Тема 11. Основные литературные направления рубежа веков (1830-1917 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Основные литературные направления рубежа веков (1830-1917 гг. )



Эстетика и менталитет конца XIX века. Общественно-духовная ситуация рубежа веков. Основные художественно-эстетические и философские направления. Новый подход к трактовке человеческой сути и поведения (позитивистские, декадентские, психоаналитические, теологические и др. концепции). Основные концепции культурофилософской мысли конца XIXв: Ф.Ницше и настроения «конца века», пессимизм А. Шопенгауэра, позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, А. Бергсон и теория интуитивизма.

Реализм конца XIX века. Влияние натурализма. Становление новой эстетики реализма в эпоху декаданса. Поиск нового героя. Жанровое своеобразие, традиции и новаторство («роман воспитания», «семейные хроники», «роман идей», «роман-река» и т.д.). Натурализм: поэтика, метод, идеология. Позитивизм как философская основа натурализма. Г. Спенсер, О. Конт, эстетика И. Тэна. Биологичность и прозаичность натуралистического видения мира. Философия Спинозы (пантеизм). Значение достижений в области естественных наук для развития натурализма. Теория «трех факторов» и ее художественная реализация в творчестве братьев Гонкуров и Э. Золя. Отход от реализма, преобладание среды над характером в натуралистическом методе. Роль наследственности в становлении и реализации личности. Обращение к подсознанию человека, углубленный психологизм в создании художественного образа. Показ человека как существа биологизированного, слабого и безвольного. Обращение к теме «низов». Социальный протест против насилия над человеческой природой и тема социально-биологического возмездия в натуралистическом романе. Поэтика натурализма: акцент на отображение видимой стороны внешнего мира, показ человеческого сознания через внешние проявления, подтекст. Бытовизм и физиологизм натурализма. Образ большого города и маленького, задавленного бесчеловечным обществом человека. Отказ от социального детерминизма, утрирование биологической сути индивида через преувеличенное внимание к наследственности. Натуралистическая аллегория и символика. Эволюция натурализма от изображения «запретных тем» к созданию социально-биологической картины мира в творчестве Э.Золя. Роль бессознательного, проблема пола, образ женщины. Фрейд и постнатурализм. Творчество П.Бурже. Влияние А. Шопенгауэра. Связь натуралистического художественного письма и импрессионизма (акцент на деталях, «телеграфный стиль», фрагментарность изображения и т.д.). Значение натурализма в раз-

витии литературы XX века.

Декаданс 1870-1890 гг. как культурологическая категория и тип творческого мышления. Роль эпохи декаданса в формировании нереалистической эстетики. Пессимизм декаданса и его социально-исторические и философские причины. Эстетика декаданса. Требование свободы творчества («искусство для искусства» и «искусство жизни», «чистое искусство» и т.д.). Трагический конфликт художника и «жизни». Эстетизм декаданса. Особое место религии.

Импрессионизм как «новое письмо» конца века. Импрессионизм и декаданс. Импрессионизм и символизм. Проблема соотношения живописи и литературы. Роль мимолетного, «телеграфный стиль» импрессионизма. Новелла и лирические стихотворения («пейзаж души») – главные жанровые формы импрессионистического творчества.

Символизм: мировидение, поэтика, эстетика. Разрыв между действительностью и сознанием человека. Особенности художественного мышления декадентов. Ницше, Шопенгауэр, А. Бергсон и символизм. Тема «заката Европы». Поэтика символизма: декадентское понятие символа. Символ как установление интуитивного соответствия между глубинным, потаенным смыслом и его предметным отражением. Музыкальность символа. Сознательное и бессознательное в символе. Проблема одиночества человека, непонимание им окружающего мира. Восприятие мира как хаоса, враждебной силы. Проблема «воли». Влияние Ницше. Красота как цель символистского творчества, проявление «воли» гения. Эстетизм символизма, теория «чистого искусства». Метафизика «зла» в символизме. Две тенденции в символизме: религиозная и нерелигиозная. Поэтика символизма. Основная проблема – реформа стиха и поэтического языка. Отказ от классического стихосложения и обращение к образной системе (ритм, музыкальность, тоника стиха). Свободный стих. Значение аллюзий, реминисценций. Связь с античностью, с шекспировской поэзией. Проблема разговорного языка в стихе.

