Тема 17. Труд, занятость и безработица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Труд, занятость и безработица



 

Основные вопросы:

1. Концепции занятости. Безработица

2. Социально-экономические последствия безработицы.

3. Проблемы стабилизации рынка труда.

 

Темы докладов:

1. Особенности формирования человеческого капитала.

2. Социально-психологический анализ современной молодежи России.

3. Особенности государственного регулирования занятости в современной России.

 

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Раскройте роль человека в современной экономике.

2.Продемонстрируйте место способности к труду в структуре производительных сил человека.

3. Раскройте понятие «труд», охарактеризуйте, его качественную и количественную стороны.

4. Что такое рабочая сила? В чем ее суть как производителя и потреби-еля?

5.Что такое личный фактор производства?

6. Что такое трудовые ресурсы? Кто включается в состав этих ресурсов?

7. Раскройте показатель «экономически активное население».

8. Что такое человеческий капитал и каковы основные закономерности его формирования?

9. Раскройте понятия:

- экономический человек;

- разделение труда;

- специализация труда;

- производительность труда;

- интенсивность труда.

10. Что такое трудовые отношения?

11. Охарактеризуйте рынок труда, его субъектов и функции.

12. Разъясните особенности спроса на труд и предложения труда.

13. Разъясните и продемонстрируйте эффект замещения и эффект дохода применительно к предложению труда.

14. Продемонстрируйте неоклассическую модель конкурентного рынка труда.

15. Разъясните основные причины не реалистичности неоклассической модели конкурентного рынка труда.

16. Раскройте понятие занятости населения и безработицы. Кто относится к числу безработных?

17. Продемонстрируйте показатели занятости и безработицы в стране.

18. Раскройте понятия:

- фрикционная безработица;

- структурная безработица;

- циклическая безработица;

- институциональная безработица;

- добровольная безработица;

- вынужденная безработица;

- сезонная безработица;

- технологическая безработица;

- открытая и скрытая безработица;

- краткосрочная и долгосрочная безработица.

Раскройте категорию «естественный уровень безработицы».

19. Продемонстрируйте особенности трактовок причин неполной занятости с позиций:

- теории народонаселения Т. Мальтуса;

- теории относительного перенаселения К. Маркса;

- неоклассического подхода;

- кейнсианской концепции.

20. Подробно проанализируйте социально-экономические последствия безработицы.

21. Раскройте сущность миграции трудовых ресурсов и ее виды. Каковы основные причины миграции трудовых ресурсов, а также ее основные функции?

22. Раскройте последствия международной миграции трудовых ресурсов для России.

23. Продемонстрируйте особенности безработицы в России на рубеже XX-XXI вв.

24. Проанализируйте следующие сведения:

«В ноябре 2004 г., по оценке Федеральной службы государственной статистики, численность экономически активного населения составила 73,8 млн. человек. Из них 68,2 млн. человек (92,4 %) были заняты в экономике, а 5,6 млн. человек (7,6 %) классифицировались как безработные в соответствии с методологией МОТ. По сравнению с ноябрем 2003 г. численность экономически активного населения увеличилась на 0,8 %; при этом численность занятого в экономике населения возросла на 1,5 %, а общая численность безработных уменьшилась на 7,2 %. Численность официально зарегистрированных безработных
в ноябре 2004 г. была на 17,5 % больше, чем в ноябре 2003 г., и составила 1,8 млн. человек. По данным обследований населения по проблемам занятости, проводимых Федеральной службой государственной статистики, в 2004 г. в государственную службу занятости обращался за помощью в поиске работы каждый третий безработный.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в январе-ноябре 2004 г. с помощью государственной службы занятости работу (доходное занятие) нашли 3958 тыс. человек, из которых 1337 тыс. человек имели статус безработного, что соответственно на 3,4 и 5,2 % больше, чем в январе-ноябре 2003 года. Число лиц, которым было назначено пособие по безработице, возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 19,9 %.

В январе-октябре 2004 г. по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. число замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях и организациях уменьшилось на 0,8 %. Около 75 % от числа выбывших работников уволились по собственному желанию, что было связано прежде всего с низкой заработной платой. Число работников, уволенных в связи с сокращением штатов, увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, по оценкам, на 22 %. Напряженность на рынке рабочей силы в ноябре 2004 г. составила 24 человека на 10 заявленных вакансий против 20 человек в ноябре 2003 года».[10]

25. Какие выводы можно сделать по результатам Вашего анализа?

26. Разъясните подходы разных экономических школ к выбору инструментария повышения эффективности рынка труда.

27. Что такое государственное регулирование рынка труда? Выделите основные концепции государственного регулирования этого рынка. Продемонстрируйте основные направления государственной политики занятости.

 

Основная литература:

Менкью Н. Г. Принципы экономикс. — СПб., 1999. — С. 392—401, 407—425, 559—581.

Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — СПб., 2004. — С. 350—372.

Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М., 2004. — С. 485—511.

Тема 18. Деньги и денежная система государства

 

Основные вопросы:

1. Деньги: сущность, функции, виды.

2. Организация денежного обращения в государстве.

