричащий цвет», «острый штрих», «мягкий юмор» и т. п. Такое корковое взаимодействие анализаторов лежит в основе вторичной переработки информации в процессах восприятия, памяти, мышления и воображения, создания психологической модели внешнего мира. В случае блокады всех анализаторных систем (в том числе и кожного) человек погружается в сон, как и животное с удаленной корой.
25.Восприятие. Целостность восприятия.Осознанность восприятия.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Такое целостное отражение складывается в результате взаимодействия анализаторов, с подключением памяти и мыслительных операций. Каждый вид восприятия, соответствующий анализаторной системе, имеет свою специфику формирования. Рассмотрим одно из ведущих — зрительное восприятие и его особенности. Целостность восприятия. Зрение имеет дело с необработанным материалом, доставляемым анализаторами, образуя соответствующую модель обобщенных форм, которые применимы не только к данному объекту, но и к бесконечному числу других объектов. Первичными данными восприятия являются структурные особенности воспринимаемого объекта. Предметы всегда воспринимаются на фоне конкретного окружения, которое придает ему своеобразное смысловое звучание. Например, стакан кефира в структуре натюрморта и на поверхности земного шара как символ голода. Также целостно воспринимаются события, сцены жизни, произведения искусства, жизненные контрасты. Осознанность восприятия. Сам акт восприятия является процессом сопоставления с хранящимся в памяти образом, «перцептивным понятием», т. е. с уже имеющимся знанием относительно данного объекта. Само слово «сознание» предполагает наличие такого знания. Отсюда формирование способности к восприятию — к дифференцировке и узнаванию объектов у младенцев — приравнивается к формированию сознания. Все, что в восприятии не имеет опоры на знание, например текст или речь на незнакомом языке, не воспринимается, а просто отражает его внешнюю форму или звучание.Константность восприятия, когда цвет и размеры воспринимаемых объектов остаются неизменными в сознании, несмотря на их изменения в зависимости от освещенности и удаленности, выполняют ту же роль, что и обобщенность.Такая обобщенность и константность восприятия необходима для сохранения целостности восприятия, чтобы новый раздражитель не вносил хаос и спутанность в отражение мира.Установка играет большую роль в искусстве. Особенно это касается названия произведения. Творческое восприятие. Творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формированию этого навыка способствует сочетание противоположных качеств в структуре самого восприятия, которые отчасти базируются на природных задатках, но развиваются главным образом в направленной деятельности. Во-первых, сочетание виденья целого и деталей. В природе нет идентичных экземпляров одних и тех листьев, деревьев, лиц, фигур, расположений и соотношений между предметами. Они различаются в общих формах и деталях. Даже стандартные предметы, сделанные человеком, выглядят по-разному на разном фоне и сочетаниях .Второе сочетание — одновременное восприятие и внешней формы, и внутренней сути вещей, когда само содержание объекта определяет характер его формы. Восприятие идет как бы изнутри во вне. Б.М. Теплов писал что, «в изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует подлинного «вида» вещей, снятия той завесы с привычно-схематических представлений, которые заслоняют его от обычного житейского взора». Третье сочетание — виденье единичного и всеобщего в одном объекте. В конкретном видеть общие законы жизни, а абстрактные понятия легко представлять и воплощать в конкретные формы. В изобразительном искусстве много примеров таких сочетаний, в которых общие законы жизни (Ярошенко, «Всюду жизнь»), специфика социальных сословий («Завтрак аристократа» Федотова), грандиозные события войны («Фашист пролетел» Пластова) отражены в неожиданно и точно найденных конкретных формах. Четвертое — виденье сочетания положительного и отрицательного, контрастов, противоречий в качествах и поступках людей, сложившихся взаимоотношений между разными слоями населения и т. п. 26 Процесс ощущения.Структура анализаторной системы.
Ощущение это психический процесс, имеющий свою структуру, функции и механизмы. Ощущения отражают отдельные конкретные качества, стороны и свойства предметов и состояние внутренних органов. Ощущения делятся на три основных группы по своему происхождению. 1. Экстероцептивные, или реагирующие на внешние раздражители. Они в свою очередь делятся на дистантные — зрительные, слуховые, обонятельные и контактные, то есть те, которые возникают при непосредственном воздействии на вкусовые, кожные рецепторы. Интероцептивные — реагирующие на воздействия внутренней среды — чувство голода, жажды и пр. состояния организма, включая болезненные состояния. 2. Проприоцептивные, отражающие состояния мышечной системы. Для каждого из вида ощущений существует специфический анализатор, представляющий собой целостный аппарат, состоящий из разных нейронных образований, выполняющих свою, специфическую функцию. Структура анализаторной системы. Во-первых — по наличию периферического отдела — рецепторов (чувствительных клеток), которые являются специфическими трансформаторами внешней энергии в нервный процесс. Каждая клетка настроена на определенную волну, соответствующую конкретному цвету, звуку, запаху, вкусу и пр. Во-вторых — по наличию нервных проводящих путей, соединяющих периферические отделы с центральным звеном анализатора, которые располагаются в разных областях мозга: зрительный в затылочной части мозга, слуховой — в височной, двигательный — в центральной части и пр. В-третьих — по наличию подкорковых и корковых отделов (мозговой конец), где происходит переработка нервных импульсов. В корковом отделе имеется ядро, т. е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из клеточных элементов данного анализатора, рассеянных по всей коре головного мозга. Это позволяет элементам одного анализатора взаимодействовать с ядрами других анализаторов. Все ощущения подчиняются общим законам и механизмам протекания. Ощущение и творчество. Все функции ощущений связаны с творчеством при достаточном их развитии. Для художественного творчества наиболее существенной является высокая абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Высокая чувствительность, как уже говорилось выше, способствует виденью нового в цветовых оттенках, линейных деталях, во взаимодействии между объектами. Такая тонкость в дифференцировке раздражителей должна сочетаться с обобщенным, целостным ощущением колорита, создаваемого набором цветовых пятен. Для объемного виденья объектов, т. е. во всех качествах, все анализаторные системы должны быть одинаково высокоразвиты. Такое «ощупывание» предмета со всех сторон способствует нахождению новых оттенков и контрастов в объекте. В структуру творческих способностей входит чувствительность к субсенсорным (подпороговым) раздражителям.Развитая способность к субсенсорным раздражителям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в передаче образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.01 с.) |