Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности ощущений. Адаптация. Контраст.

Поиск

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторнои системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.
Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхових раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности.
Итак, все наши анализаторни системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ему холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых и ощущениях холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью. Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают адаптацию к свету и темноте. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.

Явление адаптации нельзя объяснить только изменениями, которые происходят в функционировании рецептора во время длительного действия на него раздражителя (например, обновление и разложение зрительного вещества в палочках и колбочках сетчатки глаза и т.д.). Здесь имеют значение также изменения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральных частях анализаторов: после возбуждения их наступает торможение и наоборот. Речь идет о явлении последовательной взаимной индукции.

Адаптация может возникать и условно-рефлекторным путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражителя.

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 - 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ. Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенное прекращение процесса раздражения в рецепторах и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах со временем возникает процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фаз последовательного образа.

8. Взаимодействия ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями различных видов. Взаимодействие между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П.П.Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные—понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. 1-я сторона носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. 2-я сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темныее». Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха владели такие композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий находим в творчестве литовского художника М. К. Чюрлениса в его симфония красок.

Инженер К. Л. Леонтьев, использовав явление синестезии, разработал аппарат, который трансформирует звуковые сигналы в цветные. На основе этого изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений под действием зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезиею обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

9.Понятие восприятия. Свойства восприятия.

Восприятие (перцепция) в психологии – это форма психического отражения окружающего нас мира.
В данный процесс всегда вовлечены раздражение органов чувств (нос, глаза, рот уши, кожа), двигательные компоненты (движение глаз за объектом, проговаривание соответствующих звуков), выделение значимых признаков и т.д.

Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа. Они зависят от различных взаимодействий между различными ощущениями, но не сводится к их сумме. В отличие от ощущений, где индивид приобретает знания об отдельных качествах, свойствах предмета (форма, цвет, вес), восприятие дает единую картину объектов, явлений. Например, стол, стул мы воспринимаем как целостный предмет, а не как сумма отдельных свойств (гладкость, твердость).

В воспринимаемом объекте психологические механизмы восприятия выделяют то его свойство, которое показывает наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной.
На основе этого выделяют зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.

К закономерностям восприятия следует отнести его субъективность. Дело в том, что различные люди одну и туже информацию воспринимаю по-разному. Происходит это по ряду причин: обладание разными психологическими наклонностями, способностями, интересами, влияние прошлого опыта и т.п. В психологические механизмы восприятия входят также узнавание образа, его сопоставление с нашей памятью, осмысление и понимание. Все это берется из нашего прошлого опыта.
В четком и осознанном восприятии всего, что нас окружает, принимают непосредственное участие мышление и память.

. Свойства восприятия: 1. Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного вос­приятия предметов не является врожденной, об этом свиде­тельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было вос­приятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зритель­ное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — сис­тема перцептивных действий, которыми надо овладеть.2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно по­стоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия пер­цептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относи­тельно постоянную инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности вос­приятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы ка­жутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным. 3. Структурность восприятия — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Восприятие не является про­стой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически аб­страгированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдель­ные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет ор­кестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя от­дельные звуковые ощущения различны. 4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу. Осмысление состоит из этапов: 1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия.2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков. 3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса. 5. Избирательность восприятия — проявляется в преимуще­ственном выделении одних объектов по сравнению с други­ми. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 6. Категориальность восприятия: Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям. 7.Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время. 8.Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов. 9.Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

10.Теории восприятия.

В современной психологии выделяют следующие теории восприятия: Ассоциативную теорию; классическую психологию сознания (структурализм); гештальттеорию восприятия; перцептивную психофизику. Эмпирическую теорию; Когнитивно-ориентированную; Ассоциативная теория восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г.Э. Мюллер и американский психолог Э.Б. Титченер. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.
Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.

Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции.
Структуралистская теория восприятия определяет ощущение как единицу перцептивного образа (гипотеза суммации ощущений). Вводится понятие аналитической интроспекции - метода, предназначенного для измерения ощущений в естественных условиях, характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор, и образы памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл.. Восприятие - это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

11.Виды восприятияВиды восприятия выделяют: восприятие предметов, вре­мени, восприятие отношений, движений, пространства, воспри­ятие человека.

Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр. Первичное и вторичное восприятие: Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия - внешние чувства. Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазции, рассказы окружающих и все что угодно другое. Личное и социальное восприятие: Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. Объемность восприятия: Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций - его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие. Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе. Субъективность восприятия: В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности. Восприятие может быть более и менее внимательным - мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным). Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать? Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели - такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному. В психологической науке чаще всего встречаются следующие классификации видов восприятия: в зависимости от объекта восприятия; по преобладающей роли того или иного анализатора; по формам существования материи; по продолжительности перцептивного процесса.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют восприятие предметов, восприятие речи или музыки и восприятие человека человеком. Восприятие человека человеком носит специальное название «социальная перцепция» и является профессионально значимым качеством психолога. В зависимости от ведущей роли определенного органа чувств (анализатора), или модальности восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

По продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на симультанное, т.е. одномоментное, и сукцессивное, или развернутое во времени.

