Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18в. Г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18в. Г



ЛОКК материалист. развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус. НЕ принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии, и простые идеи преобразуются в сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). (Между опытом и умозрит. знанием).Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть

1)законодательная;2) исполнительная;3) союзная=федеративная=судебная.

ГОББС Философию Г. отождествляет с наукою вообще и видит в ней познание следствий из причин и причин из следствий, приобретенное путем умозаключений. Он делит ее на логику, на «первую философию», на геометрию, физику и астрономию и на гражданскую философию, трактующую о человеке и государстве.

Единственный предмет философии (в науке) — тела, ибо только тела существуют; всякое тело конечно и только конечное может быть познано. Бог непознаваем и не составляет предмета науки, а есть объект теологии, веры. Точно также не может быть предметом науки душа, ибо она не имеет реальности. Орудием науки является мышление. Оно сводится к вычислению, логика — к математике. Г. всю реальность свел к телам, а качества тел — к движениям, рассмотрение которых вполне исчерпывается математическим вычислениемю. Все наши идеи касаются лишь конечных предметов; идея же бесконечности обозначает или нашу неспособность положить предел увеличению количеств, или же просто неопределенность ограничения.

Под опытом Г. разумеет знание единичных фактов, прошедших и настоящих, дающее возможность некоторого предвидения будущего. Воля, как и познание, возникает из впечатлений, производимых внешним миром на человека. Удовольствие человек стремится усилить, неудовольствие — ослабить.

Французские Просветители (Ф.Воль-тер, Ш.Кондильяк, К.А.Гельвеций, П.Гольбах, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др) обосновали концепцию «естественного порядка»: социальные отношения должны быть приведены в соответствие с «естественной» неизменной природой человека; основывались также на теории «естественного права» и «общественного договора».

Онтология. Самым распространенным воззрением на природу был механистический материализм (Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций).

Гносеология. Главным воззрением на познание являлся материалистический сенсуализм (опора на идеи Д.Локка). Познание начинается с ощущений, возникающих при воздействии внешнего мира на органы чувств человека. Ощущение – это определенное изменение в мозге, сознание – восприятие этих изменений. Мышление – это способность мозга сопоставлять и суммировать ощущения.

 

Западноевропейский сенсуализм 18в.

Джордж Беркли. Превратил материалистический сенсуализм в идеалистический. Его идея – мир нематериален и субъективен. Юм выдвинул идею, что мир непознаваем, идеалистический (отверг базовые идеи материалистического сенсуализма). Беркли по своему интерпретировал идеи Локка:

· отверг наличие абстрактных общих понятий (все, что есть, единично; общее выделить нельзя, т.к. все качества в предметах слиты воедино);

· теория репрезентативного мышления: любая общая идея в действительности представляется чем-то единичным (ч-к не может иметь общее понятие треугольник, он может представить только конкретный треугольник). Цель – изгнать из ф-и абстрактные понятия, за которыми ничего не стоит. Самое ненужное понятие – материя. Беркли считал, что никакого внешнего опыта нет, есть только внутренний. Сознание ч-ка автономно и во внешнем мире не нуждается. Внешний мир – проекция сознания ч-ка.

· Все качества вещей вторичны, т.е. субъективны и зависят от сознания ч-ка. Любой предмет существует необъективно, а только в нашем восприятии. Предмет – комбинация идей нашего сознания. Исчезнут идеи – исчезнет предмет. Существование предмета самого по себе и его существование в нашем восприятии – одно и то же. «Существовать – значит быть воспринимаемым».

Д.Юм. не отрицал наличия внешнего объективного мира, но считал, что этот мир непознаваем. Природа держит ч-ка на почтительном расстоянии от своих тайн. Ч-к воспринимает мир ч/з ощущения и привык доверять им. Однако это ошибка. Мир – ощущение – ч-к. Ч-к связан с миром не напрямую, а ч/з ощущения. Ощущение может неправильно отражать мир, но ч-к познает мир только ч/з ощущения. Значит ч-к может ошибаться. Вокруг ч-ка находится как бы стена ощущений. Преодолеть эту преграду ч-к не может, он всегда ограничен ощущениями. Поскольку ощущения неадекватны к миру, то мир непознаваем.