Символистский роман. Влияние романтизма. Проблема творчества, художника и художественной реальности. Отказ от общественности, уход во внутренний мир ин-дивидуума. Парадокс как принцип композиции. «Роман в романе». Проблема времени и пространства. Мотив вечного возвращения. Стилизация и пародия в символистском романе. Символистская драма. Новаторство Ибсена. Творчество Метерлинка и его значение в формировании символистского театра. Отказ от классической драмы «идей» и метода «вживания в образ». Подчеркнутая театральность действия и акцент на лиричность драмы. Мотивы пробуждения, возмездия, смерти. Влияние древнегреческой драмы, элементы фольклора. Натуралистические элементы в позднесимволистской драме, ее экспрессивность и эпатажность.

Место натурализма, импрессионизма, символизма в декадансе и соотношение между ними. Восприятие западной культуры рубежа веков в России. Влияние Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова на зарубежную литературу. Достоевский как «русский Ницше». Проблема взаимосвязей (Роллан и Толстой, Гамсун и Достоевский). Русские философы и западная культура: Соловьев, Л.Шестов, А.Белый о Ницше; Толстой, Розанов, Горький о декадансе; Мережковский, Блок, Вяч. Иванов, Флоренский, Бердяев о «закате Европы» и кризисе гуманизма. Символизм и русские поэты. Переводы Брюсова, Анненского, Сологуба, Бальмонта, Пастернака. Реминисценции из западной поэзии в культуре «серебряного века».

 

Тема 12. Французская литература рубежа веков

Общественно-исторические события в период с 1871 по 1917 годы (франко-прусская война, Парижская Коммуна, дело Дрейфуса, колониальные войны) и их влияние на литературный процесс рубежа веков. Мировоззренческая основа развития художественной культуры к.XIX-н.XXв. Философия Ф. Ницше. Восприятие духовной атмосферы конца века как «заката Европы». Сочетание романтического и позитивистского – основа философской концепции Ф.Ницше. Ницше и Дарвин: «воля к власти», «энергия жизни» как проявление вечной биологической сути. Жизнь духа и жизнь плоти, единство и противоборство двух начал в человеке. Абсурд бытия: дионисийское и аполлоновское начало. Значение античности для развития культуры. Мораль и общество. Мораль и инстинкты. Религия и культура. Искусство – вторая реаль-

ность. Взгляд на задачи нового искусства. Философия А.Шопенгауэра. Пессимизм и концепция личности. «Мировая воля» и слабость человека. Идеализм Шопенгауэра. Концепция искусства, значение музыки. Примат стихийного, внеразумного начала мира и человека. Творческий акт – интуитивное познание воли. Значение творческой фантазии. Обращение к бессознательному. Вопрос о цели и задачах человеческого творчества. Концепция истины и морали. Влияние философии Шопенгауэра на натурализм и символизм. Позитивизм О. Конта и Г.Спенсера. «Теория трех факторов» И.Тэна. Влияние Дарвина. Значение романа «Госпожа Бовари» для французской литературы II половины XIX века. Импрессионизм и позитивизм. Натурализм во Франции. Социально-биологическая концепция художественного творчества. Братья Гонкуры и становление натурализма. Понятие «беспристрастности», «научности», «фактографичности» в литературе. Характер детерминизма, особенности авторской позиции, значение творческого темперамента художника.

Своеобразие натуралистической трактовки морали. Концепция «общество-организм», «человек- клетка в организме»; мотивы социальной болезни, возмездия среды и наследственности. Значение портрета, пейзажа, детали. Э.Золя –теоретик натурализма. Теоретические работы: «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре». Концепция натурализма в предисловии к роману «Тереза Ракен». Эволюция натурализма к концу века. Значение романа Гюисманса «Наоборот». Сочетание натуралистических и декадентских черт в романе. Кризис натурализма. Постнатурализм и П.Бурже. Критика позитивистских идей в романе «Ученик». Значение французского натурализма для дальнейшего развития литературы во Франции и его восприятие в России.

