Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературно-эстетическая мысль античности↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие 1. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ
План занятия 1. Зарождение эстетической мысли. Теории искусства эпохи античности: Аристотель, Платон. 2. Платон: художественно-эстетическая выразительность как чувственное воплощение предельных сущностей. 3. Аристотель о миметической природе искусства. 4. Разработка основных эстетических категорий. 5. Теория катарсиса. 6. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества. Вопросы: Как толкование Платоном природы прекрасного в искусстве влияет на выявление социальных возможностей художественного творчества? В какой мере, по мнению Аристотеля, возможно достижение художественного совершенства на негативном материале; как решается им проблема «искусство и зло»? Какое значение имеет понятие энтелехии для уяснения природы художественного творчества? Литература: Основная: Аристотель. Поэтика. М. 1957. Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1,2. Дополнительная: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996. Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.
Практическое занятие 2. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ План занятия 1. Эстетические воззрения Канта. Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике Канта. 2. Историческое значение эстетики Гегеля. Объяснение красоты как порождения духа и диалектическое решение ряда теоретических вопросов искусства (понятие образа, соотношения формы и содержания). Развитие принципов диалектики применительно к литературоведению (учение о конфликте). Определение некоторых теоретико-литературных понятий. 3. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга. Вопросы: 1. B чем же суть художественного творчества, по Канту? 2. Изложите основные положения учения Канта о прекрасном и специфике эстетического суждения. 3. Почему процесс художественного творчества представляется Канту более продуктивным, чем его результат? 4. В чем значение гегелевской эстетической концепции? 5. Какова связь эстетики с тремя основными стадиями саморазвития «абсолютной идеи»? 6. Что такое, по Гегелю, «дух, созерцающий себя в полной свободе»? 7. В чем особенность различения Гегелем теоретического и практического отношения человека к предметам мира? 8. Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания? Какова его история (в частности, античная) по Гегелю? 9. Как Шеллинг определяет своеобразие искусства и художественного символа? Литература: Основная: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - М. 1968 – 1973. Т. 1-4. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. – М., 1966. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соб. соч.: в 6 т. Т.5. – М., 1964. Дополнительная: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. Афасижев Н.Э. Эстетика Канта. М., 1975. Философия Гегеля и современность. М., 1973. Гулыга А.В. Кант. М., 1981. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982. Лекции по истории эстетики. Л., 1975. Т.2. Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971. Практическое занятие 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Часть 1. 1. Исторические и философские корни культурно-исторической школы. 2. Основные методические принципы и приемы исследования литературы. 3. Какой смысл Тэн вкладывает в понятия «раса», «среда», «момент»? 4. Почему в культурно-историческом методе главное место отводится документу эпохи, а не художественному произведению? 5. Социально-исторические предпосылки школы в России. 6. Охарактеризовать деятельность А.Н.Пыпина. 7. Теоретико-литературные взгляды Н.С.Тихонравова. 8. Культурно-историческая школа и современность. Часть 2. 1. Предмет, цели, задачи сравнительного литературоведения. 2. Место компаративистики в системе литературоведения. 3. Сравнительно-историческое направление, его неоднородность. 4. Предпосылки возникновения в эстетике Нового времени сравнительного литературоведения. 5. А.Н.Веселовский как основоположник исторической поэтики. 6. В.М.Жирмунский как один из создателей сравнительно-исторического метода изучения мировой литературы. 7. Проблемы сравнительного литературоведения в трудах Н.И.Конрада. 