Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация творческой деятельности

Поиск

Проблема творчества становится в последнее время все более актуальной. В современной западной психотерапии преобладает терапия творчеством, через творческую реализацию, и у нас тоже такой подход получает все большее распространение (судя хотя бы по тем семинарам, которые проводятся в Барнауле: по вокалотерапии в апреле, по актерскому мастерству в мае). Это говорит о том, что творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и более того, оно способствует развитию здоровой личности. В частности, А. Маслоу утверждает, что это даже необходимый признак здоровья, а человек не творящий болен. Можно добавить к этому еще то, что жизнь в творчестве это человеческий уровень жизни, эволюционное новшество, заложенное в человеке.

Большинство исследователей связывают понятие "творчество" с понятием "индивидуальности". Например, Яковлева Е.Л. пишет: "Творческость реализация человеком собственно Индивидуальность имеет двойственную природу: биологическую и социальную. Суть творчества скрывается в его названии. Прислушаемся к слову "творчество", "творить", очень часто вместо него мы употребляем такие выражения как "открывать", "делать открытие", оно имеет такое однокоренное слово "отворить". Мы понимаем так, что "открывать", "отворить" значит убрать преграду между двумя пространствами и позволить их содержаниям свободно перемещаться, проникать в "соседнее" пространство. Такое понимание позволяет ближе подойти к осмыслению сути творческого процесса. Творить это значит позволить своей уникальности выйти за пределы того пространства, в котором она заключена, осуществить взаимопроникновение индивидуальности и культуры. Нам кажется, здесь имеется, по крайней мере, два выхода: первый осуществляется в пределах субъективного мира, который, как уже было сказано выше, индивидуалистичен. Очень часто социальное не наполняет уникального во внутреннем пространстве человека, а подавляет его, закрывает, поглощает. В этом случае необходимо осуществить взаимопроникновение внутри самого себя, которое возможно, если человек будет прислушиваться к внутренним сигналам (как назвал это А. Маслоу). Тогда, соотнося поступающую в сознание информацию со своим ядром, оценивая ее, сочетая элементы социального и индивидуального, она предстает в преображенном виде новая и неповторимая. Второй выход это проникновение индивидуальности в мир через деятельность, через реализацию своих способностей. Метафорически творчество - это рождение, возникающее в результате оплодотворения ядра "Я" семенами культуры, это механизм роста, преумножения "Я".

А. Маслоу говорил, что у творческих людей их психологическое "Я" становится больше "Я" телесного. "Способы расти" представлены способностями индивида, которые задают направления роста.

Исходя из такого понимания творчества, мы формулируем гипотезу, что только "истинная" мотивация, формирующаяся на основе потребностей и способностей индивида, способствует творческой деятельности. Почему же "неистинная" мотивация не обладает такими свойствами? Вообще говоря, возможны случаи творческой деятельности, мотивированной "извне". Но это возможно только тогда, когда мотив "внешний" соответствует "внутреннему". Такое совпадение может быть случайным, если человек потерял связь с самим собой, и может до определенной степени развить индивида, но, в конце концов, это будет ограничивать его деятельность, загоняя в рамки требуемого, и творчество как реализация своей уникальности исчерпается.

Таким образом, только "истинная" мотивация позволяет человеку творить, только прислушиваясь к самому себе, мы сможем выбрать тот единственный путь, следуя которому мы будем превращаться из крохотного атома "одного из" в бесконечную Вселенную, осуществлять акт творения, уподобляясь Богу, Природе. Пока мы представили только теоретическую гипотезу, на основе которой планируется провести исследование по изучению "истинности" мотивации у людей творческих и нетворческих. Такой подход показался нам более целесообразным, т.к. выдвижение и обоснование гипотезы позволило лучше понять те процессы, которые станут объектом нашего дальнейшего изучения.

Творчество как процесс.

Происходит на следующих уровнях: безсознательном, подсознании, сознании, сверхсознании. Высшим уровнем развития творчества-воздействие между уровнями, когда креативное поле захватывает все участки мозга. Понятие безсознательного: Включает в себя совокупность психических образований, процессов и механизмов, функционирование которых субъект не отдает отчета. Безсознательное базируется на: этапах эволюционнго развития и генетической памяти. В структуру безсознательного входят: нейрофизиологические задатки, темперамент и специальные способности, являющиеся жесткими образованиями и не поддаются изменениям. Подсознательное:- созд. Стереотипы мышления, поведения отношений, стандарта, проявляющиеся в типичных ситуациях. Подсознание верит сознанию и если чел осознает себя нетворческим то сознание и подсознание в состоянии бодрствования работает синхронно. Свои качества подсознание показывает в сновидениях, дневные впечатления уравниваются по силе и значимости. К ним подкл. Впечатления из памяти и все это перераб. Во время сна по принципу: что будет если..Во сне происходит доучивание, поиск выхода из причин. Ситуаций, рождаются замыслы и соверш. Открытия. Если сознание включается в творчесикй поиск, то подсознание подключ к нему. Перед подсознанием нужно ставить четкие и ясные вопросы и оно обязательно даст ответы.Сознательная форма-имеет определенный инструмент – логические операции анализа и синтеза, обобщения и умозаключения, направленных на подсозн. Реальности. Без логики и абстр. Сознания творчество становится бессмысленным и хаотичным.

Сверхсознание - в основе высших проявлений творчества-сверхсознание-неосознаваемые первоначальные этапы лоюбого вида творчества. Рождения гениальных догадок и озарений. Сверхсозн. Совмещ все уровни работы мозга до уровня интуиции. Сверхсознание интегрирует в себе работу безсознательного и подсознания, что позволяет сознанию подключаться к ноосфере как сфере сущ. Разума и получать оттуда необходимую информацию.

 

 

Творчество как продукт

Критерии творчества в изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов. Отсюда основными продуктами творчества явля­ются:

· открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи до открытия про­явления всеобщего в конкретном;

· изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия тру­да, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодей­ствий между людьми, воздействий на них;

· создание новой формы материи начиная с матери­алов, типа металлов, и кончая произведением ис­кусства.

Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Поэтому на каждом из них необходимо остановиться отдельно и более подробно рассмотреть их сущность.Через творчество человек достигает своего бессмер­тия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисо­вал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат лю­дям в течение веков. Именно к этому стремится на нео­сознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем. Таким же бессмертным является любое дея­ние, направленное на сохранение жизни. Поэтому встре­чаясь с произведением искусства, человек ощущает свою сопричастность к вечности, к бесконечной силе челове­ческих возможностей, к сохранению жизни. Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных:

· отражение в конкретном всеобщего с новых, ин­дивидуальных, позиций;

· передача мыслей и отношений к реальности в не­ожиданной и точной форме;

· присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека — в познании сущностных явлений, в гармонии с пре­красным миром, в пробуждении новых мыслей (со­творчестве).

Единицей отсчета индивидуального своеобразия является социально-типическое, которое формируется главным образом в процессе конкретной профессио­нальной деятельности. Социально-типическим для ху­дожника является его неповторимая индивидуальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.220 (0.006 с.)