Символизм во французской литературе. Бодлеровская традиция. Теория чистого искусства. (Т. Готье, группа «Парнас», творчество Г.Флобера). Влияние музыки Вагнера на символизм (понятия «лейтмотив», «синтетическое искусство», «мотив томления»). Живопись и символизм. Манифесты символизма (Мореас, Малларме). Интуитивизм А.Бергсона. Выступление против позитивизма. Отказ от линейного восприятия времени. Время как психологическая творческая категория. Эстетика Бергсона: значение подсознания в творческом процессе. Искусство как интуитивное видение мира, акт мифотворчества. Основной критерий художественности – оригинальность. Влияние на формирование школы «потока сознания», французского «нового романа». Бергсон и М.Пруст. Зарождение модернизма во французской литературе начала ХХ века. Творчество А. Жида, Т. Манна. «Дневники» братьев Гонкуров – литературный документ конца XIX века. Эмиль Золя (1840-1902). Натурализм в творчестве Э. Золя.

Ги де Мопассан (1850-1899) – один из крупнейших мастеров реалистической прозы XIX века. Флобер и Мопассан. Пантеизм Мопассана (влияние философии Спинозы). Мопассан и Шопенгауэр, «роковое противоречие между бытием и сознанием». Натурализм, импрессионизм в творческой манере писателя. Имперсональная повествовательная манера. Мопассан – новеллист. «Пышка» (1980). Антивоенная проблематика. Ирония и гротеск в новелле. Принцип отчуждения. Острая социальная критика. Разнообразие новелл Мопассана (социальные, новеллы о войне, новеллы о любви, психологические

или натуралистические новеллы). Оригинальность авторской повествовательной манеры, художественные особенности языка и стиля писателя, традиции «фаблио». Новаторство Мопассана-новеллиста.

Роман «Жизнь» (1883). Особенности социально-психологического жанра романа. Основной мотив романа. Смысл названия. Традиции романа Просвещения и острая социальная критика произведения. «Милый друг» (1885) – роман-памфлет. Сатирическое воплощение «романа карьеры». Антигерой Жорж Дюруа – типичный герой своего времени. Критика эпохи III Республики. Аморализм, духовная нищета, беспринципность героев «маскарада» жизни. Показ журналистской среды. Беспощадность показа деградации общества и человека. Пессимистическая, отстраненная позиция автора как отражение общих настроений конца века. Толстой и Бунин о Мопассане.

Символизм: общая характеристика направления. Символ и метафора. Представление о «смысловом единстве мира». Медиаторная функция поэта. Обновление поэтической формы.

Поль Верлен (1844-1896).Раннее творчество: от импрессионизма к символизму. Символизм и Верлен. Значение «поэтического искусства» (1882). Традиции парнасцев. Лозунги «музыкальности» стиха, выступление против ясности и рациональности. Значение интуиции. Сборник «Романсы без слов» (1874). Художественные особенности символистской поэзии. Теория символа. Пессимизм и идеализм мировосприятия. Роль пейзажа. Двоемирие как основа поэтики Верлена. Тема заката, гибели, смерти и ее философская основа. Неприятие враждебного окружающего мира, уход в мир интимных, личных переживаний. П. Верлен периода «религиозного символизма». «Мудрость».М. Горький о Верлене. Статья «Поль Верлен и декаденты» (1896). Поэзия Верлена в переводах русских поэтов-символистов.

Артюр Рембо (1854-1891)– поэт-символист, основатель теории символизма. Уход от социальных проблем раннего творчества в мир внутренних переживаний. «Теория ясновидения». Пессимистичес-кая настроенность после падения Коммуны. Самобытность таланта Рембо. Рембо и Бодлер. «Высокое» и «низкое», конкретность и ассоциативность в поэзии Рембо («Искательницы вшей», «В зеленом кабаре»). Теория символистского стиха в «Цветном сонете». Импрессионизм Рембо («Озарение», «Сезон в аду».) Позднее творчество Рембо («Гласные», «Последние стихотворения», «Одно лето в аду»). Художественное и эстетическое своеобразие поэмы «Пьяный корабль». Значение поэзии Рембо для реформы стиха и влияние на дальнейшее развитие мировой поэзии.

