Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс «история Русской литературы»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КУРС «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» 1.1. Разделы учебной дисциплины: Введение Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных ценностей. Периоды развития литературы как вида искусства. Общественное значение русской литературы. Раздел 2.Библия как величайший памятник культуры Влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы. Воплощение в русской литературе христианских сюжетов и образов. Влияние христианского мировоззрения на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни. Раздел 3. Возникновение и развитие древнерусской литературы Исторические предпосылки. Основные источники. Евангелия и летописи. Евангелия и жития святых. Евангелия и древнерусские хождения. Раздел 4. Литература 18 века Периодизация. Литература конца 17-первых десятилетий 18 века. Драматургия. От барокко к классицизму. Литература 1730-1750 гг. Формирование классицизма в русской литературе. Творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова. Литература 1760-1770 гг. Эпоха русского просвещения. Рассвет сатиры. Пародийные жанры в поэзии. Противоречия в русском классицизме. Литература последней четверти 18 века. Драматургия. Русский сентиментализм. Комедиограф в драматургии. Д. И. Фонвизин «Бригадир». Творчество Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, И. А. Крылова. Раздел 5. Литература первой половины 19 века Литературное движение первой четверти 19 века. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, просветительный реализм. Поэты пушкинской поры: А. Дельвиг, К. Рылеев, Н. Языков, К. Батюшков, П. вяземский, В. Жуковский и др. Литературное движение последекабристского времени. Своеобразие романтизма в литературе последекабристского времени. Критический реализм – новый метод в литературе. Историзм, народность, гуманизм – главные черты русского классического реализма. Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Раздел 6. Литература второй половины XIX в. Россия второй половины XIX в. Расцвет реализма в русской литературе; её особая роль в жизни общества. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы этого периода. Литература как выражение духовных исканий русского общества. Русский роман 60-х годов. Проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности вечных человеческих ценностей в романах И. С. Тургенева. Утверждение непреходящих духовных ценностей дворянской культуры. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни. Поиск «сознательно-героической» натуры как ответ на противоречия эпохи. Стилистическое богатство, утончённость, поэтичность языка писателя. Русская поэзия 60-х годов. Н. Некрасов, Н. Огарев, В. Курочкин и представители «чистого искусства» А. Фет, А. Майков. Философская лирика Ф. И. Тютчева (человек и природа, тема любви), пластичность и символичность поэтических образов. Философско-психологические романы Ф. М. Достоевского. Роман «Братья Карамазовы», его замысел, сюжет. Глубина и острота социальных и нравственных проблем романа. Художественное исследование «карамазовщины». Противопоставление ей религиозно-нравственных идеалов Зосимы и Алеши Карамазова. Двойничество Ивана Карамазова, его бунт. «Семейные» романы Л. Н. Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина». Роман «Воскресение». Творческая история. Жанр романа. Идейный смысл «Воскресения» - «…Срывание всех и всяческих масок, с одной стороны, и проповедь нравственного самоусовершенствования, с другой». Самый трезвый реализм в изображении русской действительности. Картины русского крестьянства. Судьба Катюши Масловой. Беспощадная критика самодержавия, церкви, суда. Образ Нехлюдова в галереи правдоискателей Толстого. Мастерство Толстого-психолога. Композиция и язык в романе. Драматургия А. П. Чехова. Новаторство чеховских пьес. Чехов и МХАТ. «Чайка» - пьеса об искусстве, любви. Особенности пьесы – изображение на сцене повседневной жизни, слабо развитое действие, глубокий смысл малозначительных, на первый взгляд, реплик и эпизодов, как характерные черты чеховских пьес вообще. Сценическая судьба «Чайки» «Дядя Ваня». Паразитизм духовно нищего человека и самоотверженность тружеников, истинная интеллигентность и мещанство под маской учености. Защита природы, проповедь охраны лесов. Защита прав человека на духовно богатую, яркую жизнь. Раздел 7. 20 век. Поэзия «серебряного» века. Избранные стихотворения И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилёва, О. Э. Мандальштама, М. И. Цветаевой. (Одно-два стихотворения каждого поэта. Обзорное изучение темы). Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия в поэзии символизма (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский). Проблема индивидуализма человека как выражение свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. Возвращение к красоте земной жизни, «прекрасной ясности» в поэзии акмеизма. Стремление к экзотичности описаний, героизации действительности (Н. С. Гумилёв). Тоска по мировой культуре, историзм поэтического мышления (О. Э. Мандельштам). Духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы (М. И. Цветаева). Творчество А. Мариенгофа. Отражение конфликта эпохи на страницах повести «Циники». Композиция, язык, стиль произведения. Сатира 30-х годов. Ее особенности. Н. Лохвицкая (Тэффи). Е. Ильф и И. Петров. А. Аверченко. М. Зощенко. Юмористические рассказы и повести М. Булгакова. Творчество М. Булгакова и его роман «Белая гвардия». Своеобразие романа (эпическая широта), его трагизм, сатира, лиризм. Тема совести и человека. Противостояние трагическим обстоятельствам действительности. Тема тоталитаризма в произведениях писателей 20 века. Смелость и правдивость в постановке острых социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Стремление по-новому осмыслить проблемы отношений человека и общества, человека и государства, народа и власти (человека в тоталитарном государстве). Трагические страницы советской истории в литературе 60-70-х гг. Литература о Великой Отечественной войне и ее жертвах. Проблема нравственного выбора человека в экстремальных условиях. Феномен “шестидесятничества”. “Оттепель”. Дискуссии 50-60-х годов о “дистиллированном” стиле и “казенном” языке. Споры о лакировке действительности как знак самокритики тоталитарной культуры. “Косметическая” демократизация в жизни общества и общественном сознании. Вера писателей-шестидесятников в “социализм с человеческим лицом” как знак устойчивости мифологического сознания. Прорыв в советской системе ценностей: появление романов «Жизнь и судьба» Вас. Гроссмана и Б. Пастернака «Доктор Живаго». Судьба крестьянства и русской деревни в произведениях писателей 20 века. Тетралогия Ф. Абрамова «Пряслины». Суровая правда жизни, тема вековых устоев в жизни крестьянина. В обзоре современной литературы: человек и природа. Отношение современного человека к окружающей его природе. Документальная повесть Ю. Щербака «Чернобыль». Произведения В. Астафьева «Царь-рыба», «Затеси». Очерк Ю. Митрохина «Азы Азова» и т. д. Раздел 8. Обзор современной литературы
Литература на современном этапе. Произведения Т. Толстой, Л. Урицкой, С. Довлатова, Г. Владимова и т. д.
