Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 27. Особенности и эволюция экономической науки в России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы: 1. Древнерусская экономическая мысль (IX — XVI вв.). 2. Особенности российской экономической мысли в XVII — XVIII вв. 3. Развитие экономической науки в России в XIX — начале XX в. 4. Отечественная экономическая наука в советский период. 5. Состояние и перспективы современной экономической науки в России.
Темы докладов: 1. Российские лауреаты премии «В память Альфреда Нобеля» и их научные достижения. 2. Школа циклизма в России и ее значение для мировой экономической науки. 3. Российская экономико-математическая школа. 4. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. 5. Научный вклад А.В. Чаянова в исследования крестьянского хозяйства. 6. Научный вклад Н.Д. Кондратьева в развитие теории экономической динамики. 7. Экономико-математическая школа в России и СССР.
Вопросы для подготовки к семинару: 1. Дайте общую характеристику древнерусской экономической мысли (IX-XVI вв.). 2. Какие экономические идеи содержатся в «Русской Правде», «Правде Ярослава», «Правде Ярославовичей», «Уставе Владимира Мономаха», «Уставе о закупах», «Уставе о резах», «Пространной Правде», «Судебниках»? 3. Продемонстрируйте основные экономические взгляды И.С. Пересветова, Еразма, Ф. Косого, М.С. Башкина, А. Курбского. 4. Продемонстрируйте систему экономических мер Ивана IV как проявление экономических идей исторического периода. 5. Дайте общую характеристику российской экономической мысли в XVII-XVIII вв. 6. Охарактеризуйте экономические взгляды: - А.Л. Ордын-Нащокина; - Ю. Крижанича; - Петра I; - И.Т. Посошкова; - М.В. Ломоносова. 7. Дайте общую характеристику российской экономической науке XIX — начала XX вв. 8. Раскройте особенности экономической мысли в России в первой четверти XIX в. 9.Дайте краткую характеристику экономическим взглядам Н.С. Мордвинова, А.Я. Поленова, М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина, П.И. Рычкова. 10. Раскройте экономические аспекты программ декабристов. 11. Раскройте особенности экономической мысли в России в 30—60 гг. 12. Покажите сущность и особенности экономических взглядов сторонников крепостничества. 13. Покажите сущность и особенности буржуазного либерализма 30-60 гг. XIX в. в России. 14. Покажите сущность и особенности дворянского либерализма 30-60 гг. XIX в. в России. 15. Раскройте суть противоречий между славянофилами и западниками. 16. Выделите существенные черты экономических взглядов революционных демократов. 17. Раскройте особенности экономической мысли в России во второй половине XIX в. 18. Покажите сущность и особенности экономических взглядов народничества. 19. Продемонстрируйте генезис марксизма в России. 20. Продемонстрируйте генезис математического направления в российской экономической науке. 21. Покажите сущность и особенности экономических взглядов либерально-народнического направления. 22. Раскройте сущность и особенности легального марксизма. 23. Раскройте особенности экономической мысли в России конца XIX — начала XX в. 24. Раскройте сущность и основные черты течений экономической мысли в России конца XIX — начала XX в.: - идеологов дворянства; - сторонников историко-этической школы; - последователей психологической школы; - приверженцев математического направления; - неонародников; - последовательных марксистов. 25. Раскройте роль научных обществ экономистов в России XIX—начала 26. Раскройте особенности экономической мысли в России в советский период. 27. Охарактеризуйте экономические взгляды: - В.И. Ленина и его сторонников; - Л.Д. Троцкого и его сторонников; - Г.В. Плеханова и его сторонников; - Б. Бруцкуса и его сторонников; - Н.Д. Кондратьева; - А.В. Чаянова. 28. Продемонстрируйте особенности российской экономико-математической школы. 29. Раскройте особенности экономической науки в современной России.
Основная литература: Агапова И. И. История экономической мысли: Курс лекций. — М., 1998. — С. 198—218, 241—243. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. — М., 1996. — С. 117—152, 165—167. История экономической мысли в России: Учеб. пособие для вузов / Н. О. Воскресенская, А. С. Квасов, Е. А. Козлова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. — М., 1996. — 136 с. Камаев В. Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учеб. — М., 2004. — С. 609—613.