Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Американская романтическая новелла. Творчество Э. По-новеллистаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте План. 1. Американский романтизм: специфика, темы, проблемы. «Биографический» код творчества Э. По: влияние личного, биографии на художественное творчество писателя. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя. 2. Теория новеллы Э.По, требования к жанру, цели; новаторство писателя. Разработка новых жанровых разновидностей новеллы: психологическая, детективная и др. 3. Психологические состояния, «психологический слом» в психологических новеллах Э.По: - «Морелла» – система персонажей, хронотоп и соотношение внутреннего и внешнего действия; - поэтика ужаса и страха в новеллах «Маска красной смерти» и «Рукопись, найденная в бутылке». 4. Поэтика детективной новеллы «Золотой жук»: - эпиграф и его смысл; - композиция новеллы, казалось/оказалось как основной композиционный прием (события, их интерпретация, видимость и «кажимость»); - символичность и метафоричность образа жука, его семантика и функция; - поэтика хронотопа: остров как таинственное пространство действия и время пиратства как способ романтизации.
Обязательная литература: 1. Вулис, А. «Жук весь золотой, чистое золото…»: литературоведческие заметки о рассказе Э.По «Золотой жук» / А. Вулис // Вопросы литературы. – 1984. – №2. – С. 86-104. 2. Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с.. 3. Проценко, И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Э.По / И.Б. Проценко // Вестник Ленинградского университета. Сер, История, язык, литература. – 1980. – Вып. 3. – С. 56-59. 4. Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с. Дополнительная литература: 1. Зверев, А.М. Э.А.По / А.М. Зверев // История литературы США: литература сер. XIX в. (поздний романтизм): в 3 т. / отв. ред. Е.А. Стеценко; ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – Т.3. – С. 172-221. 2. Осипова, Э.Ф. Особенности художественного метода Э.По / Э.Ф. Осипова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер, Филология, востоковедение, журналистика. – 2004. – Вып. 1/2. – С. 3-9. 3. Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с. 4. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с. 5. Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации: материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83. 6. Тугушева, М. П. «Сиесотворивый» Эдгар По / М.П. Тугушева // Тугушева М. П. Под знаком четырех. О судьбе произведений Э.По, А. Конан Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. – М.: Книга, 1991. – С. 13-75. 7. Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.
Вопросы к зачету (ЗО ФЖ) или экзамену (ДО ФЖ) 1. Общая характеристика романтизма как художественного метода и литературного направления: предпосылки возникновения, основные принципы и категории, периодизация. 2. Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана. Общая характеристика его творчества: «манера Калло», «серапионов принцип», «угловой принцип». 3. Жанровое своеобразие сказок Э.Т.А. Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес»): особенности двоемирия, соотношение фантастики и реальности, пространственно-временная организация произведений. Двунаправленное действие романтической иронии в сказках. 4. Сущность романтического двоемирия и его отражение в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Двунаправленное действие романтической иронии. 5. Проблемы соотношения искусства и действительности, места художника в мире в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». 6. Особенности жанра и композиции романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». 7. Английский романтизм: периодизация, эстетические и художественные особенности, основные представители, темы, жанры. 8. Специфика жанра романтической поэмы, особенности романтического конфликта и сюжетно-композиционной основы «восточных поэм» Д.Г. Байрона. Динамика романтического характера в цикле. 9. Особенности композиции поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Роль лирических отступлений. Специфика романтического героя в поэме, соотношение автор/герой. 10. Библейский сюжет о Каине и Авеле в трактовке Д.Г. Байрона. Символика и аллегоризм драмы «Каин», романтическое истолкование образа Каина. 