Практические занятия Семинар № 2: Устное народное творчество ВОПРОСЫ: 1. Понятие фольклора как вида народной культуры. Место в фольклоре устного народного поэтического творчества. 2. Основы древнеславянских языческих верований. Славянские боги и культы. Судьба язычества после принятия христианства. 3. Календарно-обрядовая поэзия. Свадебный обряд и его песни. Похоронный обряд и его причитания. 4. «Волшебные» цифры на Руси: 3, 7, 9, 40. Число 13. 5. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Заговоры. 6. былины и историческая действительность. Связь былин с мифологией. 7. Виды сказок (волшебная, бытовая, сказки о животных). Происхождение сюжетов сказки. Символы сказок (Баба Яга – почему «костяная нога»? Яичко из «Курочки Рябы» и т. д.) Рекомендуемая литература а) Художественные произведения 1. Поэзия крестьянских праздников. М., 1970. 2. Лирика русской свадьбы. Л., 1973. 3. Причитания. М., Л., 1960. 4. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957. 5. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959. Загадки. Л., 1968. 6. Былины. / Сост. Н.Д. Ухов. М., 1957. 7. Былины // Библиотека поэта. М., 1961. 8. Былины // Сокровища русского фольклора. М., 1991. 9. Былины //Библиотека русского фольклора. Т.1, М., 1988. 10. Исторические песни XIII – XIX веков. М., Л., 1960 – 1973. 11. Исторические песни. Баллады // Сокровища русского фольклора. М., 1991. 12. Народная баллада / Сост. Д.М. Балашов. М., Л., 1963. 13. Русская народная баллада / Сост. Д.М. Балашов. М., 1983. 14. Народная русская сказка. В 3-х томах / Сост. А.Н. Афанасьев. 15. Сказки // Библиотека русского фольклора. Т. 2. Кн. 1, 2, 3. М., 1988. 16. Народные лирические песни / Сост. В.Я. Пропп. М., Л., 1961. 17. Русские народные песни / Сост. А.М. Новикова. М., 1957. 18. Частушки в записях советского времени. М., Л., 1965. 19.Частушки // Библиотека русского фольклора. Т. 9. М., 1990. 20. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1990. 21. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990. 22. Народная проза // Библиотека русского фольклора. Т. 12. М., 1992 23. Русская народная драма. Тексты пьес и описание представлений. М., 1953. 24. Народный театр // Библиотека русского фольклора. Т. 10. М., 1991. б) Учебная литература 1. Азадовский М.К. История русской фольклористики (в 2-х тт.). Т.1. М., 1958. Т.2. М., 1963. 2. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975. 3. Акимова Т.М. Русская народная песня. Саратов, 1987. 4. Балашов Д.М. Русские народные баллады // Русские народные баллады. М., 1983. 5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. 6. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М., 1983. 7. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982. 8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. 9. Наговицын А.Е. Тайны славянской мифологии. М., 2003. 10. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1987. 11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1964. 12. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. 13. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958. 14. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII – XVI веков. М., Л., 1960. 15. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие / Под ред. Н.И. Кравцова. М., 1971 (и более поздние переиздания). 16. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие / Под ред. А.М. Новиковой. М., 1978. 17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981 18. Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976. 19. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959. 20. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М., 1924. 21. Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970. 22. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний // Собр. Соч. в 8 тт. Т. 5. М., 1962. 23. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII – начала XX века. Л., 1980. 24. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958. 25. Мелетинский Е.М. Поэтика мира. М., 1976. 26. Митрофанова В.В. Русская народная загадка. М., 1959. 27. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. 28. Топоров С.А. Религиозные верования восточно-славянских народов XII – начала XX вв. М., 1974. 29. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. 30. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. 31. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987 32. Селиванов В.Ф. Поэтика былин: Учебное пособие. М., 1989. 33. Соколова В.К. Русские исторические песни XVI – XVIII веков. М., 1960. 34. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.