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студенты всех отделений в процессе изучения дисциплины «Экономическая теория» выполняют курсовую работу, которую представляют в учебную часть института не позднее, чем за 15 дней до начала экзаменационной сессии. Курсовая работа является одной из основных форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. Подготовка и выполнение контрольной работы направлены на: - развитие способностей обучаемых по сбору, систематизации и анализу информации, связанной с процессами, протекающими на отдельных рынках экономических благ (услуг) и использованию этой информации для осознания вектора развития конкретных рынков; - закрепление и углубление знаний обучаемых в области основ теории экономики и микроэкономики; - развитие и формирование у них навыков глубокого, творческого и всестороннего экономического анализа; - привитие навыков самостоятельного изучения и использования экономической литературы, трудов российских и зарубежных экономистов, справочно-библиографической литературы, статистических материалов и других источников; - использование при анализе экономических феноменов различные способы моделирования экономических процессов и явлений; - выработку умений грамотно, аргументировано и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации; - выработку собственной позиции студентов по исследуемым проблемам и способностей использовать полученные знания в повседневной жизни и практической деятельности. Вместе с тем, основная функция работы — контрольная. Качество выполнения работы отражает знание категориального аппарата экономической теории, понимание сути и содержания экономических явлений и процессов, умение ориентироваться в реальной экономической деятельности и хозяйственной практике. Курсовые работы могут послужить основой для написания дипломной работы, в том числе и по специальным дисциплинам. Основные требования к курсовой работе: - высокий теоретический уровень (понимание законов экономической науки и их учет в работе, значительная глубина раскрытия темы, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с жизнью современной России); - применение многообразных методов исследования; - широкое использование различных источников (произведений видных отечественных и зарубежных экономистов, документов и материалов российского государства, научных журналов, периодической печати, архивных материалов и т.д.); - критический анализ различных экономических концепций; - творческий подход к выполнению курсовой работы (использование оригинальных документов, социологических исследований, самостоятельность выводов, наличие практических рекомендаций, четкая формулировка авторской позиции по рассматриваемым проблемам); - тесная связь с социально-экономическим развитием РФ; - правильное оформление курсовой работы (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок на источники и списка литературы, аккуратность исполнения и т.д.); - активное моделирование процессов и явлений, исследуемых в курсовой При написании курсовой работы студенту следует стремиться последовательно и логично излагать положения работы, делать четкие обобщения, выводы и рекомендации. Текст работы должен быть написан ясным и понятным экономическим языком. Последнее, однако, вовсе не означает того, что следует стремиться как к упрощению, так и к излишней наукообразности изложения своих мыслей. Положения курсовой работы должны быть понятны с первого прочтения. Мысли автора должны быть аргументированы, опираться на прочную теоретико-методологическую базу, подтверждаться цитатами, моделями, графиками, статистическим материалом. Небрежное отношение к написанию работы свидетельствует не только о низком уровне подготовки автора, но и о неуважении к изучаемой дисциплине и выбранной специальности. Основные этапы выполнения курсовой работы: - выбор темы курсовой работы; - сбор материала и составление плана курсовой работы; - выполнение и оформление курсовой работы; - представление курсовой работы на проверку; - подготовка к защите курсовой работы; - защита курсовой работы. Выбор темы. Тематика и задания курсовых работ разрабатываются и определяются соответствующим факультетом института. Однако, студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы в соответствии с его научными интересами (при этом согласование темы с научным руководителем обязательно). При выборе темы целесообразно учесть тему предполагаемой дипломной работы, а также профессиональные интересы. Студент вправе предложить собственную тему курсовой работы, которая утверждается в соответствии с установленным в институте порядке. При выборе темы курсовой работы студентам следует исходить из того, что тема работы должна быть: - интересной для самого обучаемого; - достаточно широкой для того, что бы в полной мере раскрылись исследовательские и прочие способности студента; - актуальной, перспективной и рассчитанной на дальнейшую углубленную теоретико-эмпирическую проработку; - обеспеченной с точки зрения достаточности научной литературы и статистических сведений. После выбора темы, ее обсуждения и согласования