 

Темы докладов:

1. Денежные реформы в России.

2. Обзор элементов денежной массы (на примере кредитных учреждений Санкт-Петербурга).

3. Обзор динамики элементов денежной массы России за последний год (или более длительный период).

 

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Какие подходы к определению денег Вам известны?

2. Разъясните роль денег в экономике.

3. Охарактеризуйте рационалистическую и хозяйственно-эволюционную концепции происхождения денег.

4. Раскройте историческое развитие форм стоимости.

5. Объясните, почему именно золото стало деньгами.

6. Раскройте особенности теорий денег:

- товарно-металлической;

- номиналистической;

- количественной.

7. Что такое деньги (применительно к полноценным деньгам)?

8. Какие функции выполняли деньги из драгоценных металлов? Подробно раскройте каждую из этих функций.

9 Что такое бумажные деньги?

10. Объясните, что представляют собой:

- вексель;

- банкнота;

- чек и чековый вклад.

11. Существуют ли различия между казначейскими векселями и кредитными деньгами?

12. Что такое ликвидность?

13. Раскройте сущность современных денег. Какие функции они выполняют?

14. По Вашему мнению, какая взаимосвязь существует между современными деньгами и золотом?

15. Какие виды современных денег Вам известны? Охарактеризуйте их.

16. Что такое квазиденьги?

17. Что такое денежный агрегат? Что понимается под денежной массой? Каков главный принцип построения ее структуры?

18. Какие денежные агрегаты выделяются в зарубежных государствах?

19. Раскройте структуру денежной массы в современной России.

20. Проанализируйте Таблицу 4. Какие выводы можно сделать по результатам Вашего анализа?

Таблица 4

Наличные деньги и трансакционные депозиты

в десяти экономически развитых странах и России

Страна Банкноты и монеты в обращении (в % к ВВП) Депозиты (в % к ВВП)
1996 г. 2001 г. 1996 г. 2001 г.
Бельгия 5,2 2,8 13,8 20,9
Канада 3,4 3,5 18,0 23,2
Франция 3,3 2,0 19,8 25,1
Германия 7,0 3,3 19,1 25,8
Италия 5,3 4,7 26,8 37,1
Япония 9,8 13,1 27,8 42,4
Голландия 5,5 2,1 22,5 35,2
Швейцария 8,0 8,7 21,3 24,8
Великобритания 2,8 3,3 58,1 62,7
США 5,1 5,8 8,8 6,1
Россия 5,2 6,5 11,2 15,1

Источник: Кочергин Д.А. Влияние электронных денег на денежную массу // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 5. - 2004. — Вып. 4. — С. 85.

 

21. Что такое денежное обращение и денежная система? Раскройте основные элементы денежной системы государства.

22. Какие институты денежной системы Вам известны?

23. Какие типы денежных систем Вам известны?

24. Охарактеризуйте наличный и безналичный денежный оборот. Разъясните суть и особенности модели Баумоля-Тобина.

25. Раскройте закон денежного обращения. Что такое скорость обращения денег?

26. Что такое денежный рынок? Чем он отличается от других макроэкономических рынков?

27. Продемонстрируйте и охарактеризуйте теоретические модели спроса на деньги:

- кейнсианскую;

- неоклассическую.

28. Как формируется предложение денег? В чем разница между эндогенными и экзогенными деньгами? Продемонстрируйте модели предложения денег. Как осуществляется эмиссия денег?

29. Продемонстрируйте и проанализируйте процесс восстановления равновесия на денежном рынке после изменения:

- предложения денег;

- спроса на деньги;

- ставки процента.

 

Основная литература:

Камаев В. Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учеб. — М., 2004. — С. 307—325, 357—364.

Менкью Н. Г. Принципы экономикс. — СПб., 1999. — С. 675—698.

Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — СПб., 2004. — С. 87—91, 586—591.

Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М., 2004. — С. 154—166, 512—524.

 

Тема 19. Кредитно-денежная система

и кредитно-денежная (монетарная) политика

 

Основные вопросы:

1. Кредит и банки.

2. Кредитно-денежная политика.

 

Темы докладов:

1. Эволюция банковской системы России.

2. Основные направления единой государственной политики в России на текущий год.

3. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период 2008 года и результаты ее реализации.

 

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Что такое кредит? В чем его сущность?

2. Что такое ссудный процент и его норма? Что детерминирует норму процента?

3. Раскройте важнейшие источники кредита.

4. Проанализируйте функции кредита.

5. Осуществите классификацию кредита по различным основаниям. Охарактеризуйте известные Вам формы кредита.

6. Раскройте сущность:

- лизинга;

- факторинга;

- форфейтинга;

- трастовых операций.

7. Что такое кредитный механизм и каковы особенности этого механизма в современной России?

8. Что такое кредитная система? Что такое банковская система?

9. Что такое банк, чем он отличается от прочих кредитно-финансовых учреждений? Раскройте основные функции банков.

10. Какие виды банков Вам известны?

11. Выделите основные банковские операции.

12. Раскройте роль банков в экономике.

13. Проанализируйте Таблицу 5. Какие выводы можно сделать по результатам Вашего анализа?

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.03 с.)