ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ОЩУЩЕНИЯ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ОЩУЩЕНИЯ.



О богатстве окружающею мира , о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. Человеческий организм с помощью органов чувств получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение - это простейший психический познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир

проникает в человеческое сознание и дают человеку возможность

ориентироваться в окружающем мире Известный русский врач С.II.Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающей среде, т.е. необходим некоторый информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: I- периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2 - афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с


центральным; 3 - подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые

их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы

1) экстероцептивные - отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; делятся на две группы – контактные (вкусовые, осязательные) и дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные);

2) интероцептивные - имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела, и отражающие состояние внутренних органов;

3) проприоцептивиые - рецеторы расположены в мышцах и связках, дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

Пять рецепторов соответствуют видам ощущений. Впервые они выделены еще Аристотелем (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус).


ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ. Различные виды ощущений характеризуются как определенной специфичностью, так и общими свойствами. Ктаким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность, и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения отличаются но высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который носит название латентного (скрытого) периода ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков, для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализацияраздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными


рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнею мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т. е могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

АДАПТАЦИЯ. Чувствительность апализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Можно различать три разновидности этого явления

1 Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных


ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусовою ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать

во рту, и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного

и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется

компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого

рецепторного аппарата.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чув­ствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует


тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой темперагуры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чув­ствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием с слухового раздражения. С. В. Кравков (1893 1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. B то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

В общем, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений яв­ляются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По



И П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

СИНЕСТЕЗИЯ. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлении, называемом синестезией. Синестезия - но возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Изд-во ЛГУ, 1961. 2 Балонов Л. Я. Последовательные образы. Л., "Наука", f 971. 3. Кравков СВ. Очерк общей психофизиологии органов чувств МЛ, Изд-во АН СССР, 1976.

4 Кравков С. В. Глаз и его работа. Изд 4-е. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950.

5.Леонтьев Л. Н Проблема возникновения ощущений. В кн А П. Леонтьев. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. Изд-во МГУ, 1972 6. Психология познавательных процессов. Самара. 1992.


7Столяренко Л Д. Основы психологии Ростов н/Д II іілісльсіііо

"Феникс", 1997 г.

8 Теория связи в сенсорных еисіемах [Перевод с аніл ) М., "Мир\

|9М 9 Экспериментальная психология Под ред. П Фресса и Ж Пиаже,

Ві.шІ,Л - М., "Прогресс'\ 1966



ТЕМА 3.ВОСПРИЯТИЕ

Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей.

Восприятие – психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущении в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства
раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его
свойств.
При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а
представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с
присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия:
предметность, целостность, структурность, константность и

осмысленность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия – этоврожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

К Г. Ананьев (1907 —1972) описал случай расстройства предметного зрительного восприятия у больного при сохранении остаточных элементов чувствительности зрительного анализатора и простейшего различения. В результате контузии у этого больного был поражен головной мозг и наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Все видимое больным

пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света. На протяжении первою этапа восстановление зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна,


аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зренне больного функционировало на уровне ощущений, однако он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как предмет и обозначить ею свойства. Только в результате трехмесячной восстановительной работы зрение больного стало не только ощущающим, но и воспринимающим.

Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения. Например, ряд авторов описывают сетчатку лягушки как "детектор насекомых". Этот "детекгор" вызывает рефлекторные движения языка, когда на сетчатку попадает маленькая тень, отбрасываемая, например, мухой. Глаз лягушки сигнализирует лишь о нескольких признаках объекта, главным образом о его движении и наличии в нем углов, все остальное игнорируется и не передается в мозг. Формируется ли у лягушки при этом предметный зрительный образ? Очевидно, нет, так как лягушка может умереть голодной смертью, окруженная мертвыми мухами.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут "вести себя" самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающею отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторою времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т е воспринимает ее структуру в


целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающею продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятии лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, в предметной деятельности человека – с другой. И. М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия – результат рефлекторной деятельности анализаторов.

Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система—совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – вдвое ближе; пальцы будут казаться


точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия?' Может быть, этот механизм является врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстояний от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия, наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 - 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самото рецепторного аппарата следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются: воспринимается


 


/



лишь нечто относительно инвариантное, например форма какою-либо предмета, его размеры и т. л.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т. п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать искажения, хотя они отражаются на сетчатке г лаза.

Таким образом, свойство константности объясняется гем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

Хотя восприятие возникает а результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называе­мые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном


восприятии и т. п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне (возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело).

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта.

Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемом, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субьектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующею опыта.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных, и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложною целого.

Классификация восприятия

В основе классификации восприятии, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется несколькими взаимодействующими анализаторами. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятии. В качестве примера можно названть осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так,



восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства.

 

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и

включаетвосприятие формы, величины и взаимного расположения объектов,
их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с
характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек –
материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и
обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой,
тремя измерениями тела, направлениями движении в пространстве).

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственною тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственною анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ли одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.

Особою роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которою устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т. д. Важную роль в отражении


пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрии,. которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отно­шении ведущей, доминирующей.

Восприятие времени

Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде.

Не только для человека, но и для животных отсчет времени – чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности.

Ориентировка во времени человека осуществляема с помощью корковых отделов мозга. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И А. Сеченов называл кинестезический анализатор органом восприятия пространственных и временных отношений. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрою течения времени, отрицательные -субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. Собщим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности и дифференцировки отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью.


Восприятие движения.

Восприятие движения - это отражение изменения положении, которое объекты занимают в пространстве. Восприятие движения имеет жизненно важное значение. Для иных животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищи и вызывают быструю ответную реакцию. Некоторые особенности эволюционного развития зрительной системы сохранились в строении сетчатки человеческого глаза: периферические отделы сетчатки чувствительны только к движению. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость,

ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении

Iобъектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно

воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекту,

который некоторое время находился в другом месте. Движение воспринимается

непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу

времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при

данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы

воспринимаем не само движение, а лишь его результат.

С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов

двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью

прослеживающих движений глаз. В первом случае, когда глаз остается

относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро

перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта на сетчатке не

только перемещается, но и все время изменяется. Однако мы воспринимаем

объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в

несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии

движения.


На этом основании можно было бы заключить, что для восприятии движения необходимо перемещение зрительных изображений по сетчатке глаза. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов.

Литера тура

I

1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания М, Изд-во АПН
РСФСР. 1960.

2. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., Физматгиз, 1961.

3. Грегори Р. Л. Разумный глаз М., "Мир", 1972

4. Запорожец А. В. и др. Восприятие и действие М., "Просвещение", 1967

5. Зинченко В. П., Вергилес Н Ю. Формирование зрительного образа Изд-во МГУ, 1969.

6. Кравков С. В Глаз и его работа. Изд. 4-е М Л„ Изд-во АН СССР 1950

7. Психология познавательных процессов Самара. 1992

8 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д Издательство "Феникс", 1997 г.


ТЕМА 4.ПАМЯТЬ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних

івоздействии постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального
опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнею мира,
возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой,
эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями
жизни и деятельности.

Запоминание, сохранение и последующее воспризведение индивидом его опыта

Называется памятью.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение,

воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психичес­кими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание

определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе

жизнедеятельности. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате

которого происходит закрепление новою путем связывания его с приобретенным ранее.

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует

воспроизведения, к оторое можно определить, как процесс памяти, в результате которого

происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его

из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к забыванию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всемего жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того,


что "было в прошлом". Образы прошлого в психологин именуются представлениями. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любою, пусть даже самого элементарною, психическою акта обязательно предполагает удержание каждою данного его элемента для "сцепления" с последующими. Без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие – человек оставался бы "вечно в положении новорожденного" (И. М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Виды памяти.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по объекту запоминания память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по степени волевой регуляции - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепл



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.019 с.)