с научным руководителем, тема курсовой работы формулируется окончательно и утверждается на заседании соответствующей кафедры института. Научный руководитель вместе со студентом определяют общее направление деятельности по написанию работы, список литературы, целесообразный для глубокого исследования и раскрытия избранной темы, совокупность материалов статистических сведений, обеспечивающих успешное решение задач работы. Сбор материала и составление плана курсовой работы. После выбора темы курсовой работы студент разрабатывает предварительный план работы, который содержит основные вопросы темы в логической последовательности. План — это логическая основа работы, от правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь в исследуемой проблеме. Предварительный план целесообразно согласовать на консультации с научным руководителем. План не следует излишне детализировать. После изучения монографической и периодической экономической литературы по выбранной теме предварительный план уточняется. Конкретизируются разделы курсовой работы. Отталкиваясь от предварительного плана, студенту целесообразно обратиться к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, критические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных ученых-экономистов). Определенную помощь могут оказать такие издания, как «В мире книг», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей» и другие, а также различные библиографические пособия по отдельным отраслям знаний, выпускаемые специальными центрами информации, например, Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Кроме того, крупнейшие библиотеки страны, такие, как Российская национальная библиотека, Государственная национальная библиотека выпускают рекомендательные библиографические указатели. При работе с информационными источниками студенту необходимо изучить монографии по соответствующей проблеме, научные статьи, опубликованные в журналах: «Вопросы экономики», «Вестник Московского государственного университета. Серия 6. «Экономика», «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Экономика», «Деньги и кредит», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Politeconom. Российско-германский журнал по экономической теории и практике», «Проблемы теории и практики управления», «Российский экономический журнал», «Рынок ценных бумаг», «США: экономика, политика, идеология», «Хозяйство и право», «ЭКО: экономика и организация промышленного производства», «Экономист», «Экономика и статистика», «Финансист», «Человек и труд» и некоторые другие. Целесообразно использовать такие периодические издания, как газеты: «Ведомости», «Экономика и жизнь», «Аргументы и факты», «Коммерсант», «Финансовая газета» и другие. Отдельные статьи по экономике стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки можно найти в журналах: «Азия и Африка сегодня», «Восток», «Проблемы Дальнего Востока» и др. Студенты могут использовать монографическую и периодическую литературу на иностранных языках. В поисках этой литературы могут помочь как информационные бюллетени ИНИОН, так и специализированные каталоги. Целесообразно использовать статистические сборники: «Российский статистический ежегодник: Госкомстат России», «Россия в цифрах», «Малое предпринимательство в России», «Социальное положение и уровень жизни населения России» и другие. Студент может также использовать основную обзорную и статистическую информацию, полученную по сети Интернет. Важным моментом является умение записать информацию. Наиболее распространенными являются две формы записи и хранения материала — конспектирование и ведение картотеки. Они не исключают, а в ряде случаев дополняют друг друга. Когда студент в достаточной мере накопил и изучил материал по теме, он принимается за систематизацию и разработку окончательного плана курсовой работы. Внимательно перечитывая свой конспект или записи на карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте курсовой работы. В заключение студенту целесообразно согласовать окончательный план с научным руководителем, который окажет помощь в его конкретизации. Выполнение и оформление курсовой работы. Выполнение курсовой работы осуществляется в соответствии с намеченной планом последовательности и контролируется научным руководителем. Возникающие в процессе написания курсовой работы проблемы (сложность получения исходных данных Оптимальной организацией труда над курсовой работой считается следующая: - проработка и конспектирование литературных источников; - обработка статистической информации; - составление предварительных вариантов приложений; - написание предварительного варианта курсовой работы; - окончательная отработка и оформление текста и приложений работы. Тем не менее, эта последовательность