Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская герменевтика 19-20в.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В широком смысле – направление в философии и гуманитарных науках, рассматривающее понимание как условие осмысления социального бытия. В узком смысле – искусство и теория (система правил и техник) истолкования текста. В античности герменевтика трактовалась как искусство толкования воли богов или божественного намерения путем понимания знамений; в древнегреческой философии и филологии – как искусство толкования иносказаний, многозначных символов; у неоплатоников – как интерпретация произведений древних поэтов и, прежде всего, Гомера. В Средние века герменевтика ассоциировалась с экзегетикой – искусством истолкования Библии. Особое значение герменевтика приобрела в эпоху Реформации у протестантских теологов как искусство «истинной» интерпретации Библии, в их полемике с католическими богословами, считавшими невозможным правильное толкование Священного Писания в отрыве от традиции, Священного Предания (трудов авторитетных богословов). Протестантские теологи полагали, что необходимо разграничить божественное и привнесенное человеком. В эпоху Возрождения формируется классическая филология, независимая от богословия; герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык современной (возрожденческой) культуры. Исторические разновидности герменевтики: перевод (опыт иного и перенос его смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения этого смысла), диалог (формирование нового смысла и субъективности в их соотнесении с существующим смыслом и субъективностью). Перевод и реконструкция получили развитие уже в эпоху Возрождения и Реформации, тогда как диалог – в философии XX столетия. Мартин Хайдеггер. В работе «Бытие и время» он ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забыт» традиционной европейской философией. Главным пороком европейской науки и всего европейского миросозерцания М.Хайдеггер считал отождествление бытия с «сущим» – эмпирическим миром вещей и явлений. Философ стремился, в связи с этим, раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, ибо только человеку изначально свойственно понимание бытия. Кроме того, по М.Хайдеггеру, Парменид и Платон положили начало рационалистическому пониманию бытия, а Платон – и пониманию мышления как созерцания вечных идей как чего-то самотождественного и пребывающего не во времени, а в вечности. В противоположность этой традиции М.Хайдеггерсчитает характеристикой истинного мышления «вслушивание»: бытие нельзя интеллектуально «созерцать», ему можно только «внимать», т.е.он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. Преодоление метафизического мышления требует, по М.Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры – к «досократовской Греции», которая еще жила в «истине бытия» (идея Ф.Ницше). Такое возвращение возможно потому, что хоть и «забытое», бытие все-таки живет в самом интимном уголке культуры – в языке: «Язык – это дом бытия». При современном отношении к языку только как к орудию, язык технизируется, становится лишь средством передачи информации и умирает как подлинная «речь», «речение», «сказание»; при этом теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а язык становится мертвым. Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривалась М.Хайдеггером как имеющая всемирно-исторический масштаб и мировоззренческое значение. М.Хайдеггеристолковал реальность «жизненного мира» как, главным образом, языковую реальность. Язык как исторический горизонт понимания определяет судьбу бытия; не люди говорят «языком», а сам язык «говорит» людям и «людьми». Открывающий «таинство и истину бытия» язык продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов, слово которых всегда многозначно, и истолковать его призвана герменевтическая философия; искусство в целом М.Хай-деггер понимал как «хранилище бытия». Поэтому герменевтика из искусства толкования исторических текстов, какой она являлась у Ф.Шлейермахера и В.Диль-тея, превращается у М.Хайдеггера в «свершение бытия», в онтологию
39.Концепция антропосоциогенеза. Антропосоциогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа. В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека: 1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора. б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек. в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса. 2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума.. 3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Т.о., орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека. Т.о., процесс труда включает два ряда отношений: 1. отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю сторону человек тем самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внешней стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает: целесообразную деятельность или собственно труд; предмет труда; средства труда; результат труда. 2. общественный характер отношений в процессе труда. Эта сторона развивалась на основе и единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению. Труд сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.
35.Законы диалектики С точки зрения сферы действии законы подразделяются на общие, универсальные(как, например, закон сохранения энергии и закономерность или диалектические законы, к рассмотрению которых мы перейдем ниже) и частные, действующие лишь в ограниченной области, как, например, законы общественного развития, проявляющиеся лишь на уровне социальной формы движения материи. При количественном, а не качественном изменении условий, в которых происходит действие законов, последние сохраняются, то есть действуют в иной ситуации так, как они действовали в прежней. Конечно, законов, абсолютно независимых от условий, не существует. Чем шире круг условий, в которых сохраняет свою силу закон, тем соответственно более общим он является. По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (это в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (совместная область причинной и системной детерминации) и законы развития (преимущественная область причинной детерминации, имеющая не только объяснительное, но и прогностическое значение). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос непредсказуемых случайностей (вспомните прогрессивную и регрессивную тенденции в общественном развитии). По форме своего проявления законы так же, как и виды причинности, подразделяются на динамические и статистические (вероятностные).
Категория детерминизма Философский детерминизм — это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания '. Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором. Диалектический же детерминизм рассматривает категории причины и следствия в зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу случайностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.011 с.) |