Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Американская романтическая новелла. Творчество Э. По-новеллистаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План. 1. Американский романтизм: специфика, темы, проблемы. «Биографический» код творчества Э. По: влияние личного, биографии на художественное творчество писателя. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя. 2. Теория новеллы Э.По, требования к жанру, цели; новаторство писателя. Разработка новых жанровых разновидностей новеллы: психологическая, детективная и др. 3. Психологические состояния, «психологический слом» в психологических новеллах Э.По: - «Морелла» – система персонажей, хронотоп и соотношение внутреннего и внешнего действия; - поэтика ужаса и страха в новеллах «Маска красной смерти» и «Рукопись, найденная в бутылке». 4. Поэтика детективной новеллы «Золотой жук»: - эпиграф и его смысл; - композиция новеллы, казалось/оказалось как основной композиционный прием (события, их интерпретация, видимость и «кажимость»); - символичность и метафоричность образа жука, его семантика и функция; - поэтика хронотопа: остров как таинственное пространство действия и время пиратства как способ романтизации.
Обязательная литература: 1. Вулис, А. «Жук весь золотой, чистое золото…»: литературоведческие заметки о рассказе Э.По «Золотой жук» / А. Вулис // Вопросы литературы. – 1984. – №2. – С. 86-104. 2. Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с.. 3. Проценко, И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Э.По / И.Б. Проценко // Вестник Ленинградского университета. Сер, История, язык, литература. – 1980. – Вып. 3. – С. 56-59. 4. Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с. Дополнительная литература: 1. Зверев, А.М. Э.А.По / А.М. Зверев // История литературы США: литература сер. XIX в. (поздний романтизм): в 3 т. / отв. ред. Е.А. Стеценко; ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – Т.3. – С. 172-221. 2. Осипова, Э.Ф. Особенности художественного метода Э.По / Э.Ф. Осипова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер, Филология, востоковедение, журналистика. – 2004. – Вып. 1/2. – С. 3-9. 3. Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с. 4. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с. 5. Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации: материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83. 6. Тугушева, М. П. «Сиесотворивый» Эдгар По / М.П. Тугушева // Тугушева М. П. Под знаком четырех. О судьбе произведений Э.По, А. Конан Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. – М.: Книга, 1991. – С. 13-75. 7. Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.
Вопросы к зачету (ЗО ФЖ) или экзамену (ДО ФЖ) 1. Общая характеристика романтизма как художественного метода и литературного направления: предпосылки возникновения, основные принципы и категории, периодизация. 2. Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана. Общая характеристика его творчества: «манера Калло», «серапионов принцип», «угловой принцип». 3. Жанровое своеобразие сказок Э.Т.А. Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес»): особенности двоемирия, соотношение фантастики и реальности, пространственно-временная организация произведений. Двунаправленное действие романтической иронии в сказках. 4. Сущность романтического двоемирия и его отражение в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Двунаправленное действие романтической иронии. 5. Проблемы соотношения искусства и действительности, места художника в мире в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». 6. Особенности жанра и композиции романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». 7. Английский романтизм: периодизация, эстетические и художественные особенности, основные представители, темы, жанры. 8. Специфика жанра романтической поэмы, особенности романтического конфликта и сюжетно-композиционной основы «восточных поэм» Д.Г. Байрона. Динамика романтического характера в цикле. 9. Особенности композиции поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Роль лирических отступлений. Специфика романтического героя в поэме, соотношение автор/герой. 10. Библейский сюжет о Каине и Авеле в трактовке Д.Г. Байрона. Символика и аллегоризм драмы «Каин», романтическое истолкование образа Каина. 