может быть серьезно изменена в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и деятельности студента заочного отделения. При подготовке рукописи работы важно учитывать требования, предъявляемые к курсовым работам. Курсовая работа оформляется аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда. Оптимальный объем работы не должен превышать 40 страниц, отпечатанных через 1,5 интервал (с использованием компьютерной техники). Однако текст работы не должен быть и менее 35 страниц с указанными интервалами. При Рекомендуемая структура курсовой работы: - титульный лист — 1 стр.; - план — 1 стр.; - введение — 1—2 стр.; - основная часть, состоящая из 2—3 вопросов — 30—35 стр.; - заключение — 2—4 стр.; - ссылки, вынесенные в конец работы (затекстовые) — 1—2 стр. (при наличии); - список использованной литературы — 1—2 стр.; - приложения — до 6 стр. Во введениистудент обосновывает актуальность избранной темы, кратко демонстрирует степень ее разработанности, формулирует конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в курсовой работе, подчеркивает теоретическую и практическую значимость оригинального исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопросов темы, которые нумеруются римскими цифрами. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, конкретности, доказательности, тесной связи с жизнью и задачами развития экономической науки. Каждый вопрос основной части задания должен заканчиваться краткими (2 - 3 абзаца) выводами (резюме). Рассматривая проблемы, особенно носящие дискуссионный характер, необходимо осветить многообразие точек зрения, а также высказать и обосновать собственную позицию. Курсовая работа, в которой автор не освещает и не аргументирует собственную точку зрения по рассматриваемым проблемам, к защите не допускается. Все положения работы должны быть строго обоснованы и подтверждены цитатами, ссылками, фактами, статистическими сведениями. На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, модели и графики, использованные автором при написании курсовой работы, обязательно должны быть ссылки, оформленные должным образом. В противном случае курсовая работа не может быть допущена к защите. В заключенииобобщаются полученные в результате выполнения курсовой работы выводы, формулируются практические рекомендации и предложения, в том числе по перспективам дальнейшего изучения проблемы. При составлении библиографического списка рекомендуется источники располагать в алфавитном порядке. Особое значение при выполнении курсовой работы имеет подбор литературы, так как использование одного источника недостаточно. Поэтому необходимо опираться на разнообразные источники, в том числе — журналы и периодические издания. В приложениявыносятся архивные документы, таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте задания. Приложение рекомендуется создавать в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем исследования. Курсовая работа оформляется на лицевой стороне белой бумаги стандартного формата А4 (210×297 мм). Каждая страница должна иметь поля: левое — 30 мм., верхнее — 20 мм., правое — 10 мм., нижнее — 25 мм. На каждой странице печатается 28—32 строки, каждая строка содержит не более 60—65 знаков с учетом пробелов между словами и знаков препинания. Заголовки вопросов отделяются от основного текста пробелом в 3 интервала сверху и снизу. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с 3-й страницы (т. е. после титульного листа и плана работы). В курсовой работе большое значение имеет правильное определение абзацев, каждый из которых, как правило, говорит о новой мысли автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Каждый абзац должен начинаться на удалении 3 или 5 знаков (ударов по пробельной клавише) от левого поля по всей работе. Если в курсовой работе автором приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в ее тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста, как правило, заключается в кавычки. Все цитаты подтверждаются ссылкой на первоисточник. Это может быть внутритестовая, подстрочная или затекстовая ссылка. Как правило, используются подстрочные ссылки, помещаемые внизу страницы. Ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводятся с указанием источника заимствования («Цит. по:», «Приводится по:..»), например: 1 Цит. по: Блюмин А.С. Банки и кредит. — Псков: Тип. «Мысль». 1996. — С. 12. При первом библиографическом описании документа в ссылке указываются все обязательные (при необходимости и некоторые факультативные) элементы, например: 1 Блюмин А.С. Банки и кредит. — Псков: Тип. «Мысль». 1996.— С. 5. В повторных библиографических ссылках на источник разрешается опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием (...), например: 1 Блюмин А.