8. Достижения: СИМ в изучении межнациональных литературных связей, постановка вопроса о закономерностях мирового литературного процесса. Тенденция к установлению близости сюжетных схем, формальных признаков, жанров и т. п.; Важность сравнительно-сопоставительного изучения литератур различных народов в их социально-исторической обусловленности при строгом разграничении коммуникативных, генетических и типологических связей. 9. Сравнительный метод в литературоведении ХХ – ХХI вв. Литература: Основная: Пыпин А.Н. История русской литературы. Сравнительное и сопоставительное литературоведение: хрестоматия. Казань, 2001. 390 с Тэн И. История английской литературы. Введение. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX веков. Трактаты. Статьи. Эссе / Сост. и общ. ред. Г.К. Косикова. М., 1987. Тэн И. Философия искусства. М., 1933. Дополнительная: Академические школы в русском литературоведении. – М., 1975. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л., 1969. 228 с.; Калачева С. Компаративизм // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С.149 – 152; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1967. Михайлов А.В. Обратный перевод. Русская и западно-европейская культура: Проблема взаимосвязей. М., 2000. 856 с.; Николюкин А.Н. Сравнительно-историческое литературоведение // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С.1022 – 1024; Основы сравнительного и сопоставительного литературоведения. Учебное пособие по спецкурсу. Казан. гос. ун-т, филол. фак., каф. сопостав. филол. и межкульт. коммуникации; авт.-сост. В.Р.Аминева. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2007. – 48 с. есть в Интернете (!). Полубояринова Л.Н. Компаративизм // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2008. С. 100-101; Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М., 1988. 206 с.; Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. 556 с.; Тюпа В.И. Компаративизм как научная стратегия гуманитарного познания // Филологические науки. 2004. № 6. С. 98 – 105.
Практическое занятие 4. Практическое занятие 5. ПРИЛОЖЕНИЕ ШКОЛЫ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Психологическое направление в литературоведении отвечает потребности разгадать тайну художественного произведения, опираясь преимущественно на психологию творца и читательское восприятие. Направление получает развитие с усилением внимания к отдельной личности с последней трети ХIХ века и на всем протяжении XX столетия. Психологический подход представлен разнородными и подчас противоречивыми явлениями - специальным направлением в общей психологии (психология искусства), опирающимся на эмпирику, психологической школой на Западе и Харьковской психологической школой, фрейдизмом, аналитической психологией Юнга, новыми подходами последователей Фрейда и Юнга, разработками их учеников и оппонентов. При всех различиях школ и методов общее в психологическом подходе видится в ориентации на изучение психологии автора как творца и на исследовании восприятия художественного произведения читателем. В системе «литература» сторонников психологического подхода интересуют в первую очередь связи «автор-произведение» и «произведение—читатель», субъективная сторона авторского творения, постигаемого читателем в зависимости от собственного душевного склада и жизненного опыта. Интерес к психологии явился своеобразной реакцией на принцип обусловленности литературы социально-исторической средой, получившей развитие в работах, отмеченных некритическим, механическим использованием положений культурно-исторической школы. Вместе с тем психологическое направление возникло в ее недрах. У истоков психологической школы на Западе труды И.Тэна, а в России - академика А.Н.Веселовского. С теоретиками культурно-исторической и социально-исторической школы психологическое направление объединяет основное положение о связи литературы с национальной традицией и с историческим процессом. За рубежом психологическое направление в литературоведении развивали Э.Эннекен, В.Вундт, В.Вец, Э.Эльстер, Э.Бертгам, Э.Гроссе. Так, французский ученый Эмиль Эннекен (1858-1888) выдвинул идею соединения эстетического и социологического аспектов, для которого предложил специальный термин «эстопсихология». В самом произведении, и только в нем советует он искать необходимые указания тому, кто хочет разгадать тайну художника. Для этого Эннекен предлагает общий план анализа: 1) эстетического; 2) психологического; 3) социологического[13]. В России психологический метод обязан своим развитием прежде всего трудам А.