Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения



Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – это сов-ть пред-ний о мире и месте в нем чела. Исторически возникли 4 формы: мифология, религия, ф-фия и наука.

Особенности миф-гии:

1. вера в сверхъестес/силы;

2. чув-эмоц/восприятие мира;

3. отсутствие абстрактных понятий, вместо них исп-ся символы и образы;

4. опора на традицию, которая не подлежит критике.

Особенности религии:

1. вера возводится в принцип;

2. разум подчинен вере;

3. наличие системы догматов;

4. доминирование чув-эмоц/восприятия мира.

Эти 2 формы мир-ния принадлежат к обыденному ур-ню (или мироощущению). Этот ур-нь связан с повседневной жизнью чела и призван помочь в конкретных жизн/ситуациях и проблемах. На этом ур-не целостной картины мира нет, большое значение играет вера.

На теоретическом, верхнем, ур-не (или миропонимании) господствует разум, формируется целостная картина мира, мир объясняется теоретически. К этому ур-ню принадлежит ф-фия.

Ф-фия – любовь к мудрости. Возникла в 7-6 вв. до н.э. Центры: Др/Греция, Др/Китай, Др/Индия. Впервые термин «ф-ф» предложил Пифагор в 6 в. до н.э., он означал: чел, стремящийся к правильному образу жизни на основе знания, добываемого разумом.

Особенности ф-фии:

1. рац/восприятие мира;

2. разум ставится выше веры;

3. вырабатываются абстрактные понятия для объяснения мира;

4. опора на логику и док-во.

Ф-фия – это: 1. теоретически сформул-ное и рац-но обоснованное мир-ние; 2. с-ма взглядов на мир, его бытие, познания, отн-ние чела и мира. Она появ-ся вледствие того, что постепенно происходил переход от мироощущения к миропониманию, возрастала роль интеллекта, у людей появ-сь пот-ть познать мир с пом-ю разума.

Функции ф-фии:

1. Мировоззренческая: формирует общие представления о мире и челе;

2. Познавательная: познание сущ-ти мира и чела;

3. Методологическая: разрабатывает принципы и методы познания;

4. Логическая: раскрывает законы рац/мышления;

5. Аксеологическая: вырабатывает и обосновывает дух/цен-ти чела;

6. Гуманистическая: обосновывает цен-ти чела как личности, его права и свободы;

7. Эвристическая: помогает науке совершать открытия;

8. Эстетическая: изучение красоты и ее значимости для чела;

9. Практическая: вырабатывает смысл, цели и принципы жизни чела;

10. Культурно-транслирующая: передает от поколения к поколению достижения духовной культуры чела.

Разделы философии:

1. онтология – учение о бытие;

2. гносеология – учение о познании;

3. философская антропология - учение о человеке;

4. аксиология – учение о ценностях.;

5. логика – учение о формах и законах мышления;

6. социальная философия - учение об обществе;

7. философская история – учение об историческом процессе;

8. эстетика – учение о прекрасном;

9. этика учение о морали.

 

Древняя философия Востока(буддизм, конфуцианство, даосизм)

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды – сов-ть канонических текстов с религ-фил/предст-ями о мире и челе, его месте в мире, смысле бытия и предназначении. Рел-фил/учения др/Индии наз-сь даршаны. Однако они по-разному соотносились с Ведами: по отношению к признанию авторитета Вед древнеинд/даршаны подразделяются на астику и настику. Астика – это сов-ть рел-фил/систем, признающих дух/авторитет Вед (они наз-ся ортодоксальные даршаны), настика – сов-ть рел-фил/с-м, не признающих дух/авторитета Вед (неортодоксальные даршаны).

Важнейшие понятия:10

- брахман – высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее;

- майя иллюзия того, что видимая нами реальность – подлинная, поскольку подлинным началом всего является брахман (это разграничение явления – мира, и сущности – брахмана);

- атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа, противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания, вследствие чего достигается состояние тождества атмана и брахмана;

- карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные;

- сансара – перерождение личности, души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек) в зависимости от характера поступков человека в земной жизни;

- мокша –освобождение человека от вовлеченности в круг перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атманаи брахмана;

- нирвана –состояние полного отсутствия желаний, слияние интеллекта, чувств и воли, ощущение покоя и блаженства, абсолютной свободы духа от материального мира, освобождение от страданий;

- дхарма –абсолютный, моральный долг, закон мироздания и жизни человека, добродетель, нравственность, все поступки человека должны быть подчинены этому закону;

- ахинса – понятие буддизма, означающее общую «мягкость», «гуманность» как не нанесение вреда всему живому;

- адхарма – порок как недостаток добродетели и нравственности.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Важнейшими философскими школами были даосизм,основоположником которого был Лао-Цзы, и конфуцианство, основоположником которого был Кун-цзы или Конфуций.