С. Банки... — С. 5. (Полное название источника: Блюмин А.С. Банки и кредит. — Псков: Тип. «Мысль». 1996. — С. 5). При записи подряд нескольких ссылок на один документ разрешается в повторной сноске приводить слова: «Там же. — С. 23.», «См. там же. — С. 45.». В повторных ссылках в тексте только на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают или заменяют словами «Указ. соч.», «Цит. соч.», например: Блюмин А. С. Указ. соч. — С. 60. Ссылки печатаются через 1,5 интервала (с использованием компьютерной техники — интервал 1,5). Таблицы, схемы, графики, рисунки, копии документов, как в основном тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы, занимающие большую часть формата страницы, помещаются на отдельных листах. По тексту они нумеруются арабскими цифрами, например: Схема 4, Рис. 8 и т. д. Приложения, помещаемые в конце работы, должны иметь сплошную нумерацию. Кроме нумерации все приложения должны иметь и тематические заголовки. Достоверность информации в приложении подкрепляется ссылкой на источник. Титульный лист оформляется в соответствии с общеинститутскими требованиями. Типичные недостатки курсовой работы. Чаще всего, недостатки курсовой работы обнаруживаются уже в ее плане. В частности, в план включается много вопросов, хотя некоторые из них выходят за рамки темы, а другие повторяют друг друга или название темы. Подобный план не способствует логичному изложению материала, концентрации внимания на основных теоретических положениях работы, определению и исследованию узловых вопросов. План не должен содержать более трехвопросов. Встречаются случаи, когда студент слово в слово переписывает отдельные части монографий, учебников, журнальных статей. Курсовая работа становится своего рода монтажом выдержек из различных литературных источников. Важно помнить, что разные авторы ставят перед собой разные цели и используют разный стиль письма; компиляция не способствует успешному выполнению контрольной работы. К недостаткам структуры курсовой работы относится отсутствие какой-либо части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы. Случается, что план не соответствует содержанию; последовательность изложения не соответствует той, какая указана в плане; в тексте работы не выделены разделы в соответствии с планом работы. Некоторые студенты используют морально устаревший материал. Не подвергая сомнению научной значимости прочих источников, экономический факультет рекомендует для использования при написании курсовой работы произведения, изданные не позднее 2000 г. (в том случае, если работа не затрагивает исторического аспекта). Ряд студентов стремятся обойтись в работе без цитат, ссылок, сносок. Подобный подход также относится к числу неправильных. Представление курсовой работы на проверку. Студенты обязаны представить курсовую работу в учебную часть института не позднее, чем за 15 дней до начала экзаменационной сессии. Научный руководитель проверяет работу и составляет на нее отзыв (рецензию), с которым студент должен ознакомится в ходе подготовки к защите курсовой работы. При существенных недостатках студенту предлагается переработать отдельные ее положения. При несоблюдении требований, предъявляемых к курсовой работе, она возвращается студенту на полную переработку. В рецензии оценивается качество работы, ее актуальность, новизна, научная и практическая значимость, выполнение автором требований, предъявляемых к курсовым работам. Подготовка к защите курсовой работы. Важным этапом обучения по дисциплине «Экономическая теория» является подготовка к защите курсовой работы. После получения отзыва (рецензии) на курсовую работу, студент приступает к тщательной подготовке отчета и демонстрационного материала. В отчете должна содержаться квинтэссенция курсовой работы с учетом замечаний научного руководителя (однако в самом отчете автору отвечать на замечания нецелесообразно). Отчет не должен превышать 15 минут (т.е. его изложение должно занимать не более 5—7 страниц текста через 1,5 интервала). Отчет выполняется либо от руки, либо печатается на соответствующих множительных средствах. Защита курсовой работы. Защита курсовой работы является публичной, осуществляется в дни, установленные расписанием занятий в присутствии специально создаваемой комиссии из числа преподавателей института. Защита курсовой работы осуществляется по следующему алгоритму: - отчет (доклад) студента, в ходе которого излагаются основные положения курсовой работы; - вопросы членов комиссии к докладчику и его ответы; - выступление научного руководителя; - выступления членов комиссии и присутствующих на публичной защите курсовой работы; - заключительное слово студента; - выставление итоговой оценки. Отчет в ходе защиты курсовой работы не должен превышать 15 минут. Студенту целесообразно продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует свободно, без привязки к тексту. В ходе отчета целесообразно активно использовать демонстрационный материал. Излагать мысли следует четко, не торопясь. Ответы на вопросы в ходе защиты должны быть краткими и четкими, без повторения того, что уже было сказано в ходе отчета. Заключительно слово в ходе защиты работы иногда имеет решающее значение для окончательной оценки, что не всегда учитывается студентами. В заключительном слове даются ответы на замечания, вопросы и т.