А.Потебни (1835 – 1891) и его последователей - Д.Н.Овсянико-Куликовского, А.Г.Горнфельда, В.И.Харциева, Б.А.Лезина и других ученых, публиковавших свои работы в альманахе «Вопросы теории психологии творчества», редактируемого А.А.Потебней. Учению о внутренней форме слова А.А.Потебня во многом обязан немецкому филологу, другу Шиллера и Гете, Вильгельму фон Гумбольдту (1767 - 1835). Гумбольдт видел в слове единство членораздельных звуков, создаваемое представление и образ (свернутую метафору), формирующийся в глубинах народной жизни на протяжении многих веков. Язык в концепции Гумбольдта - не стабильная данность, а непрерывный творческий процесс. Внутренняя форма слова в языке выражение миросозерцания народа, складывающееся под воздействием географических и исторических реалий. У Гумбольдта А.А.Потебня воспринимает мысль о главенстве в языке его внутренней формы. Слово-образ фиксирует не содержание, а указание на содержание, дает не идею, а намек на идею. Образ не прямо выражает мысль, но оказывается средством создания мысли. При этом для слушателя или читателя образ — средство самопознания. И сколь бы ни был умен и талантлив автор, он не может предугадать субъективного впечатления каждого читателя. Не может он и быть уверенным в том, что его мысль понята однозначно. Слово не фиксирует мысль. Оно ее направляет. Идея В.Гумбольдта о языке как о деятельности дает возможность А.А.Потебне провести аналогию слова со стрелочником на железной дороге, переводящим поезд на рельсы, а восприятие слова с возгоранием одной свечи от другой[14]. В работах А.А.Потебни «Мысль и язык» (1862), «Из записок по теории словесности» (1905), «Эстетика и поэтика» положение В. фон Гумбольдта о внутренней форме слова применимо к литературе. Этот ход позволяет говорить о принципиальном новаторстве концепции Потебни. Исследование психологии художественного мышления, творческого процесса в его динамике помогает понять закономерности создания и тайну воздействия художественного произведения на читателя. В отличие от преимущественно историко-литературного подхода А.А.Потебня решает теоретические проблемы, опираясь на слово как на художественный образ, как на свернутую метафору. В «Теории словесности» тропы и фигуры понимаются как сочетание анализа языка с анализом художественной речи. Рождается новая «лингвистическая поэтика», в которой проблемы лингвистики и литературоведения решаются нераздельно. Слово - свернутая метафора - одновременно несет знак творца и субъекта, воспринимающего слово. Связь особенно очевидна, когда речь идет о национальных реалиях. В работе «Мысль и язык» внутренняя форма названа «центром образа», одним из признаков, «преобладающих над всеми остальными». Внутренняя форма - «не образ предмета, а образ образа» [15]. Во внутренней форме слова его фонема, семема и морфема образуют единство, складывавшееся на протяжении всего национально-исторического развития и получающее отклик в душах нередко прежде или даже вне логического анализа слова-понятия. Поставив в центр своей концепции идею восприятия, А.А.Потебня вслед за В. фон Гумбольдтом приходит к мысли, что творимое автором содержание беднее образа, ибо образ производит субъективное впечатление в воспринимающем, и всякое понимание, по мысли В. фон Гумбольдта, есть вместе с тем непонимание. Ценность этого положения в признании многозначности образа и в возможности его разных толкований, в неокончательности любых подходов. Но как в таком случае исследователю искусства и литературы уйти от релятивизма, от субъективности трактовки? В поисках ответа ученые Харьковской школы обратились к фигуре автора, к его биографии и психологии, а также к историческому и национальному контексту произведения, что связало психологическую школу не только с биографическим методом и с культурно-исторической школой, но также и с социологическим методом. Формирование взглядов А.А.Потебни и его учеников складывалось не только под воздействием идеалистической философии, но и концепций русских революционных демократов, что находит отклик и у Потебни, и особенно у одного из самых известных его последователей – Д.