Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новокрестьянская и пролетарская поэзия.

Поиск

Естественный для выходцев из крестьян или рабочих интерес к поэтическому миру фольклора, обряда, крестьянского уклада жизни. Миф, апокриф, предание в сюжетике и образности. Лирические стихотворные жанры, берущие начало в народной обрядовой песне. Внимание символистов к творчеству крестьян Н.Клюева, С.Клычкова, С.Есенина. Дореволюционные их книги. Смысл названий 2-3. Черты стиля эпохи в творчестве новокрестьянских поэтов.

Связь пролетарской и крестьянской поэзии. Творческие источники в развитии пролетарской поэзии. Проблематика и жанры. Смысл переводов и “перетекстовок” в песенном творчестве пролетарских поэтов. Осуществление сверхзадачи “нового синтеза”, чаемого символистами, в синтетическом жанре пролетарской песни. Неоромантическое в пролетарской поэзии. Образность. Черты стиля эпохи в лирике Ф.Шкулева, А.Богданова, Г.Кржижановского, А.Коца.

Некрасовское в поэзии пролетарских поэтов. Стихи и проза Скитальца (С.Г. Петрова).

Демьян Бедный (Е.А.Придворов) (1883 - 1945)

Путь в литературу. Сотрудничество с пролетарской прессой. Доминантные жанры в творчестве. Басня. Проблематика, образность, синтаксис. “Лапоть и сапог”, “Кларнет и рожок”, “Шпага и топор”. Баллада, стихотворная новелла, песенный жанр в творчестве. Прозаизация стиха в творческой эволюции поэта. “Мой стих”. Тема поэта и поэзии. Стиль эпохи в его творчестве.

 

Символизм. Поэты-символисты.

Состояние поэзии к середине 80-х. Философские, религиозные, эстетические искания в культуре начала 90-х гг. А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев в умонастроениях декадентов. Символизм как мировоззрение и стиль. Отношение к классическому наследию. Д.Мережковский и Вяч. Иванов. Претворение идеи “нового литургического синтеза” в художественной практике символистов. Идея Вечной Женственности. Роль поэта в символизме. Слово в символизме. Идея “зиждительной формы” (Вяч. Иванов). Миф и символ. Стилизация и синтез искусств. Образ мира в поэзии символистов. Христианская образность, православный обряд и церковный календарь в художественном мире символистов. Круг символистских изданий в Петербурге и в Москве. Неоромантическое в символизме. “Impression”(впечатление) и символ в лирике и прозе. “Магия слов” и “магия звуков” в поэзии символистов. К.Бальмонт и Вяч. Иванов.

Декларации основных принципов символизма в работах Вяч. Иванова, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока. Эволюция мировоззрения и стиля. Иерархия искусств. Эксперименты А.Белого в поэзии и прозе. Реформация традиционных лирических жанров. И.Анненский и символисты. Традиции Фета, Тютчева, а позднее Некрасова в поэзии символистов. Символизм как направление, определяющее культурный стиль эпохи. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и стиля.

В.В.Розанов (1856 - 1919)

Историко-филологический факультет Московского университета, отношение к языку, литературе, истории воспринятые на лекциях Ф.И. Буслаева, Н.С. Тихонравова, В.И.Герье сказались впоследствии в деятельности педагога, историка, философа, литератора.

Первые публикации педагогические изданы впоследствии отдельной книгой “Сумерки просвещения”. Философские опыты. Религиозно-философские опыты. Роль Н.Н.Страхова в писательской судьбе Розанова.

Характеристика тенденций в развитии западной и русской литературы в статье “Декаденты”. Определение основных философско-эстетических тенденций. Розанов и Вл. Соловьев. Сотрудничество с символистскими изданиями. Реформирование прозы в “Уединенном”, в “Опавших листьях” (2 короба). Реалистическое и импрессионистическое. Повествователь и лирический герой, “лирический бытописатель” в его произведениях. Мгновение, мимолетность в содержании романа и дневников. Место верлибра в “Уединенном”. Смысл названий его прозаических произведений.

Черты стиля эпохи в произведениях Розанова. “Апокалипсис нашего времени” как философско-символическое толкование революционных событий. Письма к Горькому после Октября.

Литературоведение и критика о творчестве Розанова.

 

Ф. Сологуб (Тетерников) (1863 - 1927)

Приходская школа, Петербургский учительский институт, 10 лет учительства в провинции, а затем еще 10 лет в Петербурге отразились в проблематике малой прозы и романов.

Входит в литературу как поэт. Переводы Верлена. Сближение с кругом петербургских символистов.

Периодизация творчества писателя. Черты стиля эпохи в лирике, рассказах и романе “Мелкий бес”. Стилизация и пародия в содержании романа.

Профанирование библейского мифа в содержании произведений. “Магия слова”, двоемирие в разрешении духовно-нравственных конфликтов.

Литературоведение и критика о творчестве Сологуба.

 

Д.С.Мережковский (1866 - 1941)

Закончил классическую гимназию. Первые литературные опыты - ранние, поэтические. Знакомство с Ф.М.Достоевским и С.Я.Надсоном как судьбоносные в грядущей литературной жизни. Увлечение идеями Дарвина во время учебы на историко-филологическом факультете Петербургского университета, а затем религиозные искания, интерес к новейшей французской литературе.