Важнейшие понятия:19

- дао –в даосизме рассматривается каквечный, естественный, всеобщий закон возникновения, развития Вселенной, как генетическое и субстанциальное начало всего сущего, как нечто безымянное, ни к чему не сводимое и не из чего не выводимое. В конфуцианстве Дао- моральный закон, долга, пути поведения человека, высшей и всеобщей формы социально-этического порядка, зависящей от нравственности.

- цзы жань – в даосизме – принцип самоестественности, спонтанности дао;

- да тун в даосизме – принцип «всеобщей гармонии» природы;

- у вэй в даосизме принцип «осознанного недеяния» человека, отказа от деятельности, не согласованной с миропорядком, естественным ходом процессов в природе, чтобы не нарушить ее гармонию, частью которой является и человек;

- дэ «благая мощь», проявление даов конкретных вещах, раскрывающее их сущность; по Конфуцию, в человеке дэ предстает как благодать-добродетель;

- ци – энергия, «мировая пневма», жизненная сила мироздания и человека;

- тай цзи – «великий предел», исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци, небытие, порождающее бытие, ян и инь и все сущее;

- ян и инь –понятия о противоположных и сменяющих друг друга явлениях: свет и тьма, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля; они находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, в силу чего создается и изменяется материальный мир, общество, культура и мораль;

- тянь – «небо» как божественная, сакральная, судьбоносная реальность;

- жэнь в философии Конфуция – «гуманность», «добродетель», «человеколюбие» как должное; дао человека совершенствуется через обучение и жэнь;

- бу жэнь – в философии Конфуция – «порок» как отсутствие гуманности;

- ли в философии Конфуция – «закон», «ритуал», «этикет», «благопристойность», следование традиции;

- чжи – в философии Конфуция – «мудрость»;

- син - в философии Конфуция – «верность»;

- и в философии Конфуция – «справедливость»;

- сяо – в философии Конфуция – «сыновняя почтительность», почитание «старших» и в плане возраста, и как вышестоящих по социальному положению, взаимность, всеобщая любовь, уважительность, совершение «добрых дел»;

- цзюнь цзы – в философии Конфуция – «благородный муж», человек, обладающий всеми необходимыми моральными качествами;

- сяо жэнь – в философии Конфуция – «низкий человек» как противоположность цзюнь цзы;

- золотое правило морали – этический принцип философии Конфуция: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе

- шэньжэнь – в даосизме – «совершенномудрый» человек, следующий путем «осознанного недеяния»; противоположность конфуцианского цзюнь цзы.

Италийская школа.

Представлена ф-фией пифагорейцев и ф-фией элейской школы. Пифагор – идеалист, считала, что первоначало мира нематериально, и основой всего яв-ся числа, как особые идеальные сущности, сущ-щие независимо от вещей. Гармония Пифагор назвал космической симпатией. Он считал, что гармонический мир – это живой, одушевленный организм. Чел – это особое существо, обладающее бессмертной душой и разумом. Чел способен познать мир посредством математики.

Элейская школа.

Парменид исп-л 2 понятия: «одно и все» и «единоцелое». Элейская школа ввела понятие «бытие» и понятия Парменида отн-ся именно к нему

Парменид выделили св-ва бытия:

1. вечно во времени и и никем не сотворено;

2. целостно, неделимо и однородно;

3. нет противоположностей;

4. неподвижно и неизменно;

5. совершенно и имеет форму гигантского шара.

Зенона считают основоположником диалектики как учении о мышлении противоположных понятий. Действовал методом от противного: можно допустить сущ-ние противоположностей, чтобы убедиться, что их нет.

Афинская школа.