11. Новаторство Байрона в истолковании образа Дон Жуана: романтический характер, специфика конфликта героя с окружающим миром. «Байронический» герой как особый тип романтического героя в литературе: особенности, атрибуты. Влияние творчества Байрона на русскую литературу. 12. Характеристика французского романтизма: периодизация, представители, темы, жанры. 13. Концепция истории В. Гюго и ее воплощение в историческом романе «Собор Парижской Богоматери». Идейно-композиционная роль контраста в романе. Контраст как способ выражения романтического мироощущения. 14. Особенности американского романтизма: основные черты американской литературы (нативизм, абсолютизация будущего и т.д.), периодизация, жанры, темы, представители. 15. Общая характеристика творчества Э.По: особенности эстетики (статья «Философия искусства», ее основные положения) и лирики (новаторство в выборе тем, особенности героя, мрачность, таинственность). Анализ поэтического произведения. 16. Американская романтическая новелла. Новаторство и художественные особенности новеллистики Э. По, разработка формулы детективного рассказа. Анализ одной новеллы на выбор. 17. Реализм как художественный метод и литературное направление: хронологические границы, исторические предпосылки, эстетика и художественные особенности. Продолжение и трансформация романтической эстетики и романтических принципов изображения мира и человека. 18. Специфика французского реализма: соотношение с романтизмом, основные представители, темы, жанры. Этапы становления французского реализма в литературе. 19. «Человеческая комедия» О. Бальзака как целостное произведение: композиция, тема, персонажи. Предисловие как литературно-эстетическая программа писателя. Историзм и системность – основные принципы метода и эстетики Бальзака. 20. Художественные особенности повести Бальзака «Гобсек»: история создания, поэтика названия, композиция, психологическое мастерство. Образ Гобсека: социально-психологический детерминизм, типичное и индивидуальное, способы создания (имя, портрет, жилище, деталь, философия). 21. Поэтика философского романа Бальзака «Шагреневая кожа»: композиция (несовпадение фабулы и сюжета), смысл эпиграфа, система персонажей (Антиквар, Рафаэль, женские образы). Роль шагреневой кожи в романе, соотношение фантастики и реальности. 22. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней романа «Отец Горио». Образ ЭженаРастиньяка: роль в композиции романа, реализация темы утраты иллюзий, роль папаши Горио и его семьи в эволюции героя. Вещный мир в создании подтекста и раскрытии авторской позиции. 23. Эстетические взгляды Г. Флобера и их реализация в романе «Госпожа Бовари»: теория «безличного искусства», самоустранение всезнающего автора, принцип дегероизации и депоэтизации. 24. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари» как психологический роман нового типа (вещный, акустический психологизм, психологические детали-символы). Композиция, система образов, хронотоп романа в реализации конфликта мечты и действительности. Соединение трагедии и сатиры в образе Эммы Бовари. 25. Специфика творчества Шарля Бодлера и его сборник «Цветы зла»: композиция, поэтика заглавия, поэтизация ужасного, поэт и читатель. 26. «Цветы зла»: смысл названия, композиция, поэт и читатель. 27. Стихотворения "Соответствия" и "Маяки" Ш. Бодлера, их значение в истории французской поэзии. Ш. Бодлер как родоначальник современной поэзии. 28. Особенности английского реализма: хронологические границы, основные представители, политизация искусства. Специфика творчества Ч. Диккенса: периодизация, проблематика, связь с эстетикой. Нравственно-эстетический идеал Диккенса и его реализация в творчестве. 29. Особенности творческой манеры Диккенса: построение сюжета, портретные характеристики, урбанистический пейзаж, авторский комментарий. Гротеск, гипербола, юмор и сатира в произведениях писателя. Эмоциональность диккенсовского стиля и лиризм (на материале романа «Большие надежды»). 30. Специфика литературы немецкого реализма. Идейно-художественные особенности поэмы Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка»: использование романтических приемов и образов; реалистические картины жизни немецкого народа; смысл аллегорических образов; лирические размышления и сатирические рассуждения героя-странствующего поэта; роль пейзажных описаний. 31. Ги де Мопассан. Проблема творческого метода. Литература и профессионализм. Особенности художественного метода: новый тип психологизма в литературе, работа над стилем. Новеллистика Мопассана. 