Скептически отнесся к познавательным способностям органов ч-в. Его принцип – агностицизм.

Гносеология и этка Канта

К. осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов 17 века, К. анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У К. возник. задача установить различие субъ. и объ. эл-тов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте К. различает 2 слоя - эмпирич. и трансцендентальн. К эмпирическ. он относит индивидуально- психологич. особ-сти человека, к трансцендентальн. - всеобщ. определения, составляющие принадлежность ч-ка как такового. Объективность знания, согл. К., обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в ч-ке.

Т.о. гносеологию К. ставит на место онтологии. Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, К. проводит разделение между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”.. Мир опыта в целом только относителен, он существует благод. отнесению к трансцендентальн. субъекту. Между “вещами в себе” и явлениями сохраняется отнош. причины и следствия: без “вещей в себе” не м.быть и явлений.

Воля позволяет ч-ку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), потому К. и наз. ее разумом практическим. К. называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами будь то природная неооходимость или даже божественная воля, а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, т.е. исключит. внутр. законом разума. Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в кот. он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчинит себя закону разума, т.е. нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление не м. быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом. Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что он есть цель, он не может выступать в качестве своб. действующей причины, т.е. свободной воли. Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе. “Знание” умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, - это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорич. императива “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.

 

 

Философия Гегеля и Фейрбаха

ГЕГЕЛЬ. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалист/основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диал принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа:

1. пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

2. развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории);

3. развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания. Фил взгляды Г. проникнути идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов.

ФЕЙЕРБАХ. Осуждая идеалист. толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека. Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями и т д. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во, выделяемое мозгом). Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна.. Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим.

Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер. ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его познание.

.

 

Философия Марксизма

Маркс высоко ценил материализм и атеизм Фейербаха. Но считал, что отказ от диалектики Гегеля – большая ошибка. Маркс принимает диалектику Гегеля, но делает ее материалистической. Диалектику Маркс применяет для изучения ч-ка и об-ва. Маркс считал: задача ч-ка – познать и преобразовать; познание природы совпадает с ее преобразованием; Сущность ч-ка меняется и ч-к всегда конкретен; Единство ч-ка и природы состоит в том, что ч-к одновременно продукт природы и ее преобразователь; единство с природой развивается и имеет исторический хар-р, т.е. зависит от степени освоения ч-ком законов природы; Ч-к вступает не только в личные, но и в общ-ные отношения

По Марксу, родовая сущность ч-ка – свобода и творчество.

· Ч-к существо общественно-историческое. в разные исторические эпохи общ-ые отношения отличаются, то всякий раз формируется новый тип ч-ка. Ч-к – высший продукт природы, но ч-к становится ч-ком только в об-ве.

· Ч-к – существо предметно-практическое. Главная особенность ч-ка – деят-ть, а главная форма д-ти – труд. В процессе труда ч-к преобразует природу и уменьшает свою зависимость от нее.

Учение об обществ. Маркс использовал 2 понятия: общество (понятие показывает отличие природной жизни от социальной) и общ-но экономическая формация (об-во на определенном этапе исторического развития). Учение Маркса об об-ве называется «Исторический материализм». Главная идея – общ-ное бытие людей определяет их сознание. В об-ном бытии главное – пр-во материальных благ. Все формации отличаются друг от друга по способу пр-ва. В основе каждой формации лежит способ пр-ва. Все вторичные формации являются антагонистическими, т.е. в них есть противоречия и конфликты. Главный конфликт – классовая борьба. Ее источник – частная собственность на ср-ва пр-ва. Ее следствия: соц.неравенство, эксплуатация ч-ка ч-ком. Во всех вторичных формациях труд является отчужденным. Отчуждение – негативный социальный процесс, в р-те которого ч-к перестает принадлежать самому себе и теряет свободу, а рез-ты его труда неподвластны ему. Виды отчуждений:

· От результата труда. Продукт труда, созданный работником, не принадлежит ему и господствует над ним как чуждая сила. От продукта труда зависит физическое выживание работника.

· От процесса труда. Орудия труда работнику не принадлежат. Ч-к является придатком машины и звеном в технологической цепи.

· Ч-ка от ч-ка. Каждый ч-к одинок, потому что люди ведут друг с другом борьбу за физическое выживание.

