Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французский реализм. Творчество Стендаля.

Роман «Красное и черное»

Вопросы

1. Развитие реализма во Франции.

2. Фредерик Стендаль (философские, политические, эстетические и этические взгляды Стендаля; периодизация, краткая характеристика творчества писателя, основные произведения каждого периода).

3. Особенности структуры романа. Роман Стендаля и просветительская традиция.

4. Какие преимущества дает Стендалю использование такого художественно-

го приема, как «вертикальный срез» общества? Что объединяет три уровня этой

структуры?

5. Человек и Общество в романе:

а) сколько эпох изображено в романе? Способы (художественные приемы) создания эпох. Традиции В. Скотта в романе;

б) социально-психологические типы современной эпохи в романе. Отношения между сословиями, в частности между дворянством (аристократией) и буржуазией, варианты этих социальных типов. Насколько реалистичен писатель в их изображении?

в) история Жюльена Сореля в романе. Какова эволюция героя, чем она мотивирована?

г) «Красное и черное» как роман воспитания (роман карьеры). «Учителя» Сореля, их уроки и уроки жизни. Почему Ж. Сорель в романе так часто прибегает к военной лексике?

6. Тема духовенства в романе. Почему Стендаль так критичен в изображении Безансонской семинарии?

7. Символическое название романа, его трактовки. Название романа и история главного героя.

Сообщения

Стендаль Ф. «Расин и Шекспир».

Рекомендуемая литература

Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад.- М.: Прогресс, 1985.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа.-Ростов н/Д: Изд-во: РГУ,1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Прево Ж. Стендаль.- М.:Гослитиздат, 1960.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество.- Л.: Худ. лит., 1978.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ,

1980.

Фрид Я.В. Стендаль. Очерк жизни и творчества.- М.: Худ. лит., 1967.

Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: Типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание»: учеб. пособие.- Тверь: ТГУ, 1991.

 

Занятие 7

Роман Г.Флобера «Мадам Бовари»

(поиск нравственно-эстетического идеала, своеобразие поэтики)

Вопросы

1. Г.Флобер и Вторая империя. В чем особенность развития французского

реализма после 1848 года?

2. Сюжет романа. Что такое «буржуазный сюжет» по Флоберу?

3. Роль композиции в идейном содержании романа:

а) почему роман, посвященный Эмме Бовари, начинается с истории Шарля и не заканчивается с ее смертью? Герой и среда в романе. Что нового в описание среды ввел Флобер?

б) какую роль в идейном содержании романа играют повторы, а также история семьи аптекаря Омэ?

в) какое значение имеет в романе эпизод посещения замка (ч.1, гл.VIII- IX)?

4. Особенности психологического метода Флобера:

а) новаторство писателя в создании портретных характеристик;

б) отказ от метода «господствующей страсти»;

в) слияние сатирического и лирического в образах Эммы и Шарля Бовари;

5. Своеобразие авторской позиции Г.Флобера.

6. Что нового в решение конфликта мечты и действительности внес Флобер в этом романе?

7. Проблема романтизма, псевдоромантизма и антиромантизма в романе.

8. Место романа Флобера в истории французской литературы XIX века. Флобер и ранние французские реалисты.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, составьте представление об особенностях флоберовской эпохи, которую автор называл «тупиком истории», «концом цивилизации».

Рекомендуемая литература

Реизов Б.Г. Творчество Флобера.- М.: Гослитиздат, 1957.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма.- Л.: Гослитиздат, 1958.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ, 1980.

 

 

Занятие №8

Особенности художественной структуры

Романа Ч.Диккенса «Большие надежды (ожидания)»

Вопросы

1. Особенности композиции романа. Что дает автору прием повествования от первого лица? Почему Диккенс возвращается к структуре «романа об одном герое»?

2. Своеобразие сюжета романа:

а) социальная линия в сюжете (история молодого человека, тема «утраченных иллюзий» и др.);

б) детективная линия в сюжете (криминальный мир в романе, функции приема «ложных следов» и др.);

в) роль «тайн» и случая в развитии событий;

г) функция сюжетной линии Джо – Бидди.

д) каким образом соединены в единое целое все сюжетные линии романа?

е) почему автор «сгущает» пространство и время в произведении?

3. Образная система романа:

а) люди и их «маски»;

б) развитие характеров, углубление психологизма (Эстелла, Пип);

в) образы «добрых фей и волшебников», «вечных злодеев», образ ребенка.

4. Проблема нравственного возрождения человека в романе (история Абеля

Мэгвича).

5. Как отразились в художественной структуре этого романа нравственно-эстетические взгляды и идеал зрелого Диккенса?

Рекомендуемая литература

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века

в его современном звучании.- М.: Худ. лит., 1990.

Катарский И.М. Диккенс.- М.: Гослитиздат, 1960.

Катарский И.С. Диккенс в России. Сер. XIX в.-М.: Наука, 1966.