СЕМИНАР № 3: Библия как величайший памятник культуры ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Прочти приведенные дальше фрагменты (А, Б, В, Т) сочинений о принятии христианства на Руси. В чем авторы их дополняют друг друга, в чем противоречат? Какая точка зрения тебе кажется интереснее? Какие причины принятия Русью христианства здесь не упомянуты? Что, на твой взгляд, было решающим? 2. С чем связано появление Евангелия на Руси? 3. Что означают слова: «Евангелие», «Благовествование», «Завет»? 4. В состав какой книги входит Евангелие от Марка? 5. Почему лишь четыре Евангелия вместе дают полное представление о жизни и учении Христа? Как дополняют они друг друга? 6. Почему весть о жизни и проповеди Иисуса Христа названа «благой», «радостной»? 7. Как единство земного и небесного явлено в следующих событиях жизни Иисуса Христа: Рождестве, Крещения, Преображения, Гефсиманского моления? 8. О каких событиях жизни Христа рассказывают стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда», «Дурные дни» и «Магдалина»? Как считаешь, почему обратился к ним поэт XX века. В чем необычность его видения этих событий? 9. Как понятие греха связано в христианстве с понятием смерти? 10. Как языческое представление об искуплении греха отличается от христианского? 11. Какие евангельские заповеди тебе известны? 12. Какие заповеди преступают герои «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина Сальери, Дон Гуан, Барон? 13. Какие евангельские заповеди нарушают герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, Дуня, Лужин, Катерина Ивановна? Какое значение имеют слова «преступление» и «наказание» в этом романе Достоевского? 14. Почему Иисус Христос не мог совершить чудес в родном городе Назарете? 15. При каком условии совершается в Евангелии чудо? 16. Какие чудеса совершает Иисус Христос? 17. Что такое притча? 18. Чем притча отличается от басни? 19. Почему Христос говорил притчами? 20. Какие евангельские притчи тебе запомнились? Какие извлек из них уроки? 21. Вспомни литературные произведения, в которых использованы евангельские притчи. 22. Какова роль притчи о воскрешении Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Рекомендуемая литература: 1. Повесть временных лет II Изборник. М., 1965. С. 62—75. 2. П. Я. Чаадаев. Отрывок из исторического рассуждения о России II Статьи и письма. М., 1987. С. 313-314. 3. Флоренский Г. Пути русского богословия. - М., 1991. С. 4—5. 4. Аверинцев С. С.Крещение Руси и путь русской культуры II Контекст-90. М., 1990. С. 68—69. 5. Стихотворения Б. Пастернака 6. Евангелие от Марка 7. Гоголь Н. В.Размышления о Божественной Литургии. - М., 1990. С. 74—81.
СЕМИНАР № 4: ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. ВОПРОСЫ: ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЮ ТЕКСТЫ: 1. Повести Древней Руси XI - XII вв. - Л., 1983. 2. Повести Древней Руси. - Изд. «Балуев», 2002. 3. Повести и сказания Древней Руси. – Изд. «Деля», 2001. 4. Изборник. Повести Древней Руси. Серия «Классики и современники» – Изд. «Художественная литература», 1986. 5. Избранные жития русских святых (X - XV вв.). М.: Молодая гвардия, 1992. 6. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI - нач. XII в., XIII- XVII вв. М.: Худож. лит., 1978. 7. Воинские повести Древней Руси / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.: Изд-во АН СССР, 1949 (сер. “Литературные памятники”). Или изд. 1985. 8. Воинские повести Древней Руси. – Изд. Лениздат, 1985. 9. Апокрифы Древнерусской литературы. – Изд. «Амфора», 2006. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ: 1. Еремин И.П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. М.; Л., 1966. С. 18 - 41. Или Еремин И.П. Лекции и статьи по истории Древней русской литературы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 15 - 33. 7. Лихачев Д.С. Литература трагического века в истории России (XIII столетие) // Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI - XVII веков. - М., 1987. - С. 69 - 95; или Лихачев Д.С. Литература трагического века в истории России // Памятники Древней Руси. XIII век. - М., 1981. - С. 5 - 26. 