д., возникшие в ходе прений, проясняются неясные для комиссии вопросы и пр. Рекомендуемая структура отчета в ходе защиты курсовой работы (на примере темы «Современная инфляция»). 1. Актуальность темы курсовой работы. Переход России к экономике, основанной на рыночном механизме, предопределил, помимо прочего, инициацию инфляционных процессов. В ходе современных экономических преобразований российское общество, оказавшись не готовыми к эффективному поведению в условиях инфляции, столкнулось с рядом серьезнейших проблем, в том числе которых…(раскрываются основные проблемы). Тем не менее, мировой опыт свидетельствует о реальных возможностях устойчивого, динамичного развития экономической системы, роста благосостояния населения, повышения уровня социальной защиты граждан и в условиях инфляции. Сказанное и определяет актуальность представляемой для защиты курсовой работы. 2. Цель и задачи курсовой работы. Автор курсовой работы главной целью поставил: на основе произведений отечественных и иностранных авторов исследовать сущность и особенности современной инфляции, ее влияние на экономическую систему, уровень доходов населения страны, а также выяснить пути минимизации издержек нерационального экономического поведения в условиях инфляционных процессов. Исходя из цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: - обобщить теоретико-методологические подходы в научной литературе к феномену инфляции; - выяснить сущность и виды современной инфляции; - понять механизмы возникновения и развития инфляционных процессов, в т.ч. и в России; - проанализировать последствия инфляции, в особенности, касающиеся доходов населения; - обосновать основные направления минимизации негативных последствий инфляции. (Цель и задачи курсовой работы целесообразно продемонстрировать средствами наглядности. Последнее позволяет относительно увеличить время для изложения всех остальных элементов отчета. В подобном случае студент может адресовать аудиторию, членов комиссии, к соответствующему средству наглядности. К примеру, достаточной может считаться фраза: «Цель и задачи курсовой работы демонстрируются на листе № 1 раздаточного материала»). 3. Теоретическая и методологическая база курсовой работы. Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, в том числе: 1. Петров И.А. Современная инфляция. — М.: Поиск, 2005. — 525 с. 2. (Излагаются прочие, наиболее ценные, на взгляд автора, использованные при подготовке курсовой работы научные труды с указанием их выходных данных в алфавитном порядке). Кроме того, автором использованы материалы научных журналов и периодической печати: Вопросы экономики. 2005 г.: № 1-6; Российский экономический журнал. 2005 г.: № 5, 6, 7; Деньги и кредит. 2000 г.: № 12; Ведомости. 2005 г.: № 1, 2, 6 и др. Библиографический список состоит из 25 трудов. 4. Теоретическая и практическая значимость курсовой работы. Анализ современной инфляции представляет несомненную научную и практическую ценность, так как позволяет оценить сущность всего комплекса социально-экономических проблем современной России, предложить конкретные рекомендации будущим экономистам, касающиеся их практической деятельности, выработать собственные подходы к минимизации возможных неэффективных действий в условиях инфляционных флуктуаций. Материалы курсовой работы могут быть использованы при подготовке студентов к экзаменам, при написании рефератов и курсовых работ, в ходе подготовки к выступлениям на семинарах и научных конференциях. 5. Структура и основное содержание курсовой работы. Цели и задачи курсовой работы предопределили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух вопросов, заключения, списка литературы, трех приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, важность ее изучения и самостоятельного исследования студентами, определяются цель и задачи труда, показана степень разработанности темы. В первом вопросе — «Сущность, виды, причины и механизмы инфляции» — на основе анализа взглядов экономистов различных школ раскрываются особенности современной инфляции. В настоящее время в экономической науке инфляция, чаще всего, трактуется, как …. (далее излагается содержание вопроса с использованием средств наглядности. В необходимых случаях дается развернутое обоснование используемых моделей, собственных взглядов и позиции). Во втором вопросе — «Социально-экономические последствия инфляции» — … (далее излагается содержание вопроса с использованием средств наглядности. В необходимых случаях дается развернутое обоснование используемых моделей, собственных взглядов и позиции). В заключении курсовой работы … (дается краткое изложение полученных в результате исследования выводов и результатов). В приложениях представлены…. 6. Практические рекомендации и предложения. (Излагаются конкретные практические рекомендации относительно рационализации поведения студентов и пр.).