· Ч-ка от об-ва. Угнетаемые не хотят подчиняться правилам об-ва, которое сними не считаются.

· От природы. По мере развития материального производства ч-к все дальше отдаляется от природы.

· Отчуждение от родовой сущности. Труд перестает быть ср-вом реальности творческих способностей и превращаются в мучение и способ физического выживания.

Однако ч-ку необходимо присвоение родовой сущности, т.е. ее нужно вернуть обратно.

В антагонистической формации отчуждение ликвидировать невозможно, потому что оно – р-т частной собственности, основы этих формаций. Необходимо путем социальной революции заменить капитализм на справедливый общественный строй – коммунизм. При коммунизме нет частной собственности, а след-но нет неравенства, отчуждения и классов. Главный принцип – свободное развитие каждого – условие свободного развития всех. Только при коммунизме ч-к может присвоить утраченную родовую сущность, т.е. свободным, а свой труд сделать творческим, а не отчужденным.

 

Философия жизни

В сер. 19в. возникла «ф-фия жизни» - иррац/течение, выдвигавшее на 1 план «жизнь» как реальность. «Жизнь» -особая твор/сила, нетождественная ни мышлению, ни матрерии и постижимая только интуитивно.

Ф-фия жизни была направлена прежде всего п/в рац-ма нов/времени и позитивизма, т.к. в этих учениях на 1 месте нах-сь проблемы науки (разума). А представители этого течения отвергали приоритет разума и ставили под сомнения его возможности.

В ф-фии жизни выделяют 3 направления:

1.Натуралистическое (Ницше). Живое, естественное противопоставляется всему искусственному и механическому. На 1 место поставлены инстинкты, воля, витальное влечение. Добро и истина – все, что усиливает жизн/начало. Зло и ложь – то, что его ослабляет;

2.Историцистское (Дильтей, Шпенглер, Зиммель). Жизнь раскрывает себя в истории в различных формах дух/культуры. Все эти формы уникальны и неповторимы. Дильтей считал, что методы ест/наук к культуре неприменимы. По Шпенглеру, культура – живая целостность, а ей противостоят цив-ция как машина. По Зиммелю, жизнь выражает себя прежде всего в творчестве гениев;

3.Пантеистическое (Бергсон). Жизнь – некая космич/сила, которая воспроизводит себя и творит разл/формы. Бергсон мир и жизнь отождествлял, как мир и нечто божественное.

3. Смысл жизни. Многие философы, например, Виктор Франкл, считали, что без понимания человеком смысла своей жизни, жизнь – пуста. Это приводит к саморазрушению человека.

Можно выделить три главные подхода к смыслу жизни:

1.существует абсолютный, универсальный для всех людей смысл:

а) религиозный – духовнонравственное развитие человека и его служение другим людям на основе ценностей любви и добра.

Б) светский – человек может всесторонне себя реализовать в итересах счастья всех людей. Главная ценность – всеобщее благо.

2.нет абсолютного универсального смысла и каждый человек его вырабатывает сам.

А) эвдемонизм - учение, что смысл жизни-достижение счастья

Б) аскетизм - учение, что смысл жизни в отказе от материальных благ и телесных удовольствий в пользу духовности

В) гедонизм - смысл жизни в получении удовольствий

Г) утилитаризм – учение, что смысл жизни состоит в получении ползы.

3.жизнь не имеет нм абсолютного, ни относительного смысла. Шопенгауер: тк мир абсурден, нет никакого смысла жизни. Камю: абсурдность смысла жизни людей проистекает из абсолютной неукорененности в мире и следовательно найти смысл жизни невозможно.

Жизнь, смерть, бессмертие.

Человек всегда испытывал страх перед сместью и боялся уйти в никуда. Религия возникла потому, что она снимает этот страх и утешает человека. Утверждается, что смерть физического тела не означает смерть духовную. Пифагор, Платон, сторонники буддизма, индийской философии признают идею реинкарнации души. Смерти нет, есть круг перевоплощений. Христианство отвергает переселение душ, но признает их посмертное сущ-е. Подобное объяснение признается религиозоидеалист-й философией. Материалисты идею бессмертия не отвергают, но обосновывают ее без идеи бессмертности душ.