Стефан Малларме (1842-1898) глава символистской школы, талантливый поэт и теоретик стиха. Пессимизм после падения Коммуны и, как следствие, – «темная» поэзия. Настроения разочарования в реальности и тяга к потустороннему. Статья «Гробница Эдгара По». Формирование символистской школы в 1880-е годы. Две тенденции в поэтике Малларме: символистская (сборник «Стихи», 1887) и приближенная к реальности («Стихотворения на случай»). Сонет «Лебедь» – выражение противоречивой позиции поэта. Представление о «дефиците бытия» и поэтика Малларме («Дар поэмы», «Лебедь», сонет «на икс» и др.). Малларме – теоретик символизма (Сборник «Отклонения», 1897). Основные мотивы творчества (поэзия – «тайна, ключ от которой должен отыскать читатель»). Программная статья «Тайна в поэзии» (1896). Уподобление поэзии музыке, полный отказ от обращения к социальным проблемам. Тезис о значении подтекста: «высшая поэзия в отсутствии слов, в молчании». Отказ от символизма в позднем творчестве. Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897). Проблема автора художественного произведения. «Igitur»: концепция Случая. «Бросок костей» как образец «абсолютного» текста. Художественный эксперимент над стихом. Композиция «лестницей», особый шрифт (текст – «текстура»). Влияние поэзии Малларме на модернизм (футуризм, кубизм, сюрреализм) и французский реализм (Арагон,Элюар).

 

Тема 13. Бельгийская литература. Творчество М. Метерлинка

Социально-политическая обстановка в Бельгии в конце ХIX века. Колониальные захваты и переход в разряд крупных империалистических держав. Немецкая оккупация 1914года. Формирование социалистических рабочих партий. Обострение классовой борьбы. Формирование бельгийской франкоязычной литературы. Творчество Шарля Костера (1827-1879). Творчество К. Лемонье (1844-1913).

М. Метерлинк (1862-1941)– реформатор европейской драмы. Символизм Метерлинка. Полемика с «театром идей», с Ибсеном: требование сближения театра и поэзии, понятие мистерии, концепция трагического, несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия. Специфика театральности произведений Метерлинка, характер оформления спектаклей, роль звуковых эффектов. Роль таинственного. Драма «молчания», «ожидания». Одноактные пьесы. Соотношение символа и аллегории в пьесе «Слепые» (1890). Тема вторжения смерти в обыденную жизнь. Пессимизм драмы. Символика образов (слепые, поводырь, священник). Основные принципы поэтики «театра смерти». Отрицание бога и экзистенциальные мотивы в драме. Внутреннее и внешнее пространство в пьесе «Там внутри» (1894). Эстетика Метерлинка. Трактат «Сокровище смиренных» (1896). Тезис поиска «трагического в повседневном». Таинство смысла в умолчании, в разрушении диалога. Идея «двух диалогов» - внешнего и внутреннего (беседа душ, беседа человека с самим собой). Эволюция Метерлинка. Пьеса «Синяя птица» (1908) – вершина творчества Метерлинка. Идеалистическая неокантовская трактовка мира (душа вещей – «вещь в себе», идея первичности идеального мира). Значение символики, гуманизм драматурга. Оптимизм пьесы. Блок о Метерлинке. Значение творчества Метерлинка для судеб европейского театра (фон Гофмансталь, экспрессионистская драма, Пиранделло).

Тема 14. Норвежская литература. Творчество Г. Ибсена

Общественный подъем Норвегии в 70-е годы XIX века. Расцвет литературы, обусловленный подъемом национально-освободительного движения. Борьба против датского гнета. Бурный подъем промышленности в Норвегии и Швеции. Формирование рабочих партий. Подъем культурного самосознания во второй половине XIX века.

Генрик Ибсен (1828-1906) – великий норвежский драматург и создатель новой социально-психологической драмы. Ибсен и становление норвежского литературного языка. Первый период творчества (1848-1864). Национально-романтические тенденции. Тема борьбы Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого. Романтизм Ибсена: исключительные, могучие характеры, сильные страсти, необыкновенные коллизии. Мотивы скандинавской старины. Пьеса «Борьба за престол» (1863). Влияние Шекспира. Второй период творчества (1864-1884). Расцвет драматургии. Реализм обращения к современности. Ибсен и Кьеркегор. Пьеса «Бранд» (1865): мотивы «строительства новой церкви», «или-или», поиск героя, смысл концовки. Критика мещанской повседневности в пьесе «Пер Гюнт» (1866). Г. Ибсен и неоромантизм. Проблема личностной самореализации в поэме «Пер Гюнт». Историософская концепция Ибсена (пьеса «Кесарь и галилеянин», 1873). Переход от «пьес для чтения» к «драме идей». Антибуржуазные, социальные драмы. «Кукольный дом» («Нора», 1879). Образ «новой женщины». Пьеса «Привидение» (1881). Ибсеновские герои – максималисты («Враг народа», 1882). Третий период творчества (1884-1900). Углубление психоанализа. Пьеса «Дикая утка» (1884): смысл названия, парадокс «правды-лжи», место образа Грегерса Верле. Ибсен и Чехов. Поздний Ибсен и символизм («Строитель Сольнес»,1892). Ибсен и Ницше. Ибсен – создатель «проблемного театра». Художественные особенности драматургии и метода Г.Ибсена. Концепция «аналитической драмы» Г. Ибсена. «Кукольный дом». Шоу об Ибсене. Восприятие Ибсена в России.