При оценке курсовой работы учитываются следующие параметры: - соответствие курсовой работе предъявляемым требованиям; - качество оформления работы; - самостоятельность выполнения работы, обоснованность выводов и рекомендаций, степень проявления и аргументации собственной позиции; - ход защиты курсовой работы (содержание выступления; владение материалом работы; использование демонстрационных материалов; умение отстоять собственную позицию, выводы и рекомендации; правильность и конкретность ответов на вопросы комиссии). Работа оценивается по пятибалльной шкале. Наиболее успешные работы могут быть рекомендованы для участия в конкурсах, для публикаций и пр. Работы могут использоваться в ходе обучения, в том числе и преподавателями. Защищенные работы студентам не возвращаются и хранятся в учебной части института. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Экономическая безопасность государства. 2. Безработица: сущность, формы, социально-экономические последствия. 3. Проблемы занятости в России. 4. Рынок ценных бумаг и его особенности в России. 5. Национальная экономика России. 6. Система национальных счетов и ее использование в РФ. 7. Экономический рост и его теоретические модели. 8. Цикличность развития экономики. 9. Теория циклов Н.Д. Кондратьева. 10. Антициклическая политика государства. 11. Деньги: сущность, функции, виды. 12. Денежное обращение и его особенности в России. 13. Эволюция денег и денежных систем. 14. Теории денег и их особенности. 15. Кредитно-денежная система государства. 16. Особенности кредитно-денежной системы России. 17. Монетарная политика государства. 18. Инфляция: сущность, виды, механизмы. 19. Инфляция в России. 20. Антиинфляционная политика в экономически развитых государствах. 21. Антиинфляционная политика в России. 22. Сущность и функции финансов. 23. Финансовая политика в России. 24. Финансовая система государства. 25. Государственный бюджет. 26. Налоги: сущность, виды, особенности. 27. Государственный долг страны. 28. Дефицит федерального бюджета государства. 29. Фискальная политика государства. 30. Сущность и функции кредита. 31. Банки в современной экономике. 32. Банковская система России. 33. Государственное регулирование экономики: основные методы и инструменты. 34. Проблемы государственного регулирования в экономической теории. 35. Экономические функции государства и их реализация в России. 36. Промышленная политика государства. 37. Эффективная рыночная экономика в России: проблемы формирования и развития. 38. Структурная политика в России. 39. Государственный заказ: сущность, формы, особенности. 40. Социальная политика государства. 41. Политика доходов в России. 42. Защита прав потребителей в России. 43. Современное всемирное хозяйство. 44. Теория сравнительных преимуществ и ее эволюция. 45. Международное разделение труда. 46. Международная торговля. 47. Вывоз капитала и его влияние на экономику государств. 48. Международная валютная система. 49. Россия в контексте мировых интеграционных процессов. 50. Экономическая интеграция государств. 51. Проблемы экономической интеграции бывших республик СССР и пути их решения. 52. Иностранный капитал в России. 53. Глобальные проблемы человечества: сущность, содержание, пути решения. 54. Экономические аспекты глобальных проблем человечества. 55. Макроэкономическое равновесие: основные модели. 56. Транснациональные корпорации и их роль во всемирном хозяйстве. 57. Проблемы финансовой стабилизации России. 58. Биржи и их роль в рыночной экономике. 59. Региональная экономическая политика в России. 60. Налоговая система России. 61. Показатели экономического развития государства и их измерение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет экономической науки и особенности его трактовки различными экономическими школами. 2. Методы исследования экономической науки. 3. Экономические категории и законы. 4. Функции экономической науки. 5. Экономическая политика и экономическая стратегия. 6. Рынок: содержание, функции, типология. |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.58 (0.013 с.)