10. Дмитриев Л.А Литературная история памятников Куликовского цикла // Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982 (сер. “Литературные памятники”). С. 306 – 359. 13. Лихачев Д.С. “Повесть о Горе-Злочастии” // Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1975. С. 312 - 332. СЕМИНАР № 5 ТЕМА: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА Вопросы для обсуждения: 1. Русская литература конца XVII – первых десятилетий XVIII века. Драматургия. От «барокко» к классицизму. 2. Объяснить термины: «школьная драма», «панегирик», «силлабо-тоническое стихосложение». 3. Вклад Ф. Прокоповича в развитие русской литературы. 4. Трагедокомедия Ф. Прокоповича «Владимир». 5. Литература 1730 – 1750 гг. Формирование классицизма в русской литературе, его национальные особенности. 6. Творчество А. Д. Кантемира. 7. Литература 1760 – нач. 1770-х гг. Наличие противоречий в русском классицизме. 8. Литература последней четверти XVIII века. Реорганизация драматургии. Русский сентиментализм. Жанры «слезной» драмы и комической оперы. 9. Н. М. Карамзин «История государства российского». Дополнительно можно подготовить доклады, рефераты или материал в виде буклета по темам: 1. Творчество В. К. Тредиаковского. 2. Творчество М. В. Ломоносова. 3. Творчество А. П. Сумарокова. 4. Творчество М. Хераскова. 5. В. В. Капнист «Ябеда». 6. Я. Б. Княжнин «Вадим Новгородский». 7. М. И. Попов. Первая русская комическая опера Анюта». 8. Н. П. Николаев. Драма с голосами «Розана и Любим». 9. Творчество А. А. Аблесимова. 10. И. А. Дмитриев – представитель русского сентиментализма, автор песен, сатир, басен и других стихотворных жанров. 11. Д. И. Фонвизин. Пьеса «Бригадир». 12. Творчество Н. М. Карамзина. 13. Творчество И. А. Крылова. 14. Творчество А. Н. Радищева. СЕМИНАР 6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СЕМИНАР № 7 СЕМИНАР № 8 Семинары № 9-10 Тема: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Семинар 9. Творчество И. А. Бунина Литература 1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. – М., 1966. 2. Волков А.А. Проза Бунина. – М., 1969. 3. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ в. – М., 1975. 4. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза. – Тула, 1980. 5. Михайлов О. И.А.Бунин. – М., 1967. 6. Нинов А.А. М.Горький и И.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. – Л., 1984. 7. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX – начала ХХ века. – Л., 1979. 8. Спивак С. Грозный космос Бунина // НЛО. – 1996. – №1. 9. Иванов Н. Мир, недоступный смерти // Литература в школе. – 1999. – №1.
Семинар 10. 1.«Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков» и литература Серебряного века. 10. Анализ творчества любимого поэта этого периода. Литература 1. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. М., 1995. 10.Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе к. 19 - н. 20 в. - Л., 1985. 16. Андреев Л. Драматические произведения: В 2 т. – Т.1. – Л., 1989. Белый А. Критика. Эссеистика. Теория символизма. В 2-х тт. - М.,1994. 28. Михайлов О. Страницы реализма. М., 1982 33. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З.Н. Живые лица. Воспоминания: В 2-х тт.Тбилиси. Т.2. 1991 50. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире В.В. Маяковского.-Л., 1984. 56. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Куприн А.И. Колесо времени. Жанетта. Леонов Л.М. Evgenia Ivanovna. Набоков В.В. Машенька. 61. И.С. Шмелёв. Солнце мёртвых. Лето Господне. 66. Набоков В.В. Машенька. Рассказы «Возвращение Чорба». «Письмо в Россию». Стихотворения: Годовщина (1926), Расстрел (1927), К России (1939). Семинар № 11 ТЕМА: Художественные утопии крестьянкой культуры и октябрьской революции 1917 года. Вопросы для обсуждения: 1. В. В. Маяковский о революции. 2. Творчество С. Есенина и судьба идей о крестьянском граде Китеже, о крестьянской Атлантиде. Образ России в представлениях С. Есенина. Иконоборческие поэмы С. Есенина. Интерпретация революции. Кризис 1918 года. С. Есенин и имажинизм: встреча двух культур. Смена стилевой палитры и лирического героя (цикл “Москва кабацкая”). “Советские” произведения С. Есенина (поэма “Анна Снегина” и др.). Возвращение к сказке и романтике в “Персидских мотивах”. Поэма “Черный человек” как амбивалентная саморефлексия. 