На раннем этапе представлена школой атомистики, основатель Левкип. Его ученик – Демокрит – был противником ф-фии Парменида: Демокрит: небытие сущ-ет, движение реально, бытие делимо; По Демокриту, в основе бытия лежат пустота и атомы. Атомы движутся в пустоте и, сталкиваясь, сцепляются и образуют вещи. Св-ва атомов: неделимость, неизменность и непроницаемость. Атомы, пустота и возникший из них мир вечны во времени и бесконечны в пространстве. Была создана теория эманации или истечения: от каждого предмета отрываются мельчайшие атомные копии «эйдолы» и воздействуют на атомы органов чувств чела, в связи с чем у последнего появ-ся ощущение и мнение о кажущемся мире.

Вывод.ф-ов этого этапа называют физиками, натурфилософами, физиологами, досократиками.

 

Гносеология и этка Канта

К. осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов 17 века, К. анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У К. возник. задача установить различие субъ. и объ. эл-тов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте К. различает 2 слоя - эмпирич. и трансцендентальн. К эмпирическ. он относит индивидуально- психологич. особ-сти человека, к трансцендентальн. - всеобщ. определения, составляющие принадлежность ч-ка как такового. Объективность знания, согл. К., обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в ч-ке.

Т.о. гносеологию К. ставит на место онтологии. Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, К. проводит разделение между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”.. Мир опыта в целом только относителен, он существует благод. отнесению к трансцендентальн. субъекту. Между “вещами в себе” и явлениями сохраняется отнош. причины и следствия: без “вещей в себе” не м.быть и явлений.

Воля позволяет ч-ку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), потому К. и наз. ее разумом практическим. К. называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами будь то природная неооходимость или даже божественная воля, а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, т.е. исключит. внутр. законом разума. Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в кот. он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчинит себя закону разума, т.е. нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление не м. быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом. Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что он есть цель, он не может выступать в качестве своб. действующей причины, т.е. свободной воли. Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе. “Знание” умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, - это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорич. императива “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.

 

 

Философия Гегеля и Фейрбаха

ГЕГЕЛЬ. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалист/основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа:

1. пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

2. развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории);

3. развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания. Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов.

ФЕЙЕРБАХ. Осуждая идеалист. толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека. Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями и т д. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во, выделяемое мозгом). Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна.. Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим.

Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер. ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его познание.

.

 

Философия Марксизма

Маркс высоко ценил материализм и атеизм Фейербаха. Но считал, что отказ от диалектики Гегеля – большая ошибка. Маркс принимает диалектику Гегеля, но делает ее материалистической. Диалектику Маркс применяет для изучения ч-ка и об-ва. Маркс считал: задача ч-ка – познать и преобразовать; познание природы совпадает с ее преобразованием; Сущность ч-ка меняется и ч-к всегда конкретен; Единство ч-ка и природы состоит в том, что ч-к одновременно продукт природы и ее преобразователь; единство с природой развивается и имеет исторический хар-р, т.е. зависит от степени освоения ч-ком законов природы; Ч-к вступает не только в личные, но и в общ-ные отношения

По Марксу, родовая сущность ч-ка – свобода и творчество.

· Ч-к существо общественно-историческое. в разные исторические эпохи общ-ые отношения отличаются, то всякий раз формируется новый тип ч-ка. Ч-к – высший продукт природы, но ч-к становится ч-ком только в об-ве.

· Ч-к – существо предметно-практическое. Главная особенность ч-ка – деят-ть, а главная форма д-ти – труд. В процессе труда ч-к преобразует природу и уменьшает свою зависимость от нее.

Учение об обществ. Маркс использовал 2 понятия: общество (понятие показывает отличие природной жизни от социальной) и общ-но экономическая формация (об-во на определенном этапе исторического развития). Учение Маркса об об-ве называется «Исторический материализм». Главная идея – общ-ное бытие людей определяет их сознание. В об-ном бытии главное – пр-во материальных благ. Все формации отличаются друг от друга по способу пр-ва. В основе каждой формации лежит способ пр-ва. Все вторичные формации являются антагонистическими, т.е. в них есть противоречия и конфликты. Главный конфликт – классовая борьба. Ее источник – частная собственность на ср-ва пр-ва. Ее следствия: соц.неравенство, эксплуатация ч-ка ч-ком. Во всех вторичных формациях труд является отчужденным. Отчуждение – негативный социальный процесс, в р-те которого ч-к перестает принадлежать самому себе и теряет свободу, а рез-ты его труда неподвластны ему. Виды отчуждений:

· От результата труда. Продукт труда, созданный работником, не принадлежит ему и господствует над ним как чуждая сила. От продукта труда зависит физическое выживание работника.