Н.Овсякоко-Куликовского (1853 – 1920). В основу концепции Овсянико-Куликовского, помимо идей психологической школы А.А.Потебни, легли мысли о неодолимости общественного прогресса, оформленные в категориях позитивистской философии. Свою исходную точку зрения сам он формулирует так: «Человечество вышло из зверства и, проходя через варварство, развивается в направлении к высшей человечности и красоте». При этом, по мысли ученого, «о красоте объективной (в природе и в космосе) и речи быть не может: это миф...» Может быть речь только о красоте субъективной, т.е. об ощущении, чувстве, сознании, идее красивого. Но в таком случае эту субъективную красоту нужно разложить на известные психические процессы. Эти психологические процессы у Овсянико-Куликовского имеют национальную и социальную форму. Национальность для него – «объединение социальных групп в более обширную группу на почве общего языка, который является опорой для коллективной умственной деятельности», возвышающейся над собственно языковой сферой. Процесс этот Овсянико-Куликовекий прослеживает в религии, в мифе, в литературном творчестве, где возможно вывести «психологическую форму личности» писателя[16]. В качестве примера подобного анализа можно привести неоднократно издававшийся очерк Д.Н. Овсянико-Куликовского «Гоголь». Ученого особенно интересует природа гениальности творца «Мертвых душ». Для ответа на поставленные вопросы вначале излагается подробная биография русского писателя, в которой выявляются его природные особенности и истоки душевной драмы: «Этот больной человек, этот невропат, меланхолик, ипохондрик и мизантроп нес великую тяготу великого призвания». К определениям «художник-мизантроп», «художник-ипохондрик» добавляются природные свойства лиричности и крайнего эгоцентризма: «род гипертрофии того центра психики, который называется «Я». Физиологическая психология служит Д.Н.Овсянико-Куликовскому отправной точкой для характеристики миропонимания Гоголя: религиозная идея, «благородная, но фатальная», привносит в эту больную душу «самоотравку гениальности»[17]. Гоголь хотел сначала 1) нарисовать все плохое в природе русского человека; 2) обнаружить в нем затем хорошие задатки; 3) указать путь спасения России. Этот замысел Д.Н.Овсянико-Куликовский видит в «эгоистической антитезе» - «Я и Русь»; «Я и Бог». Основная часть работы посвящена художественному методу Гоголя и содержит разделы: «Гоголь как ум»; «Гоголь и Россия»; «Гоголь — моралист и мистик»; «Общерусс на малороссийской основе». Уже перечень глав указывает на близость Д.Н.Овсянико-Куликовского к культурно-историческому методу. Однако общая трактовка замысла поэмы «Мертвые души» выводится в первую очередь из «особого психологического склада» писателя, из «интуиции гения»[18]. И в работе о Гоголе, и в других статьях Д.Н. Овсянико-Куликовского привлекают, помимо конкретного анализа, также более общие философские проблемы - смысла и ценности жизни, природы таланта и гениальности, морали и цивилизации. Он верит, что «становясь цивилизованнее, человечество становится человечнее», что талант рождается «из силы творчества и оригинальности», а «гениальность есть явление мысли»[19]. В работах «Лев Толстой как художник», «История русской интеллигенции», «Поэзия Генриха Гейне» и особенно в очерках о Горьком и Михайловском Д.Н.Овсянико-Куликовский разрабатывает положения общественной и социальной психологии. В утверждении влияния классовой идеологии на душевный мир писателя он близок к революционным демократам и к Г.В.Плеханову. «Между художественным творчеством... и нашим обыденным житейским мышлением, - полагает Д.Н. Овсянико-Куликовский, - существует тесное психологическое сродство: основы первого даны в художественных элементах второго»[20]. Но, находясь и на социологической почве, Д.Н. Овсянико-Куликовский не порывает с учением Потебни. Обдумывая вопрос о том, что есть национальность, он пишет об «объединении социальных групп в более обширную группу на почве общего языка, достигшего известной высоты развития и являющегося психическим основанием для коллективной умственной деятельности, стремящейся возвыситься над тем, что непосредственно дано в языке». Авторское выделение слов «язык» и «коллективная умственная деятельность» подчеркивает основной ход мысли Д.Н.