Тема 15. Немецкая литература. Т. Манн

Своеобразие развития литературного процесса в Германии и Австро-Венгрии в конце XIX-начале XX веков. Воссоединение Германии, бурный рост промышленности. Рабочее движение. Подъем немецкой общественной жизни и развитие литературы. Тема империи. Немецкие писатели и первая мировая война. Вена и Прага – культурные центры. Музыка Вагнера в восприятии немецких и западноевропейских писателей рубежа веков. Философия Ницше и эволюция романтизма от символизма к неоромантизму. Идеи Ницше о конфликте между культурой и цивилизацией. Декаданс в восприятии Ницше (исторический, индивидуально-психологический, социальный и религиозный аспекты). Тезис о «смерти бога», восприятие религии у Ницше. «Сверхчеловек» как принцип «посюсторонности» и отказа от двоемирия. Эстетизм Ницше, «гениальность как болезнь». «Аполоновское» и «дионисийское» начало в культуре. Восприятие античности. Идея трагического искусства. Проблемы мифотворчества в культуре. Т. Майн и С. Цвейг о Ницше.

Томас Манн (1875-1955).Декадентское мировосприятие писателя. Глубина и широта художественного мира Манна: политическая, социальная, психологическая, этическая, философско-эстетическая проблематика. Ощущение тупика, кризиса буржуазной культуры. Вырождение «семьи»- основная тема творчества. Понятие «бюргера» и «бюргерства» в прозе и эссеистике Манна. «Любек как форма духовной жизни» (1926), «Очерк моей жизни» (1930). Проблема творчества. Новеллистика Манна. Тема музыки Вагнера («Тристан»), искусства («Тонио Крегер»). Проблема декадентского художника («Смерть в Венеции»). Манн и Ницше. Манн и Шопенгауэр. Творчество периода первой мировой войны («Рассуждения аполитичного». Томас Манн и русская культура.

Тема 16. Литература Великобритании. Творчество О. Уайльда.

Тема заката викторианской эпохи в английской литературе конца XIX в. Особенности социально-исторической обстановки. Время экономического роста и обострения социальных противоречий. Образование социалистических рабочих партий. Особенности литературной ситуации: влияние английской классики XIX в., традиции христианского социализма. Философия. Расцвет позитивизма.

Оскар Уайльд (1856-1900).Уайльд и прерафаэлиты. Уайльд, Рескин, У.Пейтер - теоретики эстетизма. Эстетизм Уайльда. Критика натурализма, символическая теория искусства в статьях «Упадок искусства лжи» (1889), «Перо, карандаш и отрава» (1889), «Истина масок» (1889) и др. Литературно-критические работы Уайльда («Замыслы», «De Profundis”). Парадокс как форма символистского мышления. Роман «Портрет Дориана Грея» (1891). Влияние готических романов, эстетики античности. Вопрос о высшей реаль- ности искусства. Идейная нагруженность образов. Афористичность и символичность поэтики романа. Смысл заключительной сцены. Противоречие эстетики Уайльда и финала романа. Философия гедонизма. Уайльд-драматург. «Саломея» (1893). Эстетская трактовка библейского мотива. Эстетизация смерти, болезненного и безобразного. Комедии («Веер леди Уиндермир», «Как важно быть серьезным»). Ироничное отношение к высшему свету, юмор и парадокс в пьесах. Мотив «мы убиваем тех, кого мы любим» в «Балладе Редингской тюрьмы» (1898). Ощущение трагичности окружающего мира и любви в нем. «Портрет Дориана Грея»: источники сюжета романа. Поэтика парадокса. Вопрос о соотношения искусства и реальности. Этическая и эстетическая проблематика романа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.246.51 (0.022 с.)