Варианты:

- После смерти человек сливается с мирозданием. Демокрит считал, что после смерти атомы тела и души рассеиваются в пустоте и смешиваются с другими атомами.

- бессмертие достигалось в тех творениях, которые человек оставил после себя.

- Человек достигает бессмертия в своем потомстве. Такую идею выдвигал Василий Розанов.

- Человек мог обрести бессмертие в благодарной памяти лдей.

Вопросу о смерти большое внимание уделяли экзистенциалисты. Хайденгер считал, что обозначивший смерть всегда впереди себя. Человек помнит о смерти и понимает, что он не знает, когда она наступит, жить нужно с осознанием ценности каждой минуты и успеть реализовать себя как личност

 

Неокантианство

Неокантианство – направление идеалистической философии, возникшее в 60-е годы XIX века и включающее в себя школы, ориентированные на «возвращение» к И.Канту: Марбургская школа – Коген, Наторп, Кассирер – и Баденская школа – Виндельбанд и Риккерт.

Они выдвинули лозунг «следует вернуться назад к Канту» и видели главное достижение его философии в идее, что формы чувственного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) это инструменты познающего субъекта; главную ошибку они видели в признании объективного существования «вещи в себе». Неокантианцы стремились разрешить противоречие сведением «вещи в себе» к «предельному понятию опыта». Марбургская школа рассматривала ее как задачу: объект познания не дан, а «задан» познающему субъекту. Всеобщность и необходимость научного знания объяснялись саморазвертыванием разума, их независимостью от ощущений и «вещи в себе»; предмет познания формируется в развивающемся опыте (Э.Кассирер). В трактовке Баденской школы «вещь в себе» рассматривалась как имеющая чисто субъективное существование: бытие действительности должно рассматриваться как бытие в сознании (Г.Риккерт). Тем самым неокантианцы критиковали И.Канта с позиций более последовательного, чем у него, идеализма.

Неокантианцы считали, что объект укоренен в самом мышлении. Мышление обладает огромной творческой активностью и является источником сущностных определений самого бытия. Марбургская школа разрабатывала трансцендентальный метод как учение о конструировании мышлением объектов культуры (науки, этики, искусства, религии); задача философии виделась в изучении творческого созидания мышлением объектов (П.Наторп). Поскольку эти «объекты» объекты культуры, мышление в форме науки выступает творцом культуры. Баденская школа трактовала познание как психический процесс, исходящий из многообразия опыта и имеющий результатом всеобщее и необходимое знание. Оно возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно соотноситься для достижения своей цели (истины); поэтому философия рассматривалась как «наука о ценностях».

Неокантианцы, в отличие от Г.Гегеля, не превращали мышление в абсолют как основу всего бытия, в том числе и культуры. Отвергали они и субъективизм. Баденская школа признавала объективность ценностей, которые хотя и не существуют сами по себе, но имеют общезначимый характер; Марбургская школа допускала бытие Бога (Г.Коген) или логоса (П.Наторп) как объективной основы бытия, мышления и морали.

Неокантианцы использовали также кантовскую идею отрицания объективной закономерности природы и выведения познания из субъекта, из мышления с его «априорными» законами (по И.Канту, «рассудок законодательствует в природе»). Эта идея легла в основу исследования «логики чистого познания» в Марбургской школе и «логики наук о культуре» в Баденской школе.

 

Пранматизм

Это учение получило наибольшее распространение в первой половине XX века в США. Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи.

Базовые идеи прагматизма: 1) окружающая человека реальность отождествляется с «опытом», который не сводится только к восприятиям, а понимается как все, что переживается в опыте, т.е. как любое содержание сознания человека; 2) опыт не дан нам как нечто определенное, объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе возникающих жизненных задач; 3) мышление – средство приспособления организма к среде с целью успешного действия, а не познания объективной реальности: по Ч.Пирсу, задача мышления – устранение сомнения как помехи для действия, по У.Джеймсу – в выборе средств достижения цели, по Д.Дьюи – в решении «проблематичной ситуации»; 4) истина – это полезность, практическая значимость; 5) фаллибилизм – учение о приблизительности всех наших знаний.

