Философская герменевтика 19-20в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская герменевтика 19-20в.



В широком смысле – направление в философии и гуманитарных науках, рассматривающее понимание как условие осмысления социального бытия. В узком смысле – искусство и теория (система правил и техник) истолкования текста.

В античности герменевтика трактовалась как искусство толкования воли богов или божественного намерения путем понимания знамений; в древнегреческой философии и филологии – как искусство толкования иносказаний, многозначных символов; у неоплатоников – как интерпретация произведений древних поэтов и, прежде всего, Гомера. В Средние века герменевтика ассоциировалась с экзегетикой – искусством истолкования Библии. Особое значение герменевтика приобрела в эпоху Реформации у протестантских теологов как искусство «истинной» интерпретации Библии, в их полемике с католическими богословами, считавшими невозможным правильное толкование Священного Писания в отрыве от традиции, Священного Предания (трудов авторитетных богословов). Протестантские теологи полагали, что необходимо разграничить божественное и привнесенное человеком. В эпоху Возрождения формируется классическая филология, независимая от богословия; герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык современной (возрожденческой) культуры.

Исторические разновидности герменевтики: перевод (опыт иного и перенос его смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения этого смысла), диалог (формирование нового смысла и субъективности в их соотнесении с существующим смыслом и субъективностью). Перевод и реконструкция получили развитие уже в эпоху Возрождения и Реформации, тогда как диалог – в философии XX столетия.

Мартин Хайдеггер. В работе «Бытие и время» он ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забыт» традиционной европейской философией. Главным пороком европейской науки и всего европейского миросозерцания М.Хайдеггер считал отождествление бытия с «сущим» – эмпирическим миром вещей и явлений. Философ стремился, в связи с этим, раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, ибо только человеку изначально свойственно понимание бытия. Кроме того, по М.Хайдеггеру, Парменид и Платон положили начало рационалистическому пониманию бытия, а Платон – и пониманию мышления как созерцания вечных идей как чего-то самотождественного и пребывающего не во времени, а в вечности. В противоположность этой традиции М.Хайдеггерсчитает характеристикой истинного мышления «вслушивание»: бытие нельзя интеллектуально «созерцать», ему можно только «внимать», т.е.он провозгласил невозможность рационального постижения бытия.

Преодоление метафизического мышления требует, по М.Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры – к «досократовской Греции», которая еще жила в «истине бытия» (идея Ф.Ницше). Такое возвращение возможно потому, что хоть и «забытое», бытие все-таки живет в самом интимном уголке культуры – в языке: «Язык – это дом бытия». При современном отношении к языку только как к орудию, язык технизируется, становится лишь средством передачи информации и умирает как подлинная «речь», «речение», «сказание»; при этом теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а язык становится мертвым. Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривалась М.Хайдеггером как имеющая всемирно-исторический масштаб и мировоззренческое значение.

М.Хайдеггеристолковал реальность «жизненного мира» как, главным образом, языковую реальность. Язык как исторический горизонт понимания определяет судьбу бытия; не люди говорят «языком», а сам язык «говорит» людям и «людьми». Открывающий «таинство и истину бытия» язык продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов, слово которых всегда многозначно, и истолковать его призвана герменевтическая философия; искусство в целом М.Хай-деггер понимал как «хранилище бытия». Поэтому герменевтика из искусства толкования исторических текстов, какой она являлась у Ф.Шлейермахера и В.Диль-тея, превращается у М.Хайдеггера в «свершение бытия», в онтологию

 

 

39.Концепция антропосоциогенеза.

Антропосоциогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.

В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Т.о., орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Т.о., процесс труда включает два ряда отношений:

1. отношение человека к природе.

Преобразуя внешнюю сторону человек тем самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внешней стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает: целесообразную деятельность или собственно труд; предмет труда; средства труда; результат труда.

2. общественный характер отношений в процессе труда. Эта сторона развивалась на основе и единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.

Труд сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.

 

35.Законы диалектики

С точки зрения сферы действии законы подразделяются на общие, универсальные(как, например, закон сохранения энергии

и закономерность или диалектические законы, к рассмотре­нию которых мы перейдем ниже) и частные, действующие лишь в ограниченной области, как, например, законы общественного развития, проявляющиеся лишь на уровне социальной формы движения материи.

При количественном, а не качественном изменении условий, в которых происходит действие законов, последние сохраняются, то есть действуют в иной ситуации так, как они действовали в прежней. Конечно, законов, абсолютно независимых от условий, не существует. Чем шире круг условий, в которых сохраняет свою силу закон, тем соответственно более общим он является.

По своему внутреннему содержанию законы делятся на зако­ны строения (это в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (совместная область причинной и системной детерминации) и законы развития (преимущественная область причинной де­терминации, имеющая не только объяснительное, но и прогно­стическое значение). В силу диалектики необходимости и слу­чайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос непредсказуемых случай­ностей (вспомните прогрессивную и регрессивную тенденции в общественном развитии).

По форме своего проявления законы так же, как и виды при­чинности, подразделяются на динамические и статистические (вероятностные).

 

Категория детерминизма

Философский детерминизм — это мировоззренческий и методологический принцип, со­гласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объясне­ния и предсказания событий, имеющих как однозначно опре­деляемую, так и вероятностную природу. Причинность являет­ся ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания '. Классической формой детерминизма в его ме­ханистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однознач­ную (динамическую) причинную обусловленность одного собы­тия другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механи­стический детерминизм получил у Лапласа в следующей фор­мулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

Диалектический же детерминизм рассматривает категории причины и следствия в зависимости от категорий необходимо­сти, случайности и вероятности. В противоположность механи­цизму диалектика определяет детерминизм как учение об отно­сительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором развитие всегда осущест­вляется на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу случайностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.009 с.)