Овсянико-Куликовского: значимость языка проявляется в творчестве, в мифе, в религии, превращающихся с языком «в психологическую форму» [21]. И в редактируемой Д.Н. Овсянико-Куликовским «Истории русской литературы XIX века» принципы психологической школы оказываются доминирующими. По-другому подходят к изучению литературы ученые, занимающиеся общей психологией. Для них художественное произведение - прежде всего материал для наблюдения и эксперимента. Психологическая наука в поисках новых объектов и методов изучения обращается к «сложным проблемам эстетической реакции». Именно так определяет свои задачи Л.С.Выготский (1896 - 1934) - автор трудов по развитию высших психологических функций и психологии искусства в предисловии к книге «Психология искусства», написанной в начале 20-х годов и опубликованной лишь в 1965 году. Еще в студенческие годы, слушая лекции Ю.И.Айхенвальда, интерпретировавшего литературные тексты в русле психологической школы, Л.С.Выготский задумывается над проблемами психологического воздействия искусства на читателя, что находит отражение в его раннем трактате о Гамлете (1916)[22]. Высоко оценивая методы точного анализа формальной школы, Л.С.Выготский не приемлет представлений о тексте как о структуре. Полемизирует он и с А.А.Потебней, упрекая его за недооценку переживаний личности. Для него наиболее существенной представляется психологическая сторона художественного произведения. Его цель «развить своеобразие психологической точки зрения на искусство и наметить центральную идею» на стыке «объективной психологии» и «нового искусствоведения»[23]. Глобальность поставленной задачи и ее, по определению автора, «синтетический характер» обусловливают сильные и уязвимые стороны книги Л.С Выготского. Подкупает живой интерес к фактам рождения и восприятия произведений искусства, широта кругозора и смелость автора, не опасающегося вступать в дискуссию с признанными авторитетами, давать оценки А.А.Потебне и 3.Фрейду, собственно анализ художественных произведений - от «Гамлета» Шекспира до басен Крылова. Но эмпирически подмеченные связи между автором и произведением, допускающие гипотезы, делают метод Л.С. Выготского импрессионистическим. Психоанализ – широкая философская и антропологическая доктрина, создавшая свою концепцию культуры и собственный метод исследования бессознательных психологических процессов, которым придается универсальное значение, в том числе и в области искусства и литературы. Этавлиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатора и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. 3.Фрейдом разработаны две важные психологические теории - теория бессознательного и теория влечений. Основные идеи первой сводятся к тому, что поведение человека в большей степени определяется бессознательными, чем осознанными, мотивами. В другой теории Э. Фрейда - теории влечений - выдвинуто положение о том, что основным влечением человека является сексуальное. Именно общественно предосудительные сексуальные устремления подавляет взрослеющий ребенок, загоняя их в «бессознательное». Однако загнанные в эту психологическую тюрьму или клетку, они «бунтуют», пытаясь вырваться наружу. Часто эта борьба с мощными эротическими импульсами, которые необходимо сдерживать, заканчивается болезнью - неврозами и даже сумасшествием. Открытие Фрейда и в самом деле трудно переоценить. За главным регулятором человеческого поведения, за сознанием он обнаружил глубинный пласт могущественных, часто непреодолимых желаний. Их выявление ради исцеления души получило название психоанализа, а сам фрейдистский метод - психоаналитического метода. Важнейшим его инструментом 3.Фрейд считал изучение свободных ассоциаций, позволяющее проникнуть в «преисподнюю психики». В психоанализе проделан путь перехода от физиологии к психологии. Бессознательное оказывается полем действия инстинктов самосохранения - страха, агрессии и продолжения рода. Последний, несущий огромный заряд энергии, назван термином «либидо», ставшим своего рода ключевым понятием психоанализа[24]. Выявление либидо благодаря гипнозу и свободным ассоциациям показалось Фрейду недостаточным. Он обратился к изучению сновидений, результаты которого изложил в книге «Толкование сновидений» (1900). В ней появляются символы, имеющие, по мысли автора, универсальное значение. И хотя точность этих образов медицинскими экспериментами не подтвердилась, в искусстве XX века, в частности в поэтике сюрреализма, они составляют настоящий толковый словарь. Это замена целого частью, уподобление человека вещи, олицетворение, символы полета, падения, видения острых предметов, их сгущение в причудливые образы, перестановки, игры с временем и с пространством[25]. В стремлении сформулировать биогенетический закон поведения человека 3.