Журнал “Северный вестник” и круг петербургских символистов. Первые сборники стихов. Религиозное обоснование символизма в книге “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” Борьба Духа и плоти, Христа и антихриста в человеке в трилогии “Христос и Антихрист”. Черты стиля эпохи в романах трилогии. Осмысление русской классики в трудах “Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество”, “Две тайны русской поэзии”. Осмысление результатов первой русской революции в в работе “Грядущий Хам”, “Не мир, но меч. К будущей критике христианства”.

Исторические драмы и романы. Использование документа и стилизация документальности в романах. Периодизация творчества писателя.

Литературоведение и критика о творчестве Мережковского.

 

А.А.Блок (1880 -1921)

Детство в “ректорском доме” Петербургского университета. Семейная литературная среда. Учеба в Петербургском университете на юридическом факультете; филологический факультет. Увлечение театром. Мечта об актерской карьере. Знакомство с новейшей литературой. Знакомство с поэзией Вл. Соловьева.

Первые поэтические публикации в периодике Петербурга и Москвы. Брак с Л.Д. Менделеевой. Знакомство с московскими символистами (А.Белым, К.Бальмонтом, Эллисом и др.). “Стихи о Прекрасной Даме”. Миф и символ. “Заговор и заклинание” в семантике лирического стихотворения. Знакомство и сближение с А.Ремизовым и Вяч. Ивановым. Театр в творческой судьбе поэта. Периодизация творчества. Семантика заглавий книг и стихотворных циклов. Работа в критике и художественном переводе. Тема России в лирике и статьях.

Поэмы и драмы Блока. Собрание стихотворений в издательстве “Мусагет”. Идея пути в трех томах “романа в стихах”. Художественный синтез в творчестве Блока. Открытия Блока в области стиха. А.Блок и символизм. А.Блок и А.Белый. Идеи Р.Вагнера в мировоззрении и стиле Блока. Черты романтизма в творчестве А.Блока. Поэма “Двенадцать” как поэма-мистерия. Голос Державина и Пушкина в “Скифах”. Влияние Блока на творчество современников. Периодизация творчества. Литературоведение и критика о творчестве А.Блока.

 

Акмеизм. Поэты-акмеисты

Пушкинское крыло символизма в ж. “Аполлон”, “Цех поэтов” и акмеизм как литературное направление. Символизм и акмеизм. Кларизм - адамизм - акмеизм. Слово в поэзии акмеистов. Иерархия искусств в теоретизированиях акмеистов. Архитектура в поэзии акмеистов. Своеобразие синтеза искусств и реформирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и назначение поэзии. Жанры баллады, стихотворной новеллы, романса, песни у Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама, др. Черты стиля эпохи в лирике, поэме, прозе акмеистов.

Неоромантическое в стиле Н.Гумилева. Функция экзотизмов. Лирический герой. Символическое у Гумилева. Поэма и проза поэта.

Творческий путь А.Ахматовой: от стихотворной новеллы и баллады к поэме. Приемы прозаизации стиха. Особенности композиции и ритмического строя поэзии. Символический смысл названий книг. Образ лирической героини. Поэтическая школа А.Ахматовой.

Опыт Г.Державина и Ф. Тютчева в художественном мире О.Мандельштама. Философское в лирике. Слово в стихе. Символика названий первых книг. Символ и миф (метафора) у О.Мандельштама и символистов. Проблема ахронного (мгновенного и вечного) в творчестве поэта. Проза и критические статьи. “Разговор о Данте”.

Литературоведение и критика об акмеизме как литературном направлении и стиле, о творческом пути выдающихся из них.

 

Футуризм. Поэты-футуристы

Футуризм как явление культуры. Итальянский футуризм как своеобразный предшественник русского футуризма. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи.

Эгофутуризм. “Эпатажное” и экспериментаторское в творчестве И.Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. ”Лирический ироник”. Смысл поэтических концертов И.Северянина. Эгофутуризм и символизм. Опыты Г.Иванова (эгофутуризм, акмеизм?).

Кубофутуризм и философия языка. Слово в стихе. Задачи плотного письма.

Новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов.

Подписание футуристами общих манифестов, общие концерты. Славянский миф, древнее слово в практике создания языка будущего. “Самовитое слово”В.Хлебникова. Вяч. Иванов и В.Хлебников. Жизнестроительность искусства символистов в практике футуристов. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В.Маяковский как один из виднейших поэтов и художников-футуристов. “Центрифуга” - и творчество Б.Пастернака. Импрессионистическое в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновление поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футуризма. Результаты экспериментаторства футуристов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и его представителях.

 

В.В.Маяковский (1893 -1930)

Детство в Тифлисе. Переезд в Москву. Революционная работа. Время в Бутырской тюрьме. Литературная учеба. Занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с Д. Бурлюком. “Будетляне”.

Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футуризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанского и Человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэзии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в названных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христианским в жизни и литературе. Приемы концентрации художественного содержания. А.Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебников. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. “Новый Сатирикон” в судьбе Маяковского-поэта и художника. Традиции и новации в деятельности Маяковского - поэта и теоретика стиха. Литературоведение и критика о дореволюционном Маяковском.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.008 с.)