Сильман Т.И. Диккенс.- М.: Худ. лит., 1970.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма.- М.: МГУ, 1988.

Тайна Чарльза Диккенса: (сб.).- М.: Кн. палата, 1990.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / пер.с англ.-М.: Прогресс, 1975.

Урнов М.В. Неподражаемый. Чарльз Диккенс - издатель и редактор.- М.: Книга, 1990.

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / пер. с англ.- М.: Радуга, 1982.


Вопросы для промежуточного микрозачета

Романтизм в американской литературе

ТЕКСТЫ

В. Ирвинг «Рип Ван Винкль»

Дж. Ф. Купер Один из романов пенталогии о Кожаном Чулке

Г. Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»

Э. А. По «Падение дома Ашеров», «Низвержение в Мальстрем» «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Н. Готорн «Алая буква»

Вопросы

1. История развития американского романтизма.

а) хронологические рамки и этапы развития романтизма, краткая характеристика этапов, основные представители.

б) особенности развития американского романтизма.

в) романтические школы, особенности развития, представители.

г) региональные течения романтизма и их особенности.

2. Духовная жизнь Америки. Трансценденталисты (Эмерсон, Торо)

3. Эволюция В. Ирвинга

4. Ф. Купер и традиции европейского исторического романа

5. творческий путь Н. Готорна

6. Г. Лонгфелло в контексте национальной стихии (Песнь о Гайавате)

7. Эдгар Аллан По:

а) биография: поэзия и правда

б) поэтическое творчество («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Эльдорадо»);

в) новелла тайн и ужасов («Падение дома Ашеров», «Низвержение в Мальстрем»);

г) детективные новеллы («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»).

 

Рекомендуемая литература:

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века.- М.: Высш. шк., 1972.

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт.- Л.: Худ. лит., 1984.

Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена.- М.: Наука, 1969.

Николюкин А.Н. Э.По // Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность.- М., 1968.

Новиков В.И. Вчитайтесь в «Песнь о Гайавате».- М.: Знание, 1982.

Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма.- Киев: Наукова думка, 1988.

По Э.А. Рассуждение о стихе. Философия творчества. Поэтический принцип (любое издание).

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность.- М.: Наука, 1982.

Тугушева М.А. Под знаком четырех.- М., 1991.- С.13-73.

Чуковский К. Мой Уитмен.- М.: Просвещение, 1966.

Шейнкер В.Н. Исторический роман Дж. Фенимора Купера, его истоки и своеобразие.- Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1980.

 


Вопросы по лекционному курсу для подготовки написания теста

1) Назовите хронологические рамки романтизма?

2) Назовите содержательные особенности романтизма?

3) Художественные особенности романтизма.

4) Особые жанры романтизма.

5) Содержательные особенности реализма.

6) Назовите хронологические рамки реализма?

7) Художественные особенности реализма.

8) Особые жанры реализма.

9) Назовите особенности английского романтизма.

10) Какие кружки школы существовали в период романтизма в Англии. Назовите представителей.

11) Особенности мировоззрения Байрона.

12) Какие основные темы можно выделить в лирике Байрона.

13) Какие любовные циклы можно выделить в творчестве Байрона.

14) Назовите страны, которые посещает главный герой поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда».

15) Назовите особенности восточных поэм.

16) Определите черты исторического романа по В. Скотту.

17) Назовите английские (шотландские) романы В. Скотта.

18) Назовите историческое событие связанное с обретением независимости государства Соединённые Штаты Америки.

19) Назовите главную особенностью американского романтизма?

20) Назовите этапы развития американского романтизма (авторы, годы).

21) Назовите особенности творчества Э. По.

22) Выделите типы рассказов Э. По.

23) Назовите типы рассказов Э. По. Приведите примеры.

24) Назовите особенности романтизма во Франции (6).

25) Различают несколько периодов развития романтизма во Франции. Характеристика. Представители.

26) Этапы творчества В. Гюго. Дайте характеристику.

27) Художественные особенности прозы Гюго.

28) Назовите особенности немецкого романтизма (5).

29) В развитии немецкого романтизма выделяют несколько ЭТАПОВ (3). Школа. Представители.

30) Основные особенности творчества Гофмана (3).

31) Реализм Стендаля. Мировоззрение.

32) Особенности творчества Стендаля.

33) Особенности мировоззрения Бальзака.

34) «Человеческая комедия». Структура и идейное содержание.

35) Гюстав Флобер. Мировоззрение.

36) Г. Флобер. Особенности творчества.

37) Английский реализм.

38) Основные особенности творчества Диккенса.

39) Шарлотта Бронте. Основная идея романа «Джен Эйр».

40) Творчество Джейн Остен.

 

Вопросы к зачету по курсу “История зарубежной литературы XIX в.

1. Особенности эпохи 1789–1830 гг. Понятие о романтизме как методе.

2. Романтизм в Германии (периодизация, особенности, школы, представители).

3. Общая характеристика и периодизация творчества Э. Т. А. Гофмана.