Фрейд обращается к произведениям искусства. Ему принадлежит и ряд работ в этой области - статьи о Леонардо да Винчи, Шекспире, Гете, Гофмане... При всей разности материала концепция фрейдистского человека в них доминирует. Личность предстает под двойным давлением - природным и социальным. Естество находится в антагонизме с культурой, в которую личность погружена. Человек вынужден подавлять в себе инстинкты агрессии и сексуальности, что рождает дисгармонию. В поведении взрослого решающим остается опыт ребенка. Знаменитая улыбка Джоконды на полотне да Винчи - «полная тайны улыбка его матери»[26]. Среди учеников 3.Фрейда в наибольшей мере интересовался вопросами искусства К.Г.Юнг. Медик по образованию, начав с ассистента в психологической клинике Цюриха, он первоначально примыкает к венской аналитической школе 3.Фрейда, страстным поклонником которого является. Критицизм по отношению к учителю возникает примерно в то же время, что и у Адлера. Канун первой мировой войны называют временем отхода Юнга от последователей фрейдизма. Наблюдая душевнобольных пациентов, он подмечает в их бреду мотивы более глубокие, чем те, что выявлял психоанализ. Юнг приходит к мысли, что глубинные формы бытия не сводятся к простейшему началу, что сексуальные мотивы наделены в психике сложнейшими символическими значениями. В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг сопоставляет сны с мифами и образами фольклора. Эти аналогии приводят его к выводу, что за пределами фрейдовского бессознательного «Я» лежит «коллективное бессознательное». Применительно к системе «литература» жесткая подсистема Фрейда «автор - произведение» дополнилась отсылкой к отношениям «автор- традиция» и «автор- реальность». Концепция К.Г. Юнга содержит несколько уровней: 1) бессознательное, вытесненное из сознания индивида (по Фрейду); 2) групповое бессознательное семьи или мелких социальных групп; 3) бессознательное более крупных групп (нации, группы наций, европейское сообщество и др.); 4) общечеловеческое бессознательное; 5) общебиологическое бессознательное, объединяющее человека с животным миром и лежащее за пределами психологии. В глубинах бессознательного складываются архетипы, образы, родственные созданиям человеческой фантазии. Учение Юнга об архетипах восходит к платоновской традиции, у которого идеи, «перемещенные из божественного сознания в бессознательное человека»... теряют «свой ценностный ореол»[27]. Отказываясь от однозначного толкования человеческой фантазии, Юнг приближается к романтикам. Его мышление «проникнуто принципиальной несистематичностью». Художник у него - «прежде всего человек, отличающийся незаурядной чуткостью к архетипическим формам и особо точно их реализующий», что роднит его с пророком. («Психология и алхимия», 1944.)[28]. При разработке типологии характеров («Психологические типы», 1921) Юнг предлагает выделять доминирующую психологическую функцию (мышление, чувство, интуицию, ощущение)[29]. Знакомство с юнговской психологией сказывается в творчестве многих художников XX века. Ему отдали дань Вячеслав Иванов, Герман Гессе, Томас Манн. Вводя в свою «глубинную», или «аналитическую психологию», принципиальную эклектичность, родственную понятиям «мировая душа», «мировая воля», «брахман», К.Г. Юнг вместе с тем выражает подход к внутреннему миру человека как к открытой многосоставной структуре. Психоаналитический метод в различных модификациях и сочетаниях (со структурализмом, например), продолжает использоваться в литературоведении и в настоящее время, своеобразно продолжая традиции «биографической» критики. Однако он все чаще определяется как «старомодный». Слишком монотонным и схематичным представляется стремление психоаналитиков в авторах произведений и их героях отыскивать одни и те же психологические установки, в частности, сводить все и вся к пресловутому «эдипову комплексу». Если З. Фрейд выдвинул идею индивидуального бессознательного, К.