11. Новаторство Байрона в истолковании образа Дон Жуана: романтический характер, специфика конфликта героя с окружающим миром. «Байронический» герой как особый тип романтического героя в литературе: особенности, атрибуты. Влияние творчества Байрона на русскую литературу. 12. Характеристика французского романтизма: периодизация, представители, темы, жанры. 13. Концепция истории В. Гюго и ее воплощение в историческом романе «Собор Парижской Богоматери». Идейно-композиционная роль контраста в романе. Контраст как способ выражения романтического мироощущения. 14. Особенности американского романтизма: основные черты американской литературы (нативизм, абсолютизация будущего и т.д.), периодизация, жанры, темы, представители. 15. Общая характеристика творчества Э.По: особенности эстетики (статья «Философия искусства», ее основные положения) и лирики (новаторство в выборе тем, особенности героя, мрачность, таинственность). Анализ поэтического произведения. 16. Американская романтическая новелла. Новаторство и художественные особенности новеллистики Э. По, разработка формулы детективного рассказа. Анализ одной новеллы на выбор. 17. Реализм как художественный метод и литературное направление: хронологические границы, исторические предпосылки, эстетика и художественные особенности. Продолжение и трансформация романтической эстетики и романтических принципов изображения мира и человека. 18. Специфика французского реализма: соотношение с романтизмом, основные представители, темы, жанры. Этапы становления французского реализма в литературе. 19. «Человеческая комедия» О. Бальзака как целостное произведение: композиция, тема, персонажи. Предисловие как литературно-эстетическая программа писателя. Историзм и системность – основные принципы метода и эстетики Бальзака. 20. Художественные особенности повести Бальзака «Гобсек»: история создания, поэтика названия, композиция, психологическое мастерство. Образ Гобсека: социально-психологический детерминизм, типичное и индивидуальное, способы создания (имя, портрет, жилище, деталь, философия). 21. Поэтика философского романа Бальзака «Шагреневая кожа»: композиция (несовпадение фабулы и сюжета), смысл эпиграфа, система персонажей (Антиквар, Рафаэль, женские образы). Роль шагреневой кожи в романе, соотношение фантастики и реальности. 22. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней романа «Отец Горио». Образ ЭженаРастиньяка: роль в композиции романа, реализация темы утраты иллюзий, роль папаши Горио и его семьи в эволюции героя. Вещный мир в создании подтекста и раскрытии авторской позиции. 23. Эстетические взгляды Г. Флобера и их реализация в романе «Госпожа Бовари»: теория «безличного искусства», самоустранение всезнающего автора, принцип дегероизации и депоэтизации. 24. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари» как психологический роман нового типа (вещный, акустический психологизм, психологические детали-символы). Композиция, система образов, хронотоп романа в реализации конфликта мечты и действительности. Соединение трагедии и сатиры в образе Эммы Бовари. 25. Специфика творчества Шарля Бодлера и его сборник «Цветы зла»: композиция, поэтика заглавия, поэтизация ужасного, поэт и читатель. 26. «Цветы зла»: смысл названия, композиция, поэт и читатель. 27. Стихотворения "Соответствия" и "Маяки" Ш. Бодлера, их значение в истории французской поэзии. Ш. Бодлер как родоначальник современной поэзии. 28. Особенности английского реализма: хронологические границы, основные представители, политизация искусства. Специфика творчества Ч. Диккенса: периодизация, проблематика, связь с эстетикой. Нравственно-эстетический идеал Диккенса и его реализация в творчестве. 29. Особенности творческой манеры Диккенса: построение сюжета, портретные характеристики, урбанистический пейзаж, авторский комментарий. Гротеск, гипербола, юмор и сатира в произведениях писателя. Эмоциональность диккенсовского стиля и лиризм (на материале романа «Большие надежды»). 30. Специфика литературы немецкого реализма. Идейно-художественные особенности поэмы Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка»: использование романтических приемов и образов; реалистические картины жизни немецкого народа; смысл аллегорических образов; лирические размышления и сатирические рассуждения героя-странствующего поэта; роль пейзажных описаний. 31. Ги де Мопассан. Проблема творческого метода. Литература и профессионализм. Особенности художественного метода: новый тип психологизма в литературе, работа над стилем. Новеллистика Мопассана. 