Чарльз Пирс. Являлся основоположником прагматизма. Он свел знание к вере как готовности действовать. Мышление должно не познавать мир, а обеспечивать переход от сомнения к устойчивой вере. Способы ее закрепления: метод упорства (использует религиозный фанатик), метод авторитета, априорный метод, метод науки. Ч.Пирс отдал предпочтение методу науки, принимающему «гипотезу» существования вещей, независимо от того, что мы о них думаем. Он считал, что в науке велика роль абдукции – выдвижения «гипотез» как единственного способа расширения эмпирического знания. Абдукцию Ч.Пирс понимал как синтез индукции и дедукции. Истина – это верование, к которому исследователи пришли бы, если бы процесс исследования продолжался бесконечно. Ч.Пирс выдвинул принцип, что все значение идеи, понятия, теории исчерпывается их практическими последствиями, т.е. полезностью. Истина – это вера, которая вызывает действие, ведущее «заинтересованного субъекта» к поставленной им цели.

Ч.Пирс был также основателем семиотики – науки о знаках, знаковых системах (прежде всего, язык), их значении. Он выявил триадическую природу знака (знак есть А, обозначающее В для С), создал типологию знаков (иконический знак, индекс, символ), исследовал функционирование знаков (знаковый процесс), поставил вопрос о значении знака и пр. В целом Ч.Пирс понимал знак как нечто заменяющее, замещающее реальные предметы (идея Т.Гоббса).

Неопрагматизм -философская интерпретация прагматизма, концептуальное оформление которой ("аналитический Н.") традиционно связывается с работами Рорти. Характеристики:

1) Поиск сущности у истины - следствие того, сущностью обладают знание или рациональность, или исследование, или отношения между мыслью и ее объектом

2) Тезис, согласно которому нет никакого различия между истиной о том, что должно быть, и истиной о том, что есть, нет метафизической разницы между фактами и ценностями, так же, как нет никакого методологического различия между моралью и наукой.

 

Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм - филя позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт, его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое.

2. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения.

а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...

б)Метафизическая - бог становится субъстанцией...

в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

Эмпириокритицизм – «критика опыта»; субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, получившее развитие в концеXIX – начале XX веков. Его представителями являлись Эрнст Мах и Рихард Авенариус. Эмпириокритицизм представляет собой одну из разновидностей позитивизма и именуется также как «второй позитивизм».

Э.Мах выдвинул теорию «экономии мышления» и предложил идеал «чисто описательной науки». Экономия мышления – это главная характеристика познания, ее источник – в биологической потребности организма в самосохранении, что обусловливает необходимость «приспособления» организма к фактам. Ту же идею сформулировал Р.Авенариус в принципе «наименьшей траты сил».

Из принципа экономии мышления следует тезис об «описании» как идеале науки. В развитой науке, по Э.Маху, объяснение является излишним и в целях экономии мышления должно быть устранено. Прежде всего, излишним является понятие причинности (идея Д.Юма). Э.Мах отверг механистическое толкование причинности в науке XVII-XVIII веков, но вместе с ним он отбросил и понятие причинности как таковое. Вместо него он предлагал ввести в науку понятие «функциональной зависимости» процессов и явлений.

Р.Авенариус центральным понятием своего учения сделал понятие «опыт». В его трактовке в опыте исчезает противоположность материи и сознания, физического и психического, которые Р.Авенариус трактовал лишь как содержание внешнего и внутреннего опыта. Р.Авенариус отрицал наличие объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания субъекта.

Неопозитивизм или логический эмпиризм. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.” Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире.

 

Феноменология Гуссерля

Основатель этого учения – Гуссерль. Гл/труды: «Логич/исследования», «Идеи чистой феноменологии и феноменологич/ф-фии».

В работе «Логич/исследования» он выступил с критикой «психологизма» в теории познания нового времени. Юм и Кант пришли к выводу, что достоверного знания вообще нет. На самом деле это не так. Наука может получить обоснование с помощью ф-фии как строг/науки, т.е. феноменологии. Ее предмет – чистый непосредственный опыт познания, очищенного от суб/представлений.

Содержание сознания яв-ся чист/феномены (идеал-образы). В них фиксируется явление. Наше сознание интуитивно постигает феномены и то общее, что в них м.б.