Г. Юнг - бессознательного коллективного, то Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил вопрос о социальном бессознательном. В 50-ые годы в трудах французского философа Жака Лакана (1901 - 1981) предпринимается попытка перечитать Фрейда с целью «очищения» психоанализа от тех наслоений, которые, по мнению Лакана, были привнесены различными психоаналитиками, превратно истолковавшими те или иные идеи основателя психоанализа. Первостепенное значение в теории Ж. Лакана имела тенденция к осуществлению синтеза лингвистической и психоаналитической проблематики, когда в центре внимания оказываются интерпретационные составляющие, связанные с языком и отношениями между различными элементами, образующими структуру психики и речи. В трудах Фрейда Ж. Лакан привлекал именно языковой аспект психоанализа - работа основателя психоанализа с речью пациента. Как считает Лакан, изучение функций речи и поля языка оказалось в психоанализе свернутым, сокращенным. Между тем, именно речь пациента является средой психоанализа. Функция речи в психоанализе как раз и состоит в том, чтобы получить ответ: психоаналитик стремится осуществить анализ поведения субъекта с тем, чтобы обнаружить в нем то, о чем тот умалчивает.
СТРУКТУРАЛИЗМ Структурализм – направление в гуманитарном знании, избравшее предметом своего исследования текст и стремящееся к созданию строго выверенного и формализованного понятийного аппарата, основанного на использовании лингвистической терминологии, математических формул, объяснительных схем и таблиц, призванных придать гуманитарным наукам статус наук точных. Структурализм как комплекс представлений опирается на теорию знака Ф. де Соссюра как некоего целого, являющегося результатом ассоциации означающего (акустического образа слова) и означаемого (понятия) и имеющего произвольный характер. Другими базовыми понятиями, которыми оперировали теоретики структурализма, были постулаты о коллективном характере языка и его изначально коммуникативной природе. С этим было связано и представление о коде как о совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы: иными словами, код обеспечивает коммуникацию, в том числе и литературную. Он должен быть понятным для всех участников коммуникативного процесса и поэтому, согласно общепринятой точке зрения, носит конвенциональный (договорной) характер. В своих теоретических построениях структуралисты опирались и на гипотезу американских языковедов Э. Сепира и Б. Уорфа о влиянии языка на формирование моделей сознания и отстаивали тезис, согласно которому язык и его конвенции одновременно порождают и ограничивают видение человека вплоть до того, что само восприятие действительности структурируется языком; поэтический же язык стали рассматривать как основной законодатель лингвистического творчества на всех уровнях, начиная с фонетической организации языкового материала и кончая моделирующей и конституирующей способностью специфическим образом организовывать познавательный универсум – эпистему. Свое название структурализм получил в связи с положением, которое занимает в его методологии понятие «структура». Возникновение метода связано с переходом в XX веке ряда гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследований. Структурализм, зародившись в лингвистике, вскоре освоил области литературоведения и этнографии, а затем и иные сферы культуры. Толчком к развитию структурализма в литературоведении послужил опыт русского формализма, вплотную подошедшего к изучению «специфически-структурных законов» (Ю.Н.Тынянов) литературы и ее истории. Первые шаги литературоведческого структурализма связаны с деятельностью Пражского лингвистического кружка (1926 — начало 1950-х годов), во главе которого стояли чешские филологи В. Матезиус и Я. Мукаржовский. Членами Пражского лингвистического кружка наряду с чешскими языковедами и литературоведами, стали русские ученые Н.С. Трубецкой, P.O. Якобсон и С.О. Корцевский. С Пражским лингвистическим кружком имели научные связи П.Г. Богатырев, Г.О. Винокур, Е.Д. Поливанов, Б.В. Томашевс-кий и Ю.