32. О. Уайльд. Уайльд и прерафаэлиты. Эстетизм. «Портрет Дориана Грея»: источники сюжета романа. Поэтика парадокса. Вопрос о соотношения искусства и реальности. Этическая и эстетическая проблематика романа. 33. Символизм: общая характеристика направления. Символ и метафора. Представление о «смысловом единстве мира». Медиаторная функция поэта. Обновление поэтической формы. 34. П. Верлен. Раннее творчество: от импрессионизма к символизму. П. Верлен периода «религиозного символизма». «Мудрость». 35. А. Рембо. Раннее творчество: основные темы и мотивы. «Теория ясновидения». Позднее творчество Рембо («Гласные», «Последние стихотворения», «Озарения», «Одно лето в аду»). 36. «Темная» лирика С. Малларме. Представление о «дефиците бытия» и поэтика Малларме («Дар поэмы», «Лебедь», сонет «на икс» и др.). Проблема автора художественного произведения. «Igitur»: концепция Случая. «Бросок костей» как образец «абсолютного» текста. 37. Символистский период творчества М. Метерлинка. Основные принципы поэтики «театра смерти». «Непрошенная», «Слепые». 38. Г. Ибсен и неоромантизм. Проблема личностной самореализации в поэме «Пер Гюнт». Концепция «аналитической драмы» Г. Ибсена. «Кукольный дом».
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, является важнейшей составляющей в рамках подготовки курса истории зарубежной литературы, основой, без которой невозможно изучение данного курса. Она складывается из нескольких элементов: - самостоятельное чтение и изучение основных художественных текстов, заложенных в программе. Список текстов предлагается в начале каждого семестра. Его освоение студентами контролируется во время практических занятий, индивидуальных собеседований (обязательным является наличие выписок), в ходе выполнения рейтинговых контрольных работ. - библиографическая работа – самостоятельная работа с источниками (учебной, справочной, специальной литературой). Преподаватель рекомендует источники, с которыми должны ознакомиться студенты при подготовке к практическим занятиям и при освоении тем и разделов курса, выносимых на самостоятельное изучение. - терминологическая работа. Значительное количество специальных терминов целенаправленно и последовательно вводятся преподавателем на лекциях и практических занятиях, однако студенты должны и самостоятельно усваивать основной корпус терминологии, без которой невозможно научное изучение литературы. Преподаватель рекомендует наиболее важные справочные издания[ («Краткая литературная энциклопедия», «Словарь литературоведческих терминов», «Поэтический словарь» и т. д.), с которыми студенты работают на протяжении всего курса. - выработка индивидуального, творческого подхода к литературному произведению. Изучение литературы предполагает эмоциональное, личностное отношение к прочитанному. Необходимо поощрять выработку такого подхода, когда студенты могут аргументировано представить свою позицию, сформированную на основе изученного материала.
Основные задачи конспектирования: – выделение самого необходимого и нужное для решения учебной / научной задачи; – упростить понимание и осмысление концепции исследования, усвоение специальной терминологии; – накопить информацию для формирования навыков анализа текста. Этапы: 1. Чтение для определения концепции работы, выявления проблемы и приемов ее раскрытия. 2. Переработка и анализ информации с целью определения структуры работы, выявления и дифференциации ее частей. 3. Уточнение и формулировка тезисов, основных идей работы, которые могут быть выписаны цитатой из конспектируемого источника, либо в свободном стиле. 4. Определение и выписка основных примеров авторского раскрытия и обоснования собственной концепции. Конспект должен сохранять внутреннюю логику первоисточника и обнаруживать логически-связанный материал. Представленный студентом конспект зачитывается в том случае, если будет: – подробным; – индивидуальным; – проработанным и правильно оформленным. Проверенный конспект можно использовать во всех видах работ текущей и промежуточной аттестации. Каждый конспект должен начинаться заголовком, который включает библиографическое описание источника с указанием его страниц. Пример оформления конспекта. Михайлов, А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. – М.: Наука, 1976. – С. 625-697. текст конспекта …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.47 (0.008 с.) |