Сначала Гуссерль рассматривал феноменологию применительно к проблеме, но в работе «Идеи чистой феноменологии» она стала рассматриваться как онтлогия, как учение о бытии, и прежде всего сознания.

Цель – очистить сознание от опытного содержания. Это очищение совершается с помощью феноменол/редукции, которая должна подготовить сознание к восприятию чистой сущности, идеи. Вторым этапом яв-ся трансцендентальная редукция. Суть: она. «вынести за скобки вопрос о существовании внешнего сознания мира. Гуссерль не отрицал, что мир существует, но полагал, что надо воздерживаться от суждений о нем.. Третий этап: нужно «вынести за скобки» и самого субъекта, чтобы его псих/особенности не затемняли чистоту сознания. Конеч/результат – чистая субъективность; н. обнаружить базовые хар-ки чистого сознания:

1.Интенциональность – направленность сознания на предмет, нах-ся вне сознания.

2.Горизонтность. Любой предмет предстает на фоне потенц/восприятий, составляющих его горизаонт. Горизонт – подвижный и изменяющийся край поля восприятия.

Горизонт нашего сознания движется и расширяется по мере того, как мы включаем в поле восприятия все новые предметы. Этот процесс Гуссерль назвал функционирующая интенциальность.

3.Бытие во времени (временности). жизнь сознания протекает во времени, поэтому чтобы раскрыть сущность сознания, нужно рассматривать его в динамике как процесс

4.Интерсубъективность. Все субъективное происходит из интерсуб/источника. Сущ-т индивид. и интерсуб/«жизненный мир». «Жизненный мир» - поле нашего сознания, позволяющее постичь смысл бытия. Интерсуб/жизн/мир воплощается в дух/культуре и имеет коллективный хар-тер. В каждую историч/эпоху люди опрде/образом понимают мир и свое место в нем. Смысл отд/сознания м. постичь только в контексте жизн/мира всех людей данной эпохи.

 

Фрейдизм и неофрейдизм

Фрейд Его последователи:Юнг, Фромм. Изначально учение клинического психоанализа Фрейда было сугубо медицинским, однако потом стало философским. Фрейд поставил вопрос о природе человека.

Главное понятие Фрейда – «бессознательное». Бессознательное – явления и процессы в психике, которые человеком не осозн-ся, но влияют на его поведение.

Проявление бессознательного: сноведения, непроизвольные ошибки при письме, ошибки в речи, психические растр-ва.

Фрейд считал, что психика человека состоит из 3х уровней:

-нижний уровень – ОНО(бессознательное)

- средний(сознание)

- Верхний(моральное сознание).

В психике человека имеет место борьба между этими уровнями. Бессознательное подчиняется принципу удовольствия, те стремится реализовать все свои желания. Сознание подчиняется принципу реальности – многие желания бессознательно запретны и потому недопустимы. Результат: бессознательные желания стремятся проникнуть в сознание, но сверхсознание как моральный цензор препятствует этому. Бессознательное влечение часто противоречит нормам морали.

Главной движущей силой бессознательного являются инстинкты. Главный инстинкт – либидо(энергия сексуального влечения). ЭРОС – инстинкт жизни, созидания.

Танатос – инстинкт смерти, разрушения.

Жизнь человека во многом зависит от от того, что доминирует. Культура – репрессивный механизм, тк она она подавляет запретные желания бессознательного. Правда, запретное может трансформироваться в одобряемое.

СУБЛИМАЦИЯ – преобразование запретных желаний бессознательного в различные формы творчества.

Человек, по Фрейду, - существо биологическая, управляемое истинктами.

Неофрейдизм - Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

Неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Они считали, что, всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры.

А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек - не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию", как это имеет место у Фрейда. Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп.

 

Западный экзистенционализм

Экзистенциализм - иррациональное направление в философии, получившее распр-е в первой половине 20 века. Главное понятие – экзистенция

- существование человека в мире

- переживание человеком своего сущ-я

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – фил-я человеческого существования.

Экз-ты считали, что бытие человека непостижимо разумом. Это можно сделать только интуитивно в переживании. В экзист-ме считается, что интуиция – главный способ понимания, например, по Хайдеггеру, бытие нельзя рационально познать, на него можно лишь намекнуть.

Характерис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.091 с.)