· От процесса труда. Орудия труда работнику не принадлежат. Ч-к является придатком машины и звеном в технологической цепи.

· Ч-ка от ч-ка. Каждый ч-к одинок, потому что люди ведут друг с другом борьбу за физическое выживание.

· Ч-ка от об-ва. Угнетаемые не хотят подчиняться правилам об-ва, которое сними не считаются.

· От природы. По мере развития материального производства ч-к все дальше отдаляется от природы.

· Отчуждение от родовой сущности. Труд перестает быть ср-вом реальности творческих способностей и превращаются в мучение и способ физического выживания.

Однако ч-ку необходимо присвоение родовой сущности, т.е. ее нужно вернуть обратно.

В антагонистической формации отчуждение ликвидировать невозможно, потому что оно – р-т частной собственности, основы этих формаций. Необходимо путем социальной революции заменить капитализм на справедливый общественный строй – коммунизм. При коммунизме нет частной собственности, а след-но нет неравенства, отчуждения и классов. Главный принцип – свободное развитие каждого – условие свободного развития всех. Только при коммунизме ч-к может присвоить утраченную родовую сущность, т.е. свободным, а свой труд сделать творческим, а не отчужденным.

 

Философия жизни

В сер. 19в. возникла «ф-фия жизни» - иррац/течение, выдвигавшее на 1 план «жизнь» как реальность. «Жизнь» -особая твор/сила, нетождественная ни мышлению, ни матрерии и постижимая только интуитивно.

Ф-фия жизни была направлена прежде всего п/в рац-ма нов/времени и позитивизма, т.к. в этих учениях на 1 месте нах-сь проблемы науки (разума). А представители этого течения отвергали приоритет разума и ставили под сомнения его возможности.

В ф-фии жизни выделяют 3 направления:

1.Натуралистическое (Ницше). Живое, естественное противопоставляется всему искусственному и механическому. На 1 место поставлены инстинкты, воля, витальное влечение. Добро и истина – все, что усиливает жизн/начало. Зло и ложь – то, что его ослабляет;

2.Историцистское (Дильтей, Шпенглер, Зиммель). Жизнь раскрывает себя в истории в различных формах дух/культуры. Все эти формы уникальны и неповторимы. Дильтей считал, что методы ест/наук к культуре неприменимы. По Шпенглеру, культура – живая целостность, а ей противостоят цив-ция как машина. По Зиммелю, жизнь выражает себя прежде всего в творчестве гениев;

3.Пантеистическое (Бергсон). Жизнь – некая космич/сила, которая воспроизводит себя и творит разл/формы. Бергсон мир и жизнь отождествлял, как мир и нечто божественное.

3. Смысл жизни. Многие философы, например, Виктор Франкл, считали, что без понимания человеком смысла своей жизни, жизнь – пуста. Это приводит к саморазрушению человека.

Можно выделить три главные подхода к смыслу жизни:

1.существует абсолютный, универсальный для всех людей смысл:

а) религиозный – духовнонравственное развитие человека и его служение другим людям на основе ценностей любви и добра.

Б) светский – человек может всесторонне себя реализовать в итересах счастья всех людей. Главная ценность – всеобщее благо.

2.нет абсолютного универсального смысла и каждый человек его вырабатывает сам.

А) эвдемонизм - учение, что смысл жизни-достижение счастья

Б) аскетизм - учение, что смысл жизни в отказе от материальных благ и телесных удовольствий в пользу духовности

В) гедонизм - смысл жизни в получении удовольствий

Г) утилитаризм – учение, что смысл жизни состоит в получении ползы.

3.жизнь не имеет нм абсолютного, ни относительного смысла. Шопенгауер: тк мир абсурден, нет никакого смысла жизни. Камю: абсурдность смысла жизни людей проистекает из абсолютной неукорененности в мире и следовательно найти смысл жизни невозможно.

Жизнь, смерть, бессмертие.

Человек всегда испытывал страх перед сместью и боялся уйти в никуда. Религия возникла потому, что она снимает этот страх и утешает человека. Утверждается, что смерть физического тела не означает смерть духовную. Пифагор, Платон, сторонники буддизма, индийской философии признают идею реинкарнации души. Смерти нет, есть круг перевоплощений. Христианство отвергает переселение душ, но признает их посмертное сущ-е. Подобное объяснение признается религиозоидеалист-й философией. Материалисты идею бессмертия не отвергают, но обосновывают ее без идеи бессмертности душ.