12.Восприятие формы и цвета.

Одним из ведущих видов восприятия являет восприятие формы, на основании которой в большей степени и происходит осмысление, категоризация предметов. При восприятии формы огромное значение имеют такие ее свойства, как структурность, прегнантность, дополнение до целого, фигура - фон, которые были открыты в работах гештальтпсихологов.

Структурность - свойство, выявленное первоначально в экспериментах Вертгеймера, который назвал его группировкой. Он показал, что человек в процессе восприятия не просто суммирует отдельные точки воспринимаемого контура, но группирует отдельные части по определенным признакам так, чтобы получилась понятная, близкая к воспринимаемому контексту структура. Тот факт, что воспринимающий субъект (человек, высшее животное) видит мир не как хаотический набор смутных образований, но как систему, состоящую из четких образов, объясняется именно структурностью восприятия. Структурность помогает нам разглядеть какую-то форму даже в неопределенных очертаниях окружающего. Так, в рассыпанных по листу бумаге точках мы видим не беспорядочный набор, но структуру, состоящую из вертикальных или горизонтальных линий, очерченных точками. Кто-то может увидеть квадраты из точек, кто-то систематизирует по другим признакам, но в любом случае мы видим упорядоченную систему знаков, помогающую нам лучше ориентироваться в окружающем.

Однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься в сходных или последующих структурах. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером «законом прегнантности» (или законом «хорошей» формы), который интерпретируется как стремление к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Свойство дополнения до целого выступает также как одно из выражения стремления к хорошей форме, так как люди склонны достраивать неоконченные фигуры так, чтобы увидеть в них знакомую форму. Так, незаконченная округлая линия воспринимается как круг или овал, три пересекающиеся линии - как треугольник и т. д. При этом сам принцип дополнения контура до целого сохраняется всегда, хотя название фигуры может быть разным в зависимости от социального или культурного контекста, опыта воспринимающего. Например, незаконченный овал может называться серьгой, обручем, треугольник - амулетом или музыкальным инструментом. Таким образом, культурная обусловленность сенсорных эталонов проявляется в процессе осмысления предметов, их категоризации, но сама форма воспринимаемого в большей степени зависит от организации сигнала.

Свойство «фигура - фон» чаще всего появляется при восприятии так называемых двойных фигур (например, профиль и две вазы), в которых объект восприятия выделяется в зависимости от того, что воспринимается как фигура, а что - как фон, на котором она предъявляется. При этом изменение ракурса или перемещение внимания способствуют изменению воспринимаемой фигуры.

Свойства структурности, правильности (прегнантность) восприятия, стремление дополнить контур до целого объясняют и способность человека расклассифицировать поступающую из внешнего мира информацию. Так, мы можем увидеть профиль человека в бесформенном облаке или корне дерева, узнать в наборе теней квадрат или круг, угадать в незаконченной фигуре треугольник - этому помогает «правильность» восприятия, его свойство увидеть хорошую, четкую форму в неопределенном образе.

Восприятие цвета, точнее, восприятие предметных цветов - это один из видов зрительной перцепции, в результате которого возникает постижение хроматичности объектов.
В отличие от цветового ощущения, которое показывает только цветовой фон сам по себе, безотносительно к его объектной отнесенности, цветовое восприятие характеризует цвет реального предмета. Так, мы видим белый кусок мела или красную мякоть арбуза, разрезанного на тарелке, его зеленую кожуру и т. д. Поэтому восприятие цвета зависит не только от длины волны, от излучения, попадающего в глаз от поверхности мела или арбуза, но и от фактуры мякоти и корки арбуза, от той поверхности, на которой этот арбуз расположен.
Оказывает воздействие на цветовую перцепцию и предметность восприятия, так как, зная, что перед нами мел, мы, как было показано выше, при любом освещении увидим его белым. Информация о том, что данный арбуз сладкий и очень спелый, тоже влияет на цветовой эффект, так же как и данные о том, что это не реальный плод, а его муляж.
В исследованиях гештальтпсихологов было показано, что в реальной жизни воспринимается, как правило, не чистый цвет, но соотношение цветов. Это явление было ими названо транспозицией. Исследование транспозиции проводилось в экспериментах Коффки и Келера. Ими было показано, что цветовое зрение основывается на восприятии сочетания «фигура - фон» и их контрасте, то есть люди воспринимают не сами цвета, но их отношения.

13.Восприятие глубины и удаленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.01 с.)