4. Принцип двоемирия в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”.

5. Образ романтического поэта в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”.

6. Критика социальных пороков в повести Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”.

7. Романтизм в Англии (периодизация, особенности, школы, представители). Английская романтическая поэзия.

8. Лирика Д. Г. Н. Байрона.

9. Романтическая поэма Д. Г. Н. Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда”.

10. Изображение эпохи и общества в поэме Д. Г. Н. Байрона “Дон Жуан”.

11. “Восточные поэмы” Байрона. Особенности конфликта и проблема героя.

12. Особенности жанра поэмы в творчестве Байрона. Социально-политическая тема в “Чайльд-Гарольде”.

13. В. Скотт и “Положение об жанре исторического романа”.

14. Исторические романы В. Скотта. Проблематика, образная система и художественные особенности романа “Айвенго”.

15. Общая характеристика романтизма в Америке (периодизация, особенности, школы, представители).

16. Ранний американский романтизм: творчество В. Ирвинга (анализ новеллы “Рип Ван Винкль”).

17. Ранний американский романтизм: творчество Ф. Купера (анализ одного из романов на выбор студента).

18. Американский романтизм: творчество Э. А. По (анализ 2-3 произведений).

19. Роман Ж.Санд “Консуэло”: политическая и историческая линии, тема артиста и искусства

20. Трансценденталистская ветвь американского романтизма (Р. У. Эмерсон и
Г. Д. Торо). Лирико-философское, социальное эссе Г. Торо “Уолден, или Жизнь в лесу”.

21. Романтический герой зрелого американского романтизма. Психологизм прозы Готорна. Роман “Алая буква”. Особенности композиции и структуры. Символика в романе.

22. Жизнь и творчество Г. Мелвилла. Роман “Моби Дик”.

23. Особенности романтизма во Франции (периодизация, группировка сил, актуальные проблемы, журналы, группы).

24. Эстетические и о философско-исторические взгляды В. Гюго.

25. Художественное своеобразие романа В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

26. Виды произведений Э. По. Новеллистка Э. По.

27. Литературный процесс в европейских странах в середине XIX века. Проблема реализма в зарубежных литературах 30-40-х годов XIX века.

28. Особенности мировоззрения и эстетики Стендаля. Проблематика и художественные особенности романа Стендаля “Красное и черное”.

29. Личность О. де Бальзака как феномен эпохи. “Человеческая комедия”: замысел и его воплощение

30. “Отец Горио” Бальзака как “роман воспитания”.

31. Образы «скупцов» в романах Бальзака “Евгения Гранде” и “Гобсек”.

32. Проблема искусства и художника в романе Бальзака “Утраченные иллюзии”.

33. Особенности эстетики Флобера. Понятие “объективного метода”. Творческий путь писателя.

34. Проблематика и образ главной героини в романе Флобера “Госпожа Бовари”.

35. Особенности развития реализма в английской литературе. Викторианство и литература.

36. Роман “Домби и сын” Диккенса. Идейно-художественное своеобразие.

37. Английский “женский роман” (Дж. Остин “Гордость и предубеждение”,

Ш. Бронте “Джен Эйр”)

38. Система персонажей в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

39. М. Твен. Роман “Том Сойер”, “Приключениям Геккльберри Финна”. Конфликт мира детей и мира взрослых.

40. Творчество Теккерея. Особенности сатиры Теккерея в романе “Ярмарка тщеславия”. Композиция и система образов.

41. “Ярмарка тщеславия” — вершина реалистического мастерства писателя. Проблематика романа; его идейная направленность.

42. Литературный процесс в Германии 1830–50-х годов.

43. Особенности мировоззрения и творчество Гейне 1830–50-х годов.

44. Образ лирического героя и сатирическая критика немецкой действительности в поэме Гейне “Германия. Зимняя сказка”.

 

Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе

Каждый учебный семестр оценивается максимально 80 баллами. Студентом могут быть заработаны дополнительные баллы (до 15) за выполнение творческих заданий повышенной сложности.

Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость.

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке:

80 – 70 баллов – «9-10»;

70 – 60 баллов – «8-7»;

60 – 50 баллов – «6-5»;

менее 50 баллов – «4-3».

 

РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Название вида учебной деятельности Минимум баллов Максимум баллов Примечания
Обязательный модуль
Посещение семинарских занятий      
100%      
менее 50%      
Ответы и дополнения на семинарских занятиях (выставляется оценка от 4-10) 5 занятий 5*10=50 8*10=80  
Написание теста (выставляется оценка от 4-10)      
Сдача КСРа (выставляется оценка от 4-10)      
Итого Максимум Минимум      

 

Для допуска к сдаче зачёта необходимо написать все письменные работы, сдать КСР.

Если есть пропуски семинарских занятий необходимо написать эссе или литературный портрет героя, а так же подготовиться к беседе по тексту произведения.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 35 баллов (письменные работы, устный КСР, отработки пропущенных занятий)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.011 с.)