Варианты:

- После смерти человек сливается с мирозданием. Демокрит считал, что после смерти атомы тела и души рассеиваются в пустоте и смешиваются с другими атомами.

- бессмертие достигалось в тех творениях, которые человек оставил после себя.

- Человек достигает бессмертия в своем потомстве. Такую идею выдвигал Василий Розанов.

- Человек мог обрести бессмертие в благодарной памяти лдей.

Вопросу о смерти большое внимание уделяли экзистенциалисты. Хайденгер считал, что обозначивший смерть всегда впереди себя. Человек помнит о смерти и понимает, что он не знает, когда она наступит, жить нужно с осознанием ценности каждой минуты и успеть реализовать себя как личност

 

Неокантианство

Неокантианство – направление идеалистической философии, возникшее в 60-е годы XIX века и включающее в себя школы, ориентированные на «возвращение» к И.Канту: Марбургская школа – Коген, Наторп, Кассирер – и Баденская школа – Виндельбанд и Риккерт.

Они выдвинули лозунг «следует вернуться назад к Канту» и видели главное достижение его философии в идее, что формы чувственного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) это инструменты познающего субъекта; главную ошибку они видели в признании объективного существования «вещи в себе». Неокантианцы стремились разрешить противоречие сведением «вещи в себе» к «предельному понятию опыта». Марбургская школа рассматривала ее как задачу: объект познания не дан, а «задан» познающему субъекту. Всеобщность и необходимость научного знания объяснялись саморазвертыванием разума, их независимостью от ощущений и «вещи в себе»; предмет познания формируется в развивающемся опыте (Э.Кассирер). В трактовке Баденской школы «вещь в себе» рассматривалась как имеющая чисто субъективное существование: бытие действительности должно рассматриваться как бытие в сознании (Г.Риккерт). Тем самым неокантианцы критиковали И.Канта с позиций более последовательного, чем у него, идеализма.

Неокантианцы считали, что объект укоренен в самом мышлении. Мышление обладает огромной творческой активностью и является источником сущностных определений самого бытия. Марбургская школа разрабатывала трансцендентальный метод как учение о конструировании мышлением объектов культуры (науки, этики, искусства, религии); задача философии виделась в изучении творческого созидания мышлением объектов (П.Наторп). Поскольку эти «объекты» объекты культуры, мышление в форме науки выступает творцом культуры. Баденская школа трактовала познание как психический процесс, исходящий из многообразия опыта и имеющий результатом всеобщее и необходимое знание. Оно возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно соотноситься для достижения своей цели (истины); поэтому философия рассматривалась как «наука о ценностях».

Неокантианцы, в отличие от Г.Гегеля, не превращали мышление в абсолют как основу всего бытия, в том числе и культуры. Отвергали они и субъективизм. Баденская школа признавала объективность ценностей, которые хотя и не существуют сами по себе, но имеют общезначимый характер; Марбургская школа допускала бытие Бога (Г.Коген) или логоса (П.Наторп) как объективной основы бытия, мышления и морали.

Неокантианцы использовали также кантовскую идею отрицания объективной закономерности природы и выведения познания из субъекта, из мышления с его «априорными» законами (по И.Канту, «рассудок законодательствует в природе»). Эта идея легла в основу исследования «логики чистого познания» в Марбургской школе и «логики наук о культуре» в Баденской школе.

 

Пранматизм

Это учение получило наибольшее распространение в первой половине XX века в США. Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи.

Базовые идеи прагматизма: 1) окружающая человека реальность отождествляется с «опытом», который не сводится только к восприятиям, а понимается как все, что переживается в опыте, т.е. как любое содержание сознания человека; 2) опыт не дан нам как нечто определенное, объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе возникающих жизненных задач; 3) мышление – средство приспособления организма к среде с целью успешного действия, а не познания объективной реальности: по Ч.Пирсу, задача мышления – устранение сомнения как помехи для действия, по У.Джеймсу – в выборе средств достижения цели, по Д.Дьюи – в решении «проблематичной ситуации»; 4) истина – это полезность, практическая значимость; 5) фаллибилизм – учение о приблизительности всех наших знаний.