3. А. Мариенгоф «Циники». 4. Первый конфликт в этической системе русской культуры: антиутопия Е. Замятина (роман “Мы”) как манифестация конфликта между этическим кругозором русской классики и ценностной ориентацией революционной литературы. Роман Е. Замятина “Мы” (1920-1924). Критика революционной концепции личности в романе “Мы”. Поэтика антиутопии. 5. Л. Сейфулина «Виринея». 6. Роман М. Булгакова «Белая гвардия»: образы персонажей; поэтизация Дома, лучших человеческих проявлений; роль Булгакова в художественном отражении проблемы «интеллигенция и революция». Дополнительно к экзамену: 1. Отношение А. Блока к революции и ее изображение в поэме «12». 2. А. Толстой «Хождение по мукам»: историческая основа трилогии, образ народа, судьбы интеллигенции, авторская позиция». Литература:
Семинар № 12 ТЕМА: Сатира 20 - 30-х годов. Темы для сообщений: 1. «История «Сатирикона» и судьба его участников: родина и чужбина». 2. «Саша Чёрный и его литературная школа». 3. «Н.А. Тэффи и её художественный «почерк». 4. «Дон Аминадо: образ отсмеявшейся родины в мемуарах». 5. Смех и горечь в произведениях А. Аверченко. 6. Зощенко. 7. Ильф и Петров.
Семинар № 13 ТЕМА: Великая Отечественная война в русской литературе XX века Вопросы для обсуждения: 1. Достоверность изображения будней войны, нравственно-психологического состояния сражающегося человека в произведениях Б. Васильева («В списках не значился»), В. Гроссмана («Жизнь и судьба»), Ю. Бондарева («Горячий снег», «Батальоны просят огня»), В. Богомолова («Иван»), К. Воробьева («Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой»), Б. Горбатова («Непокоренные»), В. Быкова («Обелиск»), В. Кондратьева («Сашка»). 2. Роман «Прокляты и убиты» В. Астафьева как новый поворот в военной тематике. 3. Проблема нравственного выбора в произведениях В. Распутина «Живи и помни», В. Быкова «Сотников», «Обелиск». 4. Образ женщины-матери на войне (С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Закруткин «Матерь человеческая»). 5. Дети на войне (В. Козько «Скудный день»).
Литература 1. Великая Отечественная война в русской литературе/ В. В. Быков, К. Д. Воробьев, В. П. Некрасов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 461[3] с. 2. Русская литература ХХ века: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 2/ В. В. Агеносов и др.; Под ред. В. В. Агеносова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.: ил. 3. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 12. Ради жизни на Земле/Сост. В. Заливако. – М.: Современник, 1987. – 734 с., фотоил.
Семинар № 14 Семинар № 15-16 ТЕМА: Русская литература второй половины XX - начала XXI века Темы для сообщений: 1. Деревенская тема в русской литературе второй половины XX века (на примере творчества В. Шукшина и Ф. Абрамова); 2. Тема русской природы в литературе второй половины XX века (на примере следующих произведений: Ю. Щербак. Документальная повесть «Чернобыль»; В. Астафьев «Затеси», «Царь-рыба», «Последний поклон»; В. Мазаев «Дамба»; Буков «Струны меридиана» Очерк Митрохина «Азы Азова» (на выбор); 3. Общая характеристика постмодернизма как литературного направления на примере следующих произведений: «Рассказы и повести» В. Сорокина; • «Чапаев и пустота» В. Пелевина; • «Палисандрия» Саши Соколова; • «Бесконечный тупик» В. Галковского и др.; 4. Женская проза Л. Петрушевской, Т. Толстой, В. Нарбиковой, Т. Щербаковой, Н. Толстой, В. Токаревой, Н. Садур, К. Садур (на выбор). Женщина как объект и субъект в искусстве; 5. Реализм и постреализм в современной художественной системе на примере творчества С. Довлатова; 6. Традиции русского психологического театра на примере театра А. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота»); 7. Современный литературный процесс и изменение роли литературы в жизни общества. Рекомендуемая литература:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
|