Н. Тынянов. Пражский лингвистический кружок издавал собственные «Труды» («Travaux du Cercle linguistique de Prague», 1929—1939) и журнал «Slovo a slovesnost», перешедший в 1953 г. в введение Чехословацкой академии наук. Период творческого расцвета кружка, заложившего основы структурализма в литературоведении, падает на 30-е годы Дальнейшее развитие литературоведческий структурализм получил в трудах Парижской семиотической школы (ранний Р. Барт, А.Ж. Греймас, К. Бремон, Ж. Женнет, Ц. Тодоров, Ю. Кристева и др.), а также Бельгийской школы социологии литературы (Л. Голь-дман и его последователи). Наибольшим влиянием французский структурализм обладал в период с середины 1950-х годов до начала 1970-х годов, когда сформировался структурный метод и были отточены приемы структурного анализа. В США структурализм сохранял за собою ведущее положение в литературоведении до конца 1970-х годов (Дж. Калмер, К. Гильен, Дж. Принс, Ф. Скоулз, М. Риффатер). В СССР развитие структурализма началось в 1962 году симпозиумом по структурному изучению знаковых систем. Основными центрами структурных исследований в СССР были кафедра русской литературы Тартуского университета (Ю.М. Лотман и др.) и сектор структурной типологии языков Института славяноведения и балканистики АН СССР в Москве (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, И.И. Ревзин и др.) В связи с этим иногда говорят о тартуско-московской школе в структурализме, сыгравшей большую роль в развитии литературоведения, хотя научные интересы ее представителей не ограничивались одним лишь литературоведением. На рубеже 1970 - 1980-х годов большинство западных структуралистов перешло на позиции постструктурализма и деконструктивизма. В начале 1980-х прекратилось также и издание в СССР авторитетных «Трудов по знаковым системам» (вып. 1 - 15. Тарту, 1964-1982). Литературоведческий структурализм, используя достижения структурной лингвистики и этнографии, разработал сложный понятийный аппарат, приспособленный для изучения структуры — совокупности устойчивых отношений, обеспечивающей сохранение основных свойств объекта. Структурный метод оперирует терминами — отношение, элемент, уровень, оппозиция, положение, вариант, инвариант. Под отношением здесь понимается такая связь между элементами, при которой модификация одного из них влечет за собою модификацию других, а элементом считается далее неделимая в пределах избранного способа изучения часть исследуемого объекта. С понятием структуры в структурализме тесно связано понятие уровня, на котором ведется исследование объекта. Под уровнем понимается однопорядковость элементов, связанных отношением, или однопорядковость отношений в структуре элемента. Уровни выделяются на основе оппозиции — бинарного положения противопоставляемых элементов или рядов отношений в структуре объекта. Оппозиция является отражением положения — размещения элементов или рядов отношений в его структуре. Структура — основное свойство объекта — его инвариант — абстрактное обозначение одной и той же сущности, взятой в отвлечении от ее конкретных модификаций — вариантов. Модификации, если речь идет о художественном тексте, могут быть прослежены либо в плане выбора автором текста одного из синонимичных элементов (ось выбора, вертикальная ось, парадигматика), либо в плане соединения элемента с предшествующим ему и следующим за ним элементами (ось сочетания, горизонтальная ось, синтагматика). Среди принципов, на которые опирается структурный метод, особо обозначились два — методологический примат отношений над элементами в системе и методологический примат синхронии над диахронией. Примат отношений над элементами означает не пренебрежение элементами и их «природными» свойствами, которое иногда приписывают структурализму, а признание несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. Примат синхронии над диахронией означает не противопоставление структурного подхода историческому, а требование идти при изучении развивающихся систем не от существующих в диахронии их вариантов к инварианту, а от выявленного при отвлечении от развития системы инварианта к вариантам, возникающим в ходе ее существования. Существует определенная последовательность процедур, используемых структурализмом. В.Ю. Борев определил ее как этапы структурного анализа и описал следующим образом: 1. Аксиоматизация — нахождение не подлежащего дальнейшему доказательству основания для деления системы на элементы — п<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.021 с.) |