Чарльз Пирс. Являлся основоположником прагматизма. Он свел знание к вере как готовности действовать. Мышление должно не познавать мир, а обеспечивать переход от сомнения к устойчивой вере. Способы ее закрепления: метод упорства (использует религиозный фанатик), метод авторитета, априорный метод, метод науки. Ч.Пирс отдал предпочтение методу науки, принимающему «гипотезу» существования вещей, независимо от того, что мы о них думаем. Он считал, что в науке велика роль абдукции – выдвижения «гипотез» как единственного способа расширения эмпирического знания. Абдукцию Ч.Пирс понимал как синтез индукции и дедукции. Истина – это верование, к которому исследователи пришли бы, если бы процесс исследования продолжался бесконечно. Ч.Пирс выдвинул принцип, что все значение идеи, понятия, теории исчерпывается их практическими последствиями, т.е. полезностью. Истина – это вера, которая вызывает действие, ведущее «заинтересованного субъекта» к поставленной им цели.

Ч.Пирс был также основателем семиотики – науки о знаках, знаковых системах (прежде всего, язык), их значении. Он выявил триадическую природу знака (знак есть А, обозначающее В для С), создал типологию знаков (иконический знак, индекс, символ), исследовал функционирование знаков (знаковый процесс), поставил вопрос о значении знака и пр. В целом Ч.Пирс понимал знак как нечто заменяющее, замещающее реальные предметы (идея Т.Гоббса).

Неопрагматизм -философская интерпретация прагматизма, концептуальное оформление которой ("аналитический Н.") традиционно связывается с работами Рорти. Характеристики:

1) Поиск сущности у истины - следствие того, сущностью обладают знание или рациональность, или исследование, или отношения между мыслью и ее объектом

2) Тезис, согласно которому нет никакого различия между истиной о том, что должно быть, и истиной о том, что есть, нет метафизической разницы между фактами и ценностями, так же, как нет никакого методологического различия между моралью и наукой.

 

Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм - филя позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт, его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое.

2. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения.

а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...

б)Метафизическая - бог становится субъстанцией...

в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

Эмпириокритицизм – «критика опыта»; субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, получившее развитие в концеXIX – начале XX веков. Его представителями являлись Эрнст Мах и Рихард Авенариус. Эмпириокритицизм представляет собой одну из разновидностей позитивизма и именуется также как «второй позитивизм».

Э.Мах выдвинул теорию «экономии мышления» и предложил идеал «чисто описательной науки». Экономия мышления – это главная характеристика познания, ее источник – в биологической потребности организма в самосохранении, что обусловливает необходимость «приспособления» организма к фактам. Ту же идею сформулировал Р.Авенариус в принципе «наименьшей траты сил».

Из принципа экономии мышления следует тезис об «описании» как идеале науки. В развитой науке, по Э.Маху, объяснение является излишним и в целях экономии мышления должно быть устранено. Прежде всего, излишним является понятие причинности (идея Д.Юма). Э.Мах отверг механистическое толкование причинности в науке XVII-XVIII веков, но вместе с ним он отбросил и понятие причинности как таковое. Вместо него он предлагал ввести в науку понятие «функциональной зависимости» процессов и явлений.

Р.Авенариус центральным понятием своего учения сделал понятие «опыт». В его трактовке в опыте исчезает противоположность материи и сознания, физического и психического, которые Р.Авенариус трактовал лишь как содержание внешнего и внутреннего опыта. Р.Авенариус отрицал наличие объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания субъекта.

Неопозитивизм или логический эмпиризм. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.” Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире.

 

Феноменология Гуссерля

Основатель этого учения – Гуссерль. Гл/труды: «Логич/исследования», «Идеи чистой феноменологии и феноменологич/ф-фии».

В работе «Логич/исследования» он выступил с критикой «психологизма» в теории познания нового времени. Юм и Кант пришли к выводу, что достоверного знания вообще нет. На самом деле это не так. Наука может получить обоснование с помощью ф-фии как строг/науки, т.е. феноменологии. Ее предмет – чистый непосредственный опыт познания, очищенного от суб/представлений.

Содержание сознания яв-ся чист/феномены (идеал-образы). В них фиксируется явление. Наше сознание интуитивно постигает феномены и то общее, что в них м.б.

Сначала Гуссерль рассматривал феноменологию применительно к проблеме, но в работе «Идеи чистой феноменологии» она стала рассматриваться как онтлогия, как учение о бы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.103 с.)