32. О. Уайльд. Уайльд и прерафаэлиты. Эстетизм. «Портрет Дориана Грея»: источники сюжета романа. Поэтика парадокса. Вопрос о соотношения искусства и реальности. Этическая и эстетическая проблематика романа. 33. Символизм: общая характеристика направления. Символ и метафора. Представление о «смысловом единстве мира». Медиаторная функция поэта. Обновление поэтической формы. 34. П. Верлен. Раннее творчество: от импрессионизма к символизму. П. Верлен периода «религиозного символизма». «Мудрость». 35. А. Рембо. Раннее творчество: основные темы и мотивы. «Теория ясновидения». Позднее творчество Рембо («Гласные», «Последние стихотворения», «Озарения», «Одно лето в аду»). 36. «Темная» лирика С. Малларме. Представление о «дефиците бытия» и поэтика Малларме («Дар поэмы», «Лебедь», сонет «на икс» и др.). Проблема автора художественного произведения. «Igitur»: концепция Случая. «Бросок костей» как образец «абсолютного» текста. 37. Символистский период творчества М. Метерлинка. Основные принципы поэтики «театра смерти». «Непрошенная», «Слепые». 38. Г. Ибсен и неоромантизм. Проблема личностной самореализации в поэме «Пер Гюнт». Концепция «аналитической драмы» Г. Ибсена. «Кукольный дом».
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, является важнейшей составляющей в рамках подготовки курса истории зарубежной литературы, основой, без которой невозможно изучение данного курса. Она складывается из нескольких элементов: - самостоятельное чтение и изучение основных художественных текстов, заложенных в программе. Список текстов предлагается в начале каждого семестра. Его освоение студентами контролируется во время практических занятий, индивидуальных собеседований (обязательным является наличие выписок), в ходе выполнения рейтинговых контрольных работ. - библиографическая работа – самостоятельная работа с источниками (учебной, справочной, специальной литературой). Преподаватель рекомендует источники, с которыми должны ознакомиться студенты при подготовке к практическим занятиям и при освоении тем и разделов курса, выносимых на самостоятельное изучение. - терминологическая работа. Значительное количество специальных терминов целенаправленно и последовательно вводятся преподавателем на лекциях и практических занятиях, однако студенты должны и самостоятельно усваивать основной корпус терминологии, без которой невозможно научное изучение литературы. Преподаватель рекомендует наиболее важные справочные издания[ («Краткая литературная энциклопедия», «Словарь литературоведческих терминов», «Поэтический словарь» и т. д.), с которыми студенты работают на протяжении всего курса. - выработка индивидуального, творческого подхода к литературному произведению. Изучение литературы предполагает эмоциональное, личностное отношение к прочитанному. Необходимо поощрять выработку такого подхода, когда студенты могут аргументировано представить свою позицию, сформированную на основе изученного материала.
Основные задачи конспектирования: – выделение самого необходимого и нужное для решения учебной / научной задачи; – упростить понимание и осмысление концепции исследования, усвоение специальной терминологии; – накопить информацию для формирования навыков анализа текста. Этапы: 1. Чтение для определения концепции работы, выявления проблемы и приемов ее раскрытия. 2. Переработка и анализ информации с целью определения структуры работы, выявления и дифференциации ее частей. 3. Уточнение и формулировка тезисов, основных идей работы, которые могут быть выписаны цитатой из конспектируемого источника, либо в свободном стиле. 4. Определение и выписка основных примеров авторского раскрытия и обоснования собственной концепции. Конспект должен сохранять внутреннюю логику первоисточника и обнаруживать логически-связанный материал. Представленный студентом конспект зачитывается в том случае, если будет: – подробным; – индивидуальным; – проработанным и правильно оформленным. Проверенный конспект можно использовать во всех видах работ текущей и промежуточной аттестации. Каждый конспект должен начинаться заголовком, который включает библиографическое описание источника с указанием его страниц. Пример оформления конспекта. Михайлов, А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. – М.: Наука, 1